Е.Н. Носов «Живое пламя»
Вот уже почти 70 лет весна для русского человека связана с Днем Победы. Почти в каждом городе нашей страны горит вечный огонь (рис. 1), как символ памяти о страшных и трагических годах Великой Отечественной войны, памяти о тех, кто пал смертью храбрых на ее фронтах. Об этом было написано много рассказов, стихов и песен.
Тема памяти стала главной в рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя».
Рис. 1. Фото. Вечный огонь
Автор ведет повествование от первого лица. Он рассказывает, как однажды помог своей квартирной хозяйке тете Оле посеять цветы на клумбе перед домом. Среди прочих семян им попались семена мака. Тетя Оля не хотела сажать их на клумбу.
« - Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют… Цветком он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит».
Рассказчик все же потихоньку от хозяйки насыпал семян в центре клумбы. Когда цветы проросли, тетя Оля заметила маки, но не стала их вырывать. Когда же клумба зацвела, красота цветов поразила всех:
«Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!
Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия» (рис. 2).
Рис. 2. «Живое пламя»
Зажженные факелы, полыхающее пламя, слепящее и обжигающее. Образы, которые использует писатель, — яркие, запоминающие, символичные.
Действительно, маки в рассказе стали символом Вечного огня. Поэтому и название автор выбрал соответствующее: «Живое пламя». Такое скрытое сравнение в литературе называется метафорой.
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.
Глядя на цветущие маки, автор вспоминает дороги войны, которые он прошел. Как и во многих произведениях Носова (рис. 3), образ рассказчика автобиографичен.
Рис. 3. Фото. Е.И. Носов
Отечественная война застала писателя, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.
В 1945 под Кенигсбергом он был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ «Красное вино победы».
Для рассказов Носова характерна одна особенность. Война часто присутствует в его произведениях, но не в рассказах о героизме советских воинов, а в судьбах простых русских людей, прошедших войну. Так было в рассказе «Кукла», когда мы знакомились с судьбой Акимыча. Так происходит и в рассказе «Живое пламя», когда мы узнаем о судьбе Ольги Петровны, потерявшей на войне сына.
Ей тяжело говорить о гибели сына, поэтому мы узнаем только то, что он был летчиком и погиб, «спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...»
Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея.
Боль, которая живет в сердце матери, потерявшей на войне сына, вырывается наружу в тот день, когда лепестки мака опали: «И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...
Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».
Там, в доме фотография погибшего сына, его вещи. Они хранят память о человеке. Но маки своей яркой и короткой жизнью еще больше и живее напомнили Ольге Петровне о сыне.
С тех пор на клумбе Ольга Петровна не сажает никаких других цветов. Только маки. Когда рассказчик навестил свою старую знакомую, он увидел поразительную картину: «А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».