Растения

1. Вступление

Со вре­мен сред­не­ве­ко­вья уче­ные раз­де­ля­ли живые ор­га­низ­мы на 2 боль­шие груп­пы – жи­вот­ные и рас­те­ния. К рас­те­ни­ям от­но­си­ли все ор­га­низ­мы, ко­то­рые не спо­соб­ны к са­мо­сто­я­тель­но­му пе­ре­дви­же­нию. Таким об­ра­зом, туда по­па­да­ли и грибы, и бак­те­рии.

Рас­те­ния раз­де­ля­ли на выс­шие и низ­шие. Тело про­стых – низ­ших рас­те­ний од­но­кле­точ­но, либо же мно­го­кле­точ­но, но, в таком слу­чае, про­сто устро­ен­ное. Тело мно­го­кле­точ­но­го низ­ше­го рас­те­ния на­зы­ва­ет­ся сло­е­ви­ще или тал­лом (Рис. 1). Тело низ­ших рас­те­ний не имеет ни ли­стьев, ни кор­ней. Со­от­вет­ствен­но, к ним от­но­си­ли бак­те­рии (сине-зе­ле­ные во­до­рос­ли) и грибы.

Таллом

Рис. 1. Таллом

Что же такое рас­те­ние

Пер­вым на этот во­прос по­пы­тал­ся от­ве­тить Ари­сто­тель. Он по­ме­щал рас­те­ния в про­ме­жу­точ­ное со­сто­я­ние между нежи­вой при­ро­дой и жи­вот­ны­ми. Сей­час не все во­до­рос­ли вклю­че­ны в цар­ство рас­те­ний, а неко­то­рые уче­ные к этому цар­ству от­но­сят толь­ко выс­шие рас­те­ния. Но эта вер­сия не слиш­ком по­пу­ляр­на.

У выс­ших рас­те­ний, за ис­клю­че­ни­ем мо­хо­об­раз­ных, тело раз­де­ле­но на ткани и ор­га­ны. Рас­те­ни­я­ми в таком ши­ро­ком по­ни­ма­нии за­ни­ма­лась наука – бо­та­ни­ка. По­это­му бо­та­ни­ки до сих пор, тра­ди­ци­он­но, изу­ча­ют бак­те­рии и грибы. Бо­та­ни­ка изу­ча­ет стро­е­ние рас­те­ний, их гео­гра­фи­че­ское рас­по­ло­же­ние, вза­и­мо­связь с окру­жа­ю­щей сре­дой и друг с дру­гом.

Эу­ка­ри­о­ты – ор­га­низ­мы, ко­то­рые имеют оформ­лен­ное кле­точ­ное ядро.

Про­ка­ри­о­ты – бак­те­рии, ор­га­низ­мы, ко­то­рые не имеют оформ­лен­но­го кле­точ­но­го ядра. Таким об­ра­зом, сине-зе­ле­ные во­до­рос­ли от­но­сят к цар­ству бак­те­рий (Рис. 2).

Эукариоты и прокариоты

Рис. 2. Эукариоты и прокариоты

Кле­точ­ная стен­ка гри­бов со­сто­ит из хи­ти­на (Рис. 3), не ха­рак­тер­но­го для кле­ток дру­гих ор­га­низ­мов. По­это­му грибы вы­де­ля­ют в от­дель­ное цар­ство.

Хитин

Рис. 3. Хитин

Цар­ство рас­те­ния вклю­ча­ет выс­шие рас­те­ния и неко­то­рые груп­пы во­до­рос­лей.

При­зна­ки рас­те­ний:

- Непо­движ­ность

- По­сто­ян­ный рост

- Неспо­соб­ность по­гло­щать пи­ще­вые ча­сти­цы

2. Разнообразие растений

Рас­те­ния силь­но раз­ли­ча­ют­ся по раз­ме­рам. Су­ще­ству­ют мик­ро­ско­пи­че­ские од­но­кле­точ­ные во­до­рос­ли и огром­ные де­ре­вья (Рис. 4).

Разнообразие растений

Рис. 4. Разнообразие растений

Рас­те­ния от­ли­ча­ют­ся по про­дол­жи­тель­но­сти жизни. Дубы могут жить сто­ле­ти­я­ми, в то время как су­ще­ству­ют рас­те­ния, про­дол­жи­тель­ность жизни ко­то­рых – несколь­ко ме­ся­цев.

Рас­те­ния имеют зе­ле­ную окрас­ку ли­стьев или тал­ло­мов. Но су­ще­ству­ют рас­те­ния, ко­то­рые несут дру­гие пиг­мен­ты, по­ми­мо хло­ро­фил­лов, и могут иметь крас­но­ва­тый от­те­нок или пест­рую окрас­ку (Рис. 5).

Пестрая окраска

Рис. 5. Пестрая окраска

Но рас­те­ния-па­ра­зи­ты пол­но­стью утра­чи­ва­ют спо­соб­ность к фо­то­син­те­зу и, со­от­вет­ствен­но, зе­ле­ную окрас­ку ли­стьев (Рис. 6).

Паразитические орхидеи

Рис. 6. Паразитические орхидеи

Хищ­ные рас­те­ния

Рас­те­ния – ав­то­тро­фы, но также су­ще­ству­ют и хищ­ные рас­те­ния. Всего их су­ще­ству­ет около 500 видов. Наи­бо­лее из­вест­ны ро­сян­ка (Рис. 7), сар­ра­це­ния и ве­не­ри­на му­хо­лов­ка. Они обыч­но рас­тут на бед­ных поч­вах. Их хищ­ность обу­слов­ле­на недо­стат­ком азота в почве.

Рас­те­ния ловят на­се­ко­мых с по­мо­щью ло­ву­шек и по­лу­ча­ют из них ми­не­раль­ные со­еди­не­ния. Также они спо­соб­ны к фо­то­син­те­зу.

Росянка

Рис. 7. Росянка

3. Где встречаются растения

Прак­ти­че­ски в любом месте зем­но­го шара можно найти раз­но­об­раз­ные рас­те­ния. Они рас­тут в оке­а­нах, озе­рах, бо­ло­тах, горах и даже пу­сты­нях. В теп­лое время года рас­те­ния можно найти даже в Арк­ти­ке и Ан­тарк­ти­ке.

Куль­тур­ные рас­те­ния со­про­вож­да­ют че­ло­ве­ка везде – в полях, ого­ро­дах, садах и жи­ли­щах (Рис. 8).

Культурные растения

Рис. 8. Культурные растения

4. Значение растений в природе

Су­ще­ство­ва­ние жи­вот­но­го мира было бы невоз­мож­но без рас­те­ний. Они яв­ля­ют­ся ос­нов­ным ис­точ­ни­ком ор­га­ни­че­ских ве­ществ и кис­ло­ро­да на нашей пла­не­те. Бла­го­да­ря рас­те­ни­ям воз­ник­ла со­вре­мен­ная ат­мо­сфе­ра и почва. Они слу­жат домом для жи­вот­ных, пищей для рас­ти­тель­но­яд­ных жи­вот­ных, ко­то­ры­ми пи­та­ют­ся хищ­ни­ки.

5. Значение растений в жизни человека

Люди ис­поль­зу­ют рас­те­ния как стро­и­тель­ный ма­те­ри­ал, топ­ли­во и др. Из дре­ве­си­ны де­ла­ют бу­ма­гу (Рис. 9).

Бумага

Рис. 9. Бумага

Ка­мен­ный уголь и торф – ис­ко­па­е­мые остат­ки рас­те­ний (Рис. 10).

Источники энергии

Рис. 10. Источники энергии

Древ­ние люди ис­ка­ли и со­би­ра­ли дикие съе­доб­ные и ле­кар­ствен­ные рас­те­ния (Рис. 11). С пе­ре­хо­дом к осед­ло­му об­ра­зу жизни, они по­сте­пен­но стали вы­ра­щи­вать раз­лич­ные куль­ту­ры.

Древ­ние люди

Рис. 11. Древ­ние люди

Это при­ве­ло к необ­хо­ди­мо­сти изу­че­ния усло­вий для об­ра­бот­ки земли, наи­бо­лее про­дук­тив­но­го вы­ра­щи­ва­ния раз­лич­ных рас­те­ний. Сей­час уче­ные раз­ра­ба­ты­ва­ют рас­те­ния, устой­чи­вые к раз­лич­ным па­то­ген­ным фак­то­рам. Это поз­во­лит про­кор­мить рас­ту­щее на­се­ле­ние Земли.

Со­хра­нить и вос­со­здать усло­вия, бла­го­при­ят­ные для жизни рас­те­ний – одна из ос­нов­ных задач че­ло­ве­че­ства.

Для этого необ­хо­дим вы­со­кий уро­вень био­ло­ги­че­ских и бо­та­ни­че­ских зна­ний.

По­кры­то­се­мен­ные

По­кры­то­се­мен­ные рас­те­ния имеют огром­ное зна­че­ние в сель­ском хо­зяй­стве. Наи­бо­лее важны в жизни че­ло­ве­ка пше­ни­ца, рожь, овес, яч­мень, просо, сорго, ку­ку­ру­за, кар­то­фель, батат, ямс.

Ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся бо­бо­вые рас­те­ния: бобы, горох, нут, че­че­ви­ца.

Са­ха­ро­нос­ные рас­те­ния – са­хар­ная свек­ла, са­хар­ный трост­ник. Мас­лич­ные – соя, ара­хис, под­сол­нух и др.

То­ни­зи­ру­ю­щие рас­те­ния – чай, кофе, какао. Жи­вот­но­вод­ство ба­зи­ру­ет­ся на раз­лич­ных кор­мо­вых рас­те­ни­ях.

Во­лок­ни­стые рас­те­ния – лен, ко­ноп­ля, хлоп­чат­ник.

Вопросы к конспектам

1. Био­ло­гия. Бак­те­рии, грибы, рас­те­ния. 6 кл.: учеб. для об­ще­об­ра­зо­ват. учре­жде­ний / В.В. Па­сеч­ник. – 14-е изд., сте­рео­тип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 51, за­да­ния и во­прос 1, 2, 4.

2.  Где встре­ча­ют­ся рас­те­ния? 

3.  Каким об­ра­зом че­ло­век ис­поль­зу­ет рас­те­ния?

Последнее изменение: Вторник, 20 Март 2018, 18:22