Ф. Абрамов "О чем плачут лошади"

Федор Алек­сан­дро­вич Аб­ра­мов (рис. 1) ро­дил­ся 29 фев­ра­ля 1920 года в да­лё­кой се­вер­ной де­ревне Вер­кол­ка, от­го­ро­жен­ной от го­ро­да бес­край­ни­ми ле­са­ми, бо­ло­та­ми, озё­ра­ми.

О своем дет­стве автор вспо­ми­нал в сти­хо­тво­ре­нии:

Фото. Ф.А. Аб­ра­мов

Рис. 1. Фото. Ф.А. Аб­ра­мов

Позд­но как-то, рано ли,

Но в семье Аб­ра­мо­вых

По­явил­ся сын.

Ро­дил­ся он с но­ро­вом,

Про­зы­вал­ся Фе­до­ром.

К Пи­не­ге он с вёд­ра­ми

За водой ходил.

Чи­стая во­ди­ца,

Спо­ло­хи зар­ни­цы,

Си­вер­ко, ме­те­ли –

Годы про­ле­те­ли.

Дет­ство и юность бу­ду­ще­го пи­са­те­ля, про­ве­дён­ные в да­лё­кой та­ёж­ной глуши, были нелёг­ки­ми. Боль­шая, мно­го­дет­ная, рано оси­ро­тев­шая семья. Отец умер, когда маль­чи­ку не было и двух лет. Труд­ное по­лу­го­лод­ное дет­ство и юность за­ка­ли­ли ха­рак­тер, при­ви­ли тру­до­лю­бие, волю, упор­ство.  А еще необъ­ят­ные си­бир­ские про­сто­ры, уди­ви­тель­ная кра­со­та при­ро­ды на­учи­ли его бе­реж­но­му, тре­пет­но­му от­но­ше­нию ко всему жи­во­му на Земле.

Толь­ко в во­сем­на­дцать лет бу­ду­щий пи­са­тель уви­дел город, же­лез­ную до­ро­гу. Он при­е­хал в Ле­нин­град, по­сту­пил на фи­ло­ло­ги­че­ский фа­куль­тет уни­вер­си­те­та. Де­ре­вен­ско­го юношу  на­сто­ро­жи­ло го­род­ское мно­го­лю­дье, где люди живут в одном доме и не знают друг друга.  

Даль­ней­шая судь­ба Ф.А. Аб­ра­мо­ва была нераз­рыв­на с судь­бой Рос­сии. Вме­сте со своим на­ро­дом он про­шел Ве­ли­кую Оте­че­ствен­ную войну, после по­бе­ды вновь вер­нул­ся в Ле­нин­град, за­кон­чил учебу, пре­по­да­вал в уни­вер­си­те­те, стал пи­са­те­лем. Но, по­жа­луй, к жизни в боль­шом го­ро­де он так до конца и не смог при­вык­нуть. Имен­но по­это­му боль­шин­ство про­из­ве­де­ний ав­то­ра по­свя­ще­но де­ре­вен­ской теме.

В своем рас­ска­зе «О чем пла­чут ло­ша­ди» автор воз­вра­ща­ет­ся к сво­е­му дет­ству: «в мир па­ху­чих трав, стре­коз и ба­бо­чек и, ко­неч­но же, в мир ло­ша­дей, ко­то­рые пас­лись на при­вя­зи, каж­дая возле сво­е­го кола».

Пи­са­тель Аб­ра­мов от­ме­ча­ет осо­бую кра­со­ту ло­ша­ди, лю­бу­ет­ся этим доб­рым и умным жи­вот­ным. Од­на­ко это лю­бо­ва­ние пе­ре­ме­ши­ва­ет­ся с чув­ством жа­ло­сти к ло­ша­дям и даже вины перед ними, ведь жизнь де­ре­вен­ской ло­ша­ди тра­гич­на: «Конюх Ми­кол­ка, вечно пья­ный, ино­гда и день и ночь не за­яв­лял­ся к ним, и во­круг кола не то что трава — дер­ни­на была из­гры­зе­на и вы­би­та до­чер­на. Они по­сто­ян­но то­ми­лись, уми­ра­ли от жажды, их до­ни­мал гнус — в за­тиш­ные ве­че­ра серым об­ла­ком, тучей клу­бил­ся над ними комар и мош­ка­ра.

В общем, что го­во­рить, — нелег­ко жи­лось бед­ня­гам».

Федор Аб­ра­мов в рас­ска­зе на­де­ля­ет ло­шадь че­ло­ве­че­ски­ми чер­та­ми ха­рак­те­ра. Вме­сте с рас­сказ­чи­ком глав­ной ге­ро­и­ней по­вест­во­ва­ния ста­но­вит­ся кол­хоз­ная ло­шадь Ры­жу­ха. «И все-та­ки Ры­жу­ха вы­год­но вы­де­ля­лась среди своих со­ро­ди­чей. На неко­то­рых из них про­сто мочи не было смот­реть. Ка­кие-то неряш­ли­вые, опу­стив­ши­е­ся, с невы­ли­ня­лой клоч­ка­стой шку­рой, с гно­я­щи­ми­ся гла­за­ми, с ка­кой-то тупой по­кор­но­стью и об­ре­чен­но­стью во взгля­де, во всей по­ну­рой, сгорб­лен­ной фи­гу­ре. А Ры­жу­ха — нет. Ры­жу­ха была ко­был­ка чи­стая, да к тому же еще со­хра­ни­ла свой ве­се­лый, неуны­ва­ю­щий ха­рак­тер, но­ро­ви­стость мо­ло­до­сти».

Чтобы под­черк­нуть нераз­рыв­ную связь че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го, Аб­ра­мов по­ка­зы­ва­ет друж­бу между ними, и даже ис­поль­зу­ет ху­до­же­ствен­ное пре­уве­ли­че­ние. Ры­жу­ха на­де­ля­ет­ся спо­соб­но­стью го­во­рить. И про­яв­ля­ет­ся этот дар в мо­мент, когда ло­ша­ди тя­же­лее всего, ее му­ча­ет во­прос: «Были такие вре­ме­на, когда нам, ло­ша­дям, жи­лось хо­ро­шо?»  

Этот во­прос за­ста­вил рас­сказ­чи­ка за­ду­мать­ся. На этом этапе по­вест­во­ва­ния ярко про­яв­ля­ет­ся дар Аб­ра­мо­ва-пуб­ли­ци­ста. Здесь по­вест­во­ва­ние сме­ня­ет­ся рас­суж­де­ни­ем:

«Были, были такие вре­ме­на, и были еще недав­но, на моей па­мя­ти, когда ло­ша­дью ды­ша­ли и жили, когда ей скарм­ли­ва­ли самый ла­ко­мый кусок, а то и по­след­нюю кра­ю­ху хлеба — мы-то как-ни­будь вы­дю­жим, мы-то и с го­лод­ным брю­хом про­ма­ем­ся до утра. Нам не при­вы­кать. А что де­ла­лось по ве­че­рам, когда на­ра­бо­тав­ша­я­ся за день ло­шад­ка вхо­ди­ла в свой за­улок! Вся семья, от мала до ве­ли­ка, вы­бе­га­ла встре­чать ее, и сколь­ко же лас­ко­вых, сколь­ко бла­го­дар­ных слов вы­слу­ши­ва­ла она, с какой лю­бо­вью рас­пря­га­ли ее, вы­ха­жи­ва­ли, во­ди­ли на во­до­пой, скреб­ли, чи­сти­ли! А сколь­ко раз за ночь под­ни­ма­лись хо­зя­е­ва, чтобы про­ве­дать свое со­кро­ви­ще!»

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на дан­ный от­ры­вок. В  нем ярко про­яв­ля­ют­ся черты пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля:

эмо­ци­о­наль­ность пе­ре­да­ет­ся вос­кли­ца­тель­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми;

автор об­ра­ща­ет­ся ко всем чи­та­те­лям через ме­сто­име­ние МЫ.

автор при­во­дит из ис­то­рии массу при­ме­ров бе­реж­но­го, по­чти­тель­но­го от­но­ше­ния к ло­ша­ди, даже пре­кло­не­ния перед ней.

Аб­ра­мов го­во­рит о роли ло­ша­ди в жизни де­рев­ни: «Глав­ная опора и на­деж­да всей кре­стьян­ской жизни, по­то­му как без ло­ша­ди — ни­ку­да: ни в поле вы­ехать, ни в лес».

Фото. Конёк на крыше дома

Рис. 2. Фото. Конёк на крыше дома

«Пер­вая иг­руш­ка кре­стьян­ско­го сына — де­ре­вян­ный конь. Конь смот­рел на ре­бен­ка с крыши род­но­го от­цов­ско­го дома, про ко­ня-бо­га­ты­ря, про сив­ку-бур­ку пела и рас­ска­зы­ва­ла мать, конем укра­шал он, под­рос­ши, прял­ку для своей суже­ной, коню мо­лил­ся — ни одной бож­ни­цы не помню я в своей де­ревне без Его­рия По­бе­до­нос­ца. И кон­ской под­ко­вой — зна­ком дол­го­ждан­но­го му­жиц­ко­го сча­стья — встре­ча­ло тебя почти каж­дое крыль­цо» (рис. 2).

В ав­тор­ском рас­суж­де­нии о ве­ли­кой роли ло­ша­ди в жизни рус­ско­го че­ло­ве­ка чи­та­те­ля по­ра­жа­ет еще одно тра­ги­че­ское вос­по­ми­на­ние. О коне Карь­ке, ко­то­рый в свое время как солн­це осве­щал тя­же­лую жизнь рано оси­ро­тев­шей мно­го­дет­ной семьи Аб­ра­мо­вых. Этот конь, как и дру­гие ло­ша­ди, вме­сте с на­ро­дом про­шел войну и много сде­лал для По­бе­ды.

«— Нету ва­ше­го Карь­ка, — от­ве­тил мне ко­нюх-ста­рик. — На лес­ном фрон­те богу душу отдал. Ты ду­ма­ешь, толь­ко люди в эту войну во­е­ва­ли? Нет, ло­ша­ди тоже по­бе­ду ко­ва­ли, да еще как…»

В своем рас­суж­де­нии о ло­ша­дях Аб­ра­мов вспо­ми­на­ет про­из­ве­де­ние А.С. Пуш­ки­на «Песнь о вещем Олеге». В этом сти­хо­тво­ре­нии  конь, вер­ный то­ва­рищ князя, неспра­вед­ли­во под­вер­га­ет­ся из­гна­нию и за­бве­нию. Точно так же неспра­вед­ли­во за­бы­то былое по­чте­ние к ло­ша­дям. И те­перь они с на­деж­дой и моль­бой смот­рят на нас с вами со стра­ниц рас­ска­за:

  « ...Ры­жу­ха все так же, с на­деж­дой, с моль­бой смот­ре­ла на меня. И смот­ре­ли дру­гие ло­ша­ди. И ка­за­лось, все про­стран­ство на лугу, под горой — сплошь одни ло­ша­ди­ные глаза. Все, и живые, на при­вя­зи, и те, ко­то­рых давно уже не было, — все ло­ша­ди­ное цар­ство, живое и мерт­вое, во­про­ша­ло сей­час меня».

Автор не смог объ­яс­нить, по­че­му счаст­ли­вые вре­ме­на для ло­ша­дей про­шли. Но мы-то с вами по­ни­ма­ем, что при­чи­на в том, что че­ло­век пе­ре­стал нуж­дать­ся в ло­ша­ди. На кол­хоз­ных полях ра­бо­та­ют ком­бай­ны и трак­то­ры, ка­ва­ле­рию  в армии за­ме­ни­ли танки. Вме­сто карет — ма­ши­ны и по­ез­да. Без ло­ша­ди на­учил­ся об­хо­дить­ся че­ло­век, и жи­вот­ное сразу ли­ши­лось вни­ма­ния, за­бо­ты, любви.

В свое время фран­цуз­ский пи­са­тель Ан­ту­ан де Сент-Эк­зю­пе­ри в сказ­ке «Ма­лень­кий принц» на­пи­сал фразу, став­шую кры­ла­той: «Мы в от­ве­те за тех, кого при­ру­чи­ли». Вслед за Эк­зю­пе­ри Аб­ра­мов также на­по­ми­на­ет нам об от­вет­ствен­но­сти за все живое на Земле, ведь если че­ло­век — царь при­ро­ды, то все его под­дан­ные долж­ны чув­ство­вать себя под его за­щи­той. 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тай­те рас­сказ Ф.А. Аб­ра­мо­ва «О чем пла­чут ло­ша­ди». Со­ставь­те план рас­ска­за.

Какой мо­мент рас­ска­за яв­ля­ет­ся куль­ми­на­ци­ей?

О чем за­став­ля­ет за­ду­мать­ся автор?

Какие про­из­ве­де­ния на по­доб­ную тему вы чи­та­ли?

Можно ли по­доб­ный рас­сказ ад­ре­со­вать дру­гим жи­вот­ным? Каким? Ответ обос­нуй­те.

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 01:22