Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»

И. С. Тур­ге­нев (рис. 1) со­зда­ет свои рас­ска­зы в 40-50 годы ХІХ в. Сбор­ник «За­пис­ки охот­ни­ка» был издан в 1852 году. Боль­шую часть рас­ска­зов пи­са­тель со­здал за гра­ни­цей, в Гер­ма­нии. Одна из при­чин, за­ста­вив­ших Тур­ге­не­ва уехать из Рос­сии, на­зва­на им самим: «Я не мог ды­шать одним воз­ду­хом, оста­вать­ся рядом с тем, что я воз­не­на­ви­дел; мне необ­хо­ди­мо нужно было уда­лить­ся от моего врага затем, чтобы из самой моей дали силь­нее на­пасть на него. В моих гла­зах враг этот имел опре­де­лен­ный образ, носил из­вест­ное имя: враг этот был кре­пост­ное право. Под этим име­нем я со­брал и со­сре­до­то­чил все, про­тив чего я ре­шил­ся бо­роть­ся до конца – с чем я по­клял­ся ни­ко­гда не при­ми­рять­ся...»

Порт­рет. Тур­ге­нев И. С. (1818–1883)

Рис. 1. Порт­рет. Тур­ге­нев И. С. (1818–1883)

Из этого  утвер­жде­ния можно сде­лать вывод, что ос­нов­ная идея сбор­ни­ка – об­ли­че­ние кре­пост­ни­че­ства. За­слу­га Тур­ге­не­ва в том, что в своих рас­ска­зах автор не про­сто опи­сы­ва­ет серую массу обез­до­лен­ных и несчаст­ных кре­пост­ных кре­стьян. В каж­дом рас­ска­зе пи­са­тель под­ме­ча­ет ка­кую-то черту кре­стьян­ской жизни, по­это­му все про­из­ве­де­ния дают нам яркую, мно­го­гран­ную кар­ти­ну кре­стьян­ско­го мира.

Сбор­ник «За­пис­ки охот­ни­ка» вме­стил в себя 25 рас­ска­зов и очер­ков. По­ми­мо темы и идеи, их ком­по­зи­ци­он­но объ­еди­ня­ет глав­ный герой – рас­сказ­чик Петр Пет­ро­вич. Это дво­ря­нин из села Спас­ско­го, за­яд­лый охот­ник. Имен­но он и рас­ска­зы­ва­ет о слу­ча­ях, про­изо­шед­ших с ним во время охоты (рис. 2).

Худ. Кур­на­ков Л.И. «И.С. Тур­ге­нев на охоте»

Рис. 2. Худ. Кур­на­ков Л.И. «И.С. Тур­ге­нев на охоте»

Зная био­гра­фию Тур­ге­не­ва, мы неволь­но про­во­дим па­рал­лель между ав­то­ром и ге­ро­ем его сбор­ни­ка. Дей­стви­тель­но, со­зда­вая «За­пис­ки охот­ни­ка», Тур­ге­нев опи­рал­ся на соб­ствен­ные впе­чат­ле­ния о жизни кре­стьян в Ор­лов­ской гу­бер­нии. Мно­гие герои, упо­мя­ну­тые в рас­ска­зах, были зна­ко­мы ав­то­ру. Не ис­клю­че­ни­ем стал рас­сказ «Бирюк». В име­нии ма­те­ри Тур­ге­не­ва был лес­ник Бирюк, ко­то­ро­го в лесу убили свои же кре­стьяне.

Рас­сказ «Бирюк» Тур­ге­нев ведет от пер­во­го лица (от лица рас­сказ­чи­ка Петра Пет­ро­ви­ча). Од­на­ж­ды охот­ни­ка за­стал в лесу страш­ный ли­вень, он вы­нуж­ден был про­сить убе­жи­ща в хи­жине мест­но­го лес­ни­ка, про­зван­но­го в на­ро­де Би­рю­ком. Зайдя в дом, герой уви­дел, что лес­ник живет в неве­ро­ят­ной бед­но­сти вме­сте с двумя ма­лень­ки­ми детьми. После ко­рот­ко­го раз­го­во­ра, охот­ник и Бирюк услы­ша­ли в лесу стук то­по­ра, что озна­ча­ло неза­кон­ную вы­руб­ку де­ре­вьев. На­ру­ши­тель был пой­ман. Им ока­зал­ся бед­ный кре­стья­нин. В доме лес­ни­ка пой­ман­ный мужик начал оправ­ды­вать­ся, что на кражу его толк­ну­ли голод и ни­ще­та. Озлоб­лен­ное от­ча­я­ние несчаст­но­го за­ста­ви­ло Би­рю­ка от­пу­стить ви­нов­но­го.

План ха­рак­те­ри­сти­ки героя ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния:

Со­ци­аль­ная при­над­леж­ность

Ав­тор­ская ха­рак­те­ри­сти­ка

Внеш­ность (порт­рет)

Ин­те­рьер (жи­ли­ще)

От­но­ше­ние окру­жа­ю­щих

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим (по­ступ­ки)

Ха­рак­те­ри­сти­ка глав­но­го героя рас­ска­за И. С. Тур­ге­не­ва «Бирюк»

Со­ци­аль­ная  при­над­леж­ность.

Кре­пост­ной кре­стья­нин, слу­жит лес­ни­ком в по­ме­щи­чьем лесу. В его обя­зан­но­сти вхо­дит охра­нять лес от по­жа­ров, неза­кон­ной вы­руб­ки леса и бра­ко­ньер­ства. Никто, кроме по­ме­щи­ка, не имел права охо­тить­ся в лесу или вы­ру­бать де­ре­вья. А такие по­пыт­ки были ча­сты­ми, осо­бен­но со сто­ро­ны кре­стьян.

Опи­са­ние внеш­но­сти.

«Я по­смот­рел на него. Редко мне слу­ча­лось ви­деть та­ко­го мо­лод­ца. Он был вы­со­ко­го роста, пле­чист и сло­жен на славу. Из-под мок­рой за­маш­ной ру­баш­ки вы­пук­ло вы­став­ля­лись его мо­гу­чие мышцы. Чер­ная кур­ча­вая бо­ро­да за­кры­ва­ла до по­ло­ви­ны его су­ро­вое и му­же­ствен­ное лицо; из-под срос­ших­ся ши­ро­ких бро­вей смело гля­де­ли неболь­шие карие глаза. Он слег­ка упер­ся ру­ка­ми в бока и оста­но­вил­ся пе­ре­до мною».

Ин­те­рьер. Опи­са­ние избы, в ко­то­рой живет Бирюк с детьми.

 «Изба лес­ни­ка со­сто­я­ла из одной ком­на­ты, за­ко­пте­лой, низ­кой и пу­стой, без по­ла­тей и пе­ре­го­ро­док. Изо­рван­ный тулуп висел на стене. На лавке ле­жа­ло од­но­стволь­ное ружье, в углу ва­ля­лась груда тря­пок; два боль­ших горш­ка сто­я­ли возле печки. Лу­чи­на го­ре­ла на столе, пе­чаль­но вспы­хи­вая и по­га­сая. На самой се­ре­дине избы ви­се­ла люль­ка, при­вя­зан­ная к концу длин­но­го шеста. Де­воч­ка по­га­си­ла фо­нарь, при­се­ла на кро­шеч­ную ска­мей­ку и на­ча­ла пра­вой рукой ка­чать люль­ку, левой по­прав­лять лу­чи­ну. Я по­смот­рел кру­гом – серд­це во мне за­ны­ло: не ве­се­ло войти ночью в му­жиц­кую избу».

В избе бро­са­ет­ся в глаза не толь­ко бед­ность, но и за­пу­сте­ние, от­сут­ствие жен­ской руки. И дей­стви­тель­но, хо­зяй­ки здесь нет: жена сбе­жа­ла от лес­ни­че­го с про­ез­жим ме­ща­ни­ном, бро­сив двух ма­лень­ких детей. Так и живет он один, в лесу, вдали от людей, би­рю­ком.

* Би­рю­ком на­зы­ва­ет­ся в Ор­лов­ской гу­бер­нии че­ло­век, оди­но­кий и угрю­мый. (Прим. И.С.Тур­ге­не­ва.)

От­но­ше­ние окру­жа­ю­щих.

На­сто­я­щее имя героя – Фома Кузь­мич. Но он сам на­зы­ва­ет себя Би­рю­ком, как бы со­гла­ша­ясь с мне­ни­ем людей. А от­но­ше­ние окру­жа­ю­щих к нему от­нюдь не доб­ро­же­ла­тель­ное: его не любят и бо­ят­ся. И не уди­ви­тель­но, ведь как лес­ни­чий он ни­ко­му спус­ку не дает. «От моего Ер­мо­лая и от дру­гих я часто слы­шал рас­ска­зы о лес­ни­ке Би­рю­ке, ко­то­ро­го все окрест­ные му­жи­ки бо­я­лись как огня. По их сло­вам, не бы­ва­ло еще на свете та­ко­го ма­сте­ра сво­е­го дела: «Вя­зан­ки хво­ро­сту не даст ута­щить; в какую бы ни было пору, хоть в самую пол­ночь, на­гря­нет, как снег на го­ло­ву, и ты не думай со­про­тив­лять­ся, – силен, де­скать, и ловок как бес... И ничем его взять нель­зя: ни вином, ни день­га­ми; ни на какую при­ман­ку не идет. Уж не раз доб­рые люди его сжить со свету со­би­ра­лись, да нет – не да­ет­ся».

Бирюк – гроза для окрест­ных му­жи­ков. Может быть, по­это­му рас­сказ на­чи­на­ет­ся с опи­са­ния грозы: «Гроза на­дви­га­лась. Впе­ре­ди огром­ная ли­ло­вая туча мед­лен­но под­ни­ма­лась из-за леса; надо мною и мне нав­стре­чу нес­лись длин­ные серые об­ла­ка; ра­ки­ты тре­вож­но ше­ве­ли­лись и ле­пе­та­ли. Душ­ный жар вне­зап­но сме­нил­ся влаж­ным хо­ло­дом; тени быст­ро гу­сте­ли…»

По­ступ­ки героя. От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим.

На­блю­дая за ге­ро­ем и его по­ступ­ка­ми, чи­та­тель все боль­ше про­ни­ка­ет­ся ува­же­ни­ем к этому че­ло­ве­ку, ко­то­рый живет по твер­дым мо­раль­ным прин­ци­пам. Он чув­ству­ет от­вет­ствен­ность за по­ру­чен­ное дело: «– Долж­ность свою справ­ляю, – от­ве­чал он угрю­мо, – даром гос­под­ский хлеб есть не при­хо­дит­ся».

Живя в бед­но­сти, до­хо­дя­щей до ни­ще­ты, Бирюк ни­ко­гда не пой­дет на мо­шен­ни­че­ство, ни­ко­гда не поз­во­лит во­ро­вать ни себе, ни дру­гим. Это ярко видно в эпи­зо­де с му­жи­ком, ко­то­ро­го Бирюк пой­мал на во­ров­стве дре­ве­си­ны. Мужик так объ­яс­ня­ет свой по­сту­пок: «Ей-Бо­гу, с го­ло­ду­хи... детки, пищат, сам зна­ешь. Круто, во как, при­хо­дит­ся». Для Би­рю­ка это не оправ­да­ние. Ведь ему жи­вет­ся не слаще: в дому кроме хлеба нет ни­ка­кой еды. Но для себя Бирюк твер­до знает одно: «Во­ро­вать ни­ко­му не след».

Имен­но в этот мо­мент  про­ис­хо­дит куль­ми­на­ция всего по­вест­во­ва­ния: мужик про­сит о по­ща­де. Что же пе­ре­ве­сит: прин­цип или со­стра­да­ние?  От­ча­я­ние му­жи­ка по­тряс­ло рас­сказ­чи­ка, он уже готов за­сту­пить­ся за него, но вдруг Бирюк от­пус­ка­ет му­жи­ка. Этот по­сту­пок вы­звал у Петра Пет­ро­ви­ча ува­же­ние к герою: «– Ну, Бирюк, – про­мол­вил я на­ко­нец, – уди­вил ты меня: ты, я вижу, слав­ный малый». Од­на­ко  герой не хочет даже об­суж­дать свое ре­ше­ние : «– Э, пол­но­те, барин, – пе­ре­бил он меня с до­са­дой, – не из­воль­те толь­ко ска­зы­вать. Да уж я лучше вас про­во­жу…» При­чи­ной до­са­ды, недо­воль­ства собой со сто­ро­ны героя по­слу­жи­ла неспра­вед­ли­вость си­ту­а­ции, в ко­то­рой ока­зал­ся Бирюк. Он пой­мал вора и дол­жен его на­ка­зать, од­на­ко Бирюк по­ни­ма­ет, что му­жи­ка толк­ну­ли на пре­ступ­ле­ние ни­ще­та, от­ча­я­ние, страх за семью, детей, уми­ра­ю­щих от го­ло­да.

Таким об­ра­зом, глав­ный кон­флик­т рас­ска­за носит со­ци­аль­ный ха­рак­тер: кре­пост­ни­че­ство ли­ша­ет че­ло­ве­ка права на сво­бод­ную, счаст­ли­вую и чест­ную жизнь.

Рас­сказ «Бирюк», на­ря­ду с дру­ги­ми рас­ска­за­ми «За­пи­сок охот­ни­ка», сыг­рал опре­де­лен­ную ис­то­ри­че­скую роль. Силь­ное впе­чат­ле­ние сбор­ник про­из­вел на на­след­ни­ка пре­сто­ла, бу­ду­ще­го им­пе­ра­то­ра Алек­сандра ІІ, осво­бо­ди­те­ля кре­стьян от мно­го­ве­ко­во­го раб­ства.

При­ме­ча­те­лен также эпи­зод, про­изо­шед­ший с ехав­шим од­на­ж­ды из сво­е­го име­ния Тур­ге­не­вым. По до­ро­ге из де­рев­ни в Моск­ву на одной ма­лень­кой стан­ции по­до­шли к пи­са­те­лю двое людей (по ко­стю­му и ма­не­рам ме­щане или ма­сте­ро­вые). Спро­сив, у пи­са­те­ля, прав­да ли имен­но он автор «За­пи­сок  охот­ни­ка», они сняли шапки и по­кло­ни­лись в пояс со сло­ва­ми: «Кла­ня­ем­ся вам в знак ува­же­ния и бла­го­дар­но­сти от лица всего рус­ско­го на­ро­да».

Тео­рия ли­те­ра­ту­ры

Ли­те­ра­тур­ный порт­рет – изоб­ра­же­ние в про­из­ве­де­нии внеш­но­сти пер­со­на­жа (вклю­чая его одеж­ду, по­ход­ку, же­сти­ку­ля­цию и т. п.). Слу­жит в ос­нов­ном для ха­рак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жа, так как между внеш­ним видом че­ло­ве­ка и его внут­рен­ней сущ­но­стью обык­но­вен­но есть опре­де­лен­ная (не все­гда пря­мая) связь. Неред­ко порт­рет об­на­ру­жи­ва­ет ав­тор­скую оцен­ку пер­со­на­жа (по­ло­жи­тель­ную или от­ри­ца­тель­ную).

Куль­ми­на­ция (от ла­тин­ско­го culmen – вер­ши­на) – в ли­те­ра­ту­ре мо­мент наи­выс­ше­го на­пря­же­ния в раз­ви­тии сю­жет­но­го дей­ствия, мак­си­маль­но обост­ря­ю­щий ху­до­же­ствен­ный кон­фликт. В куль­ми­на­ции про­ис­хо­дит или на­ме­ча­ет­ся пе­ре­лом, под­го­тав­ли­ва­ю­щий раз­вяз­ку.

Тол­ко­ва­ние уста­рев­ших слов (ис­то­риз­мов):

Дрож­ки – лёг­кий че­ты­рех­ко­лес­ный от­кры­тый рес­сор­ный эки­паж на 1-2 че­ло­век.

Пола́ти – ле­жан­ка, устро­ен­ная между сте­ной избы и рус­ской печью.

Лучи́на – тон­кая длин­ная щепка су­хо­го де­ре­ва. Лу­чи­ны ис­поль­зо­ва­лись в быту кре­стьян вплоть до на­ча­ла XX века.

За­маш­ная ру­ба­ха – кре­стьян­ская ру­ба­ха из за­маш­ки (ткани из бес­плод­ной ко­ноп­ли); ши­лась из гру­бо­го неот­бе­лен­но­го по­лот­на.

Вопросы к конспектам

Со­ставь­те план рас­ска­за И.С. Тур­ге­не­ва «Бирюк».

Под­го­товь­те пе­ре­сказ куль­ми­на­ци­он­но­го мо­мен­та рас­ска­за.

В чем за­клю­ча­ет­ся ос­нов­ная идея рас­ска­за?

Под­го­товь­те уст­ное со­чи­не­ние на тему: «Глав­ный герой рас­ска­за И.С. Тур­ге­не­ва «Бирюк».

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 23:09