А.П. Платонов. Рассказ "Юшка"

Имя Ан­дрея Пла­то­но­ва (рис. 1) ас­со­ци­и­ру­ет­ся с недол­гой и слож­ной жиз­нью, с тя­же­лой судь­бой пи­са­те­ля. На его долю вы­па­ли самые раз­ные ис­пы­та­ния, ко­то­рые он с до­сто­ин­ством пе­ре­нес. При его жизни в пе­чать не вышли мно­гие про­из­ве­де­ния, на­при­мер «Кот­ло­ван» и «Че­вен­гур». И это не сло­ми­ло пи­са­те­ля по­то­му, что он такой же непо­хо­жий на дру­гих, как и его герои. Чтобы по­нять про­из­ве­де­ния и лич­ность Пла­то­но­ва, об­ра­тим­ся к его за­пи­сям о себе. «Я ро­дил­ся в Ям­ской сло­бо­де при самом Во­ро­не­же. Де­сять лет назад Ям­ская сло­бо­да мало чем от­ли­ча­лась от де­рев­ни, а де­рев­ню я любил, хоть и не видел её по 12 лет. В Ям­ской сло­бо­де было всё: плет­ни, за­бо­ры, сады, ого­ро­ды, вме­сто домов хаты и много му­жи­ков.

Ан­дрей Пла­то­нов. Во­ро­неж 1992

Рис. 1. Ан­дрей Пла­то­нов. Во­ро­неж 1992

Един­ствен­ной му­зы­кой сло­бо­ды был цер­ков­ный ко­ло­кол, ко­то­рый с уми­ле­ни­ем слу­ша­ли жи­те­ли сло­бо­ды и я. А по празд­ни­кам устра­и­ва­ли кро­ва­вые драки. Би­лись до смер­ти, лишь из­ред­ка кри­ча­ли: «Дай дух!» То есть если ты стук­нул ко­го-то в пе­чен­ку или под серд­це и он, блед­ный, уми­ра­ю­щий, мед­лен­но осе­дал на землю, то после тво­е­го крика люди рас­сту­па­лись, чтобы дать ходу ветру и про­хла­де. А потом снова на­чи­на­лась драка.

Вско­ре для меня на­сту­пи­ло время учебы. Потом время ра­бо­ты. В одно время в семье было 10 че­ло­век, я – стар­ший ра­бот­ник, кроме отца. Отец не мог про­кор­мить такую ораву.
И вот ис­пол­ня­ет­ся моя дол­гая, упор­ная дет­ская мечта: са­мо­му стать таким че­ло­ве­ком, от мысли и руки ко­то­ро­го вол­ну­ет­ся и ра­бо­та­ет весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каж­до­го, и с каж­дым спа­я­но мое серд­це.
Я два­дцать лет про­хо­дил по земле и не встре­чал того, о чем вы го­во­ри­те, – кра­со­ты. Я не думаю, что если я ее не встре­чал, то ее самой по себе не су­ще­ству­ет.
Я – че­ло­век, я живу на пре­крас­ной живой земле. О чем вы меня спра­ши­ва­е­те, о какой кра­со­те? О ней может спро­сить толь­ко дох­лый, для жи­во­го че­ло­ве­ка без­об­ра­зия не су­ще­ству­ет. Я всего лишь хочу быть че­ло­ве­ком. Че­ло­век для меня – это ред­кость и празд­ник».

Важ­ной мыс­лью Пла­то­но­ва яв­ля­ет­ся то, что за­да­ча каж­до­го че­ло­ве­ка – не толь­ко умень­шить горе дру­го­го, но и по воз­мож­но­сти от­крыть ему до­ступ­ное сча­стье. И с этой мыс­лью мы по­про­бу­ем об­ра­тить­ся к ана­ли­зу рас­ска­за «Юшка».

Об­ра­тим вни­ма­ние на по­до­бран­ные воз­мож­ные эпи­гра­фы (их пять). Ваша за­да­ча – вы­брать из них тот, ко­то­рый ка­жет­ся вам наи­бо­лее под­хо­дя­щим к теме на­ше­го урока и рас­ска­зу «Юшка».

1. Тихая моя ро­ди­на!
Ивы, река, со­ло­вьи…
Мать моя здесь по­хо­ро­не­на
В дет­ские годы мои.

– Где же по­гост? Вы не ви­де­ли?
Сам я найти не могу. –
Тихо от­ве­ти­ли жи­те­ли:
– Это на том бе­ре­гу.

Н. Руб­цов

2. Верю я, при­дет пора,
Силу под­ло­сти и злобы
Одо­ле­ет дух добра.
Б. Па­стер­нак

3. Про­воз­гла­шать я стал любви
И прав­ды чи­стые уче­нья.
В меня все ближ­ние мои
Бро­са­ли бе­ше­но ка­ме­нья.

М.Ю. Лер­мон­тов

4. Я счаст­лив сча­сти­ем, мне чуж­дым,
И гру­стен го­ре­стью чужой;
Чужим несча­сти­ям и нуж­дам
Готов по­мочь я всей душой.

Иван Су­ри­ков

5. А он, мя­теж­ный, про­сит бури,
Как будто в бурях есть покой.

М.Ю. Лер­мон­тов

По­ду­май­те и вы­бе­ри­те наи­бо­лее под­хо­дя­щий эпи­граф, с вашей точки зре­ния.  

 Анализ текста

Рас­сказ Пла­то­но­ва на­чи­на­ет­ся в ска­зо­вой ма­не­ре. «Давно, в ста­рин­ное время, жил у нас на улице ста­рый на вид че­ло­век. Он ра­бо­тал в куз­ни­це при боль­шой мос­ков­ской до­ро­ге; он ра­бо­тал под­руч­ным по­мощ­ни­ком у глав­но­го куз­не­ца, по­то­му что он плохо видел гла­за­ми и в руках у него мало было силы». Позже мы узна­ем, что Юшка был не очень силен, так как дол­гие годы болел ту­бер­ку­ле­зом.

«Звали его Ефи­мом, но все люди на­зы­ва­ли его Юшкой. Он был мал ро­стом и худ; на смор­щен­ном лице его, вме­сто усов и бо­ро­ды, росли по от­дель­но­сти ред­кие седые во­ло­сы; глаза же у него были белые, как у слеп­ца, и в них все­гда сто­я­ла влага, как неосты­ва­ю­щие слезы». Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что глав­ным при опи­са­нии яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ние глаз. Глаза – зер­ка­ло души и если глаза все­гда пла­чут, зна­чит, и душа че­ло­ве­ка пла­чет. Стра­да­ем любим и нена­ви­дим мы душой, а мыс­лим ра­з­умом.

«Юшка жил на квар­ти­ре у хо­зя­и­на куз­ни­цы, на кухне. Утром он шел в куз­ни­цу, а ве­че­ром –об­рат­но на ноч­лег. Хо­зя­ин кор­мил его за ра­бо­ту хле­бом, щами и кашей, а чай, сахар и одеж­да у Юшки были свои; он их дол­жен по­ку­пать за свое жа­ло­ва­нье – семь руб­лей и ше­сть­де­сят ко­пе­ек в месяц. Но Юшка чаю не пил и са­ха­ру не по­ку­пал, он пил воду, а одеж­ду носил дол­гие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в шта­нах и в блузе, чер­ных и за­коп­чен­ных от ра­бо­ты, про­жжен­ных ис­кра­ми на­сквозь, так что в несколь­ких ме­стах видно было его белое тело, и босой, зимою же он на­де­вал по­верх блузы еще по­лу­шу­бок, до­став­ший­ся ему от умер­ше­го отца, а ноги обу­вал в ва­лен­ки, ко­то­рые он под­ши­вал с осени, и носил вся­кую зиму всю жизнь одну и ту же пару». Такое опи­са­ние от­ли­ча­ет Юшку от всех осталь­ных людей, и они счи­та­ют его не про­сто осо­бен­ным, а лиш­ним на этой земле. И по­ве­де­ние Юшки, и его жизнь ста­но­вят­ся пред­ме­том на­сме­шек и из­де­ва­тельств. По­смот­рим, ка­ко­во от­но­ше­ние детей к Юшке.

«А малые дети и даже те, ко­то­рые стали под­рост­ка­ми, они, увидя тихо бре­ду­ще­го ста­ро­го Юшку, пе­ре­ста­ва­ли иг­рать на улице, бе­жа­ли за Юшкой и кри­ча­ли:
– Вон Юшка идет! Вон Юшка!
Дети под­ни­ма­ли с земли сухие ветки, ка­меш­ки, сор гор­стя­ми и бро­са­ли в Юшку.
– Юшка! – кри­ча­ли дети. – Ты прав­да Юшка?
Ста­рик ни­че­го не от­ве­чал детям и не оби­жал­ся на них; он шел так же тихо, как пре­жде, и не за­кры­вал сво­е­го лица, в ко­то­рое по­па­да­ли ка­меш­ки и зем­ля­ной сор.
Дети удив­ля­лись Юшке, что он живой, а сам не сер­ча­ет на них. И они снова окли­ка­ли ста­ри­ка:
– Юшка, ты прав­да или нет?
Затем дети снова бро­са­ли в него пред­ме­ты с земли, под­бе­га­ли к нему, тро­га­ли его и тол­ка­ли, не по­ни­мая, по­че­му он не по­ру­га­ет их, не возь­мет хво­ро­сти­ну и не по­го­нит­ся за ними, как все боль­шие люди де­ла­ют. Дети не знали дру­го­го та­ко­го че­ло­ве­ка, и они ду­ма­ли – вправ­ду ли Юшка живой? По­тро­гав Юшку ру­ка­ми или уда­рив его, они ви­де­ли, что он твер­дый и живой.
Тогда дети опять тол­ка­ли Юшку и ки­да­ли в него комья земли, – пусть он лучше злит­ся, раз он вправ­ду живет на свете. Но Юшка шел и мол­чал. Тогда сами дети на­чи­на­ли сер­чать на Юшку. Им было скуч­но и нехо­ро­шо иг­рать, если Юшка все­гда мол­чит, не пу­га­ет их и не го­нит­ся за ними. И они еще силь­нее тол­ка­ли ста­ри­ка и кри­ча­ли вкруг него, чтоб он ото­звал­ся им злом и раз­ве­се­лил их. Тогда бы они от­бе­жа­ли от него и в ис­пу­ге, в ра­до­сти снова бы драз­ни­ли его из­да­ли и звали к себе, убе­гая затем пря­тать­ся в су­мрак ве­че­ра, в сени домов, в за­рос­ли садов и ого­ро­дов. Но Юшка не тро­гал их и не от­ве­чал им.
Когда же дети вовсе оста­нав­ли­ва­ли Юшку или де­ла­ли ему слиш­ком боль­но, он го­во­рил им:
– Чего вы, род­ные мои, чего вы, ма­лень­кие!.. Вы, долж­но быть, лю­би­те меня!.. От­че­го я вам всем нужен?.. Обо­жди­те, не надо меня тро­гать, вы мне в глаза зем­лей по­па­ли, я не вижу.
Дети не слы­ша­ли и не по­ни­ма­ли его. Они по-преж­не­му тол­ка­ли Юшку и сме­я­лись над ним. Они ра­до­ва­лись тому, что с ним можно все де­лать, что хо­чешь, а он им ни­че­го не де­ла­ет.

Юшка тоже ра­до­вал­ся. Он знал, от­че­го дети сме­ют­ся над ним и му­ча­ют его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, толь­ко они не умеют лю­бить че­ло­ве­ка и не знают, что де­лать для любви, и по­это­му тер­за­ют его».

По­ду­май­те, пра­виль­но ли вы­ра­же­ние, что дети из­де­ва­ют­ся над Юшкой по­то­му, что его любят. Не все­гда лю­бовь про­яв­ля­ет­ся в таком по­ве­де­нии, и лю­бовь в первую оче­редь – это со­стра­да­ние, по­ни­ма­ние, но уж точно не из­де­ва­тель­ства.

«Дома отцы и ма­те­ри упре­ка­ли детей, когда они плохо учи­лись или не слу­ша­лись ро­ди­те­лей: «Вот ты бу­дешь такой же, как Юшка! – Вы­рас­тешь, и бу­дешь хо­дить летом босой, а зимой в худых ва­лен­ках, и все тебя будут му­чить, и чаю с са­ха­ром не бу­дешь пить, а одну воду!» Юшку при­во­ди­ли в ка­че­стве от­ри­ца­тель­но­го при­ме­ра бу­ду­щей жизни. Как же сами взрос­лые от­но­си­лись к Юшке?

«Взрос­лые по­жи­лые люди, встре­тив Юшку на улице, тоже ино­гда оби­жа­ли его. У взрос­лых людей бы­ва­ло злое горе или обида, или они были пья­ны­ми, тогда серд­це их на­пол­ня­лось лютой яро­стью». Вы­хо­дит, что взрос­лые не менее грубы по от­но­ше­нию к Юшке. Вот один из слу­ча­ев.

«И после раз­го­во­ра, во время ко­то­ро­го Юшка мол­чал, взрос­лый че­ло­век убеж­дал­ся, что Юшка во всем ви­но­ват, и тут же бил его. От кро­то­сти Юшки взрос­лый че­ло­век при­хо­дил в оже­сто­че­ние и бил его боль­ше, чем хотел сна­ча­ла, и в этом зле за­бы­вал на время свое горе». До­ста­точ­но ин­те­рес­но автор по­яс­ня­ет чи­та­те­лю же­сто­кость людей, по­че­му они так по­сту­па­ли.

«Юшка потом долго лежал в пыли на до­ро­ге. Оч­нув­шись, он вста­вал сам, а ино­гда за ним при­хо­ди­ла дочь хо­зя­и­на куз­ни­цы, она поды­ма­ла его и уво­ди­ла с собой». Еще один важ­ный во­прос со­сто­ит в том, можно ли, со­вер­шая же­сто­кость, уни­жая дру­го­го, про­яв­ляя гру­бость по от­но­ше­нию к нему, са­мо­му из­ба­вить­ся от своей гру­сти и стать счаст­ли­вым. Также важен для по­ни­ма­ния об­ра­за Юшки диа­лог между ним и доч­кой куз­не­ца. В этом диа­ло­ге можно уви­деть непо­ни­ма­ние по той при­чине, что Юшка ока­зы­ва­ет­ся выше дочки куз­не­ца и его ду­хов­ное пре­вос­ход­ство в этом об­ще­нии неоспо­ри­мо. И имен­но по этой при­чине они не по­ни­ма­ют друг друга.

«– У тебя сей­час кровь на щеке, а на про­шлой неде­ле тебе ухо разо­рва­ли, а ты го­во­ришь – народ тебя любит!..
– Он меня без по­ня­тия любит, – го­во­рил Юшка. – Серд­це в людях бы­ва­ет сле­пое.
– Серд­це-то в них сле­пое, да глаза у них зря­чие! – про­из­но­си­ла Даша. – Иди ско­рее, что ль! Лю­бят-то они по серд­цу, да бьют тебя по рас­че­ту».

Автор не осуж­да­ет героя за мол­ча­ние и тер­пе­ние. Далее на­чи­на­ет­ся раз­ви­тие сю­же­та, автор рас­ска­зы­ва­ет о лет­них пу­те­ше­стви­ях Юшки.

«По этой своей бо­лез­ни Юшка каж­дое лето ухо­дил от хо­зя­и­на на месяц. Он ухо­дил пешим в глухую даль­нюю де­рев­ню, где у него жили, долж­но быть, род­ствен­ни­ки. Никто не знал, кем они ему при­хо­ди­лись.
Даже сам Юшка за­бы­вал, и в одно лето он го­во­рил, что в де­ревне у него живет вдо­вая сест­ра, а в дру­гое, что там пле­мян­ни­ца. Иной раз он го­во­рил, что идет в де­рев­ню, а в иной, что в самоё Моск­ву. А люди ду­ма­ли, что в даль­ней де­ревне живет Юш­ки­на лю­би­мая дочь, такая же незлоб­ная и лиш­няя людям, как отец». Если мы по­смот­рим на жизнь Юшки, то можно по­ду­мать, что она была до­ста­точ­но стра­даль­че­ская, но, несмот­ря на это, в его жизни были и счаст­ли­вые мо­мен­ты. К таким мо­мен­там можно от­не­сти об­ще­ние героя с при­ро­дой.

«В пути он дышал бла­го­уха­ни­ем трав и лесов, смот­рел на белые об­ла­ка, рож­да­ю­щи­е­ся в небе, плы­ву­щие и уми­ра­ю­щие в свет­лой воз­душ­ной теп­ло­те, слу­шал голос рек, бор­мо­чу­щих на ка­мен­ных пе­ре­ка­тах, и боль­ная грудь Юшки от­ды­ха­ла, он более не чув­ство­вал сво­е­го неду­га – ча­хот­ки. Уйдя да­ле­ко, где было вовсе без­люд­но, Юшка не скры­вал более своей любви к живым су­ще­ствам. Он скло­нял­ся к земле и це­ло­вал цветы, ста­ра­ясь не ды­шать на них, чтоб они не ис­пор­ти­лись от его ды­ха­ния, он гла­дил кору на де­ре­вьях и поды­мал с тро­пин­ки ба­бо­чек и жуков, ко­то­рые пали за­мерт­во, и долго всмат­ри­вал­ся в их лица, чув­ствуя себя без них оси­ро­тев­шим. Но живые птицы пели в небе, стре­ко­зы, жуки и ра­бо­тя­щие куз­не­чи­ки из­да­ва­ли в траве ве­се­лые звуки, и по­это­му на душе у Юшки было легко, в грудь его вхо­дил слад­кий воз­дух цве­тов, пах­ну­щих вла­гой и сол­неч­ным све­том». Имен­но об­ще­ние с при­ро­дой де­ла­ет на­ше­го героя счаст­ли­вым. Когда мы чи­та­ем рас­сказ, то скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что Юшка дрях­лый ста­рик и люди имен­но так к нему и от­но­сят­ся, но вдруг по­яв­ля­ет­ся такая за­пись: «Юшке было сорок лет от роду, но бо­лезнь давно уже му­чи­ла его и со­ста­ри­ла пре­жде вре­ме­ни, так что он всем ка­зал­ся вет­хим».

«Но год от году Юшка все более сла­бел, по­то­му шло и про­хо­ди­ло время его жизни и груд­ная бо­лезнь му­чи­ла его тело и ис­то­ща­ла его. В одно лето, когда Юшке уже под­хо­дил срок от­прав­лять­ся в свою даль­нюю де­рев­ню, он ни­ку­да не пошел. Он брел, как обыч­но ве­че­ром, уже за­тем­но из куз­ни­цы к хо­зя­и­ну на ноч­лег. Ве­се­лый про­хо­жий, знав­ший Юшку, по­сме­ял­ся над ним:
– Чего ты землю нашу топ­чешь, божье чу­че­ло! Хоть бы ты помер, что ли, может, ве­се­лее бы стало без тебя, а то я боюсь со­ску­чить­ся...
И здесь Юшка осер­чал в ответ – долж­но быть, пер­вый раз в жизни.
– А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить ро­ди­те­ля­ми по­став­лен, я по за­ко­ну ро­дил­ся, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, зна­чит, нель­зя...
Про­хо­жий, не до­слу­шав Юшку, рас­сер­дил­ся на него:
– Да ты что! Ты чего за­го­во­рил? Как ты сме­ешь меня, са­мо­го меня с собой рав­нять, юрод негод­ный!
– Я не рав­няю, – ска­зал Юшка, – а по на­доб­но­сти мы все равны...
– Ты мне не мудруй! – за­кри­чал про­хо­жий. – Я сам по­муд­рей тебя! Ишь, раз­го­во­рил­ся, я тебя выучу уму!
За­мах­нув­шись, про­хо­жий с силой злобы толк­нул Юшку в грудь, и тот упал на­вз­ничь.
– От­дох­ни, – ска­зал про­хо­жий и ушел домой пить чай.
По­ле­жав, Юшка по­вер­нул­ся вниз лицом и более не по­ше­ве­лил­ся и не под­нял­ся» (Рис. 2.)

 

Юшка и про­хо­жий

Рис. 2. Юшка и про­хо­жий

Тихий и тер­пе­ли­вый Юшка ухо­дит из жизни неза­ме­чен­ным, уми­ра­ет, так и не по­ня­тый черст­вы­ми лю­дь­ми. По­ра­жа­ет же­сто­кость, с ко­то­рой от­но­си­лись к Юшке при его жизни. Но пер­вая фраза, ко­то­рая зву­чит после его смер­ти: «– Помер, – вздох­нул сто­ляр. – Про­щай, Юшка, и нас всех про­сти. За­бра­ко­ва­ли тебя люди, а кто тебе судья!...» Толь­ко после смер­ти люди на­чи­на­ют жа­леть героя и чув­ство­вать к нему со­стра­да­ние. Но это про­ис­хо­дит лишь вна­ча­ле, потом они пе­ре­ста­ют ску­чать по нему. «К телу умер­ше­го при­шли про­стить­ся с ним все люди, ста­рые и малые, весь народ, ко­то­рый знал Юшку и по­те­шал­ся над ним и мучил его при жизни».

Без Юшки людям стало жить хуже, и автор объ­яс­ня­ет, что яв­ля­ет­ся при­чи­ной. «Те­перь вся злоба и глум­ле­ние оста­ва­лись среди людей и тра­ти­лись меж ними, по­то­му что не было Юшки, без­от­вет­но тер­пев­ше­го вся­кое чужое зло, оже­сто­че­ние, на­смеш­ку и недоб­ро­же­ла­тель­ство». После смер­ти Юшки в де­ревне по­яв­ля­ет­ся де­вуш­ка, и чи­та­те­лю ста­но­вит­ся ясно, куда герой ухо­дил каж­дое лето.

«– Я никто. Я си­ро­той была, а Ефим Дмит­ри­е­вич по­ме­стил меня, ма­лень­кую, в се­мей­ство в Москве, потом отдал в школу с пан­си­о­ном... Каж­дый год он при­хо­дил про­ве­ды­вать меня и при­но­сил день­ги на весь год, чтоб я жила и учи­лась. Те­перь я вы­рос­ла, я уже окон­чи­ла уни­вер­си­тет, а Ефим Дмит­ри­е­вич в ны­неш­нее лето не при­шел меня про­ве­дать. Ска­жи­те мне, где же он, – он го­во­рил, что ра­бо­тал у вас два­дцать пять лет...». В то время как де­воч­ка-си­рот­ка росла и обу­ча­лась, имела воз­мож­ность пить чай с са­ха­ром, Юшки пил лишь воду. Юшка – че­ло­век, кор­мив­ший ее всю жизнь, ни разу не ел са­ха­ра для того, чтобы она смог­ла его есть. И когда она окон­чи­ла обу­че­ние на врача, то при­е­ха­ла ле­чить того, кто был ей дорог боль­ше, чем все на свете.

Ге­ро­и­ня стала ра­бо­тать в боль­ни­це для ча­хо­точ­ных, при­но­ся добро окру­жа­ю­щим так, как это делал Юшка. «Те­перь она сама уже тоже со­ста­ри­лась, од­на­ко по-преж­не­му весь день она лечит и уте­ша­ет боль­ных людей, не утом­ля­ясь уто­лять стра­да­ние и от­да­лять смерть от осла­бев­ших. И все ее знают в го­ро­де, на­зы­вая до­че­рью доб­ро­го Юшки, по­за­быв давно са­мо­го Юшку и то, что она не при­хо­ди­лась ему до­че­рью».

 Вывод

Нужно ска­зать, что рас­сказ Пла­то­но­ва «Юшка» вы­зы­ва­ет не толь­ко чув­ство жа­ло­сти и со­стра­да­ния к герою, а и воз­му­ща­ет же­сто­ко­стью и рав­но­ду­ши­ем людей, ко­то­рым были недо­ступ­ны чув­ства доб­ро­ты, вни­ма­ния, со­стра­да­ния к тем, кто живет рядом. И за­кон­чим наш урок сло­ва­ми А.П. Че­хо­ва. «Надо, чтобы за две­рью каж­до­го до­воль­но­го, счаст­ли­во­го че­ло­ве­ка стоял кто-ни­будь с мо­ло­точ­ком и по­сто­ян­но на­по­ми­нал бы сту­ком, что есть несчаст­ные, что как бы он ни был счаст­лив, жизнь рано или позд­но по­ка­жет ему свои когти, стря­сет­ся беда – бо­лезнь, бед­ность, по­те­ри, и его никто не уви­дит и не услы­шит, как те­перь он не видит и не слы­шит дру­гих».

Вспом­ним, что в на­ча­ле урока мы вы­би­ра­ли воз­мож­ные эпи­гра­фы. Можно было вы­брать слова Руб­цо­ва – пер­вый эпи­граф по­то­му, что Юшка любил свою ро­ди­ну. Слова Б. Па­стер­на­ка также под­хо­дят, своим доб­ром Юшка одо­лел силу под­ло­сти и злобы. Тре­тий и чет­вер­тый эпи­гра­фы под­хо­дят к рас­ска­зу, так как Юшка был готов по­мо­гать дру­гим, на­при­мер его по­мощь де­вуш­ке-си­ро­те. И по­след­ний эпи­граф – слова Лер­мон­то­ва – не под­хо­дят для опи­са­ния ти­хо­го и без­обид­но­го героя.

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те ха­рак­те­ри­сти­ку глав­но­го героя.

От­веть­те на во­про­сы:

1. Что зна­чит эти слова Пла­то­но­ва? «Дети – непол­ные со­су­ды, и по­то­му туда может влить­ся мно­гое из этого мира. Дети не имеют стро­го твёр­до­го сво­е­го лица, и по­то­му они легко и ра­дост­но пре­об­ра­жа­ют­ся во мно­гие лики». 
2. Куда герой ухо­дил каж­дое лето?
3. Прав ли был Юшка, го­во­ря, что его любит народ? 
4. По­че­му Юшку можно на­звать бес­ко­рыст­ным и го­то­вым к са­мо­по­жерт­во­ва­нию?
5. Как вы по­ни­ма­е­те слова ав­то­ра: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, толь­ко они не умеют лю­бить че­ло­ве­ка и не знают, что де­лать для любви, и по­это­му тер­за­ют его»?

6. Какие чув­ства вы­зы­ва­ют у вас рас­сказ Пла­то­но­ва и его герои?

На­пи­ши­те со­чи­не­ние «Что зна­чит «сле­пое серд­це?».

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 23:40