Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»

«... Да разве най­дут­ся на свете такие огни и муки и сила такая, ко­то­рая бы пе­ре­си­ли­ла  рус­скую силу!» – так за­кан­чи­ва­ет свою по­весть Н. В. Го­голь, рас­ска­зав нам пе­чаль­ную ис­то­рию о жизни за­по­рож­цев, их борь­бе за сво­бо­ду род­ной земли, за хри­сти­ан­скую веру.

Об­ра­ще­ние к про­шло­му, к тра­ги­че­ским мо­мен­та ис­то­рии – это не уход от дей­стви­тель­но­сти, а ответ на мно­го­чис­лен­ные во­про­сы:

Ка­ко­во место че­ло­ве­ка в об­ще­стве? Что про­ис­хо­дит в по­ли­ти­че­ской жизни стра­ны? Каким дол­жен быть че­ло­век?

Еще одним слож­ней­шим во­про­сом го­го­лев­ской по­ве­сти яв­ля­ет­ся во­прос об от­но­ше­нии к пре­да­тель­ству. Этот во­прос вол­но­вал са­мо­го Го­го­ля, и об этом нам го­во­рит вто­рая ре­дак­ция по­ве­сти. На­при­мер, в сцене ги­бе­ли Ан­д­рия ос­нов­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся его мыс­лям, пе­ре­жи­ва­ни­ям. При­чем, не толь­ко Ан­д­рия, но и отца. В то время как в пер­вой ре­дак­ции Н. В. Го­голь Ан­д­рия сде­лал под­лым тру­сом, он пря­тал­ся в бою за спины про­тив­ни­ка, молил о по­ща­де. В пер­вой ре­дак­ции такая бо­язнь объ­яс­ня­ет­ся еще и тем, что он чув­ство­вал, что душа его не со­всем чиста.

Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти «Тарас Бульба»

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти «Тарас Бульба»

Ав­тор­ская по­зи­ция про­яв­ля­ет­ся в со­по­став­ле­нии сцен смер­ти Оста­па и Ан­д­рия. Ан­д­рия осо­зна­ет свою вину, по­это­му бес­пре­ко­слов­но сле­за­ет с коня по при­ка­зу отца. Он бо­ит­ся смер­ти, но не может ослу­шать­ся отца, по­то­му что чув­ству­ет, что толь­ко отец впра­ве на­ка­зать его за из­ме­ну. Даже перед лицом смер­ти он не про­сит о по­ща­де, он не рас­ка­и­ва­ет­ся, он твер­до сде­лал свой выбор и уми­ра­ет с име­нем пре­крас­ной по­ляч­ки на устах.  

В по­ве­де­ние Оста­па перед смер­тью есть со­зна­ние свой право­ты, есть твер­дость духа.

«И упал он силою и вос­клик­нул в ду­шев­ной немо­щи:

- Бать­ко! где ты! Слы­шишь ли ты?

- Слышу! - раз­да­лось среди все­об­щей ти­ши­ны, и весь мил­ли­он на­ро­да в одно время вздрог­нул».

Остап про­сит под­держ­ки, про­сит услы­шать голос отца, и отец, от­ве­чая ему, все­ля­ет в сына твер­дость духа. Остап уми­ра­ет смер­тью героя, в этом и есть глав­ное от­ли­чие ги­бе­ли двух бра­тьев. Од­но­го каз­нят, как героя, дру­го­го – как пре­ступ­ни­ка.

Остап и Ан­дрий.

Рис. 2. Ил­лю­стра­ции. Остап и Ан­дрий.

Темы со­чи­не­ний:

«Остап и Ан­дрий – бра­тья и враги»

«Тарас Буль­ба – ха­рак­тер, рож­ден­ный вре­ме­нем»

«Три смер­ти»

«Ге­ро­и­че­ское и эпи­че­ское в по­ве­сти»

«За­по­рож­ская сечь. Во­пло­ще­ние ав­тор­ских иде­а­лов»

Какую бы тему вы ни вы­бра­ли, ра­бо­та долж­на идти по сле­ду­ю­ще­му плану:

Рас­шиф­ров­ка темы: пе­ре­фра­зи­руй­те тему в во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние (На­при­мер, в чем сход­ство и в чем раз­ли­чие бра­тьев?). Сфор­му­ли­руй­те ответ на во­прос. Сход­ство: одна семья, вос­пи­та­ние, окру­же­ние. Раз­ли­чие: внеш­ность, ха­рак­тер, от­но­ше­ние к людям, от­но­ше­ние к войне. Со­ставь­те план со­чи­не­ния:

Вступ­ле­ние. Остап и Ан­дрий – глав­ные герои по­ве­сти. Про­блем­ный во­прос: по­че­му же бра­тья стали вра­га­ми?

Ос­нов­ная часть. Рас­кры­тие пунк­та.

Вывод. Мое от­но­ше­ние к ге­ро­ям и их по­ступ­кам.

Под­бе­ри­те ма­те­ри­ал. На­пол­ни­те каж­дый пункт пла­нам кон­крет­ны­ми эпи­зо­да­ми и ци­та­та­ми.

За­по­рож­цы пишут пись­мо ту­рец­ко­му сул­та­ну. Худ.  И.Е. Репин

Рис. 3. За­по­рож­цы пишут пись­мо ту­рец­ко­му сул­та­ну. Худ.  И.Е. Репин

Два ве­ли­ких ху­дож­ни­ка про­шло­го, Н. В. Го­голь – пи­са­тель и И. Е. Репин – ху­дож­ник, по­свя­ти­ли свои про­из­ве­де­ния За­по­рож­ской сечи (рис. 3).   

Со­вре­мен­ный ки­но­ре­жис­сер В. Борт­ко, со­хра­няя дух ка­за­чьей воль­ни­цы, по­вест­ву­ет о без­удерж­ной храб­ро­сти и спло­чен­но­сти ка­за­ков в ху­до­же­ствен­ном филь­ме «Тарас Буль­ба» (рис. 4).

«Тарас Буль­ба» Реж. Борт­ко

Рис. 4. «Тарас Буль­ба» Реж. Борт­ко

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те со­чи­не­ние на одну из пред­ло­жен­ных тем:

«Остап и Ан­дрий – бра­тья и враги»

«Тарас Буль­ба – ха­рак­тер, рож­ден­ный вре­ме­нем»

«Три смер­ти»

«Ге­ро­и­че­ское и эпи­че­ское в по­ве­сти»

«За­по­рож­ская сечь. Во­пло­ще­ние ав­тор­ских иде­а­лов»

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 22:53