Религия и культура. Распространение ислама
В период раннего средневековья тюркоязычные племена поклонялись огню, природе и кок бори. У них существовали такие божества как:
Тенгри - культ неба. Они считали, что каганы являются посланниками небес на земле, победы и поражения, благополучная жизнь зависит от них.
Умай — женское божество, покровительница очага и детей;
Параллельно в Казахстане развивался буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам. Распространению этих религий способствовал Великий Шёлковый путь.
С середины I в. до н. э. на территории Южного Казахстана и Жетысу распространился буддизм. Племена согдийцев и канглов сыграли важную роль в распространении буддизма.
Буддийские храмы в городах Чуйской долины Ак-бешиме и Суябе (VII-VIII вв); подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.); бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины с сюжетами буддийской иконографии являются памятниками буддизма в Южном Казахстане и Семиречье.
В VII-VIII вв. на территории Южного Казахстана и Жетысу распространилось христианство.
В III в. н. э. в Иране манихейство. В Таразе найден бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), который является символом манихейского божества.
В VII-VI вв. до н. э. в Иране возник зороастризм. Для зороастризма характерно почитание четырех стихий Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм пришел в южные города Казахстана в VI-VII вв. от согдийцев. Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка. В домах Отрара обнаружены очаги-алтари, вмазанные в пол.
В VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. После того как Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. Караханиды первыми объявили ислам государственной религией. Христианские церкви в Таразе и Мерке превратились в мечети.
Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере. К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне. Со второй половины IX-X вв. распространяется совершение мусульманских погребальных обрядов — умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг. Ранние мусульманские некрополи были открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.). В Буранинском городище открыта группа мусульманских мавзолеев XI-XII вв.