Развитие науки и образования
В результате развития ислама в Казахстане литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В некоторых городах как Сайрам, Отрар, Туркестан начали открываться медресе. Одним из знаменитых ученых, который писал свои труды на арабском языке, был Абу Насыр аль-Фараби. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».
Ходжа Ахмет Яссауи жил в средневековье. Он родился в городе Сайрам. Арыстан-баба был его наставником. Сохранились его произведение «Диван-и-хикмет» — «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка, философский трактат об исламе «Рисала» («Зеркало премудрости»). «Диуани Хикмет» и «Хикмет Хизрати» — поэтические произведения. «Насабнама» и «Хикмет Хазрет Султан аль Гарифани» — это жизнеописание и родословная Ходжи Ахмеда Яссауи. а также сохранился мавзолей, построенный на рубеже XIV — XV веков в честь Ахмета Яссауи по личному указанию и планам Тимура.
В VI-VII вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. В VIII-X вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских племен был распространен эпос «Коркут-ата». Коркут-ата — знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кармакчинском районе Кызылординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученый Н. Ф. Диц. Эпос «Огуз-наме» рассказывает о жизни и борьбе хана Огуза. Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (XIII в.) и Абулгази (XVIII в.). В Казахстане с VII в. складывается письменная литература, а с IX в. появляется литература на арабском языке.
Так же были знаменитые философы, мыслители востока: Абу Райхан аль-Бируни «Канон масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благодарные камни». астроном, математик, географ, геолог, философ, историк, врач, поэт. С 22 лет известен как талантливый ученый. Бируни выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца, определил законы движения планет, сделал модель глобуса Земли, где определил координаты свыше 600 городов мира. Бируни за 500 лет до Коперника говорил о гелиоцентрической системе вселенной и за 600 лет до Галилея и Ньютона выдвинул гипотезу о притяжении Земли.
Ахмед Югнаки. Его книга «Хиббат улхакайк» («Подарок истины») состоит из 14 глав, 235 песен о пользе знаний и труда. Книга содержит много сведений о нормах морали, существовавшей в то время в среде оседлых жителей Южного Казахстана.
Сулейман Бакыргани (Хаким ата) в своей книге «Акыр заман» («Конец света») оставил потомкам наставления о поклонении Всевышнему. Также книга содержит ряд языковых и этнографических материалов, отражающих историю племен района Сырдарьи, Каратау. Труды Яссауи и Бакыргани в течение столетий изучались в качестве учебников в медресе Казахстана и Средней Азии. Мусульманское духовенство их использовало в целях пропаганды идеи ислама.
Махмуд Кашгари. Его книга «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») — тюркская энциклопедия. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора — песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.
Юсуф Баласагун написал поэму «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым», «Благодатное знание») для одного из правителей Караханидского ханства Сатук-Богра-хана. Общий объем произведения — 85 глав из 13 тысяч двустиший.