В.В. Маяковский: жизнь и творчество. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Твор­че­ство и лич­ность В.В. Ма­я­ков­ско­го, как при жизни, так и после его смер­ти, по­сто­ян­но вы­зы­ва­ли споры. Вы­ска­зы­ва­лись диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ные точки зре­ния — от вос­тор­жен­но­го вос­хва­ле­ния до пол­но­го от­ри­ца­ния.

Споры эти объ­яс­ня­ют­ся в первую оче­редь неор­ди­нар­но­стью его по­э­зии как по со­дер­жа­нию, так и по форме. Сам же Ма­я­ков­ский на про­тя­же­нии жизни меч­тал об одном: «Я хочу быть по­ня­тым моей стра­ной…»

Вла­ди­мир Ма­я­ков­ский (рис. 1) ро­дил­ся в 1893 г. на Кав­ка­зе в семье лес­ни­че­го. Воль­ное дет­ство в селе Баг­да­ди, среди по­кры­тых ле­са­ми гор, под щед­рым южным солн­цем, рано по­бу­ди­ло у маль­чи­ка по­э­ти­че­ское чув­ство. Он любил стихи, хо­ро­шо ри­со­вал, любил даль­ние по­езд­ки.

Со­бы­тия 1905 года оста­ви­ли за­мет­ный след в био­гра­фии бу­ду­ще­го поэта. Уче­ник вто­ро­го курса гим­на­зии, В. Ма­я­ков­ский участ­во­вал в ре­во­лю­ци­он­ных вы­ступ­ле­ни­ях мо­ло­де­жи, зна­ко­мил­ся с со­ци­аль­но-де­мо­кра­ти­че­ской ли­те­ра­ту­рой.

В.В. Ма­я­ков­ский

Рис. 1. В.В. Ма­я­ков­ский

После смер­ти отца семья пе­ре­еха­ла в Моск­ву. Бу­ду­щий поэт за­ни­ма­ел­ся ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью, ра­бо­тал про­па­ган­ди­стом, три раза был аре­сто­ван. В 1910 году Ма­я­ков­ский был осво­бож­ден из Бу­тыр­ской тюрь­мы, где он про­вел один­на­дцать ме­ся­цев. Имен­но здесь он пишет свои стихи. Можно ска­зать, что выход Ма­я­ков­ско­го из тюрь­мы был сим­во­ли­че­ским вхо­дом в ис­кус­ство.

В 1911 г. он по­сту­па­ет в Мос­ков­ское учи­ли­ще жи­во­пи­си, зод­че­ства и ва­я­ния. Со­ци­аль­ная си­ту­а­ция Рос­сии по­ста­ви­ла перед Ма­я­ков­ским выбор – ста­рая жизнь и ста­рое ис­кус­ство или новая жизнь и новое ис­кус­ство. «Хочу де­лать новое со­ци­а­ли­сти­че­ское ис­кус­ство», — так опре­де­лил поэт цель своей жизни. В сте­нах учи­ли­ща бу­ду­ще­го поэта под­жи­да­ло во мно­гом судь­бо­нос­ное зна­ком­ство с ор­га­ни­за­то­ром груп­пы «Гилея» Д.Д. Бур­лю­ком, ко­то­рый стал одним из ос­но­во­по­лож­ни­ков фу­ту­риз­ма. Имен­но в аль­ма­на­хе этой груп­пы — «По­ще­чи­на об­ще­ствен­но­му вкусу» — в де­каб­ре 1912 года со­сто­ял­ся ли­те­ра­тур­ный дебют Ма­я­ков­ско­го.

В 1913 г. поэт из­да­ет свой пер­вый сти­хо­твор­ный сбор­ник под на­зва­ни­ем «Я», пишет тра­ге­дию «Вла­ди­мир Ма­я­ков­ский» (ре­жис­се­ром по­ста­нов­ки и ис­пол­ни­те­лем глав­ной роли вы­сту­пил он сам). В со­ста­ве груп­пы фу­ту­ри­стов Ма­я­ков­ский ездит по го­ро­дам и весям Рос­сии. Пуб­лич­ные вы­ступ­ле­ния стали при­чи­ной его ис­клю­че­ния из учи­ли­ща.

Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция 1917 года была встре­че­на Ма­я­ков­ским с ра­до­стью и эн­ту­зи­аз­мом. Поэт  под­дер­жи­ва­ет мо­ло­дое го­су­дар­ство до­ступ­ны­ми ему ху­до­же­ствен­ны­ми сред­ства­ми.

С 1919 года он в те­че­ние трех лет ра­бо­та­ет в «Окнах РОСТА», вы­пус­ка­ет аги­та­ци­он­но-са­ти­ри­че­ские пла­ка­ты со сти­хо­твор­ны­ми стро­ка­ми. Всего за этот пе­ри­од он вы­сту­пил ав­то­ром по­ряд­ка 1100 таких «окон» (рис. 2).

Пла­кат, со­здан­ный Ма­я­ков­ским в 1920 г.

Рис. 2. Пла­кат, со­здан­ный Ма­я­ков­ским в 1920 г.

Ма­я­ков­ский на­зы­вал «Окна РОСТА» фан­та­сти­че­ской вещью. Пла­ка­ты ху­дож­ни­ков «Окон...» вы­став­ля­ли в вит­ри­нах цен­траль­ных ма­га­зи­нов Моск­вы, на Куз­нец­ком мосту, а неко­то­рые даже от­прав­ля­ли в дру­гие го­ро­да.

Летом 1920 года Ма­я­ков­ский жил на даче в Пуш­ки­но (под Моск­вой), ра­бо­тал в РОСТА и еже­днев­но ездил в город. То­гда-то и было на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние «Необы­чай­ное при­клю­че­ние, быв­шее с Вла­ди­ми­ром Ма­я­ков­ским летом на даче».

В этом сти­хо­тво­ре­нии необыч­но все: сюжет, в ко­то­ром со­че­та­ет­ся ре­аль­ность и фан­та­сти­ка, осо­бый ритм, со­че­та­ние про­стых и даже про­сто­реч­ных слов с ав­тор­ски­ми нео­ло­гиз­ма­ми.

На­зва­ние сти­хо­тво­ре­ния

Поэт на­ме­рен­но вы­би­ра­ет длин­ное, гро­мозд­кое на­зва­ние сво­е­му сти­хо­тво­ре­нию: «Необы­чай­ное при­клю­че­ние, быв­шее с Вла­ди­ми­ром Ма­я­ков­ским летом на даче». Да еще до­бав­ля­ет под­за­го­ло­вок: «Пуш­ки­но, Аку­ло­ва гора, дача Ру­мян­це­ва, 27 верст по Яро­слав­ской жел. дор.»  Т. о., за­го­ло­вок и под­за­го­ло­вок кон­тра­сти­ру­ют друг с дру­гом: необыч­ное с обы­ден­ным, фан­та­сти­че­ское с ре­аль­ным.

Ком­по­зи­ция сти­хо­тво­ре­ния

Экс­по­зи­ция. «Обы­ден­ная ра­бо­та поэта»

За­вяз­ка и раз­ви­тие дей­ствия. «Ссора поэта с солн­цем. При­гла­ше­ние "на чай"»

Куль­ми­на­ция. «Ше­ствие солн­ца. Раз­го­вор поэта со све­ти­лом»

Раз­вяз­ка. «По­э­ти­че­ское кредо поэта»

 Тема, идея, про­бле­ма­ти­ка сти­хо­тво­ре­ния

Сти­хо­тво­ре­ние, по сло­вам из­вест­но­го ак­те­ра Вла­ди­ми­ра Яхон­то­ва, оше­лом­ля­ет «дер­зо­стью сю­же­та и кра­со­той мысли: поэт и солн­це — два друга. Одно — све­тит, дру­гой — поет». Все оно про­све­че­но ра­дост­ной, за­ду­шев­ной улыб­кой. Кас­кад раз­но­об­раз­ных, ино­гда неожи­дан­ных рифм, тон­чай­ший рит­ми­че­ский ри­су­нок уси­ли­ва­ют впе­чат­ле­ние жи­во­сти, ска­зоч­но­сти, за­ни­ма­тель­но­сти по­вест­во­ва­ния.

Из­му­чен­ный лет­ней жарой и из­ну­ри­тель­ной ра­бо­той по­эт-ху­дож­ник по­за­ви­до­вал солн­цу в том, что оно ночью не све­тит, т. е. не ра­бо­та­ет, а от­ды­ха­ет (рис. 3).

Из­му­чен­ный лет­ней жарой и из­ну­ри­тель­ной ра­бо­той по­эт-ху­дож­ник по­за­ви­до­вал солн­цу в том, что оно ночью не све­тит, т. е. не ра­бо­та­ет, а от­ды­ха­ет

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция

И так од­на­ж­ды разо­злясь,

что в стра­хе все по­блек­ло,

в упор я крик­нул солн­цу:

«Слазь!

до­воль­но шлять­ся в пекло!»

Я крик­нул солн­цу:

«Дар­мо­ед!

за­не­жен в об­ла­ка ты,

а тут — не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй пла­ка­ты!

Солн­це при­хо­дит к поэту в гости и в их раз­го­во­ре вы­яс­ня­ет­ся, что у обоих много об­ще­го. За­да­ча солн­ца, как и поэта, – осве­щать этот серый мир, на­пол­нять его крас­ка­ми, жиз­нью, смыс­лом. Оба осо­зна­ют важ­ность сво­е­го труда. И несмот­ря на слож­ность за­да­чи, автор про­воз­гла­ша­ет их общий ло­зунг, став­ший глав­ной идеей сти­хо­тво­ре­ния:

Све­тить все­гда,

све­тить везде,

до дней по­след­них донца,

све­тить —

и ни­ка­ких гвоз­дей!

Вот ло­зунг мой —

и солн­ца!

Т. о., Ма­я­ков­ский  вы­ра­зил в сти­хо­тво­ре­нии  свое от­но­ше­ние к по­э­ти­че­ско­му труду, вы­брав для этого необыч­ную, ме­та­фо­ри­че­скую ма­не­ру, чтобы рас­ска­зать чи­та­те­лю, какой долж­на быть на­сто­я­щая по­э­зия.

Сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти и сти­ли­сти­че­ские при­е­мы

Ме­та­фо­ра – один из глав­ных ху­до­же­ствен­ных тро­пов, ко­то­рые ис­поль­зу­ет поэт. Его ме­та­фо­ры необыч­ны, ори­ги­наль­ны.

На­при­мер:

1. При­го­рок Пуш­ки­но гор­бил

     Аку­ло­вой горою,

     а низ горы —

     де­рев­ней был,

     кри­вил­ся крыш корою.

2. Рас­ки­нув луч-ша­ги,

    ша­га­ет солн­це в поле.

Такие ме­та­фо­ры на­зы­ва­ют­ся раз­вер­ну­ты­ми. В от­ли­чие от про­стой ме­та­фо­ры, такая ме­та­фо­ра за­клю­ча­ет в себе об­раз­ное по­до­бие опре­де­лен­но­го жиз­нен­но­го яв­ле­ния и  рас­кры­ва­ет­ся на про­тя­же­нии от­рез­ка или всего сти­хо­тво­ре­ния.

Ги­пер­бо­ла (ху­до­же­ствен­ное пре­уве­ли­че­ние). Ее ис­поль­зо­ва­ние по­мо­га­ет ав­то­ру на­де­лить героя сти­хо­тво­ре­ния тем­пе­ра­мен­том, эмо­ци­о­наль­но­стью твор­че­ской лич­но­сти. На­при­мер, невы­но­си­мая жара пе­ре­да­ет­ся в такой ги­пер­бо­ле: «в сто тысяч солнц закат пылал». Ха­рак­тер героя сти­хо­тво­ре­ния, склон­ность все пре­уве­ли­чи­вать, вос­при­ни­мать и пе­ре­жи­вать ост­рее, чем обыч­ные люди, зву­чит в ре­пли­ке: «Что я на­де­лал! Я погиб!».

Ка­лам­бур (игра слов)

На­при­мер:

без дела за­хо­дить,

ко мне

на чай зашло бы!

(За­хо­дить — пря­тать­ся, скры­вать­ся, па­дать в дыру;  зашло бы — при­гла­ше­ние в гости).

Сти­ли­сти­че­ская лек­си­ка

В диа­ло­гах между ге­ро­ем и солн­цем автор на­ме­рен­но ис­поль­зу­ет про­сто­реч­ную, раз­го­вор­ную лек­си­ку. Это де­ла­ет бе­се­ду непри­нуж­ден­ной и очень есте­ствен­ной. В на­ча­ле, когда герой рас­сер­жен, его речь груба и резка. Поэт на­зы­ва­ет солн­це дар­мо­едом, утвер­жда­ет, что оно шля­ет­ся без дела. Солн­це тоже не усту­па­ет: «-Чаи гони, гони, поэт, ва­ре­нье!».  Герой в ответ вос­кли­ца­ет в до­са­де: «-Черт дер­нул дер­зо­сти мои орать ему». И скоро раз­го­вор пе­ре­хо­дит в дру­же­скую бе­се­ду:

 - Ладно,

не горюй,

на вещи про­сто!

А мне, ты ду­ма­ешь,

све­тить

легко?

— Поди, по­про­буй!

Кроме раз­го­вор­ной лек­си­ки, Ма­я­ков­ский, как пред­ста­ви­тель фу­ту­риз­ма, экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет со сло­вом, со­зда­вая ав­тор­ские нео­ло­гиз­мы.

На­при­мер:

 «При­го­рок Пуш­ки­но гор­бил» (гор­бил — про­из­вод­ное от гор­бит­ся).

 «По­го­ди! по­слу­шай, зла­то­ло­бо» (зла­то­ло­бо об­ра­зо­ва­но по ана­ло­гии с зла­то­во­ло­со).

 «Но стран­ная из солн­ца ясь стру­и­лась» (ясь – т. е. свет, про­из­вод­ное от ясный)

 «Пой­дем, поэт, взо­рим, вспо­ем» (про­из­вод­ное от взи­рать, спеть)

 «И хочет ночь при­лечь, тупая сон­ни­ца» (сон­ни­ца – про­из­вод­ное от бес­сон­ни­ца).

Сти­хо­твор­ная форма

Читая сти­хо­тво­ре­ние, вы, на­вер­ня­ка за­ме­ти­ли, что оно со­сто­ит из неоди­на­ко­вых по ко­ли­че­ству сло­гов строк. Такой прием на­зы­ва­ет­ся ле­сен­кой. При­ду­мал его Ма­я­ков­ский. Поэт раз­ры­ва­ет стро­ку и про­дол­жа­ет за­пись с новой.

Срав­ни­те:

А зав­тра

снова

мир за­лить

вста­ва­ло солн­це ало.

И день за днем

ужас­но злить

меня

вот это

стало.

А зав­тра снова мир за­лить

вста­ва­ло солн­це ало.

И день за днем ужас­но злить

Меня вот это стало.

Ос­нов­ные при­чи­ны ис­поль­зо­ва­ния новой сти­хо­твор­ной формы Ма­я­ков­ский на­звал в своей книге «Как де­лать стихи» (1926) (рис. 4). Это пре­жде всего более чёт­кое оформ­ле­ние ритма стиха, так как, по мне­нию Ма­я­ков­ско­го, тра­ди­ци­он­ные знаки пунк­ту­а­ции недо­ста­точ­но для этого при­спо­соб­ле­ны.

В. Ма­я­ков­ский «Как де­лать стихи?»

Рис. 4. В. Ма­я­ков­ский «Как де­лать стихи?»

Ста­тья была на­пи­са­на Ма­я­ков­ским в 1926 году. В ней он вы­ска­зы­ва­ет свой взгляд на ис­кус­ство.

Для по­э­ти­че­ской ра­бо­ты необ­хо­ди­мо:

1. На­ли­чие за­да­чи в об­ще­стве (со­ци­аль­ный заказ)

2. Це­ле­вая уста­нов­ка

3. Ма­те­ри­ал. Слова́. По­сто­ян­ное по­пол­не­ние хра­ни­лищ, са­ра­ев ва­ше­го че­ре­па, нуж­ны­ми, вы­ра­зи­тель­ны­ми, ред­ки­ми, изоб­ре­тен­ны­ми, об­нов­лен­ны­ми, про­из­ве­ден­ны­ми и вся­ки­ми дру­ги­ми сло­ва­ми.

Ма­я­ков­ский при­во­дит при­мер, как он по­пол­ня­ет но­вы­ми сло­ва­ми-об­ра­за­ми свои хра­ни­ли­ща. У поэта с собой за­пис­ная книж­ка, в ко­то­рую он за­пи­сы­ва­ет ин­те­рес­ные слова. Об одном слу­чае он вспо­ми­на­ет: «Году в три­на­дца­том, воз­вра­ща­ясь из Са­ра­то­ва в Моск­ву, я, в целях до­ка­за­тель­ства ка­кой-то ва­гон­ной спут­ни­це своей пол­ной ло­яль­но­сти, ска­зал ей, что я «не муж­чи­на, а об­ла­ко в шта­нах». Ска­зав, я сей­час же со­об­ра­зил, что это может при­го­дить­ся для стиха, а вдруг это разой­дет­ся изуст­но и будет раз­ба­за­ре­но зря? Страш­но обес­по­ко­ен­ный, я с пол­ча­са до­пра­ши­вал де­вуш­ку на­во­дя­щи­ми во­про­са­ми и успо­ко­ил­ся, толь­ко убе­див­шись, что мои слова уже вы­ле­те­ли у нее из сле­ду­ю­ще­го уха. Через два года «об­ла­ко в шта­нах» по­на­до­би­лось мне для на­зва­ния целой поэмы».

Еще одним важ­ным мо­мен­том в про­цес­се со­зда­ния сти­хо­тво­ре­ния Ма­я­ков­ский на­звал на­вы­ки и при­е­мы об­ра­бот­ки слов: рифмы, раз­ме­ры, ал­ли­те­ра­ции, об­ра­зы, сни­же­ния стиля, пафос, кон­цов­ка, за­гла­вие, на­чер­та­ние и т. д. В ста­тье поэт де­лит­ся тем, как он ра­бо­тал со сло­вом в про­цес­се со­зда­ния сти­хо­тво­ре­ния «Сер­гей Есе­нин»:

«Без вся­ких ком­мен­та­ри­ев при­ве­ду по­сте­пен­ную об­ра­бот­ку слов в одной стро­ке:

  1. наши дни к ве­се­лью мало обо­ру­до­ва­ны;

  2. наши дни под ра­дость мало обо­ру­до­ва­ны;

  3. наши дни под сча­стье мало обо­ру­до­ва­ны;

  4. наша жизнь к ве­се­лью мало обо­ру­до­ва­на;

  5. наша жизнь под ра­дость мало обо­ру­до­ва­на;

  6. наша жизнь под сча­стье мало обо­ру­до­ва­на;

  7. для ве­се­лий пла­не­та наша мало обо­ру­до­ва­на;

  8. для ве­се­ло­стей пла­не­та наша мало обо­ру­до­ва­на;

  9. не осо­бен­но пла­не­та наша для ве­се­лий обо­ру­до­ва­на;

10. не осо­бен­но пла­не­та наша для ве­се­лья обо­ру­до­ва­на;

11. пла­не­тиш­ка наша к удо­воль­стви­ям не очень обо­ру­до­ва­на;

и, на­ко­нец, по­след­няя, 12-я —      

12. для ве­се­лия пла­не­та наша мало обо­ру­до­ва­на.

Я мог бы про­из­не­сти целую за­щи­ти­тель­ную речь в поль­зу по­след­ней из строк, но сей­час удо­вле­тво­рюсь про­стым спи­сы­ва­ни­ем этих строк с чер­но­ви­ка для де­мон­стри­ро­ва­ния, сколь­ко надо ра­бо­ты класть на вы­дел­ку несколь­ких слов».

Вопросы к конспектам

Про­чи­тай­те сти­хо­тво­ре­ние В.В. Ма­я­ков­ско­го «Необы­чай­ное при­клю­че­ние, быв­шее с Вла­ди­ми­ром Ма­я­ков­ским летом на даче». Най­ди­те в нем при­ме­ры:

- раз­вер­ну­той ме­та­фо­ры;

- ги­пер­бо­лы;

- про­сто­реч­ной, раз­го­вор­ной лек­си­ки;

- нео­ло­гиз­мов.

В чем уни­каль­ность и непо­вто­ри­мость по­э­зии Ма­я­ков­ско­го?

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 23:27