Е.Н. Носов «Живое пламя»

Вот уже почти 70 лет весна для рус­ско­го че­ло­ве­ка свя­за­на с Днем По­бе­ды. Почти в каж­дом го­ро­де нашей стра­ны горит веч­ный огонь (рис. 1), как сим­вол па­мя­ти о страш­ных и тра­ги­че­ских годах Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, па­мя­ти о тех, кто пал смер­тью храб­рых на ее фрон­тах. Об этом было на­пи­са­но много рас­ска­зов, сти­хов и песен.  

Тема па­мя­ти стала глав­ной в рас­ска­зе Ев­ге­ния Ива­но­ви­ча Но­со­ва «Живое пламя».

Фото. Веч­ный огонь

Рис. 1. Фото. Веч­ный огонь

Автор ведет по­вест­во­ва­ние от пер­во­го лица. Он рас­ска­зы­ва­ет, как од­на­ж­ды помог своей квар­тир­ной хо­зяй­ке тете Оле по­се­ять цветы на клум­бе перед домом. Среди про­чих семян им по­па­лись се­ме­на мака. Тетя Оля не хо­те­ла са­жать их на клум­бу.

 « - Ну, какой из маков цвет! - убеж­ден­но от­ве­ти­ла она. - Это овощ. Его на гряд­ках вме­сте с луком и огур­ца­ми сеют… Цвет­ком он всего два дня бы­ва­ет. Для клум­бы это никак не под­хо­дит, пых­нул и сразу сго­рел. А потом все лето тор­чит эта самая ко­ло­туш­ка и толь­ко вид пор­тит».

Рас­сказ­чик все же по­ти­хонь­ку от хо­зяй­ки на­сы­пал семян в цен­тре клум­бы. Когда цветы про­рос­ли, тетя Оля за­ме­ти­ла маки, но не стала их вы­ры­вать. Когда же клум­ба за­цве­ла, кра­со­та цве­тов по­ра­зи­ла всех:

«Из­да­ли маки по­хо­ди­ли на за­жжен­ные фа­ке­лы с жи­вы­ми, ве­се­ло по­лы­ха­ю­щи­ми на ветру язы­ка­ми пла­ме­ни.  Лег­кий ветер чуть ко­лы­хал, солн­це про­ни­зы­ва­ло све­том по­лу­про­зрач­ные алые ле­пест­ки, от­че­го маки то вспы­хи­ва­ли тре­пет­но-яр­ким огнем, то на­ли­ва­лись гу­стым баг­рян­цем. Ка­за­лось, что, стоит толь­ко при­кос­нуть­ся - сразу опа­лят!

Маки сле­пи­ли своей озор­ной, об­жи­га­ю­щей яр­ко­стью, и рядом с ними по­мерк­ли, по­туск­не­ли все эти па­риж­ские кра­са­ви­цы, льви­ные зевы и про­чая цве­точ­ная ари­сто­кра­тия» (рис. 2).

«Живое пламя»

Рис. 2. «Живое пламя»

За­жжен­ные фа­ке­лы, по­лы­ха­ю­щее пламя, сле­пя­щее и об­жи­га­ю­щее. Об­ра­зы, ко­то­рые ис­поль­зу­ет пи­са­тель, — яркие, за­по­ми­на­ю­щие, сим­во­лич­ные.

Дей­стви­тель­но, маки в рас­ска­зе стали сим­во­лом Веч­но­го огня. По­это­му и на­зва­ние автор вы­брал со­от­вет­ству­ю­щее: «Живое пламя». Такое скры­тое срав­не­ние в ли­те­ра­ту­ре на­зы­ва­ет­ся ме­та­фо­рой.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «пе­ре­нос», «пе­ре­нос­ное зна­че­ние») — троп, слово или вы­ра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в пе­ре­нос­ном зна­че­нии, в ос­но­ве ко­то­ро­го лежит нена­зван­ное срав­не­ние пред­ме­та с ка­ким-ли­бо дру­гим на ос­но­ва­нии их об­ще­го при­зна­ка. Тер­мин при­над­ле­жит Ари­сто­те­лю и свя­зан с его по­ни­ма­ни­ем ис­кус­ства как под­ра­жа­ния жизни.

Глядя на цве­ту­щие маки, автор вспо­ми­на­ет до­ро­ги войны, ко­то­рые он про­шел. Как и во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях Но­со­ва (рис. 3), образ рас­сказ­чи­ка ав­то­био­гра­фи­чен.

Фото. Е.И. Носов

Рис. 3. Фото. Е.И. Носов

Оте­че­ствен­ная война за­ста­ла пи­са­те­ля, шест­на­дца­ти­лет­не­го юношу, в род­ном селе, ко­то­ро­му при­ш­лось пе­ре­жить фа­шист­скую ок­ку­па­цию. После Кур­ско­го сра­же­ния (5 июля — 23 ав­гу­ста 1943), сви­де­те­лем ко­то­ро­го он был, Носов ухо­дит на фронт, по­сту­пив в ар­тил­ле­рий­ские вой­ска.

В 1945 под Ке­нигсбер­гом он был ранен и 9 мая 1945 встре­тил в гос­пи­та­ле в Сер­пу­хо­ве, о чем позже на­пи­шет рас­сказ «Крас­ное вино по­бе­ды».

Для рас­ска­зов Но­со­ва ха­рак­тер­на одна осо­бен­ность. Война часто при­сут­ству­ет в его про­из­ве­де­ни­ях, но не в рас­ска­зах о ге­ро­из­ме со­вет­ских во­и­нов, а в судь­бах про­стых рус­ских людей, про­шед­ших войну. Так было в рас­ска­зе «Кукла», когда мы зна­ко­ми­лись с судь­бой Аки­мы­ча. Так про­ис­хо­дит и в рас­ска­зе «Живое пламя», когда мы узна­ем о судь­бе Ольги Пет­ров­ны, по­те­ряв­шей на войне сына.

Ей тя­же­ло го­во­рить о ги­бе­ли сына, по­это­му мы узна­ем толь­ко то, что он был лет­чи­ком и погиб, «спи­ки­ро­вав на своем кро­шеч­ном "яст­реб­ке" на спину тя­же­ло­го фа­шист­ско­го бом­бар­ди­ров­щи­ка...»   

Стро­ки рас­ска­за Е. Но­со­ва слиш­ком скупы и не опи­сы­ва­ют по­дроб­но по­двиг Алек­сея.

Боль, ко­то­рая живет в серд­це ма­те­ри, по­те­ряв­шей на войне сына, вы­ры­ва­ет­ся на­ру­жу в тот день, когда ле­пест­ки мака опали: «И сразу на пыш­ной клум­бе без них стало пусто.

- Да, сго­рел... - вздох­ну­ла, слов­но по жи­во­му су­ще­ству, тетя Оля. - А я как-то рань­ше без вни­ма­ния к ма­ку-то этому. Ко­рот­кая у него жизнь. Зато без огляд­ки, в пол­ную силу про­жи­та. И у людей так бы­ва­ет...

Тетя Оля, как-то сгор­бив­шись, вдруг за­то­ро­пи­лась в дом».

Там, в доме фо­то­гра­фия по­гиб­ше­го сына, его вещи. Они хра­нят па­мять о че­ло­ве­ке. Но маки своей яркой и ко­рот­кой жиз­нью еще боль­ше и живее на­пом­ни­ли Ольге Пет­ровне о сыне.

С тех пор на клум­бе  Ольга Пет­ров­на не са­жа­ет ни­ка­ких дру­гих цве­тов. Толь­ко маки. Когда рас­сказ­чик на­ве­стил свою ста­рую зна­ко­мую, он уви­дел по­ра­зи­тель­ную кар­ти­ну: «А рядом на клум­бе по­лы­хал боль­шой ковер маков. Одни осы­па­лись, роняя на землю ле­пест­ки, точно искры, дру­гие толь­ко рас­кры­ва­ли свои ог­нен­ные языки. А снизу, из влаж­ной, пол­ной жиз­нен­ной силы земли, поды­ма­лись все новые и новые туго свер­ну­тые бу­то­ны, чтобы не дать по­гас­нуть жи­во­му огню». 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тай­те рас­сказ Е.И. Но­со­ва «Живое пламя». Со­ставь­те его план.

Какой мо­мент стал куль­ми­на­ци­ей рас­ска­за?

Про­чи­тай­те опи­са­ние цве­ту­щих маков. Какие сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти ис­поль­зу­ет автор?

Что объ­еди­ня­ет рас­ска­зы Е. Но­со­ва «Кукла» и «Живое пламя»?

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 01:32