"Идет война народная..." Лирика военных лет (стихотворения А.Т. Твардовского, К. Симонова и др.)

22 июня 1941 года в 4 утра фа­шист­ская Гер­ма­ния ве­ро­лом­но на­па­ла на нашу стра­ну. Об этом Сте­пан Щи­па­чев писал: 

Такою все ды­ша­ло ти­ши­ной,

что вся земля еще спала, ка­за­лось.

Кто знал, что между миром и вой­ной

всего ка­ких-то пять минут оста­лось!

В пер­вые дни на­ча­ла Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны по­яв­ля­ют­ся песни и стихи, ко­то­рые стали по­след­стви­ем по­тря­се­ния людей от слу­чив­ше­го­ся. По­яв­ля­ет­ся песня «Свя­щен­ная война». Пи­са­те­ли, поэты не мол­ча­ли. Они также вста­ли в строй, как все со­вет­ские люди. Не оста­лось ни од­но­го рав­но­душ­но­го.  

Пла­кат вре­мен ВОВ

Рис. 1. Пла­кат вре­мен ВОВ

Не по­бе­дить стра­ну, в ко­то­рой мир­ных нет,

Где каж­дый бьет врага – тру­дом или сна­ря­дом,

Где му­зы­кант, ар­тист, ху­дож­ник и поэт

С по­э­мой и шты­ком идут с бой­ца­ми рядом.

В годы войны сра­жа­лось около 1215 пи­са­те­лей. 400 из них по­гиб­ло, около 500 были на­граж­де­ны. Очень мно­гие ушли на фронт и стали там фрон­то­вы­ми кор­ре­спон­ден­та­ми. Во­ен­ные кор­ре­спон­ден­ты со­зда­ва­ли свои про­из­ве­де­ния, пи­са­ли очер­ки, пуб­ли­ци­сти­че­ские ста­тьи по впе­чат­ле­ни­ям от уви­ден­но­го. Очень часто им вме­сте с сол­да­та­ми при­хо­ди­лось быть на пе­ре­до­вой. Среди во­ен­ных кор­ре­спон­ден­тов ока­за­лись поэты Кон­стан­тин Си­мо­нов, Алек­сандр Твар­дов­ский, Илья Эрен­бург.

Врага неустан­но

И гроз­но гро­мят

Стихи, проза, ри­су­нок

И яркий пла­кат.

Очень мно­гие мо­ло­дые сту­ден­ты ушли на фронт прямо со сту­ден­че­ской ска­мьи. Так по­яви­лась по­э­зия фрон­то­во­го при­зы­ва. Этот пе­ри­од в ли­те­ра­ту­ре – пе­ри­од ко­рот­ких жан­ров. Неко­гда было пи­сать по­ве­сти, ро­ма­ны, по­это­му сти­хо­тво­ре­ния за­ни­ма­ют пер­вое место. Ли­ри­ка вы­сту­па­ет на пер­вый план.

Поэт Алек­сей Сур­ков в это время писал: «У нас сей­час долж­ны по­явить­ся такие стихи, ко­то­рым не ап­ло­ди­ру­ют. Это стихи, от ко­то­рых сжи­ма­ют­ся ку­ла­ки, стихи, от ко­то­рых хо­чет­ся пла­кать или зу­ба­ми скре­же­тать…».

Такие стихи дей­стви­тель­но по­яви­лись. Они были раз­ны­ми – ли­ри­че­ски­ми, ге­ро­и­че­ски­ми – но все они звали в бой, звали на по­двиг.

 

К. Си­мо­нов с се­мьей

Рис. 2. К. Си­мо­нов с се­мьей

К. Си­мо­нов «Жди меня»      

Жди меня, и я вер­нусь.

Толь­ко очень жди,

Жди, когда на­во­дят грусть

Жел­тые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда дру­гих не ждут,

По­за­быв вчера.

Жди, когда из даль­них мест

Писем не при­дет,

Жди, когда уж на­до­ест

Всем, кто вме­сте ждет.

Жди меня, и я вер­нусь,

Не желай добра

Всем, кто знает на­и­зусть,

Что за­быть пора.

Пусть по­ве­рят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть дру­зья уста­нут ждать,

Сядут у огня,

Вы­пьют горь­кое вино

На помин души...

Жди. И с ними за­од­но

Вы­пить не спеши. 

Жди меня, и я вер­нусь,

Всем смер­тям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Ска­жет:- По­вез­ло.-

Не по­нять не ждав­шим им,

Как среди огня

Ожи­да­ни­ем своим

Ты спас­ла меня.

Как я выжил, будем знать

Толь­ко мы с тобой,-

Про­сто ты умела ждать,

Как никто дру­гой.

Семен Гуд­зен­ко

Рис. 3. Семен Гуд­зен­ко

Сти­хо­тво­ре­ние Си­мо­но­ва ли­ри­че­ское – о вер­но­сти и любви. Поэт Семен Гуд­зен­ко (рис. 3) пишет ге­ро­и­че­ское сти­хо­тво­ре­ние «Перед ата­кой», о ре­а­ли­сти­че­ском со­бы­тии, про­изо­шед­шем в те­че­ние дня.  

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим можно пла­кать.

Ведь самый страш­ный час в бою -

час ожи­да­ния атаки.

Снег ми­на­ми изрыт во­круг

и по­чер­нел от пыли мин­ной.

Раз­рыв - и уми­ра­ет друг.

И зна­чит - смерть про­хо­дит мимо.

Сей­час на­ста­нет мой черёд,

За мной одним идёт охота.

Будь про­клят сорок пер­вый год,

и вмёрз­шая в снега пе­хо­та.

Мне ка­жет­ся, что я маг­нит,

что я при­тя­ги­ваю мины.

Раз­рыв - и лей­те­нант хри­пит.

И смерть опять про­хо­дит мимо.

Но мы уже не в силах ждать.

И нас ведёт через тран­шеи

око­че­нев­шая враж­да,

шты­ком ды­ря­вя­щая шеи.

Бой был ко­рот­кий. А потом

глу­ши­ли водку ле­дя­ную,

и вы­ко­вы­ри­вал ножом

из-под ног­тей я кровь чужую.

Одно из самых по­пу­ляр­ных сти­хо­тво­ре­ний Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны – сти­хо­тво­ре­ние, став­шее пес­ней, «В зем­лян­ке». На­пи­сал его поэт Алек­сей Сур­ков (рис. 4).

А. Сур­ков

Рис. 4. А. Сур­ков

 «В зем­лян­ке» – сти­хо­тво­ре­ние, ко­то­рое автор не со­би­рал­ся пуб­ли­ко­вать. Это были несколь­ко сти­хо­твор­ных стро­чек, на­пи­сан­ных в пись­ме жене. Од­на­ж­ды ком­по­зи­тор Кон­стан­тин Ли­стов (рис. 5) об­ра­тил­ся к Сур­ко­ву: «Нет ли у тебя что-ни­будь пев­че­ско­го?» На что Сур­ков, ха­рак­тер­но окая, от­ве­тил: «Ко­стю­ша, «что-ни­будь» — нет. А вот я на­пи­сал тут один сти­шок — пись­мо жене, она в эва­ку­а­ции. Про­чти, может, что по­лу­чит­ся...»  

К. Ли­стов

Рис. 5. К. Ли­стов

Ли­стов про­чел. Стро­ки, на­пи­сан­ные в пись­ме жене, по­тряс­ли его. Он дей­стви­тель­но уви­дел, что это сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но в бе­ло­снеж­ных сне­гах под Моск­вой в но­яб­ре 1941 года. Тогда, через неде­лю по­явив­шись в ре­дак­ции га­зе­ты, Ли­стов при­шел и по­про­сил ги­та­ру, сел и спел песню. Ком­по­зи­тор не был уве­рен, что песня по­лу­чи­лась. Ему ка­за­лось, что в этот мо­мент нужно пи­сать ге­ро­и­че­ские песни, песни, зо­ву­щие к по­дви­гу, а это по­лу­чи­лась ли­ри­че­ская и даже груст­ная песня. Но песня пошла, она стала очень по­пу­ляр­ной среди фрон­то­ви­ков. Но были и офи­ци­аль­ные за­ме­ча­ния: «Что зна­чит «до тебя мне дойти нелег­ко, а до смер­ти че­ты­ре шага»? Пе­ре­де­лай­те эту строч­ку». Но Сур­ков все оста­вил так, как есть. Фрон­то­ви­ки пи­са­ли и го­во­ри­ли: «Кому не нра­вит­ся – пусть чи­та­ют по-дру­го­му. А мы-то дей­стви­тель­но по­ни­ма­ем, что смерть ходит рядом, что до нее дей­стви­тель­но 4 шага».

«Зем­лян­ка» – песня ли­ри­че­ская, даже груст­ная, но не уны­ние вы­зы­ва­ла она, она звала в бой, она вы­зы­ва­ла на по­двиг, она за­став­ля­ла де­лать вызов врагу, она бро­са­ла пре­зре­ние в сто­ро­ну врага (рис. 6).

В зем­лян­ке

Рис. 6. В зем­лян­ке

«В зем­лян­ке»

Бьет­ся в тес­ной пе­чур­ке огонь,

На по­ле­ньях смола, как слеза.

И поет мне в зем­лян­ке гар­монь

Про улыб­ку твою и глаза.

Про тебя мне шеп­та­ли кусты

В бе­ло­снеж­ных полях под Моск­вой.

Я хочу, чтобы слы­ша­ла ты,

Как тос­ку­ет мой голос живой.

Ты сей­час да­ле­ко, да­ле­ко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти не легко,

А до смер­ти - че­ты­ре шага.

Пой, гар­мо­ни­ка, вьюге назло,

За­плу­тав­шее сча­стье зови.

Мне в хо­лод­ной зем­лян­ке тепло

От моей нега­си­мой любви.

Очень мно­гие из по­этов по­гиб­ли, их стро­ка обо­рва­лась пулей. Среди по­гиб­ших можно на­звать име­нам Бо­ри­са Ко­то­ва, Иоси­фа Ут­ки­на, Бо­ри­са Бо­гат­ко­ва, Павла Ко­га­на, Ни­ко­лая Май­о­ро­ва.   

Не сло­жил свое по­э­ти­че­ско­го ору­жия та­тар­ский поэт Муса Джа­лиль (рис. 7), попав в конц­ла­герь в Мо­аби­те. Даже в это время он писал сти­хо­тво­ре­ния, ко­то­рые позже были опуб­ли­ко­ва­ны, как цикл под на­зва­ни­ем «Мо­абит­ская тет­радь». Сти­хо­тво­ре­ние «Слу­чай в подъ­ез­де» вошло в этот цикл. В его ос­но­ву по­ло­жен дей­стви­тель­но про­изо­шед­ший слу­чай, слу­чай за­бав­ный, ко­то­рый про­изо­шел с Джа­ли­лем до войны.

Па­мят­ник М. Джа­ли­лю. г. Ка­зань

Рис. 7. Па­мят­ник М. Джа­ли­лю. г. Ка­зань

За­быть тот слу­чай не могу!

 Стоит малыш в подъ­ез­де,

 Стоит и тя­нет­ся к звон­ку

 И топ­чет­ся на месте.

 И взял­ся я по­мочь ему.

 И го­во­рю:

 -Да­вай нажму.

 Но сколь­ко раз?

 И он ска­зал:

 -На­жми­те пять!

 И я нажал.

 Я по­зво­нил

 Пять раз под­ряд.

 А он

 По­пя­тил­ся назад:

 -Ну, хва­тит, дя­день­ка!

 Бежим!!!

 Он - из подъ­ез­да.

 Я - за ним.

Это сти­хо­тво­ре­ние было на­пи­са­но в за­стен­ках Мо­аби­та в 1943 году. Какую силу духа, какое му­же­ство надо иметь, чтобы, на­хо­дясь в конц­ла­ге­ре, на­пи­сать сти­хо­тво­ре­ние такое свет­лое, сти­хо­тво­ре­ние-вос­по­ми­на­ние о мир­ной жизни. И, на­вер­ное, это сти­хо­тво­ре­ние го­во­рит о том, что верил в по­бе­ду Муса Джа­лиль, несмот­ря на то, что ему уже в это время был вы­не­сен смерт­ный при­го­вор.  

Очень мно­гие стали пи­са­те­ля­ми после войны. По­то­му что люди не могли мол­чать, очень хо­те­лось на­пи­сать о том, что ви­де­ли, что знали. Среди таких пи­са­те­лей мы можем на­звать Юрия Бон­да­ре­ва и его про­из­ве­де­ния «Ба­та­льо­ны про­сят огня», «Го­ря­чий снег», это, ко­неч­но, про­из­ве­де­ния Бо­ри­са Ва­си­лье­ва «В спис­ках не зна­чат­ся», «А зори здесь тихие», это Кон­стан­тин Во­ро­бьев и его про­из­ве­де­ния «Это мы, Гос­по­ди» и мно­гие дру­гие. 

Пом­ни­те!

Рис. 8. Пом­ни­те!

Па­мя­ти пав­ших будь­те до­стой­ны!

Вечно до­стой­ны!

Хле­бом и пес­ней, меч­той и сти­ха­ми,

жиз­нью про­стор­ной,

Каж­дой се­кун­дой, каж­дым ды­ха­ньем

будь­те до­стой­ны!

Люди! По­ку­да серд­ца сту­чат­ся,- пом­ни­те!

Какою ценой за­во­е­ва­но сча­стье,-

по­жа­луй­ста, пом­ни­те!

Вопросы к конспектам

Сти­хо­тво­ре­ние ка­ко­го ав­то­ра вам по­нра­ви­лось боль­ше? По­че­му?

Про­чи­тай­те из­вест­ное сти­хо­тво­ре­ние М. Джа­ли­ля «Вар­вар­ство» . Какие чув­ства оно вы­зы­ва­ет?

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «По­жа­луй­ста, пом­ни­те!»

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 00:55