Фотосинтез

1. Общие сведения

При росте рас­те­ния в почве его масса уве­ли­чи­ва­ет­ся силь­нее, чем умень­ша­ет­ся масса почвы. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что рас­те­ния самы спо­соб­ны к син­те­зу ор­га­ни­че­ских ве­ществ из уг­ле­кис­ло­го газа и воды.

Фо­то­син­тез (см. Рис. 1) – син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ из уг­ле­кис­ло­го газа и воды с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии света. Это одна из важ­ней­ших спо­соб­но­стей рас­те­ний. Бла­го­да­ря фо­то­син­те­зу, рас­те­ния обес­пе­чи­ва­ют энер­ги­ей не толь­ко себя, но и дру­гие ор­га­низ­мы (жи­вот­ные, грибы). Это свя­за­но с тем, что рас­те­ния на­хо­дят­ся в на­ча­ле любой пи­ще­вой це­поч­ки.

Схема фо­то­син­те­за

Рис. 1. Схема фо­то­син­те­за

Ор­га­низ­мы, спо­соб­ные к фо­то­син­те­зу

По­ми­мо рас­те­ний, к фо­то­син­те­зу спо­соб­ны и неко­то­рые бак­те­рии. На­при­мер, га­ло­бак­те­рии (см. Рис. 2) ис­поль­зу­ют при­ми­тив­ный путь фо­то­син­те­за, при ко­то­ром не вы­де­ля­ет­ся кис­ло­ро­да.

Га­ло­бак­те­рии

Рис. 2. Га­ло­бак­те­рии

То же самое про­ис­хо­дит у зе­ле­ных и пур­пур­ных бак­те­рий. Ци­анобак­те­рии в ходе фо­то­син­те­за вы­де­ля­ют кис­ло­род.

2. Световая энергия в фотосинтезе

Если взять рас­те­ние и по­ста­вить его на 3 суток в тем­ное место, то из лист­ков уйдут все пи­та­тель­ные ве­ще­ства. Далее это рас­те­ние необ­хо­ди­мо вы­нуть на свет и по­ме­стить один из ли­стьев в чер­ный кон­верт с от­вер­сти­ем опре­де­лен­ной формы. Через 8-10 часов пре­бы­ва­ния рас­те­ния на свету необ­хо­ди­мо от­ре­зать 2 листа, один из ко­то­рых был в кон­вер­те. По­ме­стить их в ки­пя­щую воду, а затем в спирт. Когда спирт окра­сит­ся в зе­ле­ный цвет, а ли­стья пол­но­стью обес­цве­тят­ся, необ­хо­ди­мо их вы­нуть и рас­пра­вить на та­рел­ке. При об­ли­ва­нии обоих ли­стьев йодом на листе из кон­вер­та по­явит­ся синяя фи­гу­ра, со­от­вет­ству­ю­щая от­вер­стию кон­вер­та. А обыч­ный лист по­си­не­ет пол­но­стью.

Это про­изой­дет по при­чине на­коп­ле­ния крах­ма­ла, в виде ко­то­ро­го рас­ти­тель­ный ор­га­низм на­кап­ли­ва­ет глю­ко­зу. Крах­мал – слож­ная мо­ле­ку­ла, не рас­тво­ри­мая в воде. При необ­хо­ди­мо­сти транс­пор­ти­ров­ки в дру­гие ор­га­ны рас­те­ния, крах­мал снова пре­вра­ща­ет­ся в глю­ко­зу.

3. Образование органических веществ

Если рас­те­ние  с пест­ры­ми ли­стья­ми (ге­рань окайм­лен­ная (см. Рис. 3)) по­ста­вить на яркий сол­неч­ный свет, и через несколь­ко часов сре­зать, обес­цве­тить и окра­сить йодом несколь­ко ли­стьев, то белые по­ло­сы оста­нут­ся бе­лы­ми.

Ге­рань окайм­лен­ная

Рис. 3. Ге­рань окайм­лен­ная

Это про­ис­хо­дит по­то­му, что клет­ки зе­ле­ных ча­стей рас­те­ния со­дер­жат хло­ро­пла­сты (см. Рис. 4), со­дер­жа­щие зе­ле­ный пиг­мент хло­ро­филл. Хло­ро­филл по­гло­ща­ет и за­па­са­ет энер­гию сол­неч­ных лучей.

Клет­ки зе­ле­ных ча­стей рас­те­ния

Рис. 4. Клет­ки зе­ле­ных ча­стей рас­те­ния

В пла­сти­дах белых ча­стей рас­те­ния нет хло­ро­фил­ла, в связи с чем крах­мал там не об­ра­зу­ет­ся.

Опыт: необ­хо­ди­мо взять стек­ло, на ко­то­ром под стек­лян­ным кол­па­ком вы­ста­вить ве­точ­ку рас­те­ния. Сма­зать края кол­па­ка ва­зе­ли­ном, что предот­вра­тит по­па­да­ние воз­ду­ха. Рядом с рас­те­ни­ем под кол­пак по­ста­вить сосуд с едкой ще­ло­чью (ве­ще­ство, хо­ро­шо ре­а­ги­ру­ю­щее с уг­ле­кис­лым газом, по­гло­щая его). Таким об­ра­зом, ще­лочь по­гло­тит уг­ле­кис­лый газ. Через  2 дня можно снять кол­пак с рас­те­ния. И про­ве­рить на­ли­чие крах­ма­ла в его ли­стьях – он будет от­сут­ство­вать.

Таким об­ра­зом, крах­мал об­ра­зу­ет­ся в ли­стьях толь­ко при на­ли­чии уг­ле­кис­ло­го газа и толь­ко на свету. Для об­ра­зо­ва­ния глю­ко­зы (см. Рис. 5) рас­те­нию необ­хо­ди­мы уг­ле­кис­лый газ, ко­то­рый оно по­лу­ча­ет через устьи­цы, и вода, ко­то­рую оно по­лу­ча­ет из почвы.

Схема об­ра­зо­ва­ния глю­ко­зы

Рис. 5. Схема об­ра­зо­ва­ния глю­ко­зы

По­гло­ще­ние уг­ле­кис­ло­го газа

Неко­то­рые степ­ные и пу­стын­ные рас­те­ния днем дер­жат все устьи­цы за­кры­ты­ми (тол­стян­ки, как­ту­сы), что свя­за­но с силь­ной жарой. Уг­ле­кис­лый газ они по­гло­ща­ют ночью, и затем его за­па­са­ют, чтобы днем ис­поль­зо­вать для син­те­за глю­ко­зы.

4. Типы питания растений

Зе­ле­ные рас­те­ния – ав­то­тро­фы, так как они син­те­зи­ру­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из неор­га­ни­че­ских с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии сол­неч­но­го света.

У рас­те­ния су­ще­ству­ет 2 типа пи­та­ния:

Ми­не­раль­ное, обес­пе­чи­ва­ю­щее его неор­га­ни­че­ски­ми со­ля­ми

Фо­то­син­тез, обес­пе­чи­ва­ю­щий его ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми

5. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза

Опыт: необ­хо­ди­мо взять 2 банки, в каж­дую из ко­то­рых по­ло­жить сухой лед (за­мерз­ший уг­ле­кис­лый газ). За­крыть банки. Когда они со­гре­ют­ся, по­ме­стить в них по неболь­шо­му горш­ку с рас­те­ни­ем. Первую банку по­ста­вить на яркий сол­неч­ный свет, вто­рую – в тем­ное место. Через сутки от­крыть обе банки, и в каж­дую опу­стить по го­ря­щей лу­чин­ке. В банке, сто­яв­шей на солн­це, лу­чин­ка ярко горит – там есть кис­ло­род. В банке, сто­я­щей в тем­но­те, лу­чин­ка гас­нет – там нет кис­ло­ро­да.

Таким об­ра­зом, рас­те­ния вы­де­ля­ют кис­ло­род толь­ко на свету – в про­цес­се фо­то­син­те­за.

Еже­год­но рас­те­ния нашей пла­не­ты вы­де­ля­ют до 400 млрд тонн кис­ло­ро­да.

Опыт по теме «Фо­то­син­тез»

По­про­буй­те по­лу­чить изоб­ра­же­ние или текст на листе рас­те­ния, ис­поль­зуя опыт, дан­ный в ви­део­уро­ке.

На­лей­те в банку воду, на­сы­щен­ную уг­ле­кис­лым газом. По­ме­сти­те в нее побег эло­деи (см. Рис. 6).

Эло­дея ка­над­ская

Рис. 6. Эло­дея ка­над­ская

По­ставь­те банку на яркий свет, на­блю­дай­те за вы­де­ле­ни­ем газа ве­точ­ка­ми эло­деи.

В ре­зуль­та­те фо­то­син­те­за син­те­зи­ру­ют­ся глю­ко­за (ко­то­рая затем может за­па­сать­ся в виде крах­ма­ла) и кис­ло­род, ко­то­рый через устьи­ца вы­хо­дит в ат­мо­сфе­ру.

Бла­го­да­ря фо­то­син­те­зу за­па­са­ет­ся энер­гия сол­неч­но­го света. Так, энер­гия, ко­то­рую мы по­лу­ча­ем, сжи­гая ка­мен­ный уголь, – это энер­гия, в свое время за­па­сен­ная в ходе фо­то­син­те­за.

Вопросы к конспектам

Био­ло­гия. Бак­те­рии, грибы, рас­те­ния. 6 кл.: учеб. для об­ще­об­ра­зо­ват. учре­жде­ний / В.В.   Па­сеч­ник. – 14-е изд., сте­рео­тип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 165, за­да­ния и во­про­сы 1, 5, 6.

Что такое фо­то­син­тез?

Какие су­ще­ству­ют типы пи­та­ния у рас­те­ний? Оха­рак­те­ри­зуй­те их.

*  Узнай­те, какой еще су­ще­ству­ет тип ав­то­троф­но­го пи­та­ния, по­ми­мо фо­то­син­те­за. Для каких ор­га­низ­мов он ха­рак­те­рен? По какой при­чине они ис­поль­зу­ют не фо­то­син­тез, а дру­гой тип ав­то­троф­но­го пи­та­ния?

Последнее изменение: Суббота, 24 Март 2018, 19:16