Стихотворения Некрасова. «Размышления у парадного подъезда»

Ни­ко­лай Алек­се­е­вич Некра­сов ро­дил­ся в 1821 году  в ме­стеч­ке Неми­ров, ныне Вин­ниц­кой об­ла­сти.  Дет­ские годы Некра­со­ва про­шли в селе Греш­не­во близ Яро­слав­ля, в име­нии отца. Здесь он близ­ко узнал кре­стьян­скую жизнь.

Огром­ная семья (а у Некра­со­ва было 13 бра­тьев и се­стёр), за­пу­щен­ные дела и ряд про­цес­сов по име­нию за­ста­ви­ли отца Некра­со­ва взять место ис­прав­ни­ка (главы по­ли­ции в уезде). Во время разъ­ез­дов он часто брал с собой ма­лень­ко­го Ни­ко­лая, а при­бы­тие ис­прав­ни­ка в де­рев­ню все­гда зна­ме­но­ва­ло собой что-ни­будь неве­сё­лое: мёрт­вое тело, вы­би­ва­ние недо­и­мок — и много, таким об­ра­зом, за­лег­ло в чут­кую душу маль­чи­ка пе­чаль­ных кар­тин на­род­но­го горя.

Со­зна­тель­ная жизнь поэта на­ча­лась с того, что он пошел про­тив воли отца: от­ка­зав­шись от во­ен­ной  служ­бы, по­сту­пил воль­но­слу­ша­те­лем в уни­вер­си­тет. Этот по­сту­пок на­все­гда лишил его ро­ди­тель­ской под­держ­ки.  Бу­ду­щий поэт начал путь ли­ше­ний и ис­пы­та­ний, ко­то­рый вос­пи­тал в нем дух стой­ко­го борца с труд­но­стя­ми и   за­щит­ни­ка  бед­ных и угне­тен­ных.

Порт­рет Н. А. Некра­со­ва. Худ. И. Н. Крам­ской

Рис. 1. Порт­рет Н. А. Некра­со­ва. Худ. И. Н. Крам­ской

«Это было ра­не­ное серд­це. Раз и на всю жизнь, - го­во­рил До­сто­ев­ский о Некра­со­ве. - И не за­крыв­ша­я­ся рана эта и была ис­точ­ни­ком всей его по­э­зии, всей страст­ной до му­че­ния любви этого че­ло­ве­ка ко всему, что стра­да­ет от на­си­лия, от же­сто­ко­сти необуз­дан­ной воли, что гне­тет нашу рус­скую жен­щи­ну, на­ше­го ре­бен­ка в рус­ской семье, на­ше­го про­сто­лю­ди­на в горь­кой так часто доле его».

Одним из самых зна­чи­тель­ных мо­мен­тов био­гра­фии Некра­со­ва стало его уча­стие в вос­со­зда­нии жур­на­ла «Со­вре­мен­ник». Ос­но­ва­те­лем  "Со­вре­мен­ни­ка" был А. С. Пуш­кин, при­влек­ший к уча­стию в жур­на­ле Н. В. Го­го­ля, П. А. Вя­зем­ско­го, В. Ф. Одо­ев­ско­го и др.

После смер­ти Пуш­ки­на жур­нал при­шёл в упа­док, и в 1847 году пе­ре­шел  в управ­ле­ние  Н. А. Некра­со­ву и И. И. Па­на­е­ву. Некра­сов при­влек в "Со­вре­мен­ник" И. С. Тур­ге­не­ва, Л.Н. Тол­сто­го,  И. А. Гон­ча­ро­ва, А. И. Гер­це­на, Н. П. Ога­ре­ва, чьи про­из­ве­де­ния в нем пе­ча­та­лись;  также  в жур­на­ле пе­ча­та­лись пе­ре­во­ды про­из­ве­де­ний Ч. Дик­кен­са, Ж. Санд и др. за­пад­но­ев­ро­пей­ских пи­са­те­лей.

 Идей­ным ру­ко­во­ди­те­лем  «Со­вре­мен­ни­ка»  стал из­вест­ный кри­тик В. Г. Бе­лин­ский, ста­тьи ко­то­ро­го опре­де­ля­ли про­грам­му жур­на­ла: кри­ти­ка со­вре­мен­ной дей­стви­тель­но­сти, про­па­ган­да ре­во­лю­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­ских идей, борь­ба за ре­а­ли­сти­че­ское ис­кус­ство.

Об­ще­ние с пе­ре­до­вы­ми  лю­дь­ми  в "Со­вре­мен­ни­ке" по­мог­ло окон­ча­тель­но сло­жить­ся  убеж­де­ни­ям Некра­со­ва. Имен­но в этот пе­ри­од  от­кры­лось да­ро­ва­ние Некра­со­ва как на­род­но­го поэта, са­ти­ри­ка, об­ли­чи­те­ля власть иму­щих, за­ступ­ни­ка угне­тён­ной де­рев­ни.

Одним из ярких при­ме­ров граж­дан­ской ли­ри­ки Некра­со­ва стало сти­хо­тво­ре­ние «Раз­мыш­ле­ния у па­рад­но­го подъ­ез­да».

 Сти­хо­тво­ре­ние  было на­пи­са­но в 1858 году. Впер­вые оно  было на­пе­ча­та­но  за гра­ни­цей в га­зе­те «Ко­ло­кол» в 1860 году под на­зва­ни­ем «У па­рад­но­го подъ­ез­да». Имя ав­то­ра ука­за­но не было. Га­зе­та «Ко­ло­кол» была пер­вой  рус­ской  ре­во­лю­ци­он­ной га­зе­той,  из­да­вав­шей­ся А. И. Гер­це­ном  в эми­гра­ции.

Некра­со­ва З. Н. (жена поэта)

Рис. 2. Некра­со­ва З. Н. (жена поэта)

Со­хра­ни­лось сви­де­тель­ство жены Некра­со­ва о том, как со­зда­ва­лось это про­из­ве­де­ние.

Окна квар­ти­ры поэта на Ли­тей­ном про­спек­те Пе­тер­бур­га смот­ре­ли на подъ­езд ми­ни­стра го­су­дар­ствен­ных иму­ществ М. Н. Му­ра­вье­ва, в ве­дом­стве ко­то­ро­го на­хо­ди­лись земли. По­это­му со­вер­шен­но не уди­ви­тель­но, что к дому этого ми­ни­стра ча­стень­ко при­хо­ди­ли  де­ле­га­ции от кре­стьян. Имен­но такую сцену до­ве­лось на­блю­дать Некра­со­ву

Вот как жена поэта  вспо­ми­на­ет об этом слу­чае: «Была глу­бо­кая осень, утро было хо­лод­ное и дожд­ли­вое. По всем ве­ро­я­ти­ям, кре­стьяне же­ла­ли по­дать ка­кое-ни­будь про­ше­ние и спо­за­ран­ку яви­лись к дому. Швей­цар, вы­ме­тая лест­ни­цу, про­гнал их; они укры­лись за вы­сту­пом подъ­ез­да и пе­ре­ми­на­лись с ноги на ногу, при­та­ив­шись у стены и про­мо­кая на дожде. Я пошла к Некра­со­ву и рас­ска­за­ла о ви­ден­ной мной сцене. Он по­до­шел к окну в тот мо­мент, когда двор­ни­ки дома и го­ро­до­вой гнали кре­стьян прочь, тол­кая их в спину. Некра­сов сжал губы и нерв­но по­щи­пы­вал усы; потом быст­ро ото­шел от окна и улег­ся опять на ди­ване. Через час он про­чел мне сти­хо­тво­ре­ние «У па­рад­но­го подъ­ез­да».

Таким об­ра­зом, тема сти­хо­тво­ре­ния -  са­ти­ри­че­ское об­ли­че­ние об­ще­ствен­но-со­ци­аль­но­го устрой­ства рос­сий­ско­го об­ще­ства и тя­жё­лое по­ло­же­ние  кре­стьян­ства.

Са­ти­ра (лат. satira) — ко­ми­че­ское про­яв­ле­ние в ис­кус­стве, пред­став­ля­ю­щее собой по­э­ти­че­ское об­ли­че­ние яв­ле­ний при по­мо­щи раз­лич­ных ко­ми­че­ских средств: сар­каз­ма, иро­нии, ги­пер­бо­лы, гро­тес­ка, ал­ле­го­рии, па­ро­дии и др.

Ком­по­зи­ция сти­хо­тво­ре­ния  Н. А. Некра­со­ва «Раз­мыш­ле­ния у па­рад­но­го подъ­ез­да»

1. Па­рад­ный подъ­езд (по тор­же­ствен­ным и буд­нич­ным дням).

2. Де­ле­га­ция кре­стьян.

3. Вла­де­лец рос­кош­ных палат.

4. Му­жиц­кая доля.

Ана­лиз сти­хо­тво­ре­ния.

Часть 1.

С пер­вых строк сти­хо­тво­ре­ния  гнев­но зву­чит голос поэта.  Автор  ис­поль­зу­ет свой из­люб­лен­ный са­ти­ри­че­ский прием – сар­казм.

Сар­казм (греч. sarkasmós, от sarkázo, бук­валь­но — рву мясо), вид ко­ми­че­ско­го, суж­де­ние, со­дер­жа­щее уни­что­жа­ю­щую на­смеш­ку. Выс­шая сте­пень иро­нии.

Вот па­рад­ный подъ­езд. По тор­же­ствен­ным дням,

Одер­жи­мый хо­лоп­ским неду­гом,

Целый город с ка­ким-то ис­пу­гом

Подъ­ез­жа­ет к за­вет­ным две­рям;

За­пи­сав свое имя и зва­нье,

Разъ­ез­жа­ют­ся гости домой,

Так глу­бо­ко до­воль­ны собой,

Что по­ду­ма­ешь - в том их при­зва­нье!

Слово «хо­лоп­ский» ис­поль­зо­ва­но здесь  в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

Холоп (пре­небр.) - неса­мо­сто­я­тель­ный, ра­бо­леп­ный че­ло­век, при­служ­ник, при­спеш­ник ко­го-ли­бо.

В буд­ние дни у подъ­ез­да по­яв­ля­ет­ся пуб­ли­ка иного рода. Это про­си­те­ли раз­но­го толка:

Про­жек­те­ры, ис­ка­те­ли мест,

И пре­клон­ный ста­рик, и вдо­ви­ца.

ПРО­ЖЕК­ТЕР (фр., от projeter) - на­смеш­ли­вое на­зва­ние лица, за­ни­ма­ю­ще­го­ся при­ду­мы­ва­ни­ем раз­лич­ных пред­при­я­тий и спе­ку­ля­ций, в дей­стви­тель­но­сти неосу­ще­стви­мых или невы­год­ных.

Автор ис­поль­зу­ет ан­ти­те­зу (ху­до­же­ствен­ное про­ти­во­по­став­ле­ние):

«пыш­ный подъ­езд» - «убо­гие лица».

Часть 2.

Во вто­рой части сти­хо­тво­ре­ния автор рас­ска­зы­ва­ет о де­ле­га­ции кре­стьян:

Де­ле­га­ция кре­стьян

Рис. 3. Де­ле­га­ция кре­стьян

Раз я видел, сюда му­жи­ки по­до­шли,

Де­ре­вен­ские рус­ские люди,

По­мо­ли­лись на цер­ковь и стали вдали,

Све­сив русые го­ло­вы к груди;

По­ка­зал­ся швей­цар. "До­пу­сти",- го­во­рят

С вы­ра­же­ньем на­деж­ды и муки.

Здесь сар­ка­сти­че­ский тон ав­то­ра сме­ня­ет­ся на тор­же­ствен­ный и пе­чаль­ный. Рядом с про­сты­ми рус­ски­ми  сло­ва­ми, та­ки­ми как:  за­го­ре­лые лица, са­мо­дель­ные лапти, со­гну­тые спины, -  поэт ис­поль­зу­ет слова тор­же­ствен­но­го стиля: пи­ли­грим,  скуд­ная лепта.

В кре­стья­нах автор будто  видит биб­лей­ских па­лом­ни­ков, ищу­щих прав­ды:

И пошли они, солн­цем па­ли­мы,

По­вто­ряя: "Суди его бог!",

Раз­во­дя без­на­деж­но ру­ка­ми,

И, по­ку­да я ви­деть их мог,

С непо­кры­ты­ми шли го­ло­ва­ми...

У чи­та­те­лей кре­стьяне вы­зы­ва­ют со­чув­ствие, со­стра­да­ние. Од­на­ко для оби­та­те­лей особ­ня­ка это  всего лишь «обо­рван­ная чернь».

Часть 3.

В тре­тьей части автор вновь пе­ре­пол­нен са­ти­ри­че­ским гне­вом. Он ри­су­ет образ вла­дель­ца особ­ня­ка, ко­то­рый без­мя­теж­но спит в своих рос­кош­ных па­ла­тах, рав­но­душ­ный к на­род­но­му горю:

Что тебе эта скорбь во­пи­ю­щая,

Что тебе этот бед­ный народ?

Веч­ным празд­ни­ком быст­ро бе­гу­щая

Жизнь оч­нуть­ся тебе не дает.

В этой части поэт ис­поль­зу­ет по­бу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния, пы­та­ясь до­сту­чать­ся до хо­лод­но­го серд­ца вла­сти­те­ля че­ло­ве­че­ских судеб:

Про­бу­дись! Есть еще на­сла­жде­ние:

Во­ро­ти их! в тебе их спа­се­ние!

Сам поэт не ждет от­ве­та, ведь «счаст­ли­вые глухи к добру». Боль­ше всего воз­му­ща­ет ав­то­ра, что вель­мо­жа со­вер­шен­но неза­слу­жен­но окру­жен орео­лом славы и ге­рой­ства:

Щел­ко­пе­ров за­ба­вою

Ты на­род­ное благо зо­вешь;

Без него про­жи­вешь ты со сла­вою

И со сла­вой умрешь!

Од­на­ко слава мни­мая.  Автор ри­су­ет смерть вель­мо­жи:

И сой­дешь ты в мо­ги­лу... герой,

Вти­хо­мол­ку про­кля­тый от­чиз­ною,

Воз­ве­ли­чен­ный гром­кой хва­лой!..

Часть 4.

После опи­са­ния всех благ, ко­то­ры­ми поль­зу­ют­ся вель­мо­жи,  в чет­вер­той части  убий­ствен­ным кон­тра­стом поэт ри­су­ет  жизнь кре­стьян. До­ста­точ­но срав­нить 2 от­рыв­ка:

Отдых вель­мо­жи в Ита­лии

Кар­ти­ны на­род­ной жизни

Под пле­ни­тель­ным небом      Си­ци­лии,

В бла­го­вон­ной дре­вес­ной тени,

Со­зер­цая, как солн­це пур­пур­ное

По­гру­жа­ет­ся в море ла­зур­ное,

По­ло­са­ми его зо­ло­тя, -

Уба­ю­кан­ный лас­ко­вым пе­ни­ем

Сре­ди­зем­ной волны…

Сто­нет он по полям, по до­ро­гам,

Сто­нет он по тюрь­мам, по остро­гам,

В руд­ни­ках, на же­лез­ной цепи;

Сто­нет он под ови­ном, под сто­гом,

Под те­ле­гой, ночуя в степи;

Сто­нет в соб­ствен­ном бед­ном до­миш­ке,

Свету бо­жье­го солн­ца не рад;

Сто­нет в каж­дом глу­хом го­ро­диш­ке,

У подъ­ез­да судов и палат.

 

Таким об­ра­зом, мы видим, что  в ком­по­зи­ции ис­поль­зу­ет­ся ан­ти­те­за. Она по­мо­га­ет уси­лить тра­ги­че­ский пафос  сти­хо­тво­ре­ния и при­дать боль­шую силу ав­тор­ской са­ти­ре.

Вни­ма­тель­но пе­ре­чи­тай­те пра­вый фраг­мент таб­ли­цы, в ко­то­ром опи­са­на на­род­ная доля. За­ме­ти­ли вы, что сти­хо­твор­ный ритм на­по­ми­на­ет на­род­ную песню?  Со­зда­ет­ся этот осо­бый пе­сен­ный  ритм бла­го­да­ря еди­но­на­ча­тию (ана­фо­ре).  Также автор  ис­поль­зу­ет  син­так­си­че­ский  па­рал­ле­лизм (оди­на­ко­вое син­так­си­че­ское  по­стро­е­ние строф, на­при­мер, ис­поль­зо­ва­ние  од­но­род­но­сти).

Сти­хо­тво­ре­ние Некра­со­ва за­кан­чи­ва­ет­ся об­ра­ще­ни­ем к на­ро­ду-стра­даль­цу:

Эх, сер­деч­ный!

Что же зна­чит твой стон бес­ко­неч­ный?

Ты проснешь­ся ль, ис­пол­нен­ный сил,

Иль, судеб по­ви­ну­ясь за­ко­ну,

Всё, что мог, ты уже со­вер­шил, -

Со­здал песню, по­доб­ную стону,

И ду­хов­но на­ве­ки почил?..

На этот во­прос нет от­ве­та.  Но такая по­ста­нов­ка са­мо­го глав­но­го, ре­ша­ю­ще­го во­про­са рус­ской жизни не могла оста­вить рав­но­душ­ным че­ло­ве­ка, в ко­то­ром живет  пат­ри­о­ти­че­ское чув­ство. Сти­хо­тво­ре­ние до­стиг­ло цели: за­пре­щен­ное цен­зу­рой, оно сде­ла­лось из­вест­ным бук­валь­но всей Рос­сии.

Со­вре­мен­ни­ки по до­сто­ин­ству оце­ни­ли сме­лость Некра­со­ва. Так, на­при­мер, Д. И. Пи­са­рев от­ме­чал:  «Некра­со­ва как поэта я ува­жаю за его го­ря­чее со­чув­ствие к стра­да­ни­ям про­сто­го че­ло­ве­ка, за „чест­ное слово“, ко­то­рое он все­гда готов за­мол­вить за бед­ня­ка и угне­тен­но­го»

 

Вопросы к конспектам

Найти в тек­сте сти­хо­тво­ре­ния при­ме­ры ан­ти­те­зы, сар­каз­ма. Какую роль они иг­ра­ют в про­из­ве­де­нии?

Вы­пи­сать из тек­ста тор­же­ствен­ную лек­си­ку. Какую за­да­чу она вы­пол­ня­ет в сти­хо­тво­ре­нии?

Какой перед вами пред­ста­ла лич­ность Н. А. Некра­со­ва после зна­ком­ство с его твор­че­ством?

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 23:43