К.Г. Паустовский об известных людях

По­яв­ле­ние та­ко­го пи­са­те­ля, как Па­у­стов­ский, было пред­ска­за­но Ива­ном Алек­се­е­ви­чем Бу­ни­ным (рис. 1).

Иван Алек­се­е­вич Бунин

Рис. 1. Иван Алек­се­е­вич Бунин

Зимой 1917 года Бунин по­лу­чил пачку сти­хов с прось­бой об от­зы­ве. Писал ему неиз­вест­ный юноша. Бунин от­ве­тил от­крыт­кой:

«Ду­ма­ет­ся, Ваш удел, Ваша ис­тин­ная по­э­зия – в прозе…»

Так по­явил­ся на свет пи­са­тель Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич Па­у­стов­ский (рис. 2).

Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич Па­у­стов­ский

Рис. 2. Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич Па­у­стов­ский

В 1963 году в Со­вет­ском Союзе про­во­дил­ся опрос о самом чи­та­е­мом и по­чи­та­е­мом в Рос­сии пи­са­те­ле. Таким пи­са­те­лем был на­зван Па­у­стов­ский.

Па­у­стов­ский вошёл в ли­те­ра­ту­ру как це­ни­тель му­зы­ки, жи­во­пи­си, как автор по­э­ти­че­ско­го слова. Читая его про­из­ве­де­ния, мы встре­тим вы­мыш­лен­ные, но в то же время прав­ди­вые по­вест­во­ва­ния о ху­дож­ни­ках, пи­са­те­лях, ком­по­зи­то­рах.

 Рассказы Паустовского о писателях

Среди рас­ска­зов о пи­са­те­лях особо можно вы­де­лить рас­ска­зы «Алек­сей Тол­стой», «Дядя Гиляй», «Иван Бунин», рас­сказ «Ска­зоч­ник» о Гансе Хри­сти­ане Ан­дер­сене, «Оскар Уайльд», рас­сказ «Поток жизни» о прозе Куп­ри­на (рис. 3).

Алек­сандр Ива­но­вич Куп­рин

Рис. 3. Алек­сандр Ива­но­вич Куп­рин

Об­ра­тим­ся к тем про­из­ве­де­ни­ям, в ко­то­рых Па­у­стов­ский оста­нав­ли­ва­ет­ся на жизни и твор­че­стве из­вест­ных людей.

 Паустовский о воображении

Па­у­стов­ский пишет прав­ди­вые, но в то же время вы­мыш­лен­ные ис­то­рии, ак­тив­но ис­поль­зуя своё пи­са­тель­ское во­об­ра­же­ние. За­ме­ча­тель­ная книга «Зо­ло­тая роза» рас­ска­зы­ва­ет о пи­са­тель­ском труде, в ко­то­ром нема­ло­важ­ную роль иг­ра­ет во­об­ра­же­ние. В главе «Жи­во­тво­ря­щее на­ча­ло» Па­у­стов­ский пишет:

«Од­на­ж­ды Золя в об­ще­стве несколь­ких дру­зей го­во­рил, что во­об­ра­же­ние со­вер­шен­но не нужно пи­са­те­лю. Ра­бо­та пи­са­те­ля долж­на быть ос­но­ва­на толь­ко на точ­ном на­блю­де­нии. Как у него, у Золя.

Быв­ший при этом Мо­пас­сан спро­сил:

– Как же тогда объ­яс­нить, что вы пи­ше­те свои огром­ные ро­ма­ны на ос­но­ва­нии ка­кой-ни­будь одной га­зет­ной за­мет­ки и при этом ме­ся­ца­ми не вы­хо­ди­те из дому?

Золя про­мол­чал.

Мо­пас­сан взял шляпу и вышел. Его уход мог быть ис­тол­ко­ван как оскорб­ле­ние. Но он не бо­ял­ся этого. Ни­ко­му, даже Золя, он не мог поз­во­лить от­ри­цать во­об­ра­же­ние.

Мо­пас­сан, как и каж­дый пи­са­тель, глу­бо­ко до­ро­жил во­об­ра­же­ни­ем – ве­ли­ко­леп­ной сре­дой для рас­цве­та твор­че­ской мысли, зо­ло­то­нос­ной зем­лей по­э­зии и прозы.

Оно было жи­во­тво­ря­щим на­ча­лом ис­кус­ства, его, как вы­ра­жа­лись вос­тор­жен­ные поэты из Ла­тин­ско­го квар­та­ла, "веч­ным солн­цем и богом".

Но это осле­пи­тель­ное солн­це во­об­ра­же­ния за­го­ра­ет­ся толь­ко от при­кос­но­ве­ния к земле. Оно не может го­реть в пу­сто­те. В ней оно гас­нет.

<…>

…во­об­ра­же­ние – это свой­ство че­ло­ве­че­ской на­ту­ры.

– Какое?

– Это свой­ство че­ло­ве­ка, поль­зу­ясь за­па­сом жиз­нен­ных на­блю­де­ний, мыс­лей и чувств, со­зда­вать на­ря­ду с дей­стви­тель­но­стью вы­мыш­лен­ную жизнь, с вы­мыш­лен­ны­ми лю­дь­ми и со­бы­ти­я­ми. (Ко­неч­но, это надо ска­зать зна­чи­тель­но проще.)

– А по­че­му? – спро­сит нас со­бе­сед­ник. – Есть же на­сто­я­щая жизнь. Зачем же вы­ду­мы­вать дру­гую?

– А затем, что на­сто­я­щая жизнь боль­шая и слож­ная и че­ло­ве­ку ни­ко­гда не удаст­ся узнать ее це­ли­ком и во всем раз­но­об­ра­зии. Да мно­гое он и не может уви­деть и пе­ре­жить. На­при­мер, он не может пе­ре­не­стись на три­ста лет назад и стать уче­ни­ком Га­ли­лея, быть участ­ни­ком взя­тия Па­ри­жа в 1814 году или, сидя в Москве, при­кос­нуть­ся рукой к мра­мор­ным ко­лон­нам Ак­ро­по­ля. Или бе­се­до­вать с Го­го­лем, бродя по ули­цам Рима. Или за­се­дать в Кон­вен­те и слы­шать речи Ма­ра­та. Или смот­реть с па­лу­бы на Тихий океан, усе­ян­ный звез­да­ми. Хотя бы по­то­му, что этот че­ло­век ни­ко­гда в жизни не видел даже моря. А че­ло­век хочет знать, ви­деть и слы­шать все, хочет пе­ре­жить все. И его во­об­ра­же­ние дает ему то, что не успе­ла или не может ему дать дей­стви­тель­ность. Во­об­ра­же­ние за­пол­ня­ет пу­сто­ты че­ло­ве­че­ской жизни».

 Паустовский об особенностях творчества разных писателей

В своей книге «Зо­ло­тая роза», по­свя­щён­ной пи­са­тель­ско­му труду, Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич Па­у­стов­ский рас­ска­зы­ва­ет об осо­бен­но­стях твор­че­ства раз­ных пи­са­те­лей. Рас­смот­рим неко­то­рые при­ме­ры.

 

Лев Тол­стой:

«Лев Тол­стой (рис. 4) ра­бо­тал толь­ко по утрам. Он го­во­рил, что в каж­дом пи­са­те­ле сидит и свой соб­ствен­ный кри­тик. Злее всего этот кри­тик бы­ва­ет по утрам, а ночью он спит».

Лев Тол­стой

Рис. 4. Лев Тол­стой

Антон Пав­ло­вич Чехов:

«Чехов (рис. 5) в мо­ло­до­сти мог пи­сать на под­окон­ни­ке в тес­ной и шум­ной мос­ков­ской квар­ти­ре. А рас­сказ "Егерь" он на­пи­сал в ку­пальне».

Антон Пав­ло­вич Чехов

Рис. 5. Антон Пав­ло­вич Чехов

Алек­сей Тол­стой:

«Алек­сей Тол­стой (рис. 6) мог пи­сать, если перед ним ле­жа­ла стопа чи­стой, хо­ро­шей бу­ма­ги. Он при­зна­вал­ся, что, са­дясь за пись­мен­ный стол, часто не знал, о чем он будет пи­сать. У него в го­ло­ве была одна ка­кая-ни­будь жи­во­пис­ная по­дроб­ность. Он на­чи­нал с нее, и она по­сте­пен­но вы­тас­ки­ва­ла за собой, как за вол­шеб­ную нитку, все по­вест­во­ва­ние».

Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич Тол­стой

Рис. 6. Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич Тол­стой

 Рассказы Паустовского о художниках

Cреди про­из­ве­де­ний Па­у­стов­ско­го можно встре­тить рас­ска­зы о рус­ских ху­дож­ни­ках: об Оре­сте Ки­прен­ском (рис. 7), о Ни­ко­лае Ро­ма­дине, об Иса­а­ке Ле­ви­тане.

Орест Ки­прен­ский

Рис. 7. Орест Ки­прен­ский

Осо­бое уме­ние изоб­ра­жать крас­ки в прозе при­над­ле­жа­ло Па­у­стов­ско­му (рис. 8).

К.Г. Па­у­стов­ский. Порт­рет А. Г. Кру­чи­ной (1967)

Рис. 8. К.Г. Па­у­стов­ский. Порт­рет А. Г. Кру­чи­ной (1967)

Па­у­стов­ский писал:

«Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет ему уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. Толь­ко после его кар­тин мы на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся то, чего не за­ме­ча­ли ранее».

 Паустовский о Левитане

Рас­смот­ри­те ко­рот­кий от­ры­вок из очер­ка Кон­стан­ти­на Па­у­стов­ско­го об из­вест­ном ху­дож­ни­ке Иса­а­ке Ле­ви­тане (рис. 9).

Исаак Ле­ви­тан

Рис. 9. Исаак Ле­ви­тан

Автор при­во­дит в своём очер­ке ин­те­рес­ные факты из жизни ху­дож­ни­ка.

«Непри­язнь к Сав­ра­со­ву пре­по­да­ва­те­ли пе­ре­но­си­ли на его лю­би­мо­го уче­ни­ка – Ле­ви­та­на. Кар­ти­на была при­зна­на недо­стой­ной ме­да­ли. Ле­ви­тан не по­лу­чил зва­ния ху­дож­ни­ка, ему дали ди­плом учи­те­ля чи­сто­пи­са­ния. <…>

С этим жал­ким ди­пло­мом вышел в жизнь один из тон­чай­ших ху­дож­ни­ков сво­е­го вре­ме­ни, бу­ду­щий друг Че­хо­ва, пер­вый и еще роб­кий певец рус­ской при­ро­ды. <…>

Ле­ви­тан сдру­жил­ся с ху­дож­ни­ком Ни­ко­ла­ем Че­хо­вым, по­дру­жил­ся с че­хов­ской се­мьей и про­жил три лета рядом с нею. <…>

В своих пись­мах Чехов часто упо­ми­нал о кра­со­те Ле­ви­та­на. "Я при­еду к вам, кра­си­вый, как Ле­ви­тан", – писал он. <…>

Но имя Ле­ви­та­на стало вы­ра­зи­те­лем не толь­ко муж­ской кра­со­ты, но и осо­бой пре­ле­сти рус­ско­го пей­за­жа. Чехов при­ду­мал слово "ле­ви­та­ни­стый" и упо­треб­лял его очень метко. <…>

"При­ро­да здесь го­раз­до ле­ви­та­ни­стее, чем у вас", – писал он в одном из писем. <…>

Вна­ча­ле это ка­за­лось шут­кой, но со вре­ме­нем стало ясно, что в этом ве­се­лом слове за­клю­чен точ­ный смысл – оно вы­ра­жа­ло собою то осо­бое оба­я­ние пей­за­жа сред­ней Рос­сии».

 

Рассказы Паустовского о композиторах

Кроме этого, среди про­из­ве­де­ний Кон­стан­ти­на Па­у­стов­ско­го можно встре­тить про­из­ве­де­ния, по­свя­щён­ные из­вест­ным му­зы­кан­там и ком­по­зи­то­рам.

Все рас­ска­зы Па­у­стов­ско­го про­ник­ну­ты све­том добра, све­том ис­кус­ства, ко­то­рое спо­соб­но да­рить это добро и остав­лять в душах чи­та­те­лей самые свет­лые и ра­дост­ные чув­ства. Среди рас­ска­зов, по­свя­щён­ных ком­по­зи­то­рам, стоит вы­де­лить такие: «Му­зы­ка Верди» о ком­по­зи­то­ре Джу­зеп­пе Верди, «Ста­рый повар» по­зна­ко­мит с лич­но­стью Вольф­ган­га Ама­дея Мо­цар­та, рас­сказ «Кор­зи­на с ело­вы­ми шиш­ка­ми» – о твор­че­стве Эд­вар­да Грига (рис. 10).

Эд­вард Григ

Рис. 10. Эд­вард Григ

 

Вопросы к конспектам

На­зо­ви­те несколь­ко рас­ска­зов Па­у­стов­ско­го о пи­са­те­лях.

Как Па­у­стов­ский оце­ни­ва­ет роль во­об­ра­же­ния в пи­са­тель­ском труде?

Про­чи­тай­те рас­сказ К.Г. Па­у­стов­ско­го «Кор­зи­на с ело­вы­ми шиш­ка­ми».

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 00:02