Дыхание

1. Общие сведения

Про­цесс ды­ха­ния (см. Рис. 1, 2) – по­лу­че­ние энер­гии при рас­па­де слож­ных ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний.

Ды­ха­ние рас­те­ний (пер­вый этап)

Рис. 1. Ды­ха­ние рас­те­ний (пер­вый этап)

Ды­ха­ние рас­те­ний (вто­рой этап)

Рис. 2. Ды­ха­ние рас­те­ний (вто­рой этап)

2. Процесс дыхания

При сго­ра­нии де­ре­ва вы­де­ля­ет­ся энер­гия, за­па­сен­ная в ходе фо­то­син­те­за, в виде тепла и света. Го­ре­ние – хи­ми­че­ская ре­ак­ция, в ходе ко­то­рой ор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния вза­и­мо­дей­ству­ют с кис­ло­ро­дом и рас­па­да­ют­ся до воды и уг­ле­кис­ло­го газа.

По сути, ды­ха­ние сход­но с го­ре­ни­ем.

Ды­ха­ние рас­те­ний (см. Рис. 3) – со­еди­не­ние слож­ных ор­га­ни­че­ских ве­ществ с кис­ло­ро­дом, в ходе ко­то­ро­го про­ис­хо­дит по­сте­пен­ное вы­де­ле­ние энер­гии.  Также в ре­зуль­та­те ды­ха­ния вы­де­ля­ют­ся уг­ле­кис­лый газ и вода.

Схема ды­ха­ния рас­те­ний

Рис. 3. Схема ды­ха­ния рас­те­ний

В ходе ды­ха­ния энер­гия за­па­са­ет­ся в виде спе­ци­аль­ных энер­ге­ти­че­ских ве­ществ – со­еди­не­ний АТФ (см. Рис. 4).

АТФ

Рис. 4. АТФ

АТФ – уни­вер­саль­ный но­си­тель энер­гии, ис­поль­зу­ю­щий­ся при любых про­цес­сах жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ния (рост, раз­мно­же­ние).

3. Дыхательные органы растений

Во­до­рос­ли по­гло­ща­ют кис­ло­род всей по­верх­но­стью тела, выс­шие рас­те­ния –  через устьи­ца (см. Рис. 5).

Устьи­ца – от­вер­стия в коже листа рас­те­ния, огра­ни­чен­ные за­мы­ка­ю­щи­ми клет­ка­ми.

Устьи­ца

Рис. 5. Устьи­ца

Кис­ло­род по­сту­па­ет к каж­дой клет­ки по сети меж­клет­ни­ков (см. Рис. 6).

Меж­клет­ни­ки

Рис. 6. Меж­клет­ни­ки

Меж­клет­ни­ки – про­стран­ства, воз­ни­ка­ю­щие в тка­нях рас­те­ний при разъ­еди­не­нии, раз­ру­ше­нии или от­ми­ра­нии со­сед­них кле­ток. Со­еди­ня­ясь друг с дру­гом, меж­клет­ни­ки об­ра­зу­ют в рас­те­нии си­сте­му по­ло­стей и ходов, со­об­ща­ю­щих­ся с внеш­ней сре­дой (ат­мо­сфе­рой) через устьи­ца.

Опыт: взять 4 бу­тыл­ки из про­зрач­но­го бес­цвет­но­го стек­ла. В одну из них по­ло­жить про­рас­та­ю­щие на­бух­шие се­ме­на го­ро­ха или фа­со­ли.  В дру­гую по­ло­жить такое же ко­ли­че­ство сухих семян. Несколь­ко неболь­ших кор­не­пло­дов мор­ко­ви вы­дер­жать в теп­лой воде 2-3 дня, для ак­ти­ви­за­ции их кле­ток. По­ло­жить их в тре­тью бу­тыль. В чет­вер­тую по­ло­жить све­же­сре­зан­ные стеб­ли рас­те­ний с ли­стья­ми. Плот­но за­крыть бу­тыл­ки и по­ста­вить в теп­лое тем­ное место. На сле­ду­ю­щий день под­не­сти в каж­дую бу­тыл­ку за­жжен­ную лу­чин­ку. Во всех бу­тыл­ках, кроме той, где были сухие се­ме­на, лу­чин­ка гас­нет. Это го­во­рит о том, что рас­те­ния по­тре­би­ли кис­ло­род в ходе ды­ха­ния, вы­де­лив уг­ле­кис­лый газ.  А клет­ки сухих семян на­хо­дят­ся со­сто­я­нии покоя, по­это­му не по­треб­ля­ют кис­ло­род.

Ды­ха­ние кор­ней

Рас­те­ния на тя­же­лых гли­ни­стых или за­бо­ло­чен­ных поч­вах силь­но стра­да­ют от недо­стат­ка кис­ло­ро­да. Вода пе­ре­кры­ва­ет до­ступ воз­ду­ха к кор­ням. По­это­му у таких рас­те­ний раз­ви­ва­ют­ся ды­ха­тель­ные корни.

При вы­ра­щи­ва­нии сель­ско­хо­зяй­ствен­ных рас­те­ний необ­хо­ди­мо сле­дить за до­сту­пом кис­ло­ро­да к кор­ням. В этих целях почву раз­рых­ля­ют.

4. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

На свету у рас­те­ний про­те­ка­ют 2 вза­и­мо­свя­зан­ных про­цес­са – ды­ха­ние и фо­то­син­тез (см. Рис. 7).

Га­зо­об­мен рас­те­ний

Рис. 7. Га­зо­об­мен рас­те­ний

При ды­ха­нии рас­те­ние вы­де­ля­ет уг­ле­кис­лый газ и по­гло­ща­ет кис­ло­род, а при фо­то­син­те­зе – по­гло­ща­ет уг­ле­кис­лый газ и вы­де­ля­ет кис­ло­род.

При ды­ха­нии рас­те­ние по­треб­ля­ет мень­ше кис­ло­ро­да, чем вы­де­ля­ет при фо­то­син­те­зе. При фо­то­син­те­зе рас­те­ние по­треб­ля­ет мень­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем может вы­де­лить при ды­ха­нии.

Ды­ха­ние про­ис­хо­дит непре­рыв­но во всех ор­га­нах рас­те­ния. Оно по­ги­ба­ет без кис­ло­ро­да.

Рых­ле­ние почвы

Рых­ле­ние почвы необ­хо­ди­мо для обес­пе­че­ния до­ста­точ­но­го по­ступ­ле­ния воз­ду­ха к кор­ням и со­хра­не­ния в почве влаги. При под­сы­ха­нии почвы на ней об­ра­зу­ет­ся корка, ко­то­рая ис­па­ря­ет име­ю­щу­ю­ся влагу за счет ка­пил­ляр­но­го эф­фек­та – свой­ства воды хо­ро­шо под­ни­мать­ся по тон­ким тру­боч­кам. Также корка пре­пят­ству­ет про­ник­но­ве­нию воды внутрь почвы.

Во время рых­ле­ния корка раз­ру­ша­ет­ся, и влага в по­верх­ност­ном слое со­хра­ня­ет­ся доль­ше.

За­пол­ни­те таб­ли­цу (см. Рис. 8):

Таб­ли­ца

Рис. 8. Таб­ли­ца

Вопросы к конспектам

Био­ло­гия. Бак­те­рии, грибы, рас­те­ния. 6 кл.: учеб. для об­ще­об­ра­зо­ват. учре­жде­ний / В.В.   Па­сеч­ник. – 14-е изд., сте­рео­тип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 169, за­да­ния и во­прос 1.

Что такое АТФ?

На­зо­ви­те ды­ха­тель­ные ор­га­ны рас­те­ний.

*  Зимой про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ний за­мед­ля­ют­ся. Узнай­те, каким об­ра­зом дышат рас­те­ния зимой.

Последнее изменение: Суббота, 24 Март 2018, 19:20