Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня М.Н. Волконская»)

14 де­каб­ря 1825 года на Се­нат­ской пло­ща­ди в Пе­тер­бур­ге про­изо­шло вос­ста­ние де­каб­ри­стов. Это было от­кры­тое вы­ступ­ле­ние дво­рян, на­хо­див­ших­ся на во­ен­ной служ­бе, про­тив са­мо­дер­жа­вия и кре­пост­но­го права. Вос­ста­ние де­каб­ри­стов было же­сто­ко по­дав­ле­но. Пя­те­ро из них были каз­не­ны. Более ста – осуж­де­ны и от­прав­ле­ны на ка­тор­гу.

Жены и неве­сты осуж­ден­ных на ка­тор­гу де­каб­ри­стов доб­ро­воль­но по­сле­до­ва­ли  за ними в Си­бирь. Как жены ссыль­но­ка­торж­ных, они ли­ша­лись граж­дан­ских прав и дво­рян­ских при­ви­ле­гий. Пер­вы­ми в на­ча­ле 1827 г. в Нер­чин­ские руд­ни­ки при­е­ха­ли Е. И. Тру­бец­кая,      М. Н. Вол­кон­ская,  А. Г. Му­ра­вье­ва.

Вос­ста­ние де­каб­ри­стов

Рис. 1. Вос­ста­ние де­каб­ри­стов

Жены де­каб­ри­стов про­де­мон­стри­ро­ва­ли своим со­вре­мен­ни­кам при­мер, до­стой­ный под­ра­жа­ния. До них в ссыл­ку к му­жьям уез­жа­ли толь­ко кре­стьян­ки. Они пер­вые из дво­ря­нок, при­чем из самых име­ни­тых дво­рян­ских семей, по­еха­ли за му­жья­ми в ссыл­ку, бро­сив свои семьи, детей, дру­зей, свои особ­ня­ки и слуг. Они по­ни­ма­ли, что уез­жа­ют туда, где им при­дет­ся стать на­равне с теми же кре­стьян­ка­ми – самим сти­рать, го­то­вить, шить. Их не сму­ти­ли моль­бы род­ных, непо­ни­ма­ние об­ще­ства, угро­зы вла­стей. Они от­верг­ли свои ти­ту­лы, чтобы ис­пол­нить свой долг. Их по­сту­пок вы­звал огром­ный ре­зо­нанс, стал при­ме­ром для мно­гих.

По­двиг де­каб­ри­сток вос­пел Н. А. Некра­сов в поэме "Рус­ские жен­щи­ны".

Их было 11 , но Некра­сов в поэме рас­ска­зал толь­ко о  пер­вых, ко­то­рым было едва ли не труд­нее всех: они «дру­гим до­ро­ги про­ло­жи­ли» — это Ека­те­ри­на Тру­бец­кая и Мария Вол­кон­ская.

Жены де­каб­ри­стов

Рис. 2. Жены де­каб­ри­стов

Ком­по­зи­ци­он­но поэма де­лит­ся на две части:

Кня­ги­ня Тру­бец­кая.

Кня­ги­ня М.Н. Вол­кон­ская.

Идея поэмы вы­ра­же­на Некра­со­вым в сло­вах:

Высок и свят их по­двиг неза­бвен­ный!

Как ан­ге­лы-хра­ни­те­ли они

Яв­ля­ли­ся опо­рой неиз­мен­ной

Из­гнан­ни­кам в стра­даль­че­ские дни.

Мария Ни­ко­ла­ев­на Волко́нская

Рис. 3. Мария Ни­ко­ла­ев­на Волко́нская

Мария Ни­ко­ла­ев­на Волко́нская — дочь  героя Оте­че­ствен­ной войны 1812 года Ни­ко­лая Ра­ев­ско­го, с 1825 года жена де­каб­ри­ста С. Г. Вол­кон­ско­го, несмот­ря на со­про­тив­ле­ние род­ных, по­ехав­шая за ним в Си­бирь.

Её муж, князь Серге́й Григо́рье­вич Волко́нский — герой Оте­че­ствен­ной войны 1812 года. Един­ствен­ный ге­не­рал дей­стви­тель­ной служ­бы, при­няв­ший непо­сред­ствен­ное уча­стие в дви­же­нии де­каб­ри­стов.

 Они по­же­ни­лись в ян­ва­ре 1825 г. Сча­стье су­пру­гов было недол­гим. В конце 1825 года, ожи­дая ре­бён­ка,  Мария Ни­ко­ла­ев­на жила в име­нии ро­ди­те­лей. О со­бы­ти­ях 14 де­каб­ря не знала. 2 ян­ва­ря Мария ро­ди­ла сына Ни­ко­лая. Род­ные скры­ва­ли от неё  судь­бу мужа. Опра­вив­шись от по­след­ствий родов, взяв с собой сына, Вол­кон­ская от­пра­ви­лась в Пе­тер­бург. Чтобы до­бить­ся сви­да­ния с мужем, ей при­ш­лось об­ра­тить­ся лично к им­пе­ра­то­ру. После огла­ше­ния при­го­во­ра она  при­ня­ла ре­ше­ние сле­до­вать за мужем. Сво­е­го пер­вен­ца -  сына Ни­ко­лая -  Мария Ни­ко­ла­ев­на, уез­жая в Си­бирь, была вы­нуж­де­на оста­вить у сест­ры мужа.

Мария Вол­кон­ская оста­ви­ла после себя вос­по­ми­на­ния. За­пи­си хра­ни­лись у её сына Ми­ха­и­ла Сер­ге­е­ви­ча Вол­кон­ско­го. Когда Некра­сов по­про­сил раз­ре­ше­ния озна­ко­мить­ся с ними, Вол­кон­ский сна­ча­ла на­о­трез от­ка­зал­ся,  но после на­стой­чи­вых просьб поэта все-та­ки со­гла­сил­ся. По сло­вам Вол­кон­ско­го, слу­шая их, «Ни­ко­лай Алек­се­е­вич по несколь­ку раз за вечер вска­ки­вал и со сло­ва­ми: «До­воль­но, не могу» – бежал к ка­ми­ну, са­дил­ся к нему и, схва­тясь ру­ка­ми за го­ло­ву, пла­кал, как ре­бё­нок».

Имен­но эти вос­по­ми­на­ния легли в ос­но­ву вто­рой части поэмы «Рус­ские жен­щи­ны». В от­ли­чие от пер­вой части, ко­то­рая на­пи­са­на от 3 лица, вто­рая часть на­пи­са­на в форме вос­по­ми­на­ний, от пер­во­го лица. Это при­да­ет по­вест­во­ва­нию боль­ше ис­крен­но­сти, ду­шев­но­сти и эмо­ци­о­наль­но­сти:

И вот, не желая остать­ся в долгу

У вну­ков, пишу я за­пис­ки;

Для них я порт­ре­ты людей бе­ре­гу,

Ко­то­рые были мне близ­ки,

Я им за­ве­щаю аль­бом - и цветы

С мо­ги­лы сест­ры - Му­ра­вье­вой,

Кол­лек­цию ба­бо­чек, флору Читы

И виды стра­ны той су­ро­вой;

Я им за­ве­щаю же­лез­ный брас­лет...

Пус­кай бе­ре­гут его свято:

В по­да­рок жене его вы­ко­вал дед

Из соб­ствен­ной цепи ко­гда-то...

Свои вос­по­ми­на­ния Мария Вол­кон­ская на­чи­на­ет с дет­ства, семьи, отца. С удо­воль­стви­ем вспо­ми­на­ет Мария Ни­ко­ла­ев­на свою без­за­бот­ную, счаст­ли­вую юность. У неё было все: кра­со­та, бо­гат­ство, про­ис­хож­де­ние. А ведь чем боль­ше че­ло­век имеет, тем тя­же­лее от этого от­ка­зать­ся. Для этого надо об­ла­дать необык­но­вен­ной  силой ха­рак­те­ра. От­ку­да же в этой хруп­кой де­воч­ке такая сила? Без­услов­но, Мария -  ис­тин­ная дочь сво­е­го отца, ко­то­рый был для нее ку­ми­ром. С  неожи­дан­ной для  всех от­ва­гой Мария Вол­кон­ская при­ни­ма­ет весть об аре­сте мужа.

Так ду­ма­ла я. - Пусть беда ве­ли­ка,

Не все по­те­ря­ла я в мире.

Си­бирь так ужас­на, Си­бирь да­ле­ка,

Но люди живут и в Си­би­ри!..?

Если образ Ека­те­ри­ны Тру­бец­кой  уже с са­мо­го на­ча­ла поэмы дан  цель­ным, сло­жив­шим­ся, то во вто­рой части поэмы  Мария Ни­ко­ла­ев­на Вол­кон­ская по­ка­за­на в своем раз­ви­тии. Путь Марии Ни­ко­ла­ев­ны в Си­бирь - это путь ста­нов­ле­ния ее лич­но­сти. Тра­ги­че­ские со­бы­тия стали толч­ком к ее нрав­ствен­но­му росту. 

Я ду­мать учи­лась: отец при­ка­зал

По­ду­мать... нелег­кое дело!

Давно ли он думал за нас - и решал,

И жизнь наша мирно ле­те­ла?

Учи­лась я много; на трех язы­ках

Чи­та­ла. За­мет­на была я

В па­рад­ных го­сти­ных, на свет­ских балах,

Ис­кус­но тан­цуя, играя;

Могла го­во­рить я почти обо всем,

Я му­зы­ку знала, я пела,

Я даже от­лич­но ска­ка­ла вер­хом,

Но ду­мать со­всем не умела.

Из хруп­кой ба­рыш­ни Мария Вол­кон­ская  пре­вра­ща­ет­ся в же­ну-ге­ро­и­ню, спо­соб­ную на пол­ное са­мо­от­ре­че­ние, го­то­вая раз­де­лить с мужем все  несча­стья и ли­ше­ния.

По­жа­луй, самым тро­га­тель­ным  эпи­зо­дом  поэмы стал мо­мент про­ща­ния Вол­кон­ской с ма­лют­кой-сы­ном, ко­то­ро­го  она долж­на была оста­вить по при­ка­зу царя.

Мария Вол­кон­ская с сыном 1825 г. Худ.  П.Ф.Со­ко­лов

Рис. 4. Мария Вол­кон­ская с сыном 1825 г. Худ.  П.Ф.Со­ко­лов

По­след­нюю ночь про­ве­ла я

С ре­бен­ком. На­гнув­шись над сыном моим,

Улыб­ку ма­лют­ки род­но­го.                                                                                

За­пом­нить ста­ра­лась;

Слож­но даже пред­ста­вить, что пе­ре­жи­ла Мария в эти ми­ну­ты. Как тя­же­ло было рас­ста­ва­ние с сыном. Отец сна­ча­ла не при­нял ре­ше­ние до­че­ри, но сми­рил­ся с ним. Но в глу­бине души очень вы­со­ко его оце­нил. Из­вест­но, что перед смер­тью он, по­ка­зы­вая на порт­рет до­че­ри, вос­клик­нул: «Вот самая уди­ви­тель­ная жен­щи­на, ко­то­рую я знал».

Путь Марии Вол­кон­ской лежал через Моск­ву, где она оста­но­ви­лась у своей ку­зи­ны.  Имен­но в этом эпи­зо­де Некра­сов вновь под­чер­ки­ва­ет, что мно­гие дво­ряне со­чув­ство­ва­ли де­каб­ри­стам, а по­дав­ле­ние вос­ста­ния стало на­ци­о­наль­ной тра­ге­ди­ей:

В то время несчаст­ные наши мужья

Вни­ма­нье Моск­вы за­ни­ма­ли:

Едва огла­си­лось ре­ше­нье суда,

Всем было нелов­ко и жутко…

Порт­рет кня­ги­ни Вол­кон­ской с сыном Ни­ко­ла­ем

Рис. 5. Порт­рет кня­ги­ни Вол­кон­ской с сыном Ни­ко­ла­ем

В  Москве   Вол­кон­ская в по­след­ний раз по­ви­да­лась с дру­гом семьи, неко­гда влюб­лен­ным в юную Марию, ве­ли­ким рус­ским по­этом А. С. Пуш­ки­ным.  Так она пе­ре­да­ет его на­пут­ствен­ные слова:

- Идите, идите! Вы силь­ны душой,

Вы сме­лым тер­пе­ньем бо­га­ты,

Пусть мирно свер­шит­ся ваш путь ро­ко­вой,

Пусть вас не сму­ща­ют утра­ты!

По­верь­те, ду­шев­ной такой чи­сто­ты

Не стоит сей свет нена­вист­ный!

Бла­жен, кто ме­ня­ет его суеты

На по­двиг любви бес­ко­рыст­ной!

Эта встре­ча по­тряс­ла поэта. На сле­ду­ю­щий день вслед за Ма­ри­ей Вол­кон­ской из Моск­вы в Си­бирь вы­ез­жа­ла жена де­каб­ри­ста Му­ра­вье­ва Алек­сандра Гри­го­рьев­на. С ней Пуш­кин пе­ре­дал своим то­ва­ри­щам сти­хо­тво­ре­ние «Во глу­бине си­бир­ских руд».

Му­же­ство и ду­шев­ную щед­рость про­яв­ля­ет Мария Вол­кон­ская на всем про­тя­же­нии сво­е­го труд­но­го пути в Си­бирь. Перед ней в до­ро­ге про­хо­дят же­сто­кие и без­об­раз­ные кар­ти­ны угне­те­ния и ни­ще­ты на­ро­да. Она слы­шит и «горь­кие стоны» ма­те­рей и жен, про­во­жа­ю­щих ре­кру­тов на бес­сроч­ную сол­дат­скую служ­бу, ру­гань на стан­ци­ях, видит, как, «под­няв ку­ла­ки над спи­ной ям­щи­ка, неисто­во мчит­ся фельдъ­егерь» и как по­ме­щик со своей сви­той тра­вит зайца на кре­стьян­ских полях. Эти до­рож­ные впе­чат­ле­ния на­пол­ня­ют Вол­кон­скую еще боль­шим него­до­ва­ни­ем про­тив дес­по­ти­че­ской вла­сти.  Кня­ги­ня Вол­кон­ская  по­сте­пен­но по­ни­ма­ет право­ту мужа и  осо­зна­ет бла­го­род­ство его по­ступ­ка. Встре­тив­шись с ним, она пре­кло­ня­ет­ся перед его граж­дан­ским по­дви­гом:

Я толь­ко те­перь, в руд­ни­ке ро­ко­вом,

Услы­шав ужас­ные звуки,

Уви­дев оковы на муже моем,

Вполне по­ня­ла его муки,

И силу его... и го­тов­ность стра­дать!..

Неволь­но пред ним я скло­ни­ла

Ко­ле­ни - и, пре­жде чем мужа об­нять,

Оковы к губам при­ло­жи­ла!..

Образ Марии Вол­кон­ской стал сим­во­лом любви, вер­но­сти, са­мо­по­жерт­во­ва­ния.

Со­зда­ние поэмы «Рус­ские жен­щи­ны» для Н. А. Некра­со­ва стало спо­со­бом вы­ра­зить свое вос­хи­ще­ние по­дви­гом жен-де­каб­ри­стов:

Пле­ни­тель­ные об­ра­зы!

Едва ли в ис­то­рии ка­кой-ни­будь стра­ны

Вы что-ни­будь пре­крас­нее встре­ча­ли.

Их имена за­быть­ся не долж­ны. 

Вопросы к конспектам

Под­го­товь­те вы­ра­зи­тель­ное чте­ние от­рыв­ков из поэмы Н. А. Некра­со­ва «Рус­ские жен­щи­ны» «Встре­ча Марии Вол­кон­ской с мужем на ка­тор­ге».

По­ду­май­те, по­че­му Некра­сов на­звал поэму не «Де­каб­рист­ки», а «Рус­ские жен­щи­ны».

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 23:35