А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон". Хамелеонство как социальное явление

 А. П. Чехов. «Хамелеон»

Се­год­ня мы изу­ча­ем рас­сказ А.П. Че­хо­ва «Ха­ме­ле­он».

Ха­ме­ле­он

Через ба­зар­ную пло­щадь идет по­ли­цей­ский над­зи­ра­тель Очу­ме­лов в новой ши­не­ли и с узел­ком в руке. За ним ша­га­ет рыжий го­ро­до­вой с ре­ше­том, до­вер­ху на­пол­нен­ным кон­фис­ко­ван­ным кры­жов­ни­ком (рис. 1).

По­ли­цей­ский над­зи­ра­тель Очу­ме­лов с го­ро­до­вым Ел­ды­ри­ным

Рис. 1. По­ли­цей­ский над­зи­ра­тель Очу­ме­лов с го­ро­до­вым Ел­ды­ри­ным

Кру­гом ти­ши­на... На пло­ща­ди ни души... От­кры­тые двери лавок и ка­ба­ков гля­дят на свет божий уныло, как го­лод­ные пасти; около них нет даже нищих.

– Так ты ку­сать­ся, ока­ян­ная? – слы­шит вдруг Очу­ме­лов. – Ре­бя­та, не пущай ее! Нынче не ве­ле­но ку­сать­ся! Держи! А... а!

Слы­шен со­ба­чий визг. Очу­ме­лов гля­дит в сто­ро­ну и видит: из дро­вя­но­го скла­да купца Пи­чу­ги­на, пры­гая на трех ногах и огля­ды­ва­ясь, бежит со­ба­ка. За ней го­нит­ся че­ло­век в сит­це­вой крах­маль­ной ру­ба­хе и рас­стег­ну­той жи­лет­ке. Он бежит за ней и, по­дав­шись ту­ло­ви­щем впе­ред, па­да­ет на землю и хва­та­ет со­ба­ку за зад­ние лапы. Слы­шен вто­рич­но со­ба­чий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок вы­со­вы­ва­ют­ся сон­ные фи­зио­но­мии, и скоро около дро­вя­но­го скла­да, слов­но из земли вы­рос­ши, со­би­ра­ет­ся толпа.

– Никак бес­по­ря­док, ваше бла­го­ро­дие!.. – го­во­рит го­ро­до­вой.

Очу­ме­лов де­ла­ет по­лу­обо­рот на­ле­во и ша­га­ет к сбо­ри­щу. Около самых ворот скла­да, видит он, стоит вы­ше­опи­сан­ный че­ло­век в рас­стег­ну­той жи­лет­ке и, под­няв вверх пра­вую руку, по­ка­зы­ва­ет толпе окро­вав­лен­ный палец (рис. 2).

Очу­ме­лов и Хрю­кин

Рис. 2. Очу­ме­лов и Хрю­кин

На по­лу­пья­ном лице его как бы на­пи­са­но: «Ужо я сорву с тебя, шель­ма!» да и самый палец имеет вид зна­ме­ния по­бе­ды. В этом че­ло­ве­ке Очу­ме­лов узна­ет зо­ло­тых дел ма­сте­ра Хрю­ки­на. В цен­тре толпы, рас­то­пы­рив пе­ред­ние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам ви­нов­ник скан­да­ла – белый бор­зой щенок с острой мор­дой и жел­тым пят­ном на спине. В сле­зя­щих­ся гла­зах его вы­ра­же­ние тоски и ужаса.

– По ка­ко­му это слу­чаю тут? – спра­ши­ва­ет Очу­ме­лов, вре­зы­ва­ясь в толпу. – По­че­му тут? Это ты зачем палец?.. Кто кри­чал?

– Иду я, ваше бла­го­ро­дие, ни­ко­го не тро­гаю... – на­чи­на­ет Хрю­кин, каш­ляя в кулак. – На­счет дров с Мит­рий Мит­ри­чем, – и вдруг эта под­лая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня из­ви­ни­те, я че­ло­век, ко­то­рый ра­бо­та­ю­щий... Ра­бо­та у меня мел­кая. Пущай мне за­пла­тят, по­то­му что я этим паль­цем, может, неде­лю не по­ше­вель­ну... Этого, ваше бла­го­ро­дие, и в за­коне нет, чтоб от твари тер­петь... Ежели каж­дый будет ку­сать­ся, то лучше и не жить на свете...

– Гм!.. Хо­ро­шо... – го­во­рит Очу­ме­лов стро­го, каш­ляя и ше­ве­ля бро­вя­ми. – Хо­ро­шо... Чья со­ба­ка? Я этого так не остав­лю. Я по­ка­жу вам, как собак рас­пус­кать! Пора об­ра­тить вни­ма­ние на по­доб­ных гос­под, не же­ла­ю­щих под­чи­нять­ся по­ста­нов­ле­ни­ям! Как оштра­фу­ют его, мер­зав­ца, так он узна­ет у меня, что зна­чит со­ба­ка и про­чий бро­дя­чий скот! Я ему по­ка­жу Кузь­ки­ну мать!.. Ел­ды­рин, – об­ра­ща­ет­ся над­зи­ра­тель к го­ро­до­во­му, – узнай, чья это со­ба­ка, и со­став­ляй про­то­кол! А со­ба­ку ис­тре­бить надо. Немед­ля! Она, на­вер­ное, бе­ше­ная... Чья это со­ба­ка, спра­ши­ваю?

– Это, ка­жись, ге­не­ра­ла Жи­га­ло­ва! – го­во­рит кто-то из толпы (рис. 3).

Очу­ме­лов, Хрю­кин и народ

Рис. 3. Очу­ме­лов, Хрю­кин и народ

– Ге­не­ра­ла Жи­га­ло­ва? Гм!.. Сни­ми-ка, Ел­ды­рин, с меня паль­то... Ужас как жарко! Долж­но по­ла­гать, перед до­ждем... (рис. 4) Од­но­го толь­ко я не по­ни­маю: как она могла тебя уку­сить? – об­ра­ща­ет­ся Очу­ме­лов к Хрю­ки­ну. – Нешто она до­ста­нет до паль­ца? Она ма­лень­кая, а ты ведь вон какой здо­ро­ви­ла! Ты, долж­но быть, рас­ко­вы­рял палец гвоз­ди­ком, а потом и при­ш­ла в твою го­ло­ву идея, чтоб со­врать. Ты ведь... из­вест­ный народ! Знаю вас, чер­тей!

Ел­ды­рин сни­ма­ет с Очу­ме­ло­ва ши­нель

Рис. 4. Ел­ды­рин сни­ма­ет с Очу­ме­ло­ва ши­нель

– Он, ваше бла­го­ро­дие, цы­гар­кой ей в харю для смеха, а она – не будь дура и тяпни... Вздор­ный че­ло­век, ваше бла­го­ро­дие!

– Врешь, кри­вой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их бла­го­ро­дие умный гос­по­дин и по­ни­ма­ют, ежели кто врет, а кто по со­ве­сти, как перед богом... А ежели я вру, так пущай ми­ро­вой рас­су­дит. У него в за­коне ска­за­но... Нынче все равны... У меня у са­мо­го брат в жан­дар­мах... ежели хо­ти­те знать...

– Не рас­суж­дать!

– Нет, это не ге­не­раль­ская... – глу­бо­ко­мыс­лен­но за­ме­ча­ет го­ро­до­вой. – У ге­не­ра­ла таких нет. У него все боль­ше ле­га­вые...

– Ты это верно зна­ешь?

– Верно, ваше бла­го­ро­дие...

– Я и сам знаю. У ге­не­ра­ла со­ба­ки до­ро­гие, по­ро­ди­стые, а эта – черт знает что! Ни шер­сти, ни вида... под­лость одна толь­ко... И эта­кую со­ба­ку дер­жать?!.. Где же у вас ум? По­па­дись эта­кая со­ба­ка в Пе­тер­бур­ге или Москве, то зна­е­те, что было бы? Там не по­смот­ре­ли бы в закон, а мо­мен­таль­но – не дыши! Ты, Хрю­кин, по­стра­дал и дела этого так не остав­ляй... Нужно про­учить! Пора...

– А может быть, и ге­не­раль­ская... – ду­ма­ет вслух го­ро­до­вой. – На морде у ней не на­пи­са­но... На­мед­ни во дворе у него такую видел.

– Ве­сти­мо, ге­не­раль­ская! – го­во­рит голос из толпы.

– Гм!.. На­день-ка, брат Ел­ды­рин, на меня паль­то... Что-то вет­ром по­ду­ло... Зно­бит... Ты от­ве­дешь ее к ге­не­ра­лу и спро­сишь там. Ска­жешь, что я нашел и при­слал... И скажи, чтобы ее не вы­пус­ка­ли на улицу... Она, может быть, до­ро­гая, а ежели каж­дый сви­нья будет ей в нос си­гар­кой ты­кать, то долго ли ис­пор­тить. Со­ба­ка – неж­ная тварь... А ты, бол­ван, опу­сти руку! Нече­го свой ду­рац­кий палец вы­став­лять! Сам ви­но­ват!..

– Повар ге­не­раль­ский идет, его спро­сим... Эй, Про­хор! По­ди-ка, милый, сюда! По­гля­ди на со­ба­ку... Ваша?

Ге­не­раль­ский повар рас­ска­зы­ва­ет, чья это со­ба­ка

Рис. 5. Ге­не­раль­ский повар рас­ска­зы­ва­ет, чья это со­ба­ка

– Вы­ду­мал! Эта­ких у нас от­ро­дясь не бы­ва­ло (рис. 5)!

– И спра­ши­вать тут долго нече­го, – го­во­рит Очу­ме­лов. – Она бро­дя­чая! Нече­го тут долго раз­го­ва­ри­вать... Ежели ска­зал, что бро­дя­чая, стало быть, и бро­дя­чая... Ис­тре­бить, вот и все.

– Это не наша, – про­дол­жа­ет Про­хор. – Это ге­не­ра­ло­ва брата, что на­мед­нись при­е­хал. Наш не охот­ник до бор­зых. Брат ихний охоч...

– Да разве бра­тец ихний при­е­ха­ли? Вла­ди­мир Ива­ныч? – спра­ши­ва­ет Очу­ме­лов, и все лицо его за­ли­ва­ет­ся улыб­кой уми­ле­ния. – Ишь ты, гос­по­ди! А я и не знал! По­го­стить при­е­ха­ли?

– В гости...

– Ишь ты, гос­по­ди... Со­ску­чи­лись по брат­це... А я ведь и не знал! Так это ихняя со­бач­ка? Очень рад... Возь­ми ее... Со­ба­чон­ка ни­че­го себе... Шуст­рая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дро­жишь? Ррр... Рр... Сер­дит­ся, шель­ма... цуцык эта­кий...

Про­хор зовет со­ба­ку и идет с ней от дро­вя­но­го скла­да... Толпа хо­хо­чет над Хрю­ки­ным.

– Я еще до­бе­русь до тебя! – гро­зит ему Очу­ме­лов и, за­па­хи­ва­ясь в ши­нель, про­дол­жа­ет свой путь по ба­зар­ной пло­ща­ди (рис. 6).

Очу­ме­лов ухо­дит с ба­зар­ной пло­ща­ди

Рис. 6. Очу­ме­лов ухо­дит с ба­зар­ной пло­ща­ди

 Анализ рассказа «Хамелеон»

Про­чи­тав на­зва­ние «Ха­ме­ле­он», чи­та­тель может пред­по­ло­жить, что речь идет о жи­вот­ном мире, о при­ро­де. Ха­ме­ле­он – по­ро­да яще­риц, быст­ро ме­ня­ю­щих цвет в за­ви­си­мо­сти от окру­жа­ю­щей среды (рис. 7).

Ха­ме­ле­он

Рис. 7. Ха­ме­ле­он

Но в рас­ска­зе речь идет о людях, об их по­ве­де­нии, о мо­раль­ных ка­че­ствах. Ха­ме­лео­ном можно на­звать по­ли­цей­ско­го над­зи­ра­те­ля Очу­ме­ло­ва, ко­то­рый ме­ня­ет свое от­но­ше­ние к окру­жа­ю­ще­му в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции. Глав­ный герой рас­ска­за, по­ли­цей­ский над­зи­ра­тель Очу­ме­лов, пы­та­ет­ся вы­яс­нить, по­че­му это со­бра­лась толпа на ба­зар­ной пло­ща­ди. Он се­рьез­но бе­рет­ся за дело:

– По ка­ко­му это слу­чаю тут? – спра­ши­ва­ет Очу­ме­лов, вре­зы­ва­ясь в толпу. – По­че­му тут? Это ты зачем палец?.. Кто кри­чал?

Ответ на во­прос, чья это со­ба­ка, из­ме­ня­ет­ся шесть раз. И столь­ко же раз из­ме­ня­ет свое от­но­ше­ние к си­ту­а­ции Очу­ме­лов. Ме­ня­ют­ся его по­ве­де­ние и его оцен­ка со­бы­тий. Про­сле­дим, как это про­ис­хо­дит и по­че­му.

– Гм!.. Хо­ро­шо... – го­во­рит Очу­ме­лов стро­го, каш­ляя и ше­ве­ля бро­вя­ми. – Чья со­ба­ка?. Я по­ка­жу вам, как собак рас­пус­кать! Как оштра­фу­ют его, мер­зав­ца, так он узна­ет у меня, что зна­чит со­ба­ка и про­чий бро­дя­чий скот! Я ему по­ка­жу Кузь­ки­ну мать! Узнай, чья это со­ба­ка, и со­став­ляй про­то­кол!

– Это, ка­жись, ге­не­ра­ла Жи­га­ло­ва! – го­во­рит кто-то из толпы.

– Ге­не­ра­ла Жи­га­ло­ва? Гм!.. Сни­ми-ка, Ел­ды­рин, с меня паль­то... Ужас как жарко!

– У ге­не­ра­ла со­ба­ки до­ро­гие, по­ро­ди­стые, а эта – черт знает что! Ни шер­сти, ни вида... под­лость одна толь­ко...

– А может быть, и ге­не­раль­ская. На морде у ней не на­пи­са­но...

– Ве­сти­мо, ге­не­раль­ская! – го­во­рит голос из толпы.

– Гм!.. На­день-ка, брат Ел­ды­рин, на меня паль­то... Что-то вет­ром по­ду­ло... Зно­бит...

Так вот, ответ ко­го-то из толпы, что со­ба­ка при­над­ле­жит ге­не­ра­лу Жи­га­ло­ву, сразу из­ме­ня­ет и вид Очу­ме­ло­ва, и его взгляд на си­ту­а­цию и ви­нов­ни­ка про­изо­шед­ше­го. Очу­ме­лов, будто яще­ри­ца ха­ме­ле­он, ме­ня­ет свою «рас­цвет­ку» в за­ви­си­мо­сти от окру­жа­ю­щей среды. Он несколь­ко раз ме­ня­ет свое ре­ше­ние в за­ви­си­мо­сти от того, кто хо­зя­ин со­ба­ки. При­чи­на – незыб­ле­мая убеж­ден­ность в пре­вос­ход­стве ге­не­раль­ско­го над всем осталь­ным.

 Художественные детали в рассказе

А.П. Чехов

Рис. 8. А.П. Чехов

Очень важно, как Чехов (рис. 8) ис­поль­зу­ет в рас­ска­зе ху­до­же­ствен­ную де­таль.

Де­таль – вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в про­из­ве­де­нии, ко­то­рая по­мо­га­ет ост­рее и глуб­же пред­ста­вить чи­та­те­лю, зри­те­лю время, место дей­ствия, внеш­ний облик пер­со­на­жа, ха­рак­тер его мыс­лей, по­чув­ство­вать и по­нять ав­тор­ское от­но­ше­ние к изоб­ра­жа­е­мо­му.

Осо­бую зна­чи­тель­ность по­ли­цей­ско­му над­зи­ра­те­лю Очу­ме­ло­ву при­да­ет ши­нель, ко­то­рую он ис­поль­зу­ет, будто ха­ме­ле­он свою шкур­ку:

 – Сни­ми­те с меня паль­то... Ужас как жарко!

 – Что-то вет­ром по­ду­ло... Зно­бит...

Дру­гой ин­те­рес­ной де­та­лью ста­но­вит­ся палец Хрю­ки­на, ко­то­рый он под­ни­ма­ет как знамя, вы­сту­пая по­стра­дав­шим, и опус­ка­ет, когда из по­стра­дав­ше­го пе­ре­хо­дит в раз­ряд об­ви­ня­е­мых.

Со­че­та­ние важ­но­го вида по­ли­цей­ско­го над­зи­ра­те­ля Очу­ме­ло­ва и узел­ка в его руке со­зда­ет ко­ми­че­ский эф­фект.

По­ве­де­ние Очу­ме­ло­ва – это по­до­бо­стра­стие перед вы­ше­сто­я­щи­ми и хам­ство и все­доз­во­лен­ность по от­но­ше­нию к низ­шим. С одной сто­ро­ны, в речи по­ли­цей­ско­го мы слы­шим слова офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля: про­то­кол, по­ста­нов­ле­ние. С дру­гой – гру­бую брань: я по­ка­жу ему Кузь­ки­ну мать. Прием со­че­та­ния в речи пер­со­на­жей раз­но­стиль­ной лек­си­ки не толь­ко со­зда­ет ко­ми­че­ский эф­фект, но и по­мо­га­ет Че­хо­ву раз­об­ла­чить героя, по­ка­зать его ис­тин­ное лицо. Ко­мич­ны и ре­пли­ки го­ро­до­во­го Ел­ды­ри­на:

– А может быть, она ге­не­раль­ская. На морде у ней не на­пи­са­но...

Вме­сте с Очу­ме­ло­вым пе­ре­жи­ва­ет ряд пре­вра­ще­ний и Хрю­кин. От по­тер­пев­ше­го до ви­нов­ни­ка со­бы­тий и на­о­бо­рот. Порт­рет зо­ло­тых дел ма­сте­ра Хрю­ки­на со­зда­ет­ся несколь­ки­ми штри­ха­ми: сит­це­вая крах­маль­ная ру­ба­ха, рас­стег­ну­тая жи­лет­ка, по­лу­пья­ное лицо. Ко­ми­че­ский эф­фект до­пол­ня­ет­ся эпи­те­том офи­ци­аль­но-де­ло­вой окрас­ки: вы­ше­опи­сан­ный че­ло­век.

На­стро­е­ние толпы тоже ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции. Обык­но­вен­ный слу­чай стал раз­вле­че­ни­ем для сон­ной ба­зар­ной пло­ща­ди, и толпа тоже ха­ме­ле­он­ству­ет, тоже ме­ня­ет свое по­ве­де­ние в за­ви­си­мо­сти от того, кому при­над­ле­жит со­ба­ка.

 Говорящие фамилии героев рассказа

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на го­во­ря­щие фа­ми­лии ге­ро­ев рас­ска­за. Очу­меть – это утра­тить спо­соб­ность со­об­ра­жать, ясно мыс­лить. Хрю­кин – сви­нья.

Можно сде­лать вывод, что Чехов в своем рас­ска­зе вы­сме­и­ва­ет бес­прин­цип­ных людей, ко­то­рые ме­ня­ют свою по­зи­цию в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции. Ха­ме­ле­он­ство, глу­пость, чи­но­по­чи­та­ние – это не без­обид­ные недо­стат­ки, а че­ло­ве­че­ские по­ро­ки. Все жи­те­ли го­ро­да ха­ме­ле­он­ству­ют: толпа, по­ли­цей­ский над­зи­ра­тель, зо­ло­тых дел ма­стер Хрю­кин, го­ро­до­вой.

 Направленность рассказа «Хамелеон»

Как вы ду­ма­е­те: рас­сказ Че­хо­ва са­ти­ри­че­ский или юмо­ри­сти­че­ский?

Юмор – изоб­ра­же­ние ге­ро­ев в смеш­ном виде. Юмор – это смех ве­се­лый и доб­ро­же­ла­тель­ный.

Са­ти­ра(букв. смесь, вся­кая вся­чи­на) – бес­по­щад­ное осме­я­ние, кри­ти­ка дей­стви­тель­но­сти, яв­ле­ния, че­ло­ве­ка.

Ха­ме­ле­он – по­ня­тие на­ри­ца­тель­ное, опре­де­ля­ю­щее целое со­ци­аль­ное яв­ле­ние – ха­ме­ле­он­ство. Пер­со­на­жи рас­ска­за ко­мич­ны имен­но своей из­мен­чи­во­стью. Но Чехов нас за­став­ля­ет не толь­ко сме­ять­ся, но и него­до­вать. И в этом про­яв­ля­ет­ся са­ти­ри­че­ская на­прав­лен­ность его ран­них рас­ска­зов. 

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те крат­кий пе­ре­сказ про­из­ве­де­ния А.П. Че­хо­ва «Ха­ме­ле­он».

На­зо­ви­те имена глав­ных ге­ро­ев рас­ска­за и опи­ши­те их ха­рак­тер, ори­ен­ти­ру­ясь на их «го­во­ря­щие» фа­ми­лии.

Дайте опре­де­ле­ние по­ня­тию ха­ме­ле­он­ство. При­ве­ди­те при­ме­ры про­яв­ле­ния ха­ме­ле­он­ства из рас­ска­за.

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 00:56