А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря  1817 г. в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Отец его про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го и из­вест­но­го рода Тол­стых (Лев Тол­стой по этой линии при­хо­дит­ся Алек­сею тро­ю­род­ным бра­том). По ма­те­ри он пра­внук Ки­рил­ла Ра­з­умов­ско­го, по­след­не­го гет­ма­на Укра­и­ны, пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Ака­де­мии наук.

После рож­де­ния сына су­пру­ги разо­шлись, мать увез­ла его в Ма­ло­рос­сию к сво­е­му брату А. А. Пе­ров­ско­му, из­вест­но­му в ли­те­ра­ту­ре под име­нем Ан­то­ния По­го­рель­ско­го. Здесь, в име­ни­ях По­го­рель­цы и Крас­ный Рог, про­шло дет­ство Тол­сто­го. Вос­пи­та­ни­ем бу­ду­ще­го поэта за­ни­мал­ся дядя, он вся­че­ски по­ощ­рял его ху­до­же­ствен­ные склон­но­сти и спе­ци­аль­но для него со­чи­нил из­вест­ную сказ­ку «Чер­ная ку­ри­ца, или Под­зем­ные жи­те­ли».

О своем дет­стве сам Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич вспо­ми­нал так:  «Мое дет­ство  было очень счаст­ли­во и оста­ви­ло во мне одни толь­ко свет­лые вос­по­ми­на­ния. Един­ствен­ный сын, не имев­ший ни­ка­ких то­ва­ри­щей для игр и на­де­лен­ный весь­ма живым во­об­ра­же­ни­ем, я очень рано при­вык к меч­та­тель­но­сти, вско­ре пре­вра­тив­шей­ся в ярко вы­ра­жен­ную склон­ность к по­э­зии. С ше­сти­лет­не­го воз­рас­та я начал ма­рать бу­ма­гу и пи­сать стихи».

Пе­ров­ский  ре­гу­ляр­но ездил с пле­мян­ни­ком за гра­ни­цу, зна­ко­мя его с из­вест­ны­ми лю­дь­ми, од­на­ж­ды даже  пред­ста­вил его Гете. Зна­ме­ни­тый немец­кий поэт по­да­рил маль­чи­ку  об­ло­мок бивня ма­мон­та, укра­шен­ный соб­ствен­но­руч­ным ри­сун­ком.

А. К. Тол­стой

Рис. 1. А. К. Тол­стой

До самой своей смер­ти  дядя оста­вал­ся глав­ным со­вет­чи­ком в ли­те­ра­тур­ных опы­тах вос­пи­тан­ни­ка. Он также по­ка­зы­вал про­из­ве­де­ния юноши Жу­ков­ско­му и Пуш­ки­ну, с ко­то­ры­ми со­сто­ял в при­я­тель­ских от­но­ше­ни­ях, – и есть 
сви­де­тель­ства, что они были одоб­ре­ны.

Алек­сандр ІІ с сест­рой Ма­ри­ей

Рис. 2. Алек­сандр ІІ с сест­рой Ма­ри­ей

Также бла­го­да­ря дяде, ещё ре­бен­ком,  Алек­сей Тол­стой был пред­став­лен на­след­ни­ку пре­сто­ла, бу­ду­ще­му им­пе­ра­то­ру Алек­сан­дру II  и ока­зал­ся в числе детей, при­хо­див­ших к це­са­ре­ви­чу по вос­кре­се­ньям для игр.

Впо­след­ствии между ними со­хра­ня­лись самые теп­лые  от­но­ше­ния. Друж­ба с бу­ду­щим им­пе­ра­то­ром по­мо­жет Тол­сто­му сде­лать го­ло­во­кру­жи­тель­ную при­двор­ную  ка­рье­ру от ка­мер-юн­ке­ра до при­двор­но­го це­ре­мо­ний­мей­сте­ра.

Впер­вые Алек­сей  Тол­стой вхо­дит в ли­те­ра­тур­ный мир в 24 года, когда свет уви­де­ла его  фан­та­сти­че­ская по­весть «Упырь». Под­ра­жая дяде, пи­са­тель пуб­ли­ку­ет­ся под псев­до­ни­мом Крас­но­рог­ский (от на­зва­ния име­ния Крас­ный Рог).

В этот же пе­ри­од от­ме­ча­ет­ся ин­те­рес Алек­сея Кон­стан­ти­но­ви­ча к ис­то­рии.  В даль­ней­шем ис­то­ри­че­ская  бал­ла­да стала одним из ос­нов­ных жан­ров его по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства.

Балла́да — ли­ро-эпи­че­ское про­из­ве­де­ние, то есть рас­сказ, из­ло­жен­ный в по­э­ти­че­ской форме, ис­то­ри­че­ско­го, ми­фи­че­ско­го или ге­ро­и­че­ско­го ха­рак­те­ра. Сюжет бал­ла­ды обыч­но за­им­ству­ет­ся из фольк­ло­ра.

Жанр бал­ла­ды был необык­но­вен­но по­пу­ля­рен в эпоху ро­ман­тиз­ма и встре­ча­ет­ся в твор­че­стве мно­гих пред­ста­ви­те­лей ли­те­ра­ту­ры І по­ло­ви­ны ХІХ века  (Гете, Жу­ков­ско­го, Пуш­ки­на).

Об­ра­ще­ние к жанру бал­ла­ды свя­за­но с по­ис­ком необыч­но­го сю­же­та, что очень важно в ро­ман­тиз­ме, и, без­услов­но, с ин­те­ре­сом ав­то­ра к ис­то­рии.

В своих ис­то­ри­че­ских бал­ла­дах Алек­сей Тол­стой часто об­ра­ща­ет­ся к эпохе Ивана Гроз­но­го.

Иван Гроз­ный. Худ. В. М. Вас­не­цов

Рис. 3. Иван Гроз­ный. Худ. В. М. Вас­не­цов

Фи­гу­ра этого царя,  без­услов­но, ко­ло­рит­ная и по­пу­ляр­ная. Не слу­чай­но народ по­свя­тил ему много ис­то­ри­че­ских песен.

Как в те­ре­ме  живет пра­во­слав­ный Царь:

Пра­во­слав­ный Царь Иван Ва­си­лье­вич:

Он гро­зен, ба­тюш­ка, и ми­ло­стив,

Он за прав­ду ми­лу­ет, за неправ­ду ве­ша­ет.

Уж на­ста­ли годы злые на мос­ков­ский народ,

Как и стал пра­во­слав­ный Царь гроз­ней преж­ня­го.

Он за прав­ду за неправ­ду делал казни лютыя.

Образ царя Ивана Гроз­но­го яв­ля­ет­ся цен­траль­ным  в про­из­ве­де­нии М. Ю. Лер­мон­то­ва «Песнь о купце Ка­лаш­ни­ко­ве».  Также как Лер­мон­тов, Алек­сей Тол­стой пы­та­ет­ся при­дать своим бал­ла­дам фольк­лор­ную сти­ли­за­цию, тем самым мак­си­маль­но при­бли­зить чи­та­те­ля к той эпохе.

Срав­ни­тель­ный ана­лиз бал­лад А. К. Тол­сто­го

 

Во­прос

«Ва­си­лий Ши­ба­нов»

«Князь Ми­хай­ло Реп­нин»

Ис­то­ри­че­ская ос­но­ва сю­же­та

От­ры­вок из "Ис­то­рии Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го" Н. М. Ка­рам­зи­на

Рас­сказ о смер­ти  Реп­ни­на  в  "Ис­то­рии  Иоан­на  Гроз­но­го"  кн.   А. М. Курб­ско­го

Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что, поль­зу­ясь ис­то­ри­че­ски­ми дан­ны­ми, поэт при­вно­сит  в сюжет долю ху­до­же­ствен­но­го вы­мыс­ла. Тол­стой счи­тал, что пи­са­тель и поэт имеют на это пол­ное право.

Во­прос

«Ва­си­лий  Ши­ба­нов»

«Князь  Ми­хай­ло Реп­нин»

Кон­фликт, по­ло­жен­ный в ос­но­ву сю­же­та.

Вер­ный слуга Курб­ско­го  Ва­си­лий Ши­ба­нов  до­став­ля­ет Ивану Гроз­но­му пись­мо, за что по при­ка­зу царя под­вер­га­ет­ся пыт­кам и в фи­на­ле каз­нен.

На пиру у Ивана Гроз­но­го кн. Ми­хай­ло Реп­нин от­кры­то воз­му­ща­ет­ся про­из­во­лом царя, его кро­ва­вым прав­ле­ни­ем. Иван Гроз­ный на гла­зах у пи­ру­ю­щих уби­ва­ет Реп­ни­на.

Таким об­ра­зом,  в обеих бал­ла­дах автор со­зда­ет  образ же­сто­ко­го пра­ви­те­ля, бес­по­щад­но рас­прав­ля­ю­ще­го­ся с каж­дым, кто пы­та­ет­ся от­сто­ять свою точку зре­ния.

Во­прос

«Ва­си­лий Ши­ба­нов»

«Князь Ми­хай­ло Реп­нин»

Какие сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти по­мо­га­ют вос­со­здать со­бы­тия про­шло­го?

Эпи­те­ты:  раб­ская вер­ность, лихой зло­дей, дерз­кий гонец,  со­ба­чья из­ме­на.

Ме­та­фо­ры: «перо его ме­стию дышит»;  «по­сла­ние, пол­ное яду»;  «зво­нит всей оприч­ни кро­меш­ная тьма».

Эпи­те­ты: раз­гуль­ные оприч­ни­ки, бе­сов­ские дети, дер­жав­ное слово, строп­ти­вый раб, прав­ди­вый князь.

Ме­та­фо­ры: «С ве­чер­ни льют­ся вины на цар­ские ковры»,     «Рас­сыпь дер­жав­ным сло­вом детей бе­сов­ских рать»

 

Сти­ли­за­ция под фольк­лор

Уста­рев­шая лек­си­ка:

Оприч­ня – оприч­ни­на . Так на­зы­ва­лась часть го­су­дар­ства, с осо­бым управ­ле­ни­ем, вы­де­лен­ная для со­дер­жа­ния цар­ско­го двора и оприч­ни­ков.

 Смир­ная одеж­да - тра­ур­ная. 

Околь­ные - при­бли­жен­ные. 

Аз, иже - я, ко­то­рый.

Лиях - лил.

За­плеч­ный ма­стер - палач.

 

Фольк­лор­ная ком­по­зи­ция:зачин, ос­нов­ная часть, кон­цов­ка.

 

По­вто­ры строф (ре­френ):

«Царь, слово его все едино:

Он сла­вит свого гос­по­ди­на!"

 

Уста­рев­шая лек­си­ка:

Крав­чий - рас­по­ря­жал­ся по­да­чей  блюд  и  на­пит­ков  к цар­ско­му столу. 

Тиуны -  вер­ные слуги. 

Маш­ка­ра,  ли­чи­на – маска.

Рек – ска­зал.

 

 

 

 

 

 

Фольк­лор­ная ком­по­зи­ция:зачин, ос­нов­ная часть, кон­цов­ка.

 

 

По­вто­ры строф (ре­френ):

«Поют по­те­хи брани, дела былых вре­мен,

И взя­тие Ка­за­ни, и Аст­ра­ха­ни плен».

 

 

 

Вывод. Бал­ла­ды объ­еди­не­ны сти­ли­сти­че­ски и те­ма­ти­че­ски. В об­ра­зах Ва­си­лия Ши­ба­но­ва и князя Реп­ни­на автор во­пло­тил идею спра­вед­ли­во­го на­род­но­го гнева, воз­му­ще­ния кро­ва­вой по­ли­ти­кой Ивана Гроз­но­го. Оба героя уми­ра­ют, но не из­ме­ня­ют своим жиз­нен­ным прин­ци­пам.

Образ царя в бал­ла­дах про­ти­во­ре­чив. В бал­ла­де «Ва­си­лий  Ши­ба­нов» царь вы­со­ко оце­нил пре­дан­ность и от­ва­гу  слуги, но при­го­вор его же­сток:

Гонец, ты не раб, но то­ва­рищ и друг,

И много, знать, вер­ных у Курб­ско­го слуг,

Что выдал тебя за бес­це­нок!

Сту­пай же с Ма­лю­той в за­сте­нок!"

В бал­ла­де «Князь Ми­хай­ло Реп­нин» в гневе царь уби­ва­ет непо­кор­но­го бо­яри­на, а потом горь­ко рас­ка­и­ва­ет­ся в со­де­ян­ном:

И смех их раз­да­ет­ся, и пир опять кипит,

Но звон ков­шей и куб­ков царя не ве­се­лит:

"Убил, убил на­прас­но я вер­но­го слугу,

Вку­шать ве­се­лье ныне я боле не могу!"

Слож­ный, про­ти­во­ре­чи­вый образ царя Ивана Гроз­но­го крас­ной нитью прой­дет через все твор­че­ство А.К. Тол­сто­го. В 1863 г. автор на­пи­шет  ис­то­ри­че­ский роман об этой эпохе «Князь Се­реб­ря­ный».  Затем по­явит­ся ис­то­ри­че­ская три­ло­гия – тра­ге­дии «Смерть Иоан­на Гроз­но­го» (1866), «Царь Федор Иоан­но­вич» (1868), «Царь Борис» (1870). Глав­ная  тема  всех трех про­из­ве­де­ний – тра­ге­дия вла­сти.

У са­мо­го А. Тол­сто­го  с вла­стью были  осо­бые от­но­ше­ния. Мы уже от­ме­ча­ли друж­бу пи­са­те­ля с бу­ду­щим им­пе­ра­то­ром и его  стре­ми­тель­ный ка­рьер­ный рост. Од­на­ко это не толь­ко не ра­до­ва­ло пи­са­те­ля, а с го­да­ми стало тя­го­тить. Он по­да­ет в от­став­ку и с 1861 по­лу­ча­ет дол­го­ждан­ную сво­бо­ду. Имен­но те­перь он пе­ре­жи­ва­ет твор­че­ский подъ­ем, много пишет, пуб­ли­ку­ет­ся:

Средь мира лжи, средь мира мне чу­жо­го,

Не на­все­гда моя осты­ла кровь;

При­ш­ла пора, и вы вос­крес­ли снова,

Мой преж­ний гнев и преж­няя лю­бовь!

Рас­се­ял­ся туман и, слава богу,

Я вы­хо­жу на ста­рую до­ро­гу!

А. К. Тол­стой

Вопросы к конспектам

Срав­ни­те образ Ивана Гроз­но­го, со­здан­ный  А. Тол­стым с об­ра­зом из про­из­ве­де­ния Лер­мон­то­ва «Песнь о купце Ка­лаш­ни­ко­ве».

Ка­ко­во от­но­ше­ние ав­то­ра к ге­ро­ям бал­лад?

Ка­ко­во зна­че­ние ис­то­ри­че­ских бал­лад А. К. Тол­сто­го?

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 00:06