Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)

14 де­каб­ря 1825 года на Се­нат­ской пло­ща­ди в Пе­тер­бур­ге про­изо­шло вос­ста­ние де­каб­ри­стов. Это было от­кры­тое вы­ступ­ле­ние дво­рян, на­хо­див­ших­ся на во­ен­ной служ­бе, про­тив са­мо­дер­жа­вия и кре­пост­но­го права. Вос­ста­ние де­каб­ри­стов было же­сто­ко по­дав­ле­но. Пя­те­ро из них были каз­не­ны. Более ста – осуж­де­ны и от­прав­ле­ны на ка­тор­гу.

Жены и неве­сты осуж­ден­ных на ка­тор­гу де­каб­ри­стов доб­ро­воль­но по­сле­до­ва­ли  за ними в Си­бирь. Как жены ссыль­но­ка­торж­ных, они ли­ша­лись граж­дан­ских прав и дво­рян­ских при­ви­ле­гий. Пер­вы­ми в на­ча­ле 1827 г. в Нер­чин­ские руд­ни­ки при­е­ха­ли Е. И. Тру­бец­кая,      М. Н. Вол­кон­ская,  А. Г. Му­ра­вье­ва.

Вос­ста­ние де­каб­ри­стов

Рис. 1. Вос­ста­ние де­каб­ри­стов

Жены де­каб­ри­стов про­де­мон­стри­ро­ва­ли своим со­вре­мен­ни­кам при­мер, до­стой­ный под­ра­жа­ния. До них в ссыл­ку к му­жьям уез­жа­ли толь­ко кре­стьян­ки. Они пер­вые из дво­ря­нок, при­чем из самых име­ни­тых дво­рян­ских семей, по­еха­ли за му­жья­ми в ссыл­ку, бро­сив свои семьи, детей, дру­зей, свои особ­ня­ки и слуг. Они по­ни­ма­ли, что уез­жа­ют туда, где им при­дет­ся стать на­равне с теми же кре­стьян­ка­ми – самим сти­рать, го­то­вить, шить. Их не сму­ти­ли моль­бы род­ных, непо­ни­ма­ние об­ще­ства, угро­зы вла­стей. Они от­верг­ли свои ти­ту­лы, чтобы ис­пол­нить свой долг. Их по­сту­пок вы­звал огром­ный ре­зо­нанс, стал при­ме­ром для мно­гих.

По­двиг де­каб­ри­сток вос­пел Н. А. Некра­сов в поэме "Рус­ские жен­щи­ны".

Их было 11 , но Некра­сов в поэме рас­ска­зал толь­ко о  пер­вых, ко­то­рым было едва ли не труд­нее всех: они «дру­гим до­ро­ги про­ло­жи­ли» — это Ека­те­ри­на Тру­бец­кая и Мария Вол­кон­ская.

Жены де­каб­ри­стов

Рис. 2. Жены де­каб­ри­стов

Ком­по­зи­ци­он­но поэма де­лит­ся на две части:

Кня­ги­ня Тру­бец­кая.

Кня­ги­ня М.Н. Вол­кон­ская.

Идея поэмы вы­ра­же­на Некра­со­вым в сло­вах:

Высок и свят их по­двиг неза­бвен­ный!

Как ан­ге­лы-хра­ни­те­ли они

Яв­ля­ли­ся опо­рой неиз­мен­ной

Из­гнан­ни­кам в стра­даль­че­ские дни.

По от­зы­вам со­вре­мен­ни­ков, Ека­те­ри­на Ива­нов­на Тру­бец­кая, урож­ден­ная гра­фи­ня Лавль,  не была кра­са­ви­цей — невы­со­кая, пол­но­ва­тая, зато оба­я­тель­ная, ве­се­лая, с пре­крас­ным го­ло­сом. В Па­ри­же в 1819 году  Ека­те­ри­на Ла­валь по­зна­ко­ми­лась с кня­зем Сер­ге­ем Пет­ро­ви­чем Тру­бец­ким и через год вышла за него замуж.

Тру­бец­кой был на де­сять лет её стар­ше и счи­тал­ся за­вид­ным же­ни­хом: зна­тен, богат, умён, об­ра­зо­ван, про­шёл войну с На­по­лео­ном и до­слу­жил­ся до пол­ков­ни­ка. Ка­рье­ра его  шла в гору, и Ека­те­ри­на имела шансы стать ге­не­раль­шей.

Спу­стя пять лет после сва­дьбы вдруг вы­яс­ни­лось, что Сер­гей Тру­бец­кой вме­сте с дру­зья­ми го­то­вил вос­ста­ние.

Тру­бец­кая пер­вая из жён де­каб­ри­стов до­би­лась ре­ше­ния вы­ехать в Си­бирь. Путь был очень дол­гим. Вла­сти чи­ни­ли пре­пят­ствия. На­при­мер, в  Ир­кут­ске Тру­бец­кая про­ве­ла 5 ме­ся­цев, т.к. гу­бер­на­тор Цей­длер по­лу­чил из Пе­тер­бур­га пред­пи­са­ние уго­во­рить её вер­нуть­ся назад. Од­на­ко Ека­те­ри­на Ива­нов­на была твер­да в своём ре­ше­нии.

Кня­ги­ня Тру­бец­кая

Рис. 3. Кня­ги­ня Тру­бец­кая

Образ кня­ги­ни Тру­бец­кой в поэме.

В поэме Н. А. Некра­сов   рас­ска­зы­ва­ет о тя­же­лом пути кня­ги­ни Тру­бец­кой в Си­бирь и ее ге­ро­и­че­ском про­ти­во­сто­я­нии ир­кут­ско­му гу­бер­на­то­ру.

Рас­сказ ве­дет­ся  от 3 лица. Таким об­ра­зом, ос­нов­ная за­да­ча ав­то­ра – не толь­ко рас­ска­зать о со­бы­ти­ях, но и дать  оцен­ку по­ступ­кам ге­ро­и­ни, ее жен­ско­му  по­дви­гу.

На­чи­на­ет­ся поэма со сцены про­ща­ния с отцом:

Сам граф по­душ­ки по­прав­лял,

Мед­ве­жью по­лость в ноги стлал,

Творя мо­лит­ву, об­ра­зок

По­ве­сил в пра­вый уго­лок

И - за­ры­дал... Кня­ги­ня-дочь...

Ку­да-то едет в эту ночь...

Некра­сов под­чер­ки­ва­ет, как отец и дочь любят друг друга. Но, выйдя замуж, дав обет вер­но­сти перед Богом быть с су­пру­гом и в горе и в ра­до­сти, Тру­бец­кая при­ни­ма­ет ре­ше­ние:

О, видит бог!... Но долг дру­гой,

И выше и труд­ней,

Меня зовет... Про­сти, род­ной!

На­прас­ных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страш­на судь­ба моя,

Но ста­лью я одела грудь...

Гор­дись - я дочь твоя!

Таким об­ра­зом, с пер­вых строк поэмы Некра­сов вы­де­ля­ет в ха­рак­те­ре ге­ро­и­ни такие черты, как му­же­ство, ре­ши­тель­ность, сила духа.

Ека­те­ри­на про­ща­ет­ся с про­шлым, с ве­се­лой и бо­га­той жиз­нью ари­сто­крат­ки. Про­ща­ет­ся с род­ным Пе­тер­бур­гом, с отчим домом:

Счаст­ли­во мо­ло­дость моя

Про­шла в сте­нах твоих,

Твои балы лю­би­ла я,

Ка­та­нья с гор кру­тых,

Лю­би­ла плеск Невы твоей

В ве­чер­ней ти­шине,

И эту пло­щадь перед ней

С ге­ро­ем на коне...

Мы видим, что Ека­те­ри­на с дет­ства была очень жиз­не­ра­дост­на.

В вос­по­ми­на­ни­ях о мо­ло­до­сти ге­ро­и­ни могут быть непо­нят­ны сле­ду­ю­щие стро­ки:    

А ты будь про­клят, мрач­ный дом,

Где первую кад­риль

Я тан­це­ва­ла... Та рука

До­сель мне руку жжет...

Ликуй . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .?

О чьей руке идет речь? Кого про­кли­на­ет ге­ро­и­ня?

Ека­те­ри­на Тру­бец­кая вспо­ми­на­ет свой пер­вый бал, на ко­то­ром она тан­це­ва­ла свой самый пер­вый танец с Ве­ли­ким кня­зем Ни­ко­ла­ем Пав­ло­ви­чем, бу­ду­щим им­пе­ра­то­ром Ни­ко­ла­ем І, на­чав­шим свое прав­ле­ние с рас­пра­вы над де­каб­ри­ста­ми. В поэме он вы­сту­па­ет па­ла­чом.

Рос­сий­ский им­пе­ра­тор Ни­ко­лай І (1796-1855)

Рис. 4. Рос­сий­ский им­пе­ра­тор Ни­ко­лай І (1796-1855)

Опи­сы­вая путь Тру­бец­кой в Си­бирь, автор пе­ре­ме­жа­ет ре­а­ли­сти­че­ские опи­са­ния и ро­ман­ти­че­ские, сон и явь. Ге­ро­и­ня в до­рож­ном оди­но­че­стве, в слад­кой дреме часто видит кар­ти­ны про­шло­го:

Вос­по­ми­на­ния дет­ства

Бо­гат­ство, блеск! Вы­со­кий дом

На бе­ре­гу Невы,

Обита лест­ни­ца ков­ром,

Перед подъ­ез­дом львы,

Изящ­но убран пыш­ный зал,

Ог­ня­ми весь горит.

О ра­дость! нынче дет­ский бал,

Чу! му­зы­ка гре­мит!

Вос­по­ми­на­ния о зна­ком­стве с мужем и счаст­ли­вой жизни с ним

Дру­гое время, бал дру­гой

Ей снит­ся: перед ней

Стоит кра­са­вец мо­ло­дой,

Он что-то шеп­чет ей...

Потом опять балы, балы...

Она - хо­зяй­ка их,

У них са­нов­ни­ки, послы,

Весь мод­ный свет у них...

Вос­по­ми­на­ния о пу­те­ше­ствии с мужем в Ита­лию

И вот уеха­ла она

С из­бран­ни­ком своим.

Пред нею чуд­ная стра­на,

Пред нею - веч­ный Рим...

Но счаст­ли­вой кня­ги­ня чув­ству­ет себя лишь во сне. При про­буж­де­нии ре­аль­ность по­ра­жа­ет ее тра­гиз­мом и го­ре­чью:

Чу, слы­шен впе­ре­ди

Пе­чаль­ный звон - кан­даль­ный звон!

Эй, кучер, по­го­ди!

То ссыль­ных пар­тия идет,

Боль­ней за­ны­ла грудь,

Кня­ги­ня день­ги им дает,

- Спа­си­бо, доб­рый путь!

Ей долго, долго лица их

Ме­ре­щат­ся потом,

И не про­гнать ей дум своих,

Не по­за­быть­ся сном!

Здесь к ка­че­ствам глав­ной ге­ро­и­ни мы, ко­неч­но, долж­ны до­ба­вить такие черты как ми­ло­сер­дие, доб­ро­та.

Таким об­ра­зом, рас­сказ о ге­ро­ине по­стро­ен на ан­ти­те­зе: про­ти­во­по­став­ле­нии  пре­крас­но­го сна и  страш­ной дей­стви­тель­но­сти.

Долог путь, много вре­ме­ни для вос­по­ми­на­ний. Кня­ги­ня вспо­ми­на­ет  тра­ги­че­ский день вос­ста­ния и его страш­ные по­след­ствия, вспо­ми­на­ет, как при­ш­ла в ка­зе­мат на сви­да­ние к мужу. Из­вест­но, что Тру­бец­кая знала о го­то­вя­щем­ся вос­ста­нии. В поэме она по­ка­за­на Некра­со­вым не про­сто лю­бя­щей и вер­ной женой. Это лич­ность са­мо­сто­я­тель­ная, ду­ма­ю­щая, ана­ли­зи­ру­ю­щая. Воз­вра­ща­ясь из пу­те­ше­ствия по Ита­лии, Тру­бец­кая срав­ни­ва­ет эту пре­крас­ную, сво­бод­ную  стра­ну с убо­гой и несчаст­ной Рос­си­ей:

Пред нею ряд кар­тин

За­би­той, за­гнан­ной стра­ны:

Су­ро­вый гос­по­дин

И жал­кий тру­же­ник-му­жик

С по­ну­рой го­ло­вой...

Как пер­вый власт­во­вать при­вык,

Как раб­ству­ет вто­рой!

Ека­те­ри­на об­ра­ща­ет­ся  к мужу с во­про­сом:

- Скажи, ужель весь край таков?

До­воль­ства тени нет?..

- Ты в цар­стве нищих и рабов! -

Ко­рот­кий был ответ...

Здесь к ха­рак­те­ри­сти­ке ге­ро­и­ни мы долж­ны до­ба­вить сле­ду­ю­щие черты: са­мо­сто­я­тель­ность;  на­блю­да­тель­ность; пыт­ли­вый ум;  сво­бо­до­лю­бие.

Некра­сов под­чер­ки­ва­ет, что Тру­бец­кая раз­де­ля­ет взгля­ды мужа. Её ре­ше­ние сле­до­вать за ним  про­дик­то­ва­но не толь­ко лю­бо­вью, но и  сме­лой граж­дан­ской по­зи­ци­ей.  По­это­му куль­ми­на­ци­ей поэмы стал эпи­зод «Встре­ча Тру­бец­кой с ир­кут­ским гу­бер­на­то­ром». 

Почти пять тысяч вёрст пре­одо­ле­ла кня­ги­ня и вдруг стал­ки­ва­ет­ся с пре­пят­стви­ем: ир­кут­ский гу­бер­на­тор не раз­ре­ша­ет ей сле­до­вать далее. Силы нерав­ны. С одной сто­ро­ны - кня­ги­ня Тру­бец­кая, мо­ло­дая, хруп­кая, без­за­щит­ная жен­щи­на. С дру­гой сто­ро­ны – ир­кут­ский гу­бер­на­тор, пред­ста­ви­тель го­су­дар­ствен­ной вла­сти («Кня­ги­ня, здесь я – царь»), умуд­рён­ный жи­тей­ским и слу­жеб­ным опы­том, немо­ло­дой уже че­ло­век.

И в этом по­един­ке по­беж­да­ет кня­ги­ня Тру­бец­кая. Эта храб­рая, мо­ло­дая, без­за­щит­ная, бес­прав­ная жен­щи­на. Сколь­ко в ней ре­ши­тель­но­сти! Какое му­же­ство! Какой ха­рак­тер!

Нет! я не жал­кая раба,

Я жен­щи­на, жена!

Пус­кай горь­ка моя судь­ба -

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для жен­щи­ны дру­гой,

В моей душе до­ста­ло б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к ро­дине лю­бовь

Со­пер­ни­ца моя,

И если б нужно было, вновь

Ему про­сти­ла б я!..

Вни­ма­тель­но читая поэму, чи­та­тель по­ни­ма­ет, в чем сла­бость ир­кут­ско­го гу­бер­на­то­ра. Он пы­та­ет­ся вер­нуть Тру­бец­кую, вы­пол­няя при­каз царя, за­пу­ги­ва­ет ее страш­ны­ми ис­пы­та­ни­я­ми, но в душе со­чув­ству­ет ей и  вос­хи­ща­ет­ся её му­же­ством:

Как я вас мучил... Боже мой!..

(Из-под руки на ус седой

Ска­ти­ла­ся слеза).

Про­сти­те! да, я мучил вас,

Но му­чил­ся и сам,               

Но стро­гий я имел при­каз

Пре­гра­ды ста­вить вам!

Имен­но этот мо­мент объ­яс­ня­ет, по­че­му вла­сти так про­ти­ви­лись ре­ше­нию жён де­каб­ри­стов. Оно озна­ча­ло мо­раль­ную под­держ­ку уз­ни­ков, вы­зы­ва­ло у мно­гих со­чув­ствие. Вла­сти в лице царя Ни­ко­лая I не хо­те­ли, чтобы де­каб­ри­стам кто-ли­бо со­чув­ство­вал.

Некра­сов вос­хи­ща­ет­ся своей ге­ро­и­ней, ее силой воли, чув­ством соб­ствен­но­го до­сто­ин­ства и  бес­стра­ши­ем.

В поэме Тру­бец­кую за­дер­жа­ли в Ир­кут­ске  всего на 2 неде­ли. В дей­стви­тель­но­сти она про­бы­ла там 5 ме­ся­цев. Имен­но здесь ее до­гна­ла вто­рая де­каб­ри­ста, М.Н. Вол­кон­ская, ко­то­рой по­свя­ще­на вто­рая часть поэмы «Рус­ские жен­щи­ны».

Вопросы к конспектам

Под­го­товь­те вы­ра­зи­тель­ное чте­ние от­рыв­ков из поэмы Н. А. Некра­со­ва «Рус­ские жен­щи­ны» «Раз­го­вор Тру­бец­кой с ир­кут­ским гу­бер­на­то­ром»

По­ду­май­те, по­че­му Некра­сов на­звал поэму не «Де­каб­рист­ки», а «Рус­ские жен­щи­ны».

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 23:28