Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»
В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).
Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.
Рис. 1. М. Горький
Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».
В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» – загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.
Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.
Роль пейзажа в романтических рассказах Горького
Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) – 1) вид местности; 2) в искусстве – художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором – природа, город или архитектурный комплекс.
Основные цели использования пейзажа:
Раскрыть состояние героя;
Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
Установить композиционные связи между частями произведения;
Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.
С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там – резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».
Средства художественной выразительности, которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:
ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».
МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».
СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: «по небу бродили обрывки туч».
Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:
Легенда о Ларре
Жизнь старухи Изергиль.
Легенда о Данко.
Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.
Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая.
Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»
«Легенда о Ларре»
Происхождение |
Сын орла |
Внешность |
20-летний юноша, красивый и сильный. Глаза «холодны и горды, как у царя птиц». |
Отношение к окружающим |
Высокомерие, презрение: «он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе». |
Поступки |
Убийство |
Реакция окружающих |
Имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон». |
Финал легенды |
«Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!» |
Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью».
«Легенда о Данко»
Происхождение |
«один из тех людей» |
Внешность |
«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».
|
Отношение к окружающим |
Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь». |
Поступки |
Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». |
Реакция окружающих |
1. «Дружно все пошли за ним – верили в него». 2. «И стали они упрекать его в неумении управлять ими» 3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».
|
Финал |
«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер». |
Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).
Рис. 2. Легенда о Данко
Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».
Сравнение Ларры и Данко
Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра – воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко – альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.
Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.
В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.
Образ старухи Изергиль
В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра – символ эгоизма, Данко – альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.
Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».
Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»
В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.
Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.