Подготовка к сочинению на тему: « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

За­дан­ная тема («Нужны ли в жизни со­чув­ствие и со­стра­да­ние?») пред­по­ла­га­ет, что это будет со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, в ко­то­ром вы долж­ны от­ве­тить на по­став­лен­ный в на­зва­нии во­прос, опи­ра­ясь на про­из­ве­де­ния, ко­то­рые чи­та­ли и ана­ли­зи­ро­ва­ли на уро­ках ли­те­ра­ту­ры.

РАС­СУЖ­ДЕ­НИЕ — тип тек­ста (тип речи): сло­вес­ное из­ло­же­ние, разъ­яс­не­ние, раз­ви­тие, под­твер­жде­ние или опро­вер­же­ние ка­кой-ли­бо мысли; один из функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типов речи на­ря­ду с по­вест­во­ва­ни­ем и опи­са­ни­ем.

Осо­бен­ность рас­суж­де­ния как типа тек­ста за­клю­ча­ет­ся в том, что в нем ис­поль­зу­ет­ся не сю­жет­ный (как в по­вест­во­ва­нии), а ло­ги­че­ский прин­цип по­стро­е­ния. Как пра­ви­ло, ком­по­зи­ция рас­суж­де­ния стро­ит­ся по сле­ду­ю­щей  мо­де­ли:

Тезис

•До­ка­за­тель­ство (ряд ар­гу­мен­тов, в ка­че­стве ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся факты, ссыл­ки на ав­то­ри­те­ты)

•Вывод

Часть І. Тезис

ТЕЗИС (греч. thesis — по­ло­же­ние, утвер­жде­ние) — утвер­жде­ние, под­ле­жа­щее до­ка­за­тель­ству.

Таким об­ра­зом, в те­зи­се вы долж­ны сфор­му­ли­ро­вать ос­нов­ную мысль сво­е­го рас­суж­де­ния, а зна­чит от­ве­тить на во­прос: о чем вы бу­де­те пи­сать. 

Чтобы от­ве­тить на этот во­прос, нужно вни­ма­тель­но про­чи­тать тему рас­суж­де­ния. Нам пред­ла­га­ет­ся сле­ду­ю­щая тема: «Нужны ли в жизни со­чув­ствие и со­стра­да­ние?» Было бы непра­виль­ным от­ве­тить на во­прос од­но­слож­но. Ведь ответ оче­ви­ден для всех — ко­неч­но, нужны. Тема со­чи­не­ния за­став­ля­ет за­ду­мать­ся о том, по­че­му это во­прос задан? Часто ли в жизни встре­ча­ет­ся со­чув­ствие и со­стра­да­ние или, к со­жа­ле­нию, очень редко.

Часть ІІ. Ос­нов­ная часть. Ар­гу­мен­ты

Итак, по­рас­суж­дав о жизни, о де­фи­ци­те со­чув­ствия и со­стра­да­ния, мы пе­ре­хо­дим к тому, что мно­гие ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния на­прав­ле­ны на то, чтобы ис­пра­вить си­ту­а­цию, за­ста­вить че­ло­ве­ка за­ду­мать­ся, на­по­ми­на­ют ему, что мир во­круг нуж­да­ет­ся в за­бо­те и за­щи­те: этого ждут и люди, и жи­вот­ные, и рас­те­ния — сло­вом, все живое во­круг.

Ос­нов­ная часть ва­ше­го со­чи­не­ния по­свя­ще­на рас­суж­де­нию на тему, в ко­то­ром мы при­во­дим ар­гу­мен­ты. Со­чи­не­ние мы пишем по ли­те­ра­ту­ре, по­это­му и в рас­суж­де­нии мы будем опи­рать­ся на про­из­ве­де­ния, ко­то­рые изу­чи­ли. Да­вай­те вспом­ним рас­ска­зы, сти­хо­тво­ре­ния, ко­то­рые могут слу­жить убе­ди­тель­ным ар­гу­мен­том того, что мно­гие ав­то­ры в своем твор­че­стве бьют тре­во­гу, на­по­ми­ная людям о че­ло­веч­но­сти, доб­ро­те, со­стра­да­нии, ко­то­рые все реже встре­ча­ют­ся в нашей жизни.

1. Рас­сказ Л. Ан­дре­ева «Ку­са­ка»

2. Сти­хо­тво­ре­ние В. Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям»

3. Рас­сказ А. Пла­то­но­ва «Юшка»

Вспо­ми­ная про­чи­тан­ные про­из­ве­де­ния, вы долж­ны опре­де­лить их ос­нов­ную тему, идею, рас­крыть их про­бле­ма­ти­ку, по­до­брать ци­тат­ный ма­те­ри­ал, и не за­быть, что в рас­суж­де­нии долж­но при­сут­ство­вать ваше от­но­ше­ние к про­чи­тан­но­му.  

Тема, объ­еди­ня­ю­щая эти про­из­ве­де­ния, имеет нрав­ствен­ный ас­пект. Ав­то­ры под­ни­ма­ют во­прос же­сто­ко­сти окру­жа­ю­ще­го мира, рав­но­ду­шия людей. В своих про­из­ве­де­ни­ях они за­став­ля­ют за­ду­мать­ся о че­ло­веч­ном от­но­ше­нии ко всем: людям, жи­вот­ным, рас­те­ни­ям.

А) Рас­сказ Л. Ан­дре­ева «Ку­са­ка»

Лео­нид Ан­дре­ев так писал о своем про­из­ве­де­нии: «В рас­ска­зе "Ку­са­ка" ге­ро­ем яв­ля­ет­ся со­ба­ка, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое стра­да­ет од­ни­ми и теми же стра­да­ни­я­ми и в ве­ли­ком без­ли­чии и ра­вен­стве сли­ва­ет­ся во­еди­но перед гроз­ны­ми си­ла­ми жизни».  

Тема со­стра­да­ния рас­кры­ва­ет­ся в рас­ска­зе через опи­са­ние со­ба­ки Ку­са­ки, из­ме­нив­ших­ся усло­вий её жизни с при­ез­дом летом дач­ни­ков, от­но­ше­ния людей к без­дом­но­му су­ще­ству.

Клю­че­вые ци­та­ты:

Оди­но­че­ство со­ба­ки, же­сто­кое от­но­ше­ние окру­жа­ю­щих: « От тёп­лых изб её от­го­ня­ли дво­ро­вые со­ба­ки, такие же го­лод­ные, как и она… Ре­бя­та бро­са­ли в неё кам­ня­ми и пал­ка­ми».

Обида на людей, недо­ве­рие, озлоб­лен­ность: «Со­ба­ка не до­ве­ря­ла людям, ко­то­рые хо­те­ли её при­лас­кать, и, под­жав хвост, убе­га­ла, а ино­гда со злобы на­бра­сы­ва­лась и пы­та­лась уку­сить, пока кам­ня­ми и пал­ка­ми не уда­ва­лось ото­гнать её».

Когда дач­ни­ки при­юти­ли со­ба­ку, она при­вы­ка­ла к новой жизни: «Долго ещё вздра­ги­ва­ла при каж­дом при­кос­но­ве­нии лас­ка­ю­щей руки, и ей боль­но было от непри­выч­ной ласки, слов­но от удара», «и долго ещё вся­кая ласка ка­за­лась ей неожи­дан­но­стью, чудом, ко­то­рое она не могла по­нять и на ко­то­рое она не могла от­ве­тить».

Доб­рое от­но­ше­ние людей пре­об­ра­зи­ло со­ба­ку: «Всей своей со­ба­чьей душой рас­цве­ла Ку­са­ка».

Самый тра­ги­че­ский мо­мент рас­ска­за на­сту­па­ет, когда дач­ни­ки бро­си­ли Ку­са­ку. Ужа­сен и стра­шен вой об­ма­ну­той в ко­то­рый раз со­ба­ки: «И тому, кто слы­шал этот вой, ка­за­лось, что это сто­нет и рвет­ся к свету сама бес­про­свет­но-тём­ная ночь, и хо­те­лось в тепло, к яр­ко­му огню, к лю­бя­ще­му жен­ско­му серд­цу».

Чему же учит рас­сказ «Ку­са­ка»? Пре­жде всего — от­но­сить­ся по-че­ло­ве­че­ски к жи­вот­ным, по­ни­мать, что они, так же как люди,  спо­соб­ны чув­ство­вать, лю­бить, стра­дать. Толь­ко, в от­ли­чие от людей, они не об­ма­нут, не пре­да­дут. На во­прос: нужно ли в жизни со­стра­да­ние — Ан­дре­ев в рас­ска­зе бук­валь­но про­кри­чал о том, что оно про­сто необ­хо­ди­мо.

Б) Сти­хо­тво­ре­ние В. Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям»

С рас­ска­зом Ан­дре­ева пе­ре­кли­ка­ет­ся сти­хо­тво­ре­ние В. Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям».

Тема сти­хо­тво­ре­ния: ис­то­рия ло­ша­ди, ко­то­рая «грох­ну­лась» на бу­лыж­ную мо­сто­вую, оче­вид­но, от уста­ло­сти и по­то­му, что мо­сто­вая была скольз­кая.

Как ре­а­ги­ру­ют окру­жа­ю­щие? Они сме­ют­ся! Сразу же со­би­ра­ют­ся зе­ва­ки. Ло­шадь по­ни­ма­ет, что по­мо­щи ждать ей не при­дет­ся. Со­бра­лась с си­лен­ка­ми, «рва­ну­лась, вста­ла на ноги, ржа­ну­ла и пошла».  

Ана­ли­зи­руя сти­хо­тво­ре­ние Ма­я­ков­ско­го, мы от­ме­ча­ли с вами, что это не про­сто сти­хо­тво­ре­ние о ло­ша­ди. Это по­пыт­ка фи­ло­соф­ско­го осмыс­ле­ния че­ло­ве­че­ской жизни. А упав­шая и пла­чу­щая ло­шадь — это свое­об­раз­ный двой­ник ав­то­ра: «Де­точ­ка, все мы немнож­ко ло­ша­ди». Од­на­ко по­че­му автор при­бе­га­ет к та­ко­му срав­не­нию? Ма­я­ков­ский на­ри­со­вал нам сцен­ку из жизни, опи­сал ре­а­ли­стич­ную си­ту­а­цию, про­изо­шед­шую в самом цен­тре Моск­вы. Его за­да­ча со­сто­я­ла в том, чтобы под­черк­нуть, что и он, и ло­шадь оди­но­ки, а мир во­круг полон рав­но­ду­шия и же­сто­ко­сти.

В) А. Пла­то­нов «Юшка»

О же­сто­ко­сти людей к глав­но­му герою  писал в своем рас­ска­зе «Юшка» А. Пла­то­нов. Доб­рый и сер­деч­ный Юшка об­ла­да­ет ред­ким даром любви. Эта лю­бовь ис­тин­но свя­тая и чи­стая: «Он скло­нял­ся к земле и це­ло­вал цветы, ста­ра­ясь не ды­шать на них, чтоб они не ис­пор­ти­лись от его ды­ха­ния, он гла­дил кору на де­ре­вьях и поды­мал с тро­пин­ки ба­бо­чек и жуков, ко­то­рые пали за­мерт­во, и долго всмат­ри­вал­ся в их лица, чув­ствуя себя без них оси­ро­тев­шим».

Да­вай­те вспом­ним со­дер­жа­ние и под­бе­рем ци­та­ты, ко­то­рые можем ис­поль­зо­вать в со­чи­не­нии.

От­но­ше­ние детей к герою было же­сто­ким: они бро­са­ли в него камни, комья земли, тол­ка­ли, сме­я­лись над ним: «Они ра­до­ва­лись тому, что с ним можно все де­лать, что хо­чешь, а он им ни­че­го не де­ла­ет. Юшка тоже ра­до­вал­ся. Он знал, от­че­го дети сме­ют­ся над ним и му­ча­ют его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, толь­ко они не умеют лю­бить че­ло­ве­ка и не знают, что де­лать для любви, и по­то­му тер­за­ют его».

Же­сто­кое и рав­но­душ­ное  от­но­ше­ние  взрос­лых: «От кро­то­сти Юшки взрос­лый че­ло­век при­хо­дил в оже­сто­че­нье и бил его боль­ше, чем хотел сна­ча­ла, и в этом зле за­бы­вал на время свое горе. Юшка потом долго лежал в пыли на до­ро­ге».

Юшка верит, что люди его любят:

«- У тебя сей­час кровь на щеке, а на про­шлой неде­ле тебе ухо

разо­рва­ли, а ты го­во­ришь - народ тебя любит!..

- Он меня без по­ня­тия любит, - го­во­рил Юшка. - Серд­це в людях

бы­ва­ет сле­пое».

По­след­няя фраза героя стала при­го­во­ром людям, ко­то­рые за­бы­ли или не знали вовсе, что такое ми­ло­сер­дие и со­стра­да­ние.

Часть ІІІ. Вывод

В вы­во­де со­чи­не­ния мы воз­вра­ща­ем­ся к те­зи­су, в ко­то­ром под­ня­ли про­бле­му недо­стат­ка  в мире со­стра­да­ния и со­чув­ствия. За­кан­чи­вая со­чи­не­ния, вы мо­же­те от­ве­тить на во­про­сы:

Чему на­учи­ли вас про­чи­тан­ные про­из­ве­де­ния?

По­мо­га­ет ли ли­те­ра­ту­ра вос­пи­тать в че­ло­ве­ке доб­ро­ту и ми­ло­сер­дие?

Ве­ри­те ли вы в то, что че­ло­ве­че­ство спо­соб­но из­ме­нить­ся к луч­ше­му?

Если вы за­труд­ня­е­тесь сде­лать вывод са­мо­сто­я­тель­но, вы мо­же­те со­слать­ся на ав­то­ри­те­ты, т. е. вы­ска­зы­ва­ния  из­вест­ных людей.

На­при­мер:

Нам не дано преду­га­дать,

Как наше слово от­зо­вет­ся.

Но нам со­чув­ствие да­ет­ся,

Как нам да­ет­ся бла­го­дать.

Ф.И. Тют­чев.

Верю я, при­дет пора,

Силу под­ло­сти и злобы

Одо­ле­ет дух добра.

Б. Па­стер­нак

«Спе­ши­те де­лать добро, пока не стало позд­но» (док­тор Гааз)

К сво­е­му со­чи­не­нию вы мо­же­те по­до­брать эпи­граф.

Эпи­граф — яркое из­ре­че­ние, по­ме­ща­е­мое ав­то­ром перед всем про­из­ве­де­ни­ем или его ча­стью, с целью по­мочь чи­та­те­лю по­нять со­дер­жа­ние тек­ста.

В эпи­гра­фе может быть под­черк­ну­та тема, идея, сфор­му­ли­ро­ва­на эс­те­ти­че­ская за­да­ча, эпи­граф может рас­крыть смысл за­гла­вия и со­дер­жать ав­тор­скую оцен­ку про­из­ве­де­ния.

При­мер №1:

Нужны ли в мире со­чув­ствие и со­стра­да­ние?

Спе­ши­те де­лать добро,

пока не стало позд­но.

Гааз

При­мер № 2:

Нужны ли в мире со­чув­ствие и со­стра­да­ние?

Нам не дано преду­га­дать,

Как наше слово от­зо­вет­ся.

Но нам со­чув­ствие да­ет­ся,

Как нам да­ет­ся бла­го­дать.

Ф.И. Тют­чев

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, как оформ­ля­ет­ся эпи­граф: в пра­вой сто­роне стра­ни­цы, без ка­вы­чек. Автор вы­ска­зы­ва­ния пи­шет­ся ниже, без ско­бок.

В со­чи­не­нии по ли­те­ра­ту­ре обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ци­та­ты из про­из­ве­де­ний, ко­то­рые вы при­во­ди­те в ка­че­стве ар­гу­мен­та рас­суж­де­ния.

Ци­та­ты — это слова из ка­ко­го-ли­бо про­из­ве­де­ния, тек­ста ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся для под­твер­жде­ния ваших мыс­лей, фраз, то есть за­креп­ле­ния при­ме­ром.

ЗА­ПРЕ­ЩА­ЕТ­СЯ: за­ме­нять слова в ци­та­те, ме­нять их ме­ста­ми, из­ме­нять грам­ма­ти­че­скую форму (на­при­мер, падеж и др.).

РАЗ­РЕ­ША­ЕТ­СЯ: со­кра­щать ци­та­ту, за­ме­няя про­пу­щен­ные слова мно­го­то­чи­ем.

В со­чи­не­нии ци­та­та может оформ­лять­ся несколь­ки­ми спо­со­ба­ми:

Пря­мая речь:

А)  А. Пла­то­нов писал: «Надо лю­бить ту Все­лен­ную, ко­то­рая может  быть, а не ту, ко­то­рая есть. Невоз­мож­ное — неве­ста че­ло­ве­че­ства, и к невоз­мож­но­му летят наши души...»

Б) «Надо лю­бить ту Все­лен­ную, ко­то­рая может  быть, а не ту, ко­то­рая есть. Невоз­мож­ное — неве­ста че­ло­ве­че­ства, и к невоз­мож­но­му летят наши души...» — писал А. Пла­то­нов.

Ци­та­та может быть вклю­че­на в пред­ло­же­ние с кос­вен­ной речью. При этом ци­та­та вы­де­ля­ет­ся ка­выч­ка­ми и на­чи­на­ет­ся со строч­ной буквы.

На­при­мер:

А) Юшка го­во­рил, что «серд­це в людях бы­ва­ет сле­пое». (по Пла­то­но­ву)

Б) Со­бра­лась с си­лен­ка­ми, «рва­ну­лась, вста­ла на ноги, ржа­ну­ла и пошла». (по Ма­я­ков­ско­му)

Ввод­ные слова

Чтобы ваше со­чи­не­ние стало ис­крен­ним и в нем ощу­ща­лось ваше при­сут­ствие, ис­поль­зуй­те ввод­ные слова.

Ввод­ные слова — слова, фор­маль­но не свя­зан­ные с чле­на­ми пред­ло­же­ния, не яв­ля­ю­щи­е­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния и вы­ра­жа­ю­щие от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к вы­ска­зы­ва­е­мо­му, ука­зы­ва­ю­щие на ис­точ­ник со­об­ще­ния, на спо­соб сло­вес­но­го оформ­ле­ния мысли, на от­но­ше­ния между от­дель­ны­ми мыс­ля­ми в речи и т. д.

На­при­мер:

Ко­неч­но, эта про­бле­ма вол­ну­ет меня в первую оче­редь. (Ко­неч­но — ввод­ное слово со зна­че­ни­ем уве­рен­но­сти)

Может быть, люди за­ду­ма­ют­ся о своей душе, и тогда, я уве­рен, мир из­ме­нит­ся к луч­ше­му. (может быть — ввод­ное слово со зна­че­ни­ем пред­по­ло­же­ния и убеж­де­ния)

К со­жа­ле­нию, к Юшке все от­но­си­лись же­сто­ко. (к со­жа­ле­нию — ввод­ное слово со зна­че­ни­ем чув­ства го­во­ря­ще­го).

По-мо­е­му, это самый тра­ги­че­ский мо­мент рас­ска­за. (по-мо­е­му — ввод­ное слово, со­об­ща­ю­щее об ис­точ­ни­ке ин­фор­ма­ции).

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: на пись­ме ввод­ные слова вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми.

Вопросы к конспектам

 

На­пи­ши­те со­чи­не­ние на тему: «Нужны ли в жизни со­чув­ствие и со­стра­да­ние?»

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 23:55