Размножение споровых растений

1. Чередование поколений

У всех на­зем­ных рас­те­ний, неко­то­рых наи­бо­лее вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ных во­до­рос­лей и у мо­хо­об­раз­ных на­блю­да­ет­ся че­ре­до­ва­ние по­ко­ле­ний. Бес­по­лое по­ко­ле­ние спо­ро­фит (раз­мно­жа­ет­ся спо­ра­ми) сме­ня­ет­ся по­ко­ле­ни­ем га­ме­то­фи­том (раз­мно­жа­ет­ся по­ло­вы­ми клет­ка­ми – га­ме­та­ми). Из-за че­ре­до­ва­ния по­ко­ле­ний «дети» не по­хо­жи на ро­ди­тель­ское рас­те­ние, а по­хо­жи на по­ко­ле­ние, ко­то­рое пред­ше­ство­ва­ло ро­ди­те­лю. От­ли­чие в по­ко­ле­ни­ях за­клю­ча­ет­ся в спо­со­бе их раз­мно­же­ния.

У рас­те­ния, ко­то­рое раз­мно­жа­ет­ся бес­по­лым путем, есть очень ма­лень­кие клет­ки для раз­мно­же­ния – споры (рис. 1).

Споры па­по­рот­ни­ка

Рис. 1. Споры па­по­рот­ни­ка

Споры, ко­то­рые воз­ник­ли у бес­по­ло­го по­ко­ле­ния рас­те­ния, раз­но­сят­ся вет­ром, по­па­дая в бла­го­при­ят­ную среду, из них вы­рас­та­ет новое рас­те­ние, ко­то­рое раз­мно­жа­ет­ся по­ло­вым путем – га­ме­та­ми, по­ло­вы­ми клет­ка­ми. Когда по­ло­вые клет­ки, жен­ская и муж­ская, объ­еди­ня­ют­ся, об­ра­зу­ет­ся зи­го­та, а из нее вы­рас­та­ет снова бес­по­лое по­ко­ле­ние (рис. 2).

Об­ра­зо­ва­ние зи­го­ты двумя по­ло­вы­ми клет­ка­ми

Рис. 2. Об­ра­зо­ва­ние зи­го­ты двумя по­ло­вы­ми клет­ка­ми

Имен­но так про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ния по­ко­ле­ний из спо­ро­фи­та в га­ме­то­фит, а затем снова в спо­ро­фит (рис. 3.)

Схема че­ре­до­ва­ния по­ко­ле­ний

Рис. 3. Схема че­ре­до­ва­ния по­ко­ле­ний

Это че­ре­до­ва­ние по­ко­ле­ний будет встре­чать­ся при изу­че­нии раз­мно­же­ния мха, па­по­рот­ни­ка, сосны, оду­ван­чи­ка. Сосна и оду­ван­чик не от­но­сят­ся к спо­ро­вым рас­те­ни­ям, но у них тоже есть поры.

2. Цель чередования поколений

У бес­по­ло­го и по­ло­во­го раз­мно­же­ния есть свои пре­иму­ще­ства и недо­стат­ки.

Пре­иму­ще­ства бес­по­ло­го раз­мно­же­ния

- Участ­ву­ет толь­ко один ро­ди­тель, не тре­бу­ет­ся ис­кать еще одно рас­те­ние дру­го­го пола.

- Ор­га­низм на­чи­на­ет раз­ви­тие с боль­ших раз­ме­ров, а не из одной клет­ки. На­при­мер, сре­зав ве­точ­ку рас­те­ния, по­ста­вив ее в воду, она пу­стит корни, и после пе­ре­сад­ки в почву будет уже целый новый ор­га­низм, а не одна клет­ка.

Пре­иму­ще­ство по­ло­во­го раз­мно­же­ния

- Раз­но­об­ра­зие по­том­ков. В одном по­том­ке объ­еди­не­ны при­зна­ки от двух ро­ди­те­лей.

Спер­ма­то­зо­ид, муж­ская по­ло­вая клет­ка несет ин­фор­ма­цию от од­но­го ро­ди­те­ля, а яй­це­клет­ка, жен­ская по­ло­вая клет­ка, – от дру­го­го (рис. 4).

Муж­ская и жен­ская по­ло­вые клет­ки

Рис. 4. Муж­ская и жен­ская по­ло­вые клет­ки

В про­цес­се опло­до­тво­ре­ния об­ра­зу­ет­ся зи­го­та, несу­щая ин­фор­ма­цию двух по­ло­вых кле­ток (рис. 5).

Зи­го­та

Рис. 5. Зи­го­та

В ре­зуль­та­те че­ре­до­ва­ния по­ко­ле­ний у рас­те­ний пре­иму­ще­ства обоих видов раз­мно­же­ния раз­де­ле­ны между двумя по­ко­ле­ни­я­ми, в про­цес­се эво­лю­ции этот про­цесс ока­зал­ся очень эф­фек­тив­ным.

Что такое до­ми­ни­ру­ю­щее по­ко­ле­ние

Раз­ные по­ко­ле­ния в че­ре­до­ва­нии по­ко­ле­ний могут от­ли­чать­ся по внеш­не­му виду, раз­ме­рам и дли­тель­но­сти жизни. Су­ще­ству­ют по­ко­ле­ния, круп­ные по раз­ме­рам, с боль­шой про­дол­жи­тель­но­стью жизни, а также ма­лень­кие по раз­ме­рам, с недол­гой про­дол­жи­тель­но­стью жизни и менее са­мо­сто­я­тель­ные. Круп­ные по­ко­ле­ния на­зы­ва­ют до­ми­ни­ру­ю­щи­ми. На­при­мер, у мхов до­ми­ни­ру­ю­щим яв­ля­ет­ся по­ко­ле­ние-га­ме­то­фит (рис. 6), оно ма­лень­кое, в нем про­ис­хо­дит фо­то­син­тез. А спо­ро­фит мхов па­ра­зи­ти­ру­ет на га­ме­то­фи­те (рис. 7), по­то­му что не может обес­пе­чить себя пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми.

а­ме­то­фит ку­куш­ки­но­го льна

Рис. 6. Га­ме­то­фит ку­куш­ки­но­го льна

Спо­ро­фит ку­куш­ки­но­го льна

Рис. 7. Спо­ро­фит ку­куш­ки­но­го льна

У па­по­рот­ни­ков до­ми­ни­ру­ю­щий вид – спо­ро­фит (рис. 8), а га­ме­то­фит очень ма­лень­кий, с малой про­дол­жи­тель­но­стью жизни (рис. 9).

Спо­ро­фит па­по­рот­ни­ка

Рис. 8. Спо­ро­фит па­по­рот­ни­ка

Га­ме­то­фит па­по­рот­ни­ка

Рис. 9. Га­ме­то­фит па­по­рот­ни­ка

3. Заключение

На уроке мы разо­бра­лись, как раз­мно­жа­ют­ся рас­те­ния, что такое че­ре­до­ва­ния по­ко­ле­ний.

Вопросы к конспектам

1. Что такое спо­ро­фит?

2. Что такое га­ме­то­фит?

3. Как на­зы­ва­ет­ся клет­ка, несу­щая ин­фор­ма­цию от двух по­ло­вых кле­ток, по­лу­чен­ная в про­цес­се опло­до­тво­ре­ния?

Последнее изменение: Воскресенье, 25 Март 2018, 14:06