Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

В пе­ри­од с 1892 по 1902 годы по сте­пям Бес­са­ра­бии стран­ство­вал тогда еще ни­ко­му не из­вест­ный 24-лет­ний Алек­сей Пеш­ков, ко­то­рый очень скоро вой­дет в рус­скую ли­те­ра­ту­ру под псев­до­ни­мом Мак­сим Горь­кий (рис. 1). 

Тя­же­лы­ми и од­но­вре­мен­но пре­крас­ны­ми были те 5 лет для пи­са­те­ля. Тя­же­лы­ми, по­то­му что при­хо­ди­лось туго: чтобы не уме­реть с го­ло­да, Горь­кий не брез­го­вал ни­ка­кой, даже самой тя­же­лой ра­бо­той. В то же время бу­ду­щий пи­са­тель на­кап­ли­вал впе­чат­ле­ния, на­блю­дал, на­би­рал­ся опыта, встре­чал ин­те­рес­ных людей. Все это в даль­ней­шем легло в ос­но­ву его твор­че­ства.

М. Горь­кий

Рис. 1. М. Горь­кий

Пер­вые про­из­ве­де­ния мо­ло­до­го Горь­ко­го по­свя­ще­ны пе­ри­о­ду южных ски­та­ний. Это рас­ска­зы «Макар Чудра», «Чел­каш», «Ста­ру­ха Изер­гиль».  

В на­зва­ни­ях зву­чат имена глав­ных ге­ро­ев. Они необыч­ны, непри­выч­ны для нас. Как необыч­ны со­бы­тия, о ко­то­рых по­вест­ву­ет рас­сказ­чик. Си­но­ни­мы к слову «необыч­ный» – за­га­доч­ный, та­ин­ствен­ный, кра­си­вый, фан­та­сти­че­ский, ро­ман­ти­че­ский.

Все эти опре­де­ле­ния как нель­зя точно от­ра­жа­ют впе­чат­ле­ние от ран­них ро­ман­ти­че­ских рас­ска­зов Горь­ко­го.

Роль пей­за­жа в ро­ман­ти­че­ских рас­ска­зах Горь­ко­го

Пей­заж (фр. Paysage от pays, мест­ность, стра­на) – 1) вид мест­но­сти; 2) в ис­кус­стве – ху­до­же­ствен­ное изоб­ра­же­ние при­ро­ды. Го­во­ря точ­нее, это один из видов ху­до­же­ствен­но­го опи­са­ния или жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, ос­нов­ной пред­мет изоб­ра­же­ния в ко­то­ром – при­ро­да, город или ар­хи­тек­тур­ный ком­плекс.

Ос­нов­ные цели ис­поль­зо­ва­ния пей­за­жа:

Рас­крыть со­сто­я­ние героя;               

Про­ти­во­по­ста­вить окру­жа­ю­щий мир че­ло­ве­че­ским убеж­де­ни­ям;

Уста­но­вить ком­по­зи­ци­он­ные связи между ча­стя­ми про­из­ве­де­ния;

От­ра­зить за­гад­ку при­ро­ды, ее кра­со­ту и уни­каль­ность.

С пер­вых строк рас­ска­за «Ста­ру­ха Изер­гиль» чи­та­тель по­гру­жа­ет­ся в ат­мо­сфе­ру южной ночи, чув­ству­ет лас­ка­ние теп­ло­го мор­ско­го ветра, слы­шит звуки ноч­ной степи, видит по­ю­щих  людей, воз­вра­ща­ю­щих­ся с ра­бо­ты: «Воз­дух был про­пи­тан ост­рым за­па­хом моря и жир­ны­ми ис­па­ре­ни­я­ми земли, неза­дол­го до ве­че­ра обиль­но смо­чен­ной до­ждем. Еще и те­перь по небу  бро­ди­ли об­рыв­ки туч, пыш­ные, стран­ных очер­та­ний и кра­сок, тут – мяг­кие, как клубы дыма, сизые и пе­пель­но-го­лу­бые, там – рез­кие, как об­лом­ки скал, ма­то­во-чер­ные или ко­рич­не­вые.  Между ними лас­ко­во бле­сте­ли тем­но-го­лу­бые клоч­ки неба, укра­шен­ные зо­ло­ты­ми кра­пин­ка­ми звезд. Все это – звуки и за­па­хи, тучи и люди – было стран­но кра­си­во и груст­но, ка­за­лось  на­ча­лом чуд­ной сказ­ки».

Сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рые по­мо­га­ют при­дать пей­за­жу необыч­но­сти, за­га­доч­но­сти, ро­ман­тич­но­сти:

ЭПИ­ТЕ­ТЫ: «ост­рый запах моря», «пыш­ные, стран­ные очер­та­ния и крас­ки», «лас­ко­во бле­сте­ли», «укра­шен­ные зо­ло­ты­ми кра­пин­ка­ми звезд», «было стран­но, кра­си­во и груст­но», «чуд­ная сказ­ка».

МЕ­ТА­ФО­РЫ: «об­рыв­ки туч», «клоч­ки неба», «кра­пин­ки звезд».

СРАВ­НЕ­НИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как об­лом­ки скал».

ОЛИ­ЦЕ­ТВО­РЕ­НИЕ: «по небу бро­ди­ли об­рыв­ки туч».

Осо­бен­но­сти ком­по­зи­ции рас­ска­за Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль»:

Ле­ген­да о Ларре

Жизнь ста­ру­хи Изер­гиль.

Ле­ген­да о Данко.

Об­рам­ле­ни­ем каж­дой части яв­ля­ет­ся ро­ман­ти­че­ский пей­заж, в ко­то­ром при­ро­да как бы ожи­ва­ет и ста­но­вит­ся участ­ни­ком по­вест­во­ва­ния, уси­ли­ва­ет ро­ман­ти­че­ское со­дер­жа­ние ле­генд.

Ле­ген­да, как миф и сказ­ка, яв­ля­ет­ся жан­ром уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства. Со­бы­тия в ле­ген­де при­укра­ше­ны или пре­уве­ли­че­ны. Глав­ный герой ле­ген­ды – лич­ность необыч­ная, ис­клю­чи­тель­ная, ро­ман­ти­че­ская.

Ро­ман­ти­че­ские герои рас­ска­за Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль»

«Ле­ген­да о Ларре»

 

Про­ис­хож­де­ние

Сын орла

Внеш­ность

20-лет­ний юноша, кра­си­вый и силь­ный.

Глаза «хо­лод­ны и горды, как у царя птиц».

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим

Вы­со­ко­ме­рие, пре­зре­ние:

«он от­ве­чал, если хотел, или мол­чал, а когда при­шли ста­рей­шие пле­ме­ни, он го­во­рил с ними, как с рав­ны­ми себе».

По­ступ­ки

Убий­ство

Ре­ак­ция окру­жа­ю­щих

Имя Ларра озна­ча­ет «от­вер­жен­ный, вы­ки­ну­тый вон».

Финал ле­ген­ды

«Ему нет жизни, и смерть не улы­ба­ет­ся ему. И нет ему места среди людей... Вот как был по­ра­жен че­ло­век за гор­дость!»

Идея «Ле­ген­ды о Ларре»: «За все, что че­ло­век берет, он пла­тит собой: своим умом и силой, ино­гда – жиз­нью».

«Ле­ген­да о Данко»

 

Про­ис­хож­де­ние

«один из тех людей»

Внеш­ность

«мо­ло­дой кра­са­вец», «в очах его све­ти­лось много силы и жи­во­го огня».

 

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим

Аль­тру­изм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они по­гиб­нут. И вот его серд­це вспых­ну­ло огнем же­ла­ния спа­сти их, вы­ве­сти на лег­кий путь».  

По­ступ­ки

Са­мо­по­жерт­во­ва­ние: «он разо­рвал ру­ка­ми себе грудь и вы­рвал из нее свое серд­це и вы­со­ко под­нял его над го­ло­вой. Оно пы­ла­ло так ярко, как солн­це, и ярче солн­ца, и весь лес за­мол­чал, осве­щен­ный этим фа­ке­лом ве­ли­кой любви к людям».

Ре­ак­ция окру­жа­ю­щих

1. «Друж­но все пошли за ним – ве­ри­ли в него».

2. «И стали они упре­кать его в неуме­нии

управ­лять ими»

3. «ра­дост­ные и пол­ные на­дежд, не за­ме­ти­ли смер­ти его».

 

Финал

«Кинул взор впе­ред себя на ширь степи гор­дый на сво­бод­ную землю и за­сме­ял­ся гордо. А потом упал и – умер».

Идея. Ле­ген­да о Данко, кра­си­вом, сме­лом и силь­ном герое, несет в себе идею по­дви­га, са­мо­по­жерт­во­ва­ния, аль­тру­из­ма (рис. 2).

Ле­ген­да о Данко

Рис. 2. Ле­ген­да о Данко

Данко по­мо­га­ет людям не ради славы и при­зна­ния, а ради их сча­стья. И пусть люди сразу не оце­ни­ли его по­дви­га. Но сама при­ро­да не дала им за­быть о по­дви­ге Данко:«в степи стало страш­но тихо, точно и она была по­ра­же­на силой смель­ча­ка Данко, ко­то­рый сжег для людей свое серд­це и умер, не прося у них ни­че­го в на­гра­ду себе».

Срав­не­ние Ларры и Данко

Ге­ро­ев объ­еди­ня­ет толь­ко один пункт срав­не­ния: оба мо­ло­ды, кра­си­вы, горды. В осталь­ном они про­ти­во­по­лож­ны. Ларра – во­пло­ще­ние эго­из­ма, же­сто­ко­сти, ци­нич­но­го рав­но­ду­шия к людям, гор­ды­ни. Данко – аль­тру­ист, со­вер­ша­ю­щий по­двиг са­мо­по­жерт­во­ва­ния во имя людей. Таким об­ра­зом, рас­сказ по­стро­ен на ан­ти­те­зе, а герои яв­ля­ют­ся ан­ти­по­да­ми.

Ан­ти­под (др.-греч.  ἀντίπους — «про­ти­во­по­лож­ные» или «про­ти­во­сто­я­щие ») — в общем смыс­ле что-ни­будь, рас­по­ло­жен­ное про­ти­во­по­лож­но че­му-ни­будь дру­го­му.

 В пе­ре­нос­ном смыс­ле может при­ме­нять­ся к любым про­ти­во­по­лож­ным пред­ме­там, на­при­мер, к людям с про­ти­во­по­лож­ны­ми взгля­да­ми.

Образ ста­ру­хи Изер­гиль

В рас­сказ «Ста­ру­ха Изер­гиль» автор вклю­ча­ет рас­сказ ста­ру­хи о своей жизни. Эти вос­по­ми­на­ния ком­по­зи­ци­он­но раз­ме­ща­ют­ся между двумя ле­ген­да­ми. Герои ле­генд не ре­аль­ные люди, а сим­во­лы. Ларра – сим­вол эго­из­ма, Данко – аль­тру­из­ма. Что ка­са­ет­ся об­ра­за ста­ру­хи Изер­гиль, то ее жизнь и судь­ба  вполне ре­а­ли­стич­ны.

Изер­гиль очень стара: «Время со­гну­ло ее по­по­лам, чер­ные ко­гда-то глаза были туск­лы и сле­зи­лись. Ее сухой голос зву­чал стран­но, он хру­стел, точно ста­ру­ха го­во­ри­ла ко­стя­ми».

Ста­ру­ха рас­ска­зы­ва­ет о своей жизни, о муж­чи­нах, ко­то­рых сна­ча­ла лю­би­ла, а потом пре­да­ва­ла, и толь­ко ради од­но­го была го­то­ва от­дать жизнь. Все воз­люб­лен­ные ее внешне могли быть некра­си­вы. Но не это было глав­ное для Изер­гиль. Она вы­би­ра­ла тех, кто спо­со­бен на по­сту­пок: «Он любил по­дви­ги. А когда че­ло­век любит по­дви­ги, он все­гда умеет их сде­лать и най­дет, где это можно. В жизни, зна­ешь ли ты, все­гда есть место по­дви­гам. И те, ко­то­рые не на­хо­дят их для  себя, – те про­сто лен­тяи или трусы или не по­ни­ма­ют  жизни, по­то­му что, кабы  люди по­ни­ма­ли жизнь, каж­дый за­хо­тел бы оста­вить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не по­жи­ра­ла бы людей бес­след­но...»

В своей жизни Изер­гиль часто по­сту­па­ла эго­и­стич­но. На­при­мер, вспом­ним ее побег из га­ре­ма с сыном сул­та­на, ко­то­рый вско­ре умер. Она рас­ска­зы­ва­ет: «Я пла­ка­ла над ним. Кто ска­жет? Может, ведь это я и убила  его». Но также Изер­гиль была спо­соб­на на по­двиг са­мо­по­жерт­во­ва­ния. На­при­мер, она рис­ку­ет собой, спа­сая лю­би­мо­го че­ло­ве­ка из плена.

Ста­ру­ха Изер­гиль ме­ря­ет людей та­ки­ми по­ня­ти­я­ми, как чест­ность, пря­мо­та, сме­лость, де­я­тель­ность. Для нее это кра­си­вые люди. Изер­гиль осуж­да­ет людей скуч­ных, трус­ли­вых и под­лых. Она гор­дит­ся, что мно­гое по­ви­да­ла на своем веку и верит: ее жиз­нен­ный опыт нужно пе­ре­да­вать мо­ло­дым. Вот по­че­му она рас­ска­зы­ва­ет ле­ген­ды о Ларре и Данко. 

Вопросы к конспектам

Най­ди­те и про­чи­тай­те опи­са­ние степи перед ле­ген­дой о Данко и после неё. Какую роль ро­ман­ти­че­ский пей­заж иг­ра­ет в рас­ска­зе?

Можно ли Данко и Ларру на­звать ро­ман­ти­че­ски­ми ге­ро­я­ми? Ответ обос­нуй­те.

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 22:57