К.Г. Паустовский об известных людях
Появление такого писателя, как Паустовский, было предсказано Иваном Алексеевичем Буниным (рис. 1).
Рис. 1. Иван Алексеевич Бунин
Зимой 1917 года Бунин получил пачку стихов с просьбой об отзыве. Писал ему неизвестный юноша. Бунин ответил открыткой:
«Думается, Ваш удел, Ваша истинная поэзия – в прозе…»
Так появился на свет писатель Константин Георгиевич Паустовский (рис. 2).
Рис. 2. Константин Георгиевич Паустовский
В 1963 году в Советском Союзе проводился опрос о самом читаемом и почитаемом в России писателе. Таким писателем был назван Паустовский.
Паустовский вошёл в литературу как ценитель музыки, живописи, как автор поэтического слова. Читая его произведения, мы встретим вымышленные, но в то же время правдивые повествования о художниках, писателях, композиторах.
Рассказы Паустовского о писателях
Среди рассказов о писателях особо можно выделить рассказы «Алексей Толстой», «Дядя Гиляй», «Иван Бунин», рассказ «Сказочник» о Гансе Христиане Андерсене, «Оскар Уайльд», рассказ «Поток жизни» о прозе Куприна (рис. 3).
Рис. 3. Александр Иванович Куприн
Обратимся к тем произведениям, в которых Паустовский останавливается на жизни и творчестве известных людей.
Паустовский о воображении
Паустовский пишет правдивые, но в то же время вымышленные истории, активно используя своё писательское воображение. Замечательная книга «Золотая роза» рассказывает о писательском труде, в котором немаловажную роль играет воображение. В главе «Животворящее начало» Паустовский пишет:
«Однажды Золя в обществе нескольких друзей говорил, что воображение совершенно не нужно писателю. Работа писателя должна быть основана только на точном наблюдении. Как у него, у Золя.
Бывший при этом Мопассан спросил:
– Как же тогда объяснить, что вы пишете свои огромные романы на основании какой-нибудь одной газетной заметки и при этом месяцами не выходите из дому?
Золя промолчал.
Мопассан взял шляпу и вышел. Его уход мог быть истолкован как оскорбление. Но он не боялся этого. Никому, даже Золя, он не мог позволить отрицать воображение.
Мопассан, как и каждый писатель, глубоко дорожил воображением – великолепной средой для расцвета творческой мысли, золотоносной землей поэзии и прозы.
Оно было животворящим началом искусства, его, как выражались восторженные поэты из Латинского квартала, "вечным солнцем и богом".
Но это ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет.
<…>
…воображение – это свойство человеческой натуры.
– Какое?
– Это свойство человека, пользуясь запасом жизненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать наряду с действительностью вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями. (Конечно, это надо сказать значительно проще.)
– А почему? – спросит нас собеседник. – Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумывать другую?
– А затем, что настоящая жизнь большая и сложная и человеку никогда не удастся узнать ее целиком и во всем разнообразии. Да многое он и не может увидеть и пережить. Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в 1814 году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. Или беседовать с Гоголем, бродя по улицам Рима. Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. Или смотреть с палубы на Тихий океан, усеянный звездами. Хотя бы потому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. А человек хочет знать, видеть и слышать все, хочет пережить все. И его воображение дает ему то, что не успела или не может ему дать действительность. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни».
Паустовский об особенностях творчества разных писателей
В своей книге «Золотая роза», посвящённой писательскому труду, Константин Георгиевич Паустовский рассказывает об особенностях творчества разных писателей. Рассмотрим некоторые примеры.
Лев Толстой:
«Лев Толстой (рис. 4) работал только по утрам. Он говорил, что в каждом писателе сидит и свой собственный критик. Злее всего этот критик бывает по утрам, а ночью он спит».
Рис. 4. Лев Толстой
Антон Павлович Чехов:
«Чехов (рис. 5) в молодости мог писать на подоконнике в тесной и шумной московской квартире. А рассказ "Егерь" он написал в купальне».
Рис. 5. Антон Павлович Чехов
Алексей Толстой:
«Алексей Толстой (рис. 6) мог писать, если перед ним лежала стопа чистой, хорошей бумаги. Он признавался, что, садясь за письменный стол, часто не знал, о чем он будет писать. У него в голове была одна какая-нибудь живописная подробность. Он начинал с нее, и она постепенно вытаскивала за собой, как за волшебную нитку, все повествование».
Рис. 6. Алексей Николаевич Толстой
Рассказы Паустовского о художниках
Cреди произведений Паустовского можно встретить рассказы о русских художниках: об Оресте Кипренском (рис. 7), о Николае Ромадине, об Исааке Левитане.
Рис. 7. Орест Кипренский
Особое умение изображать краски в прозе принадлежало Паустовскому (рис. 8).
Рис. 8. К.Г. Паустовский. Портрет А. Г. Кручиной (1967)
Паустовский писал:
«Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы начинаем видеть это и удивляться то, чего не замечали ранее».
Паустовский о Левитане
Рассмотрите короткий отрывок из очерка Константина Паустовского об известном художнике Исааке Левитане (рис. 9).
Рис. 9. Исаак Левитан
Автор приводит в своём очерке интересные факты из жизни художника.
«Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его любимого ученика – Левитана. Картина была признана недостойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали диплом учителя чистописания. <…>
С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени, будущий друг Чехова, первый и еще робкий певец русской природы. <…>
Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею. <…>
В своих письмах Чехов часто упоминал о красоте Левитана. "Я приеду к вам, красивый, как Левитан", – писал он. <…>
Но имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и особой прелести русского пейзажа. Чехов придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. <…>
"Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", – писал он в одном из писем. <…>
Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл – оно выражало собою то особое обаяние пейзажа средней России».
Рассказы Паустовского о композиторах
Кроме этого, среди произведений Константина Паустовского можно встретить произведения, посвящённые известным музыкантам и композиторам.
Все рассказы Паустовского проникнуты светом добра, светом искусства, которое способно дарить это добро и оставлять в душах читателей самые светлые и радостные чувства. Среди рассказов, посвящённых композиторам, стоит выделить такие: «Музыка Верди» о композиторе Джузеппе Верди, «Старый повар» познакомит с личностью Вольфганга Амадея Моцарта, рассказ «Корзина с еловыми шишками» – о творчестве Эдварда Грига (рис. 10).
Рис. 10. Эдвард Григ