Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Вы­со­кий, ши­ро­ко­пле­чий, с му­же­ствен­ны­ми и рез­ки­ми чер­та­ми лица, Ма­я­ков­ский был на самом деле очень доб­рым, мяг­ким и ра­ни­мым че­ло­ве­ком. Очень любил жи­вот­ных (рис. 1).

Из­вест­но, что он не мог прой­ти мимо без­дом­ной кошки или со­ба­ки, под­би­рал их, при­стра­и­вал у зна­ко­мых. Од­на­ж­ды у него в ком­на­те жили од­но­вре­мен­но 6 собак и 3 кошки, одна из ко­то­рых вско­ре ро­ди­ла котят. Квар­тир­ная хо­зяй­ка при­ка­за­ла немед­лен­но при­крыть этот зве­ри­нец, и Ма­я­ков­ский спеш­но начал ис­кать пи­том­цам новых хо­зя­ев.

Фото. Ма­я­ков­ский с со­ба­кой

Рис. 1. Фото. Ма­я­ков­ский с со­ба­кой

Одно из самых про­ник­но­вен­ных при­зна­ний в любви к «бра­тьям нашим мень­шим» – по­жа­луй, во всей ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ре – мы най­дем у Ма­я­ков­ско­го:

Я люблю зве­рье.

Уви­дишь со­ба­чон­ку –

тут у бу­лоч­ной одна –

сплош­ная плешь, –

из себя

и то готов до­стать пе­чен­ку.

Мне не жалко, до­ро­гая,

ешь!

Из био­гра­фии В. Ма­я­ков­ско­го мы знаем, что он учил­ся в Москве в учи­ли­ще жи­во­пи­си, ва­я­ния и зод­че­ства, од­но­вре­мен­но увле­кал­ся новым на­прав­ле­ни­ем в ис­кус­стве, по­лу­чив­шим на­зва­ние ФУ­ТУ­РИЗМ, и со­ци­а­ли­сти­че­ски­ми иде­я­ми.

Фу­ту­ризм (от лат. futurum — бу­ду­щее) — общее на­зва­ние ху­до­же­ствен­ных аван­гар­дист­ских дви­же­ний 1910-х — на­ча­ла 1920-х гг. XX в., пре­жде всего в Ита­лии и Рос­сии. Ма­ни­фест рус­ских фу­ту­ри­стов на­зы­вал­ся «По­ще­чи­на об­ще­ствен­но­му вкусу» (1912 г.)

Фу­ту­ри­сты счи­та­ли, что ли­те­ра­ту­ра долж­на ис­кать новые темы и формы. По их убеж­де­нию, со­вре­мен­ный поэт дол­жен от­ста­и­вать свои права. Вот их пе­ре­чень:

1.На уве­ли­че­ние сло­ва­ря  в  е г о  о б ъ ё м е  про­из­воль­ны­ми и про­из­вод­ны­ми сло­ва­ми (сло­во-нов­ше­ство)

2. На непре­одо­ли­мую нена­висть к су­ще­ство­вав­ше­му до них языку

3. С ужа­сом от­стра­нять от гор­до­го чела сво­е­го из бан­ных ве­ни­ков сде­лан­ный вами Венок гро­шо­вой славы

4. Сто­ять на глыбе слова «мы» среди моря сви­ста и него­до­ва­ния

Фу­ту­ри­сты экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли со сло­вом, со­зда­вая ав­тор­ские нео­ло­гиз­мы. Так, на­при­мер, фу­ту­рист Хлеб­ни­ков при­ду­мал на­зва­ние рус­ских фу­ту­ри­стов – бу­дет­ляне (люди бу­ду­ще­го).

 За уча­стие в ре­во­лю­ци­он­ных круж­ках Ма­я­ков­ский три­жды был аре­сто­ван, по­след­ний раз 11 ме­ся­цев про­вел в тюрь­ме. Имен­но в этот пе­ри­од Ма­я­ков­ский ре­ша­ет все­рьез за­нять­ся ли­те­ра­ту­рой. В поэме Асе­е­ва «Ма­я­ков­ский на­чи­на­ет­ся» (рис. 2) этот пе­ри­од жизни поэта опи­сан в сле­ду­ю­щих сло­вах:

Ил­лю­стра­ция к поэме Асе­е­ва «Ма­я­ков­ский на­чи­на­ет­ся»

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к поэме Асе­е­ва «Ма­я­ков­ский на­чи­на­ет­ся»

И вот он вы­хо­дит:

боль­шой, длин­но­ла­пый,

обрыз­ган­ный

лед­ни­ко­вым до­ждем,

под ши­ро­ко­по­лой,

об­вис­нув­шей шля­пой,

под вы­ло­щен­ным ни­ще­той пла­щом.

Во­круг ни­ко­го.

Лишь тюрь­ма за пле­ча­ми.

Фо­нарь к фо­на­рю.

За душой – ни гроша…

Лишь пах­нет Москва

го­ря­чо ка­ла­ча­ми,

да па­да­ет ло­шадь,

бо­ка­ми дыша.

Упо­ми­на­ние о ло­ша­ди в этом от­рыв­ке не слу­чай­но. Одним из луч­ших сти­хо­тво­ре­ний ран­не­го Ма­я­ков­ско­го стало сти­хо­тво­ре­ние «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям» (рис. 3).

Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям»

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям»

Сюжет его был под­ска­зан самой жиз­нью.   

Од­на­ж­ды В.В. Ма­я­ков­ский стал сви­де­те­лем улич­но­го про­ис­ше­ствия, неред­ко­го в го­ло­да­ю­щей Москве 1918 года: обес­си­лен­ная ло­шадь упала на об­ле­де­нев­шую мо­сто­вую.

9 июня 1918 года в мос­ков­ском из­да­нии га­зе­ты «Новая жизнь» №8 было на­пе­ча­та­но сти­хо­тво­ре­ние В.В. Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям».

Сти­хо­тво­ре­ние необыч­но по форме и со­дер­жа­нию. Во-пер­вых, необыч­на стро­фи­ка, когда сти­хо­твор­ная стро­ка раз­ры­ва­ет­ся и про­дол­же­ние пи­шет­ся с новой стро­ки. Такой прием по­лу­чил на­зва­ние «ле­сен­ка Ма­я­ков­ско­го» и объ­яс­нял­ся им в ста­тье «Как де­лать стихи?». Поэт счи­тал, что такая за­пись при­да­ет сти­хо­тво­ре­нию нуж­ный ритм.

Об­ра­зы в сти­хо­тво­ре­нии Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям».

Ло­шадь

Улица (толпа)

Ли­ри­че­ский герой

1. Ло­шадь на круп

   грох­ну­лась,

 

2. За кап­ли­щей кап­ли­ща

   по морде ка­тит­ся,

   пря­чет­ся в шер­сти...

ло­шадь

   рва­ну­лась,

   вста­ла на ноги,

   ржа­ну­ла

   и пошла.

 

3. Рыжий ре­бе­нок.

   При­ш­ла ве­се­лая,

   стала в стой­ло.

   И все ей ка­за­лось -

   она же­ре­бе­нок,

   и сто­и­ло жить,

   и ра­бо­тать сто­и­ло.

 

1. Вет­ром опита,

   льдом обута,

   улица сколь­зи­ла,

 

2. За зе­ва­кой, зе­ва­ка,

   штаны при­шед­шие Куз­нец­ким клё­шить,

   сгру­ди­лись,

   смех за­зве­нел и за­звя­кал

 

3. Улица опро­ки­ну­лась,

   течет по-сво­е­му...

 

1. Сме­ял­ся Куз­нец­кий.

   Лишь один я

   голос свой не вме­ши­вал в вой ему.

2. И ка­кая-то общая

   зве­ри­ная тоска

   плеща вы­ли­лась из меня

   и рас­плы­лась в ше­ле­сте.

   "Ло­шадь, не надо.

   Ло­шадь, слу­шай­те -

   чего вы ду­ма­е­те, что вы их плоше?

   Де­точ­ка,

   все мы немнож­ко ло­ша­ди,

   каж­дый из нас по-сво­е­му ло­шадь".

 

Ло­шадь – сим­вол оди­но­кой живой души, ко­то­рой по­на­до­би­лась под­держ­ка, со­чув­ствие. Также это сим­вол стой­ко­го ха­рак­те­ра, ло­шадь нашла силы под­нять­ся и жить даль­ше.

Улица – враж­деб­ный, рав­но­душ­ный, хо­лод­ный и же­сто­кий мир.

Ли­ри­че­ский герой – сам автор, свое­об­раз­ный «двой­ник» ло­ша­ди. Он так же оди­нок и за­трав­лен тол­пой.

 

Вывод: в сти­хо­тво­ре­нии Ма­я­ков­ский под­ни­ма­ет нрав­ствен­ную про­бле­му же­сто­ко­сти и рав­но­ду­шия мира по от­но­ше­нию к живой душе. Од­на­ко, несмот­ря на это, идея сти­хо­тво­ре­ния оп­ти­ми­стич­на. Если ло­шадь нашла в себе силы под­нять­ся и встать в стой­ло, то и поэт де­ла­ет для себя вывод: несмот­ря ни на что жить стоит и ра­бо­тать стоит.

Сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти

Раз­вер­ну­тая ме­та­фо­ра. В от­ли­чие от про­стой ме­та­фо­ры, раз­вер­ну­тая за­клю­ча­ет в себе об­раз­ное по­до­бие опре­де­лен­но­го жиз­нен­но­го яв­ле­ния и рас­кры­ва­ет­ся на про­тя­же­нии от­рез­ка или всего сти­хо­тво­ре­ния.

На­при­мер:

1. Вет­ром опита,

льдом обута,

улица сколь­зи­ла.

2. И ка­кая-то общая

зве­ри­ная тоска

плеща вы­ли­лась из меня

и рас­плы­лась в ше­ле­сте.

Сти­ли­сти­че­ские при­е­мы: ас­со­нанс и ал­ли­те­ра­ция. Это фо­не­ти­че­ские при­е­мы, поз­во­ля­ю­щие зву­ка­ми на­ри­со­вать или пе­ре­дать со­бы­тие.

Ас­со­нанс:                                                                                            

- Ло­шадь упала!-

- Упала ло­шадь!-

С  по­мо­щью глас­ных поэт пе­ре­да­ет крик толпы, а может быть, ржа­ние ло­ша­ди, ее крик. Или крик ли­ри­че­ско­го героя? В этих строч­ках зву­чит боль, стон, тре­во­га.

Ал­ли­те­ра­ция:

сгру­ди­лись,

смех за­зве­нел и за­звя­кал

С по­мо­щью со­глас­ных поэт пе­ре­да­ет непри­ят­ный смех толпы. Звуки раз­дра­жа­ют, как скрип ржа­во­го ко­ле­са.

Зву­ко­под­ра­жа­ние — один из видов зву­ко­пи­си: ис­поль­зо­ва­ние фо­не­ти­че­ских со­че­та­ний, спо­соб­ных пе­ре­дать зву­ча­ние опи­сы­ва­е­мых яв­ле­ний

На­при­мер:

Били ко­пы­та.

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

Ис­поль­зуя дву­слож­ные и од­но­слож­ные слова с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся зву­ка­ми, поэт со­зда­ет зву­ко­вой эф­фект ска­чу­щей ло­ша­ди.

Осо­бен­но­сти рифмы

В. Ма­я­ков­ский во мно­гом был пер­во­от­кры­ва­те­лем, ре­фор­ма­то­ром, экс­пе­ри­мен­та­то­ром. Его сти­хо­тво­ре­ние «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям» удив­ля­ет своим бо­гат­ством, раз­но­об­ра­зи­ем и ори­ги­наль­но­стью рифмы.

На­при­мер:

Усе­чен­ная, неточ­ная: плоше – ло­шадь, зе­ва­ка – за­звя­кал

Нерав­но­слож­ная: в шер­сти – в ше­ле­сте, стой­ло – сто­и­ло

Со­став­ная: в вой ему – по-сво­е­му

Омо­ни­ми­че­ская: пошла – крат­кое при­ла­га­тель­ное и пошла – гла­гол.

Таким об­ра­зом, автор ис­поль­зу­ет раз­лич­ные ли­те­ра­тур­ные при­е­мы, чтобы со­здать яркую, эмо­ци­о­наль­ную кар­ти­ну, ко­то­рая не оста­вит ни­ко­го рав­но­душ­ны­ми.  Такая осо­бен­ность при­су­ща всему твор­че­ству Ма­я­ков­ско­го. Свое пред­на­зна­че­ние Ма­я­ков­ский видел, в первую оче­редь, в воз­дей­ствии на чи­та­те­лей. Имен­но по­это­му М. Цве­та­е­ва на­зва­ла его «пер­вым в мире по­этом масс», а Пла­то­нов – «ма­сте­ром все­об­щей боль­шой жизни».

Вопросы к конспектам

Вы­ра­зи­тель­но про­чи­тай­те сти­хо­тво­ре­ние В. Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям». В чем осо­бен­ность ритма этого сти­хо­тво­ре­ния? Легко ли вам его было чи­тать? По­че­му?

Най­ди­те в сти­хо­тво­ре­нии ав­тор­ские слова. Как они об­ра­зо­ва­ны?

Най­ди­те в сти­хо­тво­ре­нии при­ме­ры раз­вер­ну­той ме­та­фо­ры, ги­пер­бо­лы, ка­лам­бу­ра, ас­со­нан­са, ал­ли­те­ра­ции.

Най­ди­те стро­ки, в ко­то­рых вы­ра­же­на идея сти­хо­тво­ре­ния.

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 23:35