Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»
«... Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!» – так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказав нам печальную историю о жизни запорожцев, их борьбе за свободу родной земли, за христианскую веру.
Обращение к прошлому, к трагическим момента истории – это не уход от действительности, а ответ на многочисленные вопросы:
Каково место человека в обществе? Что происходит в политической жизни страны? Каким должен быть человек?
Еще одним сложнейшим вопросом гоголевской повести является вопрос об отношении к предательству. Этот вопрос волновал самого Гоголя, и об этом нам говорит вторая редакция повести. Например, в сцене гибели Андрия основное внимание уделяется его мыслям, переживаниям. Причем, не только Андрия, но и отца. В то время как в первой редакции Н. В. Гоголь Андрия сделал подлым трусом, он прятался в бою за спины противника, молил о пощаде. В первой редакции такая боязнь объясняется еще и тем, что он чувствовал, что душа его не совсем чиста.
Рис. 1. Иллюстрация к повести «Тарас Бульба»
Авторская позиция проявляется в сопоставлении сцен смерти Остапа и Андрия. Андрия осознает свою вину, поэтому беспрекословно слезает с коня по приказу отца. Он боится смерти, но не может ослушаться отца, потому что чувствует, что только отец вправе наказать его за измену. Даже перед лицом смерти он не просит о пощаде, он не раскаивается, он твердо сделал свой выбор и умирает с именем прекрасной полячки на устах.
В поведение Остапа перед смертью есть сознание свой правоты, есть твердость духа.
«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
- Батько! где ты! Слышишь ли ты?
- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».
Остап просит поддержки, просит услышать голос отца, и отец, отвечая ему, вселяет в сына твердость духа. Остап умирает смертью героя, в этом и есть главное отличие гибели двух братьев. Одного казнят, как героя, другого – как преступника.
Рис. 2. Иллюстрации. Остап и Андрий.
Темы сочинений:
«Остап и Андрий – братья и враги»
«Тарас Бульба – характер, рожденный временем»
«Три смерти»
«Героическое и эпическое в повести»
«Запорожская сечь. Воплощение авторских идеалов»
Какую бы тему вы ни выбрали, работа должна идти по следующему плану:
Расшифровка темы: перефразируйте тему в вопросительное предложение (Например, в чем сходство и в чем различие братьев?). Сформулируйте ответ на вопрос. Сходство: одна семья, воспитание, окружение. Различие: внешность, характер, отношение к людям, отношение к войне. Составьте план сочинения:
Вступление. Остап и Андрий – главные герои повести. Проблемный вопрос: почему же братья стали врагами?
Основная часть. Раскрытие пункта.
Вывод. Мое отношение к героям и их поступкам.
Подберите материал. Наполните каждый пункт планам конкретными эпизодами и цитатами.
Рис. 3. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Худ. И.Е. Репин
Два великих художника прошлого, Н. В. Гоголь – писатель и И. Е. Репин – художник, посвятили свои произведения Запорожской сечи (рис. 3).
Современный кинорежиссер В. Бортко, сохраняя дух казачьей вольницы, повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков в художественном фильме «Тарас Бульба» (рис. 4).
Рис. 4. «Тарас Бульба» Реж. Бортко
Вопросы к конспектам
«Остап и Андрий – братья и враги»
«Тарас Бульба – характер, рожденный временем»
«Три смерти»
«Героическое и эпическое в повести»
«Запорожская сечь. Воплощение авторских идеалов»