М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 Два плана сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

В сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил» два плана: ре­аль­ный и фан­та­сти­че­ский, жизнь и вы­мы­сел. По­смот­рим, как это де­ла­ет автор, и по­пы­та­ем­ся по­нять, что хотел ска­зать Сал­ты­ков-Щед­рин своей сказ­кой. На­чи­на­ет­ся сказ­ка пе­ре­осмыс­ле­ни­ем ска­зоч­ной фор­му­лы: «Жили да были два ге­не­ра­ла, и так как оба были лег­ко­мыс­лен­ны, то в ско­ром вре­ме­ни, по щу­чье­му ве­ле­нию, по моему хо­те­нию, очу­ти­лись на необи­та­е­мом ост­ро­ве. Слу­жи­ли ге­не­ра­лы всю жизнь в ка­кой-то ре­ги­стра­ту­ре; там ро­ди­лись, вос­пи­та­лись и со­ста­ри­лись, сле­до­ва­тель­но, ни­че­го не по­ни­ма­ли. Даже слов ни­ка­ких не знали, кроме: “При­ми­те уве­ре­ние в со­вер­шен­ном моем по­чте­нии и пре­дан­но­сти”». С таким кан­це­ля­риз­мом стал­ки­ва­ет ска­зоч­ное фольк­лор­ное на­ча­ло Сал­ты­ков-Щед­рин в своей сказ­ке.

Итак, очу­ти­лись они на необи­та­е­мом ост­ро­ве, в одних ноч­ных со­роч­ках, по ор­де­ну на шее и одно оде­я­ло на двоих (рис. 1).

е­не­ра­лы на ост­ро­ве, сказ­ка М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Рис. 1. Ге­не­ра­лы на ост­ро­ве, сказ­ка М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

«За­пла­ка­ли ге­не­ра­лы в пер­вый раз после того, как за­кры­ли ре­ги­стра­ту­ру». «Стали ис­кать, где во­сток и где запад. Вспом­ни­ли, как на­чаль­ник од­на­ж­ды го­во­рил: “Если хо­чешь сыс­кать во­сток, то встань гла­за­ми на север, и в пра­вой руке по­лу­чишь ис­ко­мое”». Так как ге­не­ра­лы всю жизнь слу­жи­ли в ре­ги­стра­ту­ре (рис. 2), в оче­ред­ной раз под­чёр­ки­ва­ет Сал­ты­ков-Щед­рин, то ни­че­го не нашли, про­сто по­то­му что ни­че­го не умели. Один из них слу­жил ранее учи­те­лем кал­ли­гра­фии, сле­до­ва­тель­но, от­ме­ча­ет автор, был умнее. А кал­ли­гра­фия – это всего лишь ис­кус­ство кра­си­во и чётко пи­сать. На­сколь­ко был умнее один из ге­не­ра­лов, су­ди­те сами.

Ге­не­ра­лы на служ­бе, сказ­ка М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Рис. 2. Ге­не­ра­лы на служ­бе, сказ­ка М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

И вновь ска­зоч­ный эле­мент: «Ска­за­но – сде­ла­но». Острое чув­ство го­ло­да за­ста­ви­ло ге­не­ра­лов от­пра­вить­ся на по­ис­ки еды. «Пошел один ге­не­рал на­пра­во и видит – рас­тут де­ре­вья, а на де­ре­вьях вся­кие плоды. Хочет ге­не­рал до­стать хоть одно яб­ло­ко, да все так вы­со­ко висят, что на­доб­но лезть. По­про­бо­вал по­лезть – ни­че­го не вышло, толь­ко ру­баш­ку изо­рвал. При­шел ге­не­рал к ручью, видит: рыба там, слов­но в садке на Фон­тан­ке, так и кишит, и кишит». Об­ра­ти­те вни­ма­ние на ил­лю­стра­цию, со­здан­ную ху­дож­ни­ка­ми Кукры­ник­са­ми (рис. 3).

Кукры­ник­сы. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Рис. 3. Кукры­ник­сы. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

«Зашел ге­не­рал в лес – а там ряб­чи­ки сви­щут, те­те­ре­ва то­ку­ют, зайцы бе­га­ют.

– Гос­по­ди! Еды-то! Еды-то! – ска­зал ге­не­рал, по­чув­ство­вав, что его уже на­чи­на­ет тош­нить». Ге­не­ра­лы слов­но ока­зы­ва­ют­ся в утра­чен­ном зем­ном раю. Но этот рай никак не может им по­мочь, несмот­ря на окру­жа­ю­щее их изоби­лие: жив­ность и плоды.

За­вя­зы­ва­ет­ся между ге­не­ра­ла­ми раз­го­вор: «– Кто бы мог ду­мать, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, что че­ло­ве­че­ская пища, в пер­во­на­чаль­ном виде, ле­та­ет, пла­ва­ет и на де­ре­вьях рас­тет? – ска­зал один ге­не­рал.

– Да, – от­ве­чал дру­гой ге­не­рал, – при­знать­ся, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде ро­дят­ся, как их утром к кофею по­да­ют!

– Стало быть, если, на­при­мер, кто хочет ку­ро­пат­ку съесть, то дол­жен сна­ча­ла ее из­ло­вить, убить, ощи­пать, из­жа­рить... Толь­ко как все это сде­лать?» (рис. 4).

Ге­не­ра­лы пы­та­ют­ся до­быть еду. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Рис. 4. Ге­не­ра­лы пы­та­ют­ся до­быть еду. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Пред­ме­ты из мира ци­ви­ли­за­ции, де­та­ли одеж­ды, ко­то­рые от­ли­ча­ют че­ло­ве­ка от жи­вот­но­го, пре­вра­ща­ют­ся в во­жде­лен­ные блюда в со­зна­нии ге­не­ра­лов. На­при­мер, один из них го­во­рит: «Те­перь я бы, ка­жет­ся, свой соб­ствен­ный сапог съел!». А вто­рой все­рьёз на­чи­на­ет рас­суж­дать о том, какие за­ме­ча­тель­ные пи­та­тель­ные свой­ства имеют пер­чат­ки: «Хо­ро­ши тоже пер­чат­ки бы­ва­ют, когда долго но­ше­ны!»

На­ко­нец, голод до­во­дит ге­не­ра­лов до озве­ре­ния. «Вдруг оба ге­не­ра­ла взгля­ну­ли друг на друга: в гла­зах их све­тил­ся зло­ве­щий огонь, зубы сту­ча­ли, из груди вы­ле­та­ло глу­хое ры­ча­ние. Они на­ча­ли мед­лен­но под­пол­зать друг к другу и в одно мгно­ве­ние ока остер­ве­ни­лись. По­ле­те­ли кло­чья, раз­дал­ся визг и оха­нье; ге­не­рал, ко­то­рый был учи­те­лем кал­ли­гра­фии, от­ку­сил у сво­е­го то­ва­ри­ща орден и немед­лен­но про­гло­тил. Но вид те­ку­щей крови как будто об­ра­зу­мил их». Уди­ви­тель­но то на­ру­ше­ние смыс­ло­вой со­че­та­е­мо­сти, ко­то­рое пред­ла­га­ет нам пи­са­тель: ас­со­ци­а­ция между на­гра­дой и ча­стью тела – орден стал как бы при­над­леж­но­стью, ча­стью ге­не­ра­ла, можно по­нять так, что кровь по­тек­ла из раны, остав­шей­ся на месте от­ку­шен­но­го ор­де­на. Но в есте­ствен­ном мире на необи­та­е­мом ост­ро­ве знаки от­ли­чия и ука­за­ния на иерар­хию не имеют ни­ка­ко­го смыс­ла, и от­ку­шен­ным ор­де­ном сыт не бу­дешь.

О чём бы ни на­чи­на­ли ге­не­ра­лы го­во­рить, каж­дый раз раз­го­вор сво­дил­ся к тому, что они воз­вра­ща­лись к еде. И вот тут герои вспом­ни­ли о най­ден­ном но­ме­ре «Мос­ков­ских ве­до­мо­стей». Ин­те­рес­ные факты из­ла­га­ет Сал­ты­ков-Щед­рин в га­зе­те. Факт пер­вый: ««Вчера … у по­чтен­но­го на­чаль­ни­ка нашей древ­ней сто­ли­цы был па­рад­ный обед. Стол сер­ви­ро­ван был на сто пер­сон с рос­ко­шью изу­ми­тель­ною. Дары всех стран на­зна­чи­ли себе как бы ран­де­ву на этом вол­шеб­ном празд­ни­ке. Тут была и „шекс­пин­ска стер­лядь зо­ло­тая“, и … фазан, и … зем­ля­ни­ка...» Факт вто­рой: «Из Тулы пишут: вче­раш­не­го числа, по слу­чаю по­им­ки в реке Упе осет­ра, был в здеш­нем клубе фе­сти­валь. Ви­нов­ни­ка тор­же­ства внес­ли на гро­мад­ном де­ре­вян­ном блюде, об­ло­жен­но­го огур­чи­ка­ми и дер­жа­ще­го в пасти кусок зе­ле­ни. Док­тор П., быв­ший в тот же день де­жур­ным стар­ши­ною, за­бот­ли­во на­блю­дал, дабы все гости по­лу­чи­ли по куску. Под­лив­ка была самая раз­но­об­раз­ная и даже почти при­хот­ли­вая...» Факт тре­тий: «Из Вятки пишут: один из здеш­них ста­ро­жи­лов изоб­рел сле­ду­ю­щий ори­ги­наль­ный спо­соб при­го­тов­ле­ния ухи: взяв жи­во­го на­ли­ма, пред­ва­ри­тель­но его вы­сечь; когда же, от огор­че­ния, пе­чень его уве­ли­чит­ся...» Ге­не­ра­лы по­ник­ли го­ло­ва­ми».

Очень важен факт об­ра­ще­ния Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на к га­зе­те «Мос­ков­ские ве­до­мо­сти». Автор го­во­рит о ре­ак­ци­он­ной га­зе­те, ко­то­рая была из­вест­на своей бес­со­дер­жа­тель­но­стью, ка­зён­ной вос­тор­жен­но­стью, по­это­му, кроме фак­тов о еде, ге­не­ра­лы ни­че­го не на­хо­дят. Да им, соб­ствен­но, боль­ше ни­че­го и не нужно.

 Появление в сказке мужика

«И вдруг ге­не­ра­ла, ко­то­рый был учи­те­лем кал­ли­гра­фии, оза­ри­ло вдох­но­ве­ние…» Спа­са­ет по­ло­же­ние, на пер­вый взгляд, глу­пая мысль ге­не­ра­ла найти на необи­та­е­мом ост­ро­ве му­жи­ка, чтобы он их на­кор­мил. Уди­ви­тель­но, но мужик на ост­ро­ве дей­стви­тель­но отыс­ки­ва­ет­ся. Ко­мизм и па­ро­дий­ность му­жи­ка оче­вид­ны. Сал­ты­ков-Щед­рин как будто пе­ре­ина­чи­ва­ет образ чу­дес­но­го по­мощ­ни­ка, ха­рак­тер­ный для на­род­ных ска­зок. Мужик, об­на­ру­жен­ный на ост­ро­ве, на­де­лён сверхъ­есте­ствен­ны­ми спо­соб­но­стя­ми. «Ге­не­ра­лы вско­чи­ли как встре­пан­ные и пу­сти­лись отыс­ки­вать му­жи­ка. Под де­ре­вом, брю­хом квер­ху и под­ло­жив под го­ло­ву кулак, спал гро­мад­ней­ший му­жи­чи­на и самым на­халь­ным об­ра­зом укло­нял­ся от ра­бо­ты. Него­до­ва­нию ге­не­ра­лов пре­де­ла не было.

– Спишь, ле­же­бок! – на­ки­ну­лись они на него, – небось и ухом не ве­дешь, что тут два ге­не­ра­ла вто­рые сутки с го­ло­да уми­ра­ют! Сей­час марш ра­бо­тать!» (рис. 5).

Ге­не­ра­лы и мужик. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Рис. 5. Ге­не­ра­лы и мужик. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Ин­те­рес­но, что мужик и не пы­та­ет­ся про­ти­во­ре­чить ге­не­ра­лам, а тут же от­зыв­чи­во вы­пол­ня­ет их тре­бо­ва­ния.

«…на­рвал ге­не­ра­лам по де­сят­ку самых спе­лых яб­ло­ков, а себе взял одно, кис­лое. Потом по­ко­пал­ся в земле – и добыл от­ту­да кар­то­фе­лю; потом взял два куска де­ре­ва, потер их друг об друж­ку – и из­влек огонь. Потом из соб­ствен­ных волос сде­лал силок и пой­мал ряб­чи­ка. На­ко­нец, раз­вел огонь и напек столь­ко раз­ной про­ви­зии, что ге­не­ра­лам при­шло даже на мысль: “Не дать ли и ту­не­яд­цу ча­стич­ку?” (рис. 6).

Мужик го­то­вит обед ге­не­ра­лам. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Рис. 6. Мужик го­то­вит обед ге­не­ра­лам. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Мужик толь­ко по­явил­ся в сказ­ке, а ге­не­ра­лы уже на­зва­ли его и ту­не­яд­цем, и ле­же­бо­кой. Ту­не­ядец – это че­ло­век, жи­ву­щий за чужой счёт, без­дель­ник. Можно ли счи­тать му­жи­ка ту­не­яд­цем? Ге­не­ра­лы счи­та­ют, что мужик, здо­ро­вый де­ти­на, от­лы­ни­ва­ет от ра­бо­ты, так и но­ро­вит удрать, ру­га­ют за лень. Но он, несмот­ря на это, до­во­лен своей жиз­нью. Сами смот­ри­те: ге­не­ра­лам на­рвал по де­сят­ку самых спе­лых яблок, а себе взял одно, кис­лое, пи­та­ет­ся мя­кин­ным хле­бом. В то время как ге­не­ра­лы ищут му­жи­ка, их на­во­дит на след ост­рый запах мя­кин­но­го хлеба и кис­лой ов­чи­ны. Мя­кин­ный хлеб го­то­ви­ли из остат­ков ко­ло­сьев, от­ру­бей и дру­гих от­хо­дов. И это на ост­ро­ве, где царит изоби­лие! Сал­ты­ков-Щед­рин вся­че­ски изоб­ли­ча­ет и глу­пость ге­не­ра­лов, с одной сто­ро­ны, и раб­скую под­чи­нён­ность кре­стья­ни­на – с дру­гой.

«От­дох­ни, дру­жок…» – раз­ре­ша­ют ге­не­ра­лы му­жи­ку, – «толь­ко свей пре­жде ве­ре­воч­ку. На­брал сей­час му­жи­чи­на дикой ко­ноп­ли, раз­мо­чил в воде, по­ко­ло­тил, помял – и к ве­че­ру ве­рев­ка была го­то­ва. Этою ве­рев­кою ге­не­ра­лы при­вя­за­ли му­жи­чи­ну к де­ре­ву, чтоб не убег, а сами легли спать. Про­шел день, про­шел дру­гой; му­жи­чи­на до того из­лов­чил­ся, что стал даже в при­горшне суп ва­рить». За­жи­лось непло­хо ге­не­ра­лам на ост­ро­ве, толь­ко за­ску­ча­ли они (рис. 7).

Ге­не­ра­лы на ост­ро­ве. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Рис. 7. Ге­не­ра­лы на ост­ро­ве. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Каж­дый день «Мос­ков­ские ве­до­мо­сти» пе­ре­чи­ты­ва­ют. «…уся­дут­ся под тенью, про­чтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Ря­за­ни – и ни­че­го, не тош­нит!»

 Возвращение генералов в Петербург

За­хо­те­лось им в Пе­тер­бург. «И на­ча­ли они ну­дить му­жи­ка: пред­ставь да пред­ставь их в По­дья­че­скую!» И снова Сал­ты­ков-Щед­рин ис­поль­зу­ет ха­рак­тер­ный для на­род­ной сказ­ки обо­рот «И начал мужик на бобах раз­во­дить», то есть га­дать, «как бы ему своих ге­не­ра­лов по­ра­до­вать за то, что они его, ту­не­яд­ца, жа­ло­ва­ли и му­жиц­ким его тру­дом не гну­ша­ли­ся! И вы­стро­ил он ко­рабль – не ко­рабль, а такую по­су­ди­ну, чтоб можно было оке­ан-мо­ре пе­ре­плыть вплоть до самой По­дья­че­ской».

Мужик с тре­пе­том уха­жи­ва­ет за ге­не­ра­ла­ми. «На­брал мужик пуху ле­бя­жье­го мяг­ко­го и устлал им дно ло­доч­ки. Устлав­ши, уло­жил на дно ге­не­ра­лов и, пе­ре­кре­стив­шись, по­плыл. Сколь­ко на­бра­лись стра­ху ге­не­ра­лы во время пути от бурь да от вет­ров раз­ных, сколь­ко они ру­га­ли му­жи­чи­ну за его ту­не­яд­ство – этого ни пером опи­сать, ни в сказ­ке ска­зать» (рис. 8).

Ге­не­ра­лы плы­вут в лодке. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

Рис. 8. Ге­не­ра­лы плы­вут в лодке. Ил­лю­стра­ция к сказ­ке М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

И снова автор ис­поль­зу­ет ха­рак­тер­ный ска­зоч­ный обо­рот «ни пером опи­сать, ни в сказ­ке ска­зать». «Вот, на­ко­нец, и Нева-ма­туш­ка, вот и Ека­те­ри­нин­ский слав­ный канал, вот и Боль­шая По­дья­че­ская! Всплес­ну­ли ку­хар­ки ру­ка­ми, уви­дев­ши, какие у них ге­не­ра­лы стали сытые, белые да ве­се­лые! На­пи­лись ге­не­ра­лы кофею, на­елись сдоб­ных булок и на­де­ли мун­ди­ры. По­еха­ли они в каз­на­чей­ство, и сколь­ко тут денег за­греб­ли – того ни в сказ­ке ска­зать, ни пером опи­сать!» Ведь та пен­сия, ко­то­рая ге­не­ра­лам на­чис­ля­лась, со­би­ра­лась, пока ге­не­ра­лы были на ост­ро­ве.

За­кан­чи­ва­ет свою сказ­ку Сал­ты­ков-Щед­рин так: «Од­на­ко, и об му­жи­ке не за­бы­ли; вы­сла­ли ему рюмку водки да пятак се­реб­ра: ве­се­лись, му­жи­чи­на!»

 Анализ произведения

В самом деле автор воз­му­ща­ет­ся не толь­ко по­ве­де­ни­ем ге­не­ра­лов, их жиз­нью за счёт дру­гих, но и раб­ской по­кор­но­стью му­жи­ка. Смех вы­зы­ва­ет пас­сив­ность, без­ро­пот­ность му­жи­ка, но смех этот горь­кий, сме­шан­ный с жа­ло­стью. Ге­не­ра­лы фи­зи­че­ски сла­бее му­жи­ка, но он под­чи­ня­ет­ся без­ро­пот­но: сам себе вьёт ве­рёв­ку, сам себя при­вя­зы­ва­ет, мог бы убе­жать, но ни­ко­гда этого не сде­ла­ет. Ге­не­ра­лы все­це­ло за­ви­сят от му­жи­ка, он от них не за­ви­сит, но все­це­ло под­чи­ня­ет­ся, а гос­по­да гос­под­ству­ют – даже на необи­та­е­мом ост­ро­ве ге­не­ра­лы оста­ют­ся для му­жи­ка ге­не­ра­ла­ми. Автор сме­ёт­ся над дол­го­тер­пе­ни­ем му­жи­ка, а в об­ра­зе му­жи­ка, ко­неч­но, – над дол­го­тер­пе­ни­ем рус­ско­го на­ро­да, ра­бо­леп­но слу­жа­ще­го гос­по­дам.

Са­ти­ри­че­ское зву­ча­ние сказ­ки под­чёр­ки­ва­ют такие сред­ства ху­до­же­ствен­но­го вы­ра­же­ния, как иро­ния, ги­пер­бо­ла, гро­теск, ан­ти­те­за. По­зна­ко­мим­ся с этими тер­ми­на­ми и най­дём их в тек­сте.

Важ­ной для по­ни­ма­ния смыс­ла сказ­ки яв­ля­ет­ся ав­тор­ская иро­ния. Иро­ния – это ре­че­вой обо­рот, при­твор­но утвер­жда­ю­щий про­ти­во­по­лож­ное тому, что мыс­лит­ся о пред­ме­те. О ге­не­ра­лах Щед­рин пишет с едкой иро­ни­ей: «Слу­жи­ли ге­не­ра­лы всю жизнь в ка­кой-то ре­ги­стра­ту­ре; там ро­ди­лись, вос­пи­та­лись и со­ста­ри­лись, сле­до­ва­тель­но, ни­че­го не по­ни­ма­ли. Даже слов ни­ка­ких не знали…»

Ак­тив­но ис­поль­зу­ет Сал­ты­ков-Щед­рин ги­пер­бо­лу. Ги­пер­бо­ла – это чрез­мер­ное пре­уве­ли­че­ние свойств пред­ме­та или яв­ле­ния. На­при­мер, и лов­кость му­жи­ка, и неве­же­ство ге­не­ра­лов чрез­вы­чай­но пре­уве­ли­че­ны. Вряд ли ге­не­ра­лы не знали, от­ку­да бе­рут­ся булки, и ду­ма­ли, что они рас­тут на де­ре­вьях, а уме­лый мужик варил суп в при­горшне.

Ге­не­рал про­гла­ты­ва­ет орден сво­е­го при­я­те­ля, не по­ни­мая, что ор­де­на не едят. Орден, ко­то­рый один ге­не­рал от­ку­сил у дру­го­го, – де­таль гро­теск­ная. От­ку­сить можно часть тела, но вот орден… Гро­теск – со­че­та­ние ре­аль­но­го и фан­та­сти­че­ско­го с целью изоб­ра­же­ния пред­ме­та или яв­ле­ния в урод­ли­во-ко­ми­че­ском виде.

И ко­неч­но, мно­гие сказ­ки Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, в том числе «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил», по­стро­е­ны на ан­ти­те­зе, то есть на про­ти­во­по­став­ле­нии. Осо­бен­но ха­рак­те­рен конец: ге­не­ра­лы «сколь­ко тут денег за­греб­ли – того ни в сказ­ке ска­зать, ни пером опи­сать!», а мужик по­лу­чил «рюмку водки да пятак се­реб­ра». 

Вопросы к конспектам

На­зо­ви­те ха­рак­тер­ные для жанра сказ­ки осо­бен­но­сти и при­ё­мы, ко­то­рые были ис­поль­зо­ва­ны ав­то­ром в «По­ве­сти о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил».

Рас­крой­те образ му­жи­ка из сказ­ки «По­весть о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-ми­ни­а­тю­ру на тему «Иро­ния Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на».

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 00:19