"Идет война народная..." Лирика военных лет (стихотворения А.Т. Твардовского, К. Симонова и др.)
22 июня 1941 года в 4 утра фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Об этом Степан Щипачев писал:
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
В первые дни начала Великой Отечественной войны появляются песни и стихи, которые стали последствием потрясения людей от случившегося. Появляется песня «Священная война». Писатели, поэты не молчали. Они также встали в строй, как все советские люди. Не осталось ни одного равнодушного.
Рис. 1. Плакат времен ВОВ
Не победить страну, в которой мирных нет,
Где каждый бьет врага – трудом или снарядом,
Где музыкант, артист, художник и поэт
С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.
В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались поэты Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург.
Врага неустанно
И грозно громят
Стихи, проза, рисунок
И яркий плакат.
Очень многие молодые студенты ушли на фронт прямо со студенческой скамьи. Так появилась поэзия фронтового призыва. Этот период в литературе – период коротких жанров. Некогда было писать повести, романы, поэтому стихотворения занимают первое место. Лирика выступает на первый план.
Поэт Алексей Сурков в это время писал: «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать…».
Такие стихи действительно появились. Они были разными – лирическими, героическими – но все они звали в бой, звали на подвиг.
Рис. 2. К. Симонов с семьей
К. Симонов «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:- Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Рис. 3. Семен Гудзенко
Стихотворение Симонова лирическое – о верности и любви. Поэт Семен Гудзенко (рис. 3) пишет героическое стихотворение «Перед атакой», о реалистическом событии, произошедшем в течение дня.
Когда на смерть идут - поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв - и умирает друг.
И значит - смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт охота.
Будь проклят сорок первый год,
и вмёрзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведёт через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был короткий. А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь чужую.
Одно из самых популярных стихотворений Великой Отечественной войны – стихотворение, ставшее песней, «В землянке». Написал его поэт Алексей Сурков (рис. 4).
Рис. 4. А. Сурков
«В землянке» – стихотворение, которое автор не собирался публиковать. Это были несколько стихотворных строчек, написанных в письме жене. Однажды композитор Константин Листов (рис. 5) обратился к Суркову: «Нет ли у тебя что-нибудь певческого?» На что Сурков, характерно окая, ответил: «Костюша, «что-нибудь» — нет. А вот я написал тут один стишок — письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится...»
Рис. 5. К. Листов
Листов прочел. Строки, написанные в письме жене, потрясли его. Он действительно увидел, что это стихотворение написано в белоснежных снегах под Москвой в ноябре 1941 года. Тогда, через неделю появившись в редакции газеты, Листов пришел и попросил гитару, сел и спел песню. Композитор не был уверен, что песня получилась. Ему казалось, что в этот момент нужно писать героические песни, песни, зовущие к подвигу, а это получилась лирическая и даже грустная песня. Но песня пошла, она стала очень популярной среди фронтовиков. Но были и официальные замечания: «Что значит «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»? Переделайте эту строчку». Но Сурков все оставил так, как есть. Фронтовики писали и говорили: «Кому не нравится – пусть читают по-другому. А мы-то действительно понимаем, что смерть ходит рядом, что до нее действительно 4 шага».
«Землянка» – песня лирическая, даже грустная, но не уныние вызывала она, она звала в бой, она вызывала на подвиг, она заставляла делать вызов врагу, она бросала презрение в сторону врага (рис. 6).
Рис. 6. В землянке
«В землянке»
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Очень многие из поэтов погибли, их строка оборвалась пулей. Среди погибших можно назвать именам Бориса Котова, Иосифа Уткина, Бориса Богаткова, Павла Когана, Николая Майорова.
Не сложил свое поэтического оружия татарский поэт Муса Джалиль (рис. 7), попав в концлагерь в Моабите. Даже в это время он писал стихотворения, которые позже были опубликованы, как цикл под названием «Моабитская тетрадь». Стихотворение «Случай в подъезде» вошло в этот цикл. В его основу положен действительно произошедший случай, случай забавный, который произошел с Джалилем до войны.
Рис. 7. Памятник М. Джалилю. г. Казань
Забыть тот случай не могу!
Стоит малыш в подъезде,
Стоит и тянется к звонку
И топчется на месте.
И взялся я помочь ему.
И говорю:
-Давай нажму.
Но сколько раз?
И он сказал:
-Нажмите пять!
И я нажал.
Я позвонил
Пять раз подряд.
А он
Попятился назад:
-Ну, хватит, дяденька!
Бежим!!!
Он - из подъезда.
Я - за ним.
Это стихотворение было написано в застенках Моабита в 1943 году. Какую силу духа, какое мужество надо иметь, чтобы, находясь в концлагере, написать стихотворение такое светлое, стихотворение-воспоминание о мирной жизни. И, наверное, это стихотворение говорит о том, что верил в победу Муса Джалиль, несмотря на то, что ему уже в это время был вынесен смертный приговор.
Очень многие стали писателями после войны. Потому что люди не могли молчать, очень хотелось написать о том, что видели, что знали. Среди таких писателей мы можем назвать Юрия Бондарева и его произведения «Батальоны просят огня», «Горячий снег», это, конечно, произведения Бориса Васильева «В списках не значатся», «А зори здесь тихие», это Константин Воробьев и его произведения «Это мы, Господи» и многие другие.
Рис. 8. Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,-
пожалуйста, помните!