А.П. Платонов. Рассказ "Юшка"
Имя Андрея Платонова (рис. 1) ассоциируется с недолгой и сложной жизнью, с тяжелой судьбой писателя. На его долю выпали самые разные испытания, которые он с достоинством перенес. При его жизни в печать не вышли многие произведения, например «Котлован» и «Чевенгур». И это не сломило писателя потому, что он такой же непохожий на других, как и его герои. Чтобы понять произведения и личность Платонова, обратимся к его записям о себе. «Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже. Десять лет назад Ямская слобода мало чем отличалась от деревни, а деревню я любил, хоть и не видел её по 12 лет. В Ямской слободе было всё: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов хаты и много мужиков.
Рис. 1. Андрей Платонов. Воронеж 1992
Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с умилением слушали жители слободы и я. А по праздникам устраивали кровавые драки. Бились до смерти, лишь изредка кричали: «Дай дух!» То есть если ты стукнул кого-то в печенку или под сердце и он, бледный, умирающий, медленно оседал на землю, то после твоего крика люди расступались, чтобы дать ходу ветру и прохладе. А потом снова начиналась драка.
Вскоре для меня наступило время учебы. Потом время работы. В одно время в семье было 10 человек, я – старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую ораву.
И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно мое сердце.
Я двадцать лет проходил по земле и не встречал того, о чем вы говорите, – красоты. Я не думаю, что если я ее не встречал, то ее самой по себе не существует.
Я – человек, я живу на прекрасной живой земле. О чем вы меня спрашиваете, о какой красоте? О ней может спросить только дохлый, для живого человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».
Важной мыслью Платонова является то, что задача каждого человека – не только уменьшить горе другого, но и по возможности открыть ему доступное счастье. И с этой мыслью мы попробуем обратиться к анализу рассказа «Юшка».
Обратим внимание на подобранные возможные эпиграфы (их пять). Ваша задача – выбрать из них тот, который кажется вам наиболее подходящим к теме нашего урока и рассказу «Юшка».
1. Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
– Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. –
Тихо ответили жители:
– Это на том берегу.
Н. Рубцов
2. Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак
3. Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья.
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
М.Ю. Лермонтов
4. Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
Иван Суриков
5. А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
М.Ю. Лермонтов
Подумайте и выберите наиболее подходящий эпиграф, с вашей точки зрения.
Анализ текста
Рассказ Платонова начинается в сказовой манере. «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы». Позже мы узнаем, что Юшка был не очень силен, так как долгие годы болел туберкулезом.
«Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Обратите внимание, что главным при описании является изображение глаз. Глаза – зеркало души и если глаза всегда плачут, значит, и душа человека плачет. Страдаем любим и ненавидим мы душой, а мыслим разумом.
«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером –обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье – семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару». Такое описание отличает Юшку от всех остальных людей, и они считают его не просто особенным, а лишним на этой земле. И поведение Юшки, и его жизнь становятся предметом насмешек и издевательств. Посмотрим, каково отношение детей к Юшке.
«А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:
– Вон Юшка идет! Вон Юшка!
Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
– Юшка! – кричали дети. – Ты правда Юшка?
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.
Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:
– Юшка, ты правда или нет?
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.
Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, – пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.
Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:
– Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.
Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.
Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».
Подумайте, правильно ли выражение, что дети издеваются над Юшкой потому, что его любят. Не всегда любовь проявляется в таком поведении, и любовь в первую очередь – это сострадание, понимание, но уж точно не издевательства.
«Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! – Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!» Юшку приводили в качестве отрицательного примера будущей жизни. Как же сами взрослые относились к Юшке?
«Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Выходит, что взрослые не менее грубы по отношению к Юшке. Вот один из случаев.
«И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Достаточно интересно автор поясняет читателю жестокость людей, почему они так поступали.
«Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой». Еще один важный вопрос состоит в том, можно ли, совершая жестокость, унижая другого, проявляя грубость по отношению к нему, самому избавиться от своей грусти и стать счастливым. Также важен для понимания образа Юшки диалог между ним и дочкой кузнеца. В этом диалоге можно увидеть непонимание по той причине, что Юшка оказывается выше дочки кузнеца и его духовное превосходство в этом общении неоспоримо. И именно по этой причине они не понимают друг друга.
«– У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь – народ тебя любит!..
– Он меня без понятия любит, – говорил Юшка. – Сердце в людях бывает слепое.
– Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! – произносила Даша. – Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету».
Автор не осуждает героя за молчание и терпение. Далее начинается развитие сюжета, автор рассказывает о летних путешествиях Юшки.
«По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились.
Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что идет в деревню, а в иной, что в самоё Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец». Если мы посмотрим на жизнь Юшки, то можно подумать, что она была достаточно страдальческая, но, несмотря на это, в его жизни были и счастливые моменты. К таким моментам можно отнести общение героя с природой.
«В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга – чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом». Именно общение с природой делает нашего героя счастливым. Когда мы читаем рассказ, то складывается впечатление, что Юшка дряхлый старик и люди именно так к нему и относятся, но вдруг появляется такая запись: «Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим».
«Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
– Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ – должно быть, первый раз в жизни.
– А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
– Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
– Я не равняю, – сказал Юшка, – а по надобности мы все равны...
– Ты мне не мудруй! – закричал прохожий. – Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
– Отдохни, – сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся» (Рис. 2.)
Рис. 2. Юшка и прохожий
Тихий и терпеливый Юшка уходит из жизни незамеченным, умирает, так и не понятый черствыми людьми. Поражает жестокость, с которой относились к Юшке при его жизни. Но первая фраза, которая звучит после его смерти: «– Помер, – вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!...» Только после смерти люди начинают жалеть героя и чувствовать к нему сострадание. Но это происходит лишь вначале, потом они перестают скучать по нему. «К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни».
Без Юшки людям стало жить хуже, и автор объясняет, что является причиной. «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». После смерти Юшки в деревне появляется девушка, и читателю становится ясно, куда герой уходил каждое лето.
«– Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, – он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...». В то время как девочка-сиротка росла и обучалась, имела возможность пить чай с сахаром, Юшки пил лишь воду. Юшка – человек, кормивший ее всю жизнь, ни разу не ел сахара для того, чтобы она смогла его есть. И когда она окончила обучение на врача, то приехала лечить того, кто был ей дорог больше, чем все на свете.
Героиня стала работать в больнице для чахоточных, принося добро окружающим так, как это делал Юшка. «Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».
Вывод
Нужно сказать, что рассказ Платонова «Юшка» вызывает не только чувство жалости и сострадания к герою, а и возмущает жестокостью и равнодушием людей, которым были недоступны чувства доброты, внимания, сострадания к тем, кто живет рядом. И закончим наш урок словами А.П. Чехова. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Вспомним, что в начале урока мы выбирали возможные эпиграфы. Можно было выбрать слова Рубцова – первый эпиграф потому, что Юшка любил свою родину. Слова Б. Пастернака также подходят, своим добром Юшка одолел силу подлости и злобы. Третий и четвертый эпиграфы подходят к рассказу, так как Юшка был готов помогать другим, например его помощь девушке-сироте. И последний эпиграф – слова Лермонтова – не подходят для описания тихого и безобидного героя.
Вопросы к конспектам
1. Что значит эти слова Платонова? «Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твёрдого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики».
2. Куда герой уходил каждое лето?
3. Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?
4. Почему Юшку можно назвать бескорыстным и готовым к самопожертвованию?
5. Как вы понимаете слова автора: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»?
6. Какие чувства вызывают у вас рассказ Платонова и его герои?