А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Всем из­вест­но, что Пуш­кин хо­ро­шо знал ис­то­рию на­ше­го на­ро­да, ин­те­ре­со­вал­ся тру­да­ми ис­то­ри­ков про­шло­го и часто пе­ре­чи­ты­вал ле­то­пись, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «По­весть вре­мен­ных лет».

Ле­то­пись го­во­рит, что Рюрик, уми­рая, пе­ре­дал власть род­ствен­ни­ку сво­е­му, Олегу, так как сын Рю­ри­ка Игорь был в то время очень мал. Три года Олег кня­жил в Нов­го­ро­де, а затем, на­брав вой­ско из ва­ря­гов и под­власт­ных ему пле­мен чуди, иль­мен­ских сла­вян, дви­нул­ся на юг.

Ил­лю­стра­ция

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция

Олег хит­ро­стью за­вла­дел Ки­е­вом, умерт­вив кня­жив­ших там Ас­коль­да и Дира, и сде­лал его своей сто­ли­цей, ска­зав: «Это будет мать го­ро­дов рус­ских». Объ­еди­нив сла­вян­ские пле­ме­на се­ве­ра и юга, Олег со­здал мощ­ное го­су­дар­ство – Ки­ев­скую Русь. Со смер­тью Олега свя­за­но в ле­то­пи­си из­вест­ное ска­за­ние, по­слу­жив­шее мо­ти­вом для сти­хо­тво­ре­ния А.С. Пуш­ки­на «Песнь о вещем Олеге». По счету ле­то­пис­ца, Олег кня­жил 33 года, с 879 (год смер­ти Рю­ри­ка) по 912.

Од­на­ж­ды он при­звал к себе волх­вов-про­ри­ца­те­лей и спро­сил: «От чего суж­де­но мне уме­реть?» И волх­вы от­ве­ти­ли: «При­мешь ты, князь, смерть от сво­е­го лю­би­мо­го коня». Опе­ча­лил­ся Олег и ска­зал: «Если так, то ни­ко­гда боль­ше не сяду на него». Он при­ка­зал уве­сти коня, кор­мить его и бе­речь, а себе взял дру­го­го.

Про­шло нема­лое время. Как-то раз вспом­нил Олег сво­е­го ста­ро­го коня и спро­сил, где он сей­час и здо­ров ли. От­ве­ти­ли князю: «Уже три года про­шло, как умер твой конь».

Тогда вос­клик­нул Олег: «Со­лга­ли волх­вы: конь, от ко­то­ро­го они су­ли­ли мне смерть, умер, а я жив!» Он за­хо­тел уви­деть кости сво­е­го коня и по­ехал в чи­стое поле, где ле­жа­ли они в траве, омы­тые до­ждя­ми и вы­бе­ле­ные солн­цем.

Князь Олег

Рис. 2. Князь Олег

Князь тро­нул ногой кон­ский череп и ска­зал, усмех­нув­шись: «От этого ли че­ре­па смерть мне при­нять?» Но тут из кон­ско­го че­ре­па вы­полз­ла ядо­ви­тая змея и ужа­ли­ла Олега в ногу. И от зме­и­но­го яда умер Олег.

По сло­вам ле­то­пис­ца, «опла­ки­ва­ли его все люди пла­чем ве­ли­ким».

Ана­лиз «Песни о Вещем Олеге»

Пуш­ки­на по­ра­зи­ла ле­ген­да о пред­ска­за­нии ку­дес­ни­ка. На­зва­ние, ко­то­рое дал А. С. Пуш­кин сво­е­му про­из­ве­де­нию, «Песнь», ука­зы­ва­ет на связь ее с на­род­ным твор­че­ством, с на­род­ным ге­ро­и­че­ским эпо­сом. Но это не бы­ли­на, а бал­ла­да, где ве­ду­щую роль иг­ра­ет диа­лог ку­дес­ни­ка с кня­зем.

Сло­вар­ная ра­бо­та

Волх­вы (древ­не­русск. «ку­дес­ни­ки», «вол­шеб­ни­ки», «га­да­те­ли») — муд­ре­цы, или маги, поль­зо­вав­ши­е­ся боль­шим вли­я­ни­ем в древ­но­сти.

Ха­за­ры — тюр­ко­языч­ный ко­че­вой народ. Пер­вый се­рьез­ный внеш­ний враг Ки­ев­ской Руси.

Дру­жи­на – кня­же­ское вой­ско.

Триз­на – часть язы­че­ско­го по­гре­баль­но­го об­ря­да у во­сточ­ных сла­вян.

Ком­по­зи­ция

Вступ­ле­ние. Князь Олег с дру­жи­ной.

Как ныне сби­ра­ет­ся вещий Олег

От­мстить нера­зум­ным хо­за­рам:

Их села и нивы за буй­ный набег

Обрек он мечам и по­жа­рам;

С дру­жи­ной своей, в ца­ре­град­ской броне,

Князь по полю едет на вер­ном коне.

Ос­нов­ная часть. Пред­ска­за­ние. Судь­ба князя Олега.

Пред­ска­за­ние:

«Волх­вы не бо­ят­ся мо­гу­чих вла­дык,

А кня­же­ский дар им не нужен;

Прав­див и сво­бо­ден их вещий язык

И с волей небес­ною дру­жен.

Гря­ду­щие годы та­ят­ся во мгле;

Но вижу твой жре­бий на свет­лом челе.

За­пом­ни же ныне ты слово мое:

Во­и­те­лю слава — от­ра­да;

По­бе­дой про­слав­ле­но имя твое:

Твой щит на вра­тах Ца­ре­гра­да:

И волны и суша по­кор­ны тебе;

За­ви­ду­ет недруг столь див­ной судь­бе.

И си­не­го моря об­ман­чи­вый вал

В часы ро­ко­вой непо­го­ды,

И пращ, и стре­ла, и лу­ка­вый кин­жал

Щадят по­бе­ди­те­ля годы...

Под гроз­ной бро­ней ты не ве­да­ешь ран;

Незри­мый хра­ни­тель мо­гу­ще­му дан. 

Твой конь не бо­ит­ся опас­ных тру­дов;

Он, чуя гос­под­скую волю,

То смир­ный стоит под стре­ла­ми вра­гов,

То мчит­ся по бран­но­му полю,

И холод и сеча ему ни­че­го.

Но при­мешь ты смерть от коня сво­е­го».

«Песнь о вещем Олеге».  Худ. В. Вас­не­цов

Рис. 3. «Песнь о вещем Олеге».  Худ. В. Вас­не­цов

Олег вла­стен, недо­вер­чив. Ку­дес­ник спо­ко­ен, смел, горд.

Про­ща­ние  с конем:

«Про­щай, мой то­ва­рищ, мой вер­ный слуга, Рас­стать­ся на­ста­ло нам время: Те­перь от­ды­хай! уж не сту­пит нога В твое по­зла­щен­ное стре­мя. Про­щай, уте­шай­ся — да помни меня. Вы, от­ро­ки-дру­ги, возь­ми­те коня!

По­крой­те по­по­ной, мох­на­тым ков­ром; В мой луг под уздцы от­ве­ди­те; Ку­пай­те, кор­ми­те от­бор­ным зер­ном; Водой клю­че­вою поите».

Олегу груст­но, жаль сво­е­го уми­ра­ю­ще­го то­ва­ри­ща, ко­то­рый не раз вы­но­сил его с поля брани живым и невре­ди­мым.

Кон­цов­ка. На­след­ни­ки князя Олега.

Ковши кру­го­вые, за­пе­нясь, шипят

На тризне пла­чев­ной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дру­жи­на пи­ру­ет у брега;

Бойцы по­ми­на­ют ми­нув­шие дни

И битвы, где вме­сте ру­би­лись они.

О со­бы­тии не толь­ко по­вест­ву­ет­ся, но со­зда­ет­ся опре­де­лен­ный образ, вли­я­ю­щий на чи­та­тель­ское вос­при­я­тие героя.

Вот, что писал сам А. С. Пуш­кин о том сю­же­те, ко­то­рый лег в ос­но­ву его «Песни о вещем Олеге»: «То­ва­ри­ще­ская лю­бовь ста­ро­го князя к сво­е­му коню и за­бот­ли­вость о его судь­бе есть черта тро­га­тель­но­го про­сто­ду­шия, да и про­ис­ше­ствие само по себе в своей про­сто­те имеет много по­э­ти­че­ско­го».

Вывод.  А. С. Пуш­кин не толь­ко осмыс­лил по­ли­ти­че­ский смысл пре­да­ния ста­ри­ны глу­бо­кой, но и донес до нас ис­то­рию жизни и смер­ти ве­ще­го князя Олега, со­здал яркий, за­по­ми­на­ю­щий­ся образ и ха­рак­тер.

Вопросы к конспектам

Перед вами кар­ти­на ху­дож­ни­ка В. Вас­не­цо­ва «Песнь о вещем Олеге». Опи­ши­те ее по плану:

Какой эпи­зод ху­дож­ник за­пе­чат­лел на по­лотне?

Кто яв­ля­ет­ся глав­ным ге­ро­ем кар­ти­ны?

Ка­ки­ми ху­дож­ник изоб­ра­зил ку­дес­ни­ка и князя?

Что изоб­ра­же­но на  зад­нем плане кар­ти­ны? Как ху­дож­ник раз­де­лил миры ку­дес­ни­ка и князя?

Какие чув­ства, мысли, пе­ре­жи­ва­ния вы­зы­ва­ет кар­ти­на?

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 22:42