Стихи о родной природе поэтов XX века

Пойми живой язык при­ро­ды – и ска­жешь ты: пре­кра­сен мир!

И.С. Ни­ки­тин.

Зима, весна, лето, осень – че­ты­ре вре­ме­ни года. Сме­няя друг друга, они дарят нам ра­дость жизни. Они все пре­крас­ны!

Зима чу­дес­на в своём бе­ло­снеж­ном оде­я­нии, рас­пис­ных се­реб­ри­стых узо­рах. Она полна та­ин­ствен­ных ска­зок, ман­да­ри­но­вых за­па­хов, воз­вра­ща­ю­щих нас в дет­ство, но­во­год­них по­дар­ков и про­тяж­ных песен вьюги.

Весна оку­ты­ва­ет нас бе­ло-ро­зо­вой пеной цве­ту­щих де­ре­вьев, оча­ро­ва­ни­ем про­буж­да­ю­щей­ся при­ро­ды, звон­ки­ми се­ре­на­да­ми птиц, улыб­кой яс­но­го сол­ныш­ка и мно­же­ством пре­лест­ниц, по­яв­ля­ю­щих­ся на ули­цах.

Лето – это ра­дость об­ще­ния, пу­те­ше­ствий, это море, солн­це, изу­мруд­ная зе­лень и пёст­рый ковёр цве­тов, разо­стлан­ный по земле. При слове «лето» мы ощу­ща­ем сла­дость спе­лых ягод на губах, аро­мат лугов.

Сказ­ка осени вне вся­ких по­хвал! Ог­нен­но-ры­жей плу­тов­кой ме­чет­ся она по лесам и полям. Слов­но боль­шая пёст­рая птица машет кры­ла­ми, сбра­сы­вая на землю свой яркий на­ряд­ный пе­ри­стый узор.

Кра­со­ту при­ро­ды можно пе­ре­дать крас­ка­ми на хол­сте. При­ро­да вдох­нов­ля­ет му­зы­кан­тов и ком­по­зи­то­ров. Поэты тоже пе­ре­да­ют кра­со­ту при­ро­ды, но через сло­вес­ные об­ра­зы, а вме­сто кра­сок ис­поль­зу­ют сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти.

Фото. В. Брю­сов

Рис. 1. Фото. В. Брю­сов

Брю­сов Ва­ле­рий Яко­вле­вич (рис. 1) — рус­ский поэт на­ча­ла ХХ века, а также про­за­ик, дра­ма­тург.

Пи­сать Брю­сов начал очень рано, еще ре­бен­ком, со­чи­няя  стихи, рас­ска­зы и на­уч­ные ста­тьи. Уже в 13 лет Брю­сов свя­зы­вал свою бу­ду­щую жизнь с по­э­зи­ей. В пору обу­че­ния в гим­на­зии Брю­сов со­чи­нял стихи, за­ни­мал­ся из­да­ни­ем ру­ко­пис­но­го жур­на­ла. Более ре­гу­ляр­но Брю­сов стал пе­ча­тать свои про­из­ве­де­ния с 20 лет.

 К на­ча­лу 1890-х на­сту­пи­ла пора увле­чён­но­сти Брю­со­ва про­из­ве­де­ни­я­ми фран­цуз­ских сим­во­ли­стов. «Зна­ком­ство в на­ча­ле 90-х годов с по­э­зи­ей Вер­ле­на и Мал­лар­ме, а вско­ре и Бод­ле­ра, от­кры­ло мне новый мир. Под впе­чат­ле­ни­ем их твор­че­ства со­зда­ны те мои стихи, ко­то­рые впер­вые по­яви­лись в пе­ча­ти», — вспо­ми­на­ет Брю­сов.

Пер­вый снег. Худ. Д. Левин

Рис. 2. Пер­вый снег. Худ. Д. Левин


Пер­вый снег (рис. 2)

Се­реб­ро, огни и блест­ки,-

Целый мир из се­реб­ра!

В жем­чу­гах горят бе­рез­ки,

Чер­но-го­лые вчера.

Это - об­ласть чьей-то грезы,

Это - при­зра­ки и сны!

Все пред­ме­ты ста­рой прозы

Вол­шеб­ством оза­ре­ны.

Эки­па­жи, пе­ше­хо­ды,

На ла­зу­ри белый дым.

Жизнь людей и жизнь при­ро­ды

Полны новым и свя­тым.

Во­пло­ще­ние меч­та­ний,

Жизни с гре­зою игра,

Этот мир оча­ро­ва­ний,

Этот мир из се­реб­ра!  

В этом сти­хо­тво­ре­нии поэт ри­су­ет уди­ви­тель­ную кар­ти­ну пре­об­ра­же­ния при­ро­ды. Еще вчера мир был про­за­и­чен: чер­не­ли голые ство­лы берез, по серым ули­цам пе­ре­дви­га­лись пе­ше­хо­ды и эки­па­жи. Но вот выпал пер­вый снег – и про­изо­шло чудо пре­об­ра­же­ния:

Жизнь людей и жизнь при­ро­ды

Полны новым и свя­тым.

При­ро­да, как юве­лир, укра­си­ла все во­круг се­реб­ром и жем­чу­гом. Ка­ки­ми цве­та­ми поэт ри­су­ет кар­ти­ну? Это  се­реб­ря­ный, жем­чуж­но-бе­лый, ла­зо­ре­вый. Ос­нов­ной цвет – се­реб­ря­ный. И мир ис­крит­ся, пе­ре­ли­ва­ет­ся блест­ка­ми! Жизнь на­пол­ни­лась оча­ро­ва­ни­ем, вол­шеб­ством, меч­той. Она об­ре­ла смысл.

Среди средств ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти в сти­хо­тво­ре­нии пре­об­ла­да­ет ме­та­фо­ра:

«Мир из се­реб­ра»

«В жем­чу­гах горят бе­рез­ки»

«Вол­шеб­ством оза­ре­ны»

«Жизни с гре­зою игра»

Ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния Брю­со­ва «Пер­вый снег» счаст­лив, ведь вол­шеб­ный сон стал явью, а жизнь на­пол­ни­лась кра­со­той.

Тема при­ро­ды в рус­ской по­э­зии нераз­рыв­на с темой любви к ро­дине, к ме­стам, где че­ло­век ро­дил­ся, по­зна­вал мир во­круг, учил­ся ви­деть и це­нить кра­со­ту в самых про­стых вещах: в пер­вом под­снеж­ни­ке, в пении со­ло­вья, в ше­ле­сте травы.

Фото. Сер­гей Есе­нин

Рис. 3. Фото. Сер­гей Есе­нин

Рус­ский поэт Сер­гей Есе­нин (рис. 3) о своей ро­дине писал:

Тот, кто видел хоть од­на­ж­ды 

Этот край и эту гладь,

Тот почти бе­рез­ке каж­дой

Ножки рад по­це­ло­вать.

Ро­дил­ся поэт в селе Кон­стан­ти­но­во в Ря­зан­ской гу­бер­нии (рис. 4). Село рас­по­ло­же­но на жи­во­пис­ном вы­со­ком бе­ре­гу Оки. Рус­ская кра­со­та тех мест за­во­ра­жи­ва­ет. Поэт в бу­ду­щем много пу­те­ше­ство­вал, по­бы­вал и в Ев­ро­пе, и в Азии, и даже в Аме­ри­ке. Но серд­цем он все­гда оста­вал­ся со своей ро­ди­ной. Его дру­зья вспо­ми­на­ли мо­мент, когда Есе­нин вер­нул­ся из-за гра­ни­цы: «Он был счаст­лив, что вер­нул­ся домой, в Рос­сию. Ра­до­вал­ся всему, как ре­бе­нок. Тро­гал ру­ка­ми дома, де­ре­вья... Уве­рял, что все, даже небо и луна, дру­гие, чем там, у них».

Тема при­ро­ды яв­ля­ет­ся одной из глав­ных в по­э­зии Есе­ни­на. О себе он ска­зал: «Я по­след­ний поэт де­рев­ни».

Фото. Ря­зан­щи­на. р. Ока

Рис. 4. Фото. Ря­зан­щи­на. р. Ока

Топи да бо­ло­та                                    

Топи да бо­ло­та,                                       

Синий плат небес.  

Хвой­ной по­зо­ло­той

Взве­ни­ва­ет лес.

Тень­ка­ет си­ни­ца

Меж лес­ных куд­рей,

Тем­ным елям снит­ся

Гомон ко­са­рей.

По лугу со скри­пом

Тя­нет­ся обоз -

Су­хо­ва­той липой

Пах­нет от колес.

Слу­ха­ют ра­ки­ты

По­свист вет­ря­ной...

Край ты мой за­бы­тый,

Край ты мой род­ной!..

Сти­хо­тво­ре­ние на­сы­ще­но цве­том, за­па­хом, зву­ком ро­ди­ны. Есе­нин ри­су­ет по­э­ти­че­скую кар­ти­ну синим, зе­ле­ным, зо­ло­тым цве­том.

Ана­лиз кра­соч­но-цве­то­вых эпи­те­тов и опре­де­ле­ний, вы­ра­жен­ных при­ла­га­тель­ны­ми, по­ка­зал, что самым рас­про­стра­нён­ным эпи­те­том в по­э­зии Есе­ни­на ока­зал­ся «синий».

 Есе­нин счи­та­ет, что в самом имени «Рос­сия» спря­та­но «синее что-то».   Он пишет: «Рос­сия! Какое хо­ро­шее слово…

И «роса», и «сила», и синее» что-то!»

Читая сти­хо­тво­ре­ние «Топи да бо­ло­та»,  мы слы­шим трень­ка­нье синиц, гомон ко­са­рей, скрип те­ле­ги, свист ветра. Мы чув­ству­ем запах хвой­но­го леса, лу­го­вых трав, липы.

В по­э­зии Есе­ни­на при­ро­да ожи­ва­ет. Из­люб­лен­ное сред­ство ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти – оли­це­тво­ре­ние:

«Елям снит­ся»;

«Слу­ха­ют ра­ки­ты»;

«По­свист вет­ря­ной».

Ме­та­фо­ры:

«Плат небес» (пла­ток);

«Меж лес­ных куд­рей».

В каж­дом слове, в каж­дом об­ра­зе чув­ству­ет­ся лю­бовь поэта к род­ной при­ро­де. И даже топи да бо­ло­та ка­жут­ся при­вле­ка­тель­ны­ми. Так та­лант­ли­во со­здал поэт пре­крас­ный образ своей ро­ди­ны.

Фото. Н. За­бо­лоц­кий

Рис. 5. Фото. Н. За­бо­лоц­кий

Также как и Есе­нин, о неза­тей­ли­вой, но милой серд­цу кра­со­те своей ро­ди­ны пишет Ни­ко­лай За­бо­лоц­кий (рис. 5) в сти­хо­тво­ре­нии «Я вос­пи­тан при­ро­дой су­ро­вой».

Я вос­пи­тан при­ро­дой су­ро­вой,

Мне до­воль­но за­ме­тить у ног

Оду­ван­чи­ка шарик пу­хо­вый,

По­до­рож­ни­ка твер­дый кли­нок.

Чем обыч­ней про­стое рас­те­нье,

Тем живее вол­ну­ет меня

Пер­вых ли­стьев его по­яв­ле­нье

Фото. По­ле­вые цветы

Рис. 6. Фото. По­ле­вые цветы

На рас­све­те ве­сен­не­го дня.

В го­су­дар­стве ро­ма­шек, у края,

Где ручей, за­ды­ха­ясь, поет,

Про­ле­жал бы всю ночь до утра я,

За­про­ки­нув лицо в небо­свод. 

Жизнь по­то­ком све­тя­щей­ся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И ту­ман­ные звез­ды све­ти­ли,

За­ли­вая лу­ча­ми кусты.

И, вни­мая ве­сен­не­му шуму

По­сре­ди оча­ро­ван­ных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Бес­пре­дель­ных полей и дуб­рав.

1953

Сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти

Эпи­те­ты: су­ро­вой, пу­хо­вой, твер­дый, про­стое, ве­сен­не­го, све­тя­щей­ся, ту­ман­ные, оча­ро­ван­ных, бес­пре­дель­ных.

Ме­та­фо­ры: шарик оду­ван­чи­ка, кли­нок по­до­рож­ни­ка, в го­су­дар­стве ро­ма­шек, за­про­ки­нув лицо в небо­свод, жизнь текла, за­ли­вая лу­ча­ми кусты.

Оли­це­тво­ре­ния: вос­пи­тан при­ро­дой; ручей, за­ды­ха­ясь, поет; думу полей и дуб­рав.

Смысл на­зва­ния.

По­че­му автор на­зы­ва­ет при­ро­ду су­ро­вой?

Си­но­ни­мы к эпи­те­ту су­ро­вый: про­стой, скром­ный; неброс­кий, сдер­жан­ный.

Эти си­но­ни­мы по­мо­гут вам опре­де­лить глав­ную идею сти­хо­тво­ре­ния. Она в том, что За­бо­лоц­кий ценит при­ро­ду сво­е­го род­но­го края за про­сто­ту, скром­ность, сдер­жан­ность, ис­крен­ность. В себе автор также под­ра­зу­ме­ва­ет эти черты, ведь он вос­пи­тан при­ро­дой и ду­ма­ет с ней одну думу.

Вопросы к конспектам

Сти­хо­тво­ре­ние ка­ко­го поэта вам по­нра­ви­лось боль­ше всего? Ответ обос­нуй­те.

Про­чи­тай­те до­пол­ни­тель­но стихи о при­ро­де на­зван­ных по­этов. Ка­ки­ми сред­ства­ми ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти поль­зу­ют­ся ав­то­ры? При­ве­ди­те при­ме­ры.

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 01:41