Вводный урок по теме: «Законы взаимодействия и движения тел»

Се­год­ня мы по­го­во­рим о пу­шеч­ном вы­стре­ле. Такое с виду про­стое яв­ле­ние ста­вит перед нами боль­шое ко­ли­че­ство задач, по­сколь­ку про­ис­хо­дит много вза­и­мо­дей­ствий: сна­ряд раз­го­ня­ет­ся в жерле пушки (см. рис. 1), со сто­ро­ны жерла на него дей­ству­ет сила тре­ния, пушка от­ка­ты­ва­ет­ся – по­че­му все это про­ис­хо­дит?

Раз­гон сна­ря­да в пушке

Рис. 1. Раз­гон сна­ря­да в пушке

После вы­стре­ла уже вне пушки сна­ряд дви­жет­ся по кри­вой, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся па­ра­бо­ла (см. рис. 2).

Дви­же­ние сна­ря­да при вы­стре­ле

Рис. 2. Дви­же­ние сна­ря­да при вы­стре­ле

Как это все рас­счи­тать? Мы рас­смот­рим эти яв­ле­ния и уви­дим, что они про­ис­хо­дят по­все­мест­но и под­чи­ня­ют­ся одним и тем же за­ко­нам.

 Первый закон Ньютона

Итак, по по­ряд­ку. Сна­ряд лежит. Он тя­же­лый, его к себе при­тя­ги­ва­ет Земля, и на него снизу давит стен­ка жерла (см. рис. 3).

Силы, ко­то­рые дей­ству­ют на по­ко­я­щий­ся сна­ряд

Рис. 3. Силы, ко­то­рые дей­ству­ют на по­ко­я­щий­ся сна­ряд

Силы урав­но­ве­ши­ва­ют­ся – сна­ряд по­ко­ит­ся. Это пер­вый рас­про­стра­нен­ный слу­чай, ко­то­рый мы будем изу­чать. Когда мы стоим на полу, урав­но­ве­ши­ва­ет­ся сила тя­же­сти и сила ре­ак­ции опоры (см. рис. 4).

Сила тя­же­сти и сила ре­ак­ции опоры

Рис. 4. Сила тя­же­сти и сила ре­ак­ции опоры

Когда Ле­бедь, Щука и Рак та­щи­ли воз, их силы урав­но­ве­си­лись и воз не сдви­нул­ся с места (см. рис. 5).

Три силы урав­но­ве­ше­ны

Рис. 5. Три силы урав­но­ве­ше­ны

Эти слу­чаи опи­сы­ва­ет пер­вый закон Нью­то­на: если на тело не дей­ству­ют силы или дей­ствие сил урав­но­ве­ши­ва­ет­ся, то оно по­ко­ит­ся или дви­жет­ся рав­но­мер­но пря­мо­ли­ней­но. Мы потом более по­дроб­но раз­бе­рем­ся, при каких усло­ви­ях это вы­пол­ня­ет­ся.

 Второй закон Ньютона

Смот­рим даль­ше: порох сго­рел, и сна­ряд по­ле­тел. По­че­му? При сго­ра­нии по­ро­ха вы­де­лил­ся газ, при­чем газ рас­ка­лен­ный и под боль­шим дав­ле­ни­ем. Тре­ни­ем сна­ря­да о ствол по срав­не­нию с дей­стви­ем газа можем пре­не­бречь, сила тя­же­сти и сила ре­ак­ции опоры урав­но­ве­ше­ны (см. рис. 6).

Сила тре­ния сна­ря­да о ствол на­мно­го мень­ше силы тяги

Рис. 6. Сила тре­ния сна­ря­да о ствол на­мно­го мень­ше силы тяги

По­лу­ча­ет­ся, газ дей­ству­ет на сна­ряд и за­став­ля­ет его дви­гать­ся с уско­ре­ни­ем (см. рис. 7).

Сна­ряд дви­жет­ся с уско­ре­ни­ем

Рис. 7. Сна­ряд дви­жет­ся с уско­ре­ни­ем

Это вто­рой рас­про­стра­нен­ный слу­чай: ав­то­мо­биль, мо­то­цикл, поезд также раз­го­ня­ют­ся под дей­стви­ем силы тяги, капля, па­да­ю­щая с крыши, на­би­ра­ет ско­рость под дей­стви­ем силы тя­же­сти (см. рис. 8).

Дей­ствие силы тя­же­сти на па­да­ю­щую каплю

Рис. 8. Дей­ствие силы тя­же­сти на па­да­ю­щую каплю

Эти яв­ле­ния опи­сы­ва­ет вто­рой закон Нью­то­на: сила, дей­ству­ю­щая на тело, со­зда­ет его уско­ре­ние, при­чем про­пор­ци­о­наль­но массе (тя­же­лое тело разо­гнать тя­же­лее). Чем доль­ше будет дей­ство­вать сила, тем боль­ше уско­рит­ся тело. Чем доль­ше мы будем тол­кать те­леж­ку, тем боль­ше она раз­го­нит­ся, как и сна­ряд в длин­ном ство­ле пушки. Ко­неч­но, газ рас­ши­ря­ет­ся, об­ра­зу­ет­ся новый при до­го­ра­нии остат­ков по­ро­ха, по­это­му сила будет из­ме­нять­ся, од­на­ко из­ме­не­ни­ем силы мы можем пре­не­бречь.

 

Го­ре­ние по­ро­ха

Можно ли порох за­ме­нить на дру­гое го­рю­чее ве­ще­ство, на­при­мер бен­зин? Нель­зя. Дело в том, что в по­ро­хе со­дер­жит­ся кис­ло­род, при­чем он вы­де­ля­ет­ся при вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ре.

Когда порох под­жи­га­ют в за­мкну­том про­стран­стве, он на­чи­на­ет вы­де­лять кис­ло­род, бла­го­да­ря ему порох горит и вы­де­ля­ет еще боль­ше кис­ло­ро­да, из-за чего горит ин­тен­сив­нее, и так далее. По­лу­ча­ет­ся цеп­ная ре­ак­ция, по­это­му порох сго­ра­ет очень быст­ро, что боль­ше по­хо­же на взрыв (см. рис. 9).

 

Взрыв

Рис. 9. Взрыв

 

Чем боль­ше по­ро­хо­вой заряд в пушке, тем боль­ше мо­дуль на­чаль­ной ско­ро­сти сна­ря­да. В ав­то­ма­ти­че­ской гау­би­це, уста­нав­ли­вая для каж­до­го вы­стре­ла раз­мер за­ря­да и угол на­кло­на ство­ла, можно ими­ти­ро­вать залп. То есть сде­лать под­ряд несколь­ко вы­стре­лов так, чтобы сна­ря­ды по­па­ли в цель од­но­вре­мен­но (см. рис. 10).

 

Рис. 10. Залп

 Третий закон Ньютона

Сна­ряд вы­ле­тел из дула пушки. Что с ним про­изой­дет те­перь? Те­перь на него не дей­ству­ют по­ро­хо­вые газы, нет силы ре­ак­ции опоры (по­то­му что нет опоры, сна­ряд летит), тре­ни­ем воз­ду­ха можем пре­не­бречь. Оста­ет­ся толь­ко сила тя­же­сти. Сила тя­же­сти дей­ству­ет вниз, со­об­ща­ет сна­ря­ду уско­ре­ние, на­прав­лен­ное вниз (см. рис. 11).

Дей­ствие силы тя­же­сти на ле­тя­щий сна­ряд

Рис. 11. Дей­ствие силы тя­же­сти на ле­тя­щий сна­ряд

Это тре­тья за­да­ча, ко­то­рую можно на­звать клас­си­че­ской. То, что про­ис­хо­дит со сна­ря­дом, про­ис­хо­дит и с бро­шен­ным под углом к го­ри­зон­ту мячом, и с брыз­га­ми воды из-под колес ав­то­мо­би­ля (см. рис. 12).

Брыз­ги воды из-под ко­ле­са

Рис. 12. Брыз­ги воды из-под ко­ле­са

Раз­бе­рем­ся, как эту за­да­чу ре­шить. Опи­сать кри­во­ли­ней­ное дви­же­ние сна­ря­да в воз­ду­хе слож­но. Мы хо­ро­шо изу­чим пря­мо­ли­ней­ное дви­же­ние, у нас будет две мо­де­ли дви­же­ния: рав­но­мер­ное пря­мо­ли­ней­ное дви­же­ние, когда тело за рав­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни про­хо­дит оди­на­ко­вый путь, и рав­но­уско­рен­ное пря­мо­ли­ней­ное дви­же­ние, когда тело за рав­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни на одну и ту же ве­ли­чи­ну из­ме­ня­ет ско­рость
(см. рис. 13).

Две мо­де­ли дви­же­ния в за­да­че

Рис. 13. Две мо­де­ли дви­же­ния в за­да­че

Полет сна­ря­да по слож­ной кри­вой тра­ек­то­рии можно пред­ста­вить как сумму двух дви­же­ний: сна­ряд летит впе­ред и вверх (см. рис. 14).

Полет сна­ря­да

Рис. 14. Полет сна­ря­да

Что это зна­чит?

Про­сле­дим за тенью, ко­то­рую от­бра­сы­вал бы сна­ряд на землю, если бы солн­це све­ти­ло прямо вниз. Она будет дви­гать­ся с по­сто­ян­ной ско­ро­стью, рав­но­мер­но
(см. рис. 15).

Тень сна­ря­да на го­ри­зон­таль­ном экране

Рис. 15. Тень сна­ря­да на го­ри­зон­таль­ном экране

В пер­вом за­коне Нью­то­на го­во­ри­лось: «…тело по­ко­ит­ся или дви­жет­ся рав­но­мер­но пря­мо­ли­ней­но». Вот как раз вто­рой слу­чай: силы в го­ри­зон­таль­ном на­прав­ле­нии не дей­ству­ют, сна­ряд в этом на­прав­ле­нии дви­жет­ся рав­но­мер­но.

По­ста­вим экран вер­ти­каль­но и по­све­тим на него и на сна­ряд сбоку (см. рис. 16).

Экран на­хо­дит­ся сбоку

Рис. 16. Экран на­хо­дит­ся сбоку

Про­сле­дим за тенью на этом экране: она дви­жет­ся пря­мо­ли­ней­но рав­но­уско­рен­но, уско­ре­ние ей со­об­ща­ет сила тя­же­сти, дей­ству­ю­щая вниз.

Эти тени – это про­ек­ции (от­сю­да на­зва­ние «про­ек­тор», ра­бо­та­ю­щий по та­ко­му же прин­ци­пу). И мы можем ис­поль­зо­вать за­ме­ча­тель­ное свой­ство за­ко­нов Нью­то­на: от­дель­но вдоль вы­бран­ных на­прав­ле­ний они тоже вы­пол­ня­ют­ся, мы можем раз­ло­жить дви­же­ние сна­ря­да на два про­стых дви­же­ния, ко­то­рые легко опи­сать.

Мы го­во­ри­ли о силах, ко­то­рые дей­ству­ют на сна­ряд. Силы воз­ни­ка­ют по­пар­но, тела вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом: сна­ряд своим весом давит на пушку вниз (из­нут­ри жерла), стен­ка жерла давит на сна­ряд вверх (см. рис. 17).

Воз­ник­но­ве­ние пар­ных сил

Рис. 17. Воз­ник­но­ве­ние пар­ных сил

Когда пушка через газ вза­и­мо­дей­ству­ет со сна­ря­дом, то с какой силой сна­ряд от­тал­ки­ва­ет пушку (она при этом от­ка­ты­ва­ет­ся назад), с такой же силой пушка от­тал­ки­ва­ет сна­ряд (он при этом раз­го­ня­ет­ся впе­ред) (см. рис. 18).

Вза­и­мо­дей­ствие пушки и сна­ря­да

Рис. 18. Вза­и­мо­дей­ствие пушки и сна­ря­да

Это яв­ле­ние опи­сы­ва­ет тре­тий закон Нью­то­на (см. рис. 19).

Тре­тий закон Нью­то­на

Рис. 19. Тре­тий закон Нью­то­на

 

Зачем пушки де­ла­ют тя­же­лы­ми

Когда пушка и сна­ряд вза­и­мо­дей­ству­ют, они дей­ству­ют друг на друга с оди­на­ко­вы­ми по мо­ду­лю си­ла­ми. И если бы пушка была такой же лег­кой, как сна­ряд, они бы раз­ле­те­лись в раз­ные сто­ро­ны с оди­на­ко­вы­ми ско­ро­стя­ми. Тя­же­лая пушка при­об­ре­та­ет мень­шую ско­рость, но все равно немно­го отъ­ез­жа­ет. Это яв­ле­ние на­зва­ли откат, и для его умень­ше­ния пушки де­ла­лись как можно тя­же­лее. При вы­стре­ле пушка при­об­ре­та­ет опре­де­лен­ный им­пульс, рав­ный им­пуль­су сна­ря­да – это про­из­ве­де­ние ско­ро­сти на массу. При этом, чтобы ско­рость при неиз­мен­ном им­пуль­се была как можно мень­ше, масса долж­на быть как можно боль­ше.

Позже на­ча­ли при­ме­нять про­ти­во­от­кат­ные устрой­ства. При этом ствол пушки де­ла­ет­ся по­движ­ным с по­мо­щью спе­ци­аль­ной си­сте­мы. Ствол при­об­ре­та­ет им­пульс, а осталь­ная часть пушки непо­движ­на. Этот им­пульс по­сте­пен­но га­сит­ся амор­ти­за­то­ром, и рез­ко­го толч­ка, от ко­то­ро­го пушка бы сдви­ну­лась с места, уже нет (см. рис. 20).

 

Рис. 20. Про­ти­во­от­кат­ные устрой­ства

При этом энер­гия, ко­то­рая пошла бы на раз­гон пушки, пе­ре­хо­дит в амор­ти­за­то­ре в тепло.

 Закон сохранения импульса

Вза­и­мо­дей­ствие тел не все­гда удоб­но опи­сы­вать, рас­смат­ри­вая силы. На­при­мер, взять тот же пу­шеч­ный вы­стрел (см. рис. 21): непо­нят­но, с какой имен­но силой вза­и­мо­дей­ство­ва­ли тела, на про­тя­же­нии ка­ко­го вре­ме­ни, была ли сила по­сто­ян­ной – все это учесть слож­но.

Пу­шеч­ный вы­стрел

Рис. 21. Пу­шеч­ный вы­стрел

Упро­стить рас­че­ты по­мо­га­ет за­ме­ча­тель­ный факт. Умно­жим массу тела на его ско­рость, на­зо­вем это про­из­ве­де­ние им­пуль­сом. Масса – ска­ляр, ско­рость – век­тор, зна­чит, и их про­из­ве­де­ние – тоже век­тор. Так вот, если тела вза­и­мо­дей­ству­ют толь­ко друг с дру­гом или дей­ствие дру­гих тел ком­пен­си­ру­ет­ся, их сум­мар­ный им­пульс оста­ет­ся по­сто­ян­ным, со­хра­ня­ет­ся (см. рис. 22).

Сум­мар­ный им­пульс вза­и­мо­дей­ству­ю­щих тел оста­ет­ся ве­ли­чи­ной по­сто­ян­ной

Рис. 22. Сум­мар­ный им­пульс вза­и­мо­дей­ству­ю­щих тел оста­ет­ся ве­ли­чи­ной по­сто­ян­ной

Эта за­ко­но­мер­ность на­зы­ва­ет­ся закон со­хра­не­ния им­пуль­са.

До вы­стре­ла и пушка, и сна­ряд по­ко­ят­ся, их им­пуль­сы равны нулю и в сумме дают ноль. После вы­стре­ла сна­ряд и пушка при­об­ре­та­ют ско­рость (см. рис. 23).

Им­пульс тел после вы­стре­ла

Рис. 23. Им­пульс тел после вы­стре­ла

Лег­кий сна­ряд при­об­ре­та­ет боль­шую ско­рость, а тя­же­лая пушка – мень­шую, по мо­ду­лю им­пуль­сы равны, по на­прав­ле­нию про­ти­во­по­лож­ны и в сумме дают снова ноль (им­пульс, как и ско­рость, – это век­тор). На уро­ках дан­но­го раз­де­ла мы изу­чим чет­кую ма­те­ма­ти­че­скую фор­му­ли­ров­ку за­ко­на со­хра­не­ния им­пуль­са и будем им поль­зо­вать­ся для раз­ных слу­ча­ев: от столк­но­ве­ния фи­гу­ри­стов на катке до сбра­сы­ва­ния сту­пе­ней мно­го­сту­пен­ча­той ра­ке­ты.

 Потенциальная и кинетическая энергии

Мы разо­бра­лись в том, как рас­пре­де­ли­лись ско­ро­сти. Но в чем во­об­ще при­чи­на дви­же­ния, от­ку­да эти ско­ро­сти взя­лись? Рань­ше мы уже го­во­ри­ли об энер­гии – это ве­ли­чи­на, ха­рак­те­ри­зу­ю­щая воз­мож­ность вы­пол­не­ния ра­бо­ты. Ее глав­ное свой­ство, ко­то­рое мы ши­ро­ко ис­поль­зу­ем, – то, что она со­хра­ня­ет­ся, пре­вра­ща­ясь из од­но­го вида в дру­гой. Если бить гвоздь мо­лот­ком, он на­гре­ет­ся, ме­ха­ни­че­ская энер­гия пе­рей­дет в теп­ло­вую (см. рис. 24).

На­гре­ва­ние гвоз­дя

Рис. 24. На­гре­ва­ние гвоз­дя

Если на него будет све­тить солн­це, ре­зуль­тат будет тот же: гвоздь на­гре­ет­ся, энер­гия из­лу­че­ния пе­рей­дет в теп­ло­вую. В пушке при вы­стре­ле сго­ра­ет порох. Энер­гия, воз­ни­ка­ю­щая при сго­ра­нии, пре­вра­ща­ет­ся в теп­ло­вую (по­лу­ча­ем рас­ка­лен­ные по­ро­хо­вые газы под боль­шим дав­ле­ни­ем), а теп­ло­вая энер­гия пе­ре­хо­дит в ме­ха­ни­че­скую (пушка и сна­ряд дви­жут­ся) (см. рис. 25).

Теп­ло­вая энер­гия пе­ре­хо­дит в ме­ха­ни­че­скую

Рис. 25. Теп­ло­вая энер­гия пе­ре­хо­дит в ме­ха­ни­че­скую

При изу­че­нии за­ко­нов вза­и­мо­дей­ствия тел теп­ло­вая энер­гия или энер­гия хи­ми­че­ских свя­зей нам не так важна, как пре­вра­ще­ние и рас­пре­де­ле­ние ме­ха­ни­че­ской энер­гии. И это удоб­ный ма­те­ма­ти­че­ский ин­стру­мент ре­ше­ния задач.

На­при­мер, наш сна­ряд после вы­стре­ла вы­ле­та­ет из дула пушки с боль­шой ско­ро­стью, он об­ла­да­ет ки­не­ти­че­ской энер­ги­ей. Затем ки­не­ти­че­ская энер­гия ча­стич­но пре­вра­ща­ет­ся в по­тен­ци­аль­ную, на вер­шине тра­ек­то­рии ско­рость сна­ря­да мень­ше, чем при вы­стре­ле (см. рис. 26).

Ки­не­ти­че­ская энер­гия пе­ре­хо­дит в по­тен­ци­аль­ную

Рис. 26. Ки­не­ти­че­ская энер­гия пе­ре­хо­дит в по­тен­ци­аль­ную

Потом по­тен­ци­аль­ная энер­гия пре­вра­ща­ет­ся снова в ки­не­ти­че­скую, сна­ряд снова уве­ли­чи­ва­ет ско­рость.

 Ма­те­ри­аль­ная точка

Во всех наших преды­ду­щих рас­суж­де­ни­ях мы не об­ра­ща­ли вни­ма­ния на раз­ме­ры тела, счи­та­ли, что силы при­ло­же­ны к одной точке (иначе тело могло про­вер­нуть­ся). Мы за­ме­ни­ли тело ма­те­ри­аль­ной точ­кой и для нее стро­и­ли все наши рас­суж­де­ния.

Но не стоит за­бы­вать, что это мо­дель, ко­то­рая имеет свои гра­ни­цы при­ме­ни­мо­сти. Не все­гда можно счи­тать тело ма­те­ри­аль­ной точ­кой. На­при­мер, для устой­чи­во­сти сна­ря­да в по­ле­те он вра­ща­ет­ся (как юла, ко­то­рая при вра­ще­нии устой­чи­ва, а когда вра­ще­ние пре­кра­ща­ет­ся, она па­да­ет) (см. рис. 27).

 

Рис. 27. Вра­ще­ние сна­ря­да в воз­ду­хе

Кроме ки­не­ти­че­ской энер­гии дви­же­ния, есть энер­гия вра­ще­ния. При­ме­няя мо­дель ма­те­ри­аль­ной точки, мы не смо­жем учесть эту со­став­ля­ю­щую энер­гии, по­сколь­ку не смо­жем опи­сать вра­ще­ние точки, и мы не пой­мем, куда де­лась часть энер­гии. При­ме­няя любую мо­дель, нужно пом­нить о гра­ни­цах ее при­ме­ни­мо­сти.

Выводы

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: ско­рость – век­тор, по­это­му и им­пульс – век­тор. Его можно рас­смат­ри­вать от­дель­но в про­ек­ци­ях на оси ко­ор­ди­нат. Его нель­зя про­сто скла­ды­вать по мо­ду­лю, как ска­ляр­ные ве­ли­чи­ны. Энер­гия – ска­ляр, и она сум­ми­ру­ет­ся как число, для нее нет по­ня­тия на­прав­ле­ние. И то, и дру­гое бы­ва­ет удоб­но для ре­ше­ния раз­ных задач.

Вот наши ин­стру­мен­ты, ко­то­рые мы се­год­ня рас­смот­ре­ли: за­ко­ны Нью­то­на, закон со­хра­не­ния им­пуль­са и закон со­хра­не­ния энер­гии. С их по­мо­щью мы смо­жем ре­шить мно­гие за­да­чи по ме­ха­ни­ке. Ими мы и на­учим­ся поль­зо­вать­ся на уро­ках дан­но­го раз­де­ла.

Последнее изменение: Среда, 23 Май 2018, 15:13