А.Т. Твардовский. Из воспоминаний о писателе. Лирика

Рас­сказ о Твар­дов­ском хо­чет­ся на­чать с его соб­ствен­ных за­пи­сей:

«Хо­ро­шо помню, что пер­вое мое сти­хо­тво­ре­ние, об­ли­ча­ю­щее моих сверст­ни­ков, ра­зо­ри­те­лей пти­чьих гнезд, я пы­тал­ся за­пи­сать, еще не зная всех букв ал­фа­ви­та и, ко­неч­но, не имея по­ня­тия о пра­ви­лах сти­хо­сло­же­ния. Там не было ни лада, ни ряда, — ни­че­го от стиха, но я от­чет­ли­во помню, что было страст­ное, го­ря­чее до серд­це­би­е­ния же­ла­ние всего этого — и лада, и ряда, и му­зы­ки, же­ла­ние ро­дить их на свет, и немед­лен­но, — чув­ство, со­пут­ству­ю­щее и до­ныне вся­ко­му за­мыс­лу. Что стихи можно со­чи­нять са­мо­му, я понял в связи с тем, что го­стив­ший у нас в го­лод­ное время летом даль­ний наш го­род­ской род­ствен­ник по ма­те­рин­ской линии, хро­мой гим­на­зист, как-то про­чел по прось­бе отца стихи соб­ствен­но­го со­чи­не­ния «Осень»:

Ли­стья давно об­ле­те­ли,    

И голые сучья тор­чат...

Стро­ки эти, помню, по­тряс­ли меня тогда своей вы­ра­зи­тель­но­стью: «голые сучья» — это было так про­сто, обык­но­вен­ные слова, ко­то­рые го­во­рят­ся всеми, но это были стихи, зву­ча­щие, как из книги».

А.Т. Твар­дов­ский

Рис. 1. А.Т. Твар­дов­ский

Алек­сандр Три­фо­но­вич Твар­дов­ский (рис. 1) за­ни­ма­ет осо­бое место в спис­ке пи­са­те­лей ХХ века. Осо­бое место среди пи­са­те­лей, с дав­них пор счи­та­ю­щих, что очень важно чест­но осве­щать ис­то­ри­че­ские этапы нашей стра­ны. Его поэмы «Стра­на Му­ра­вия», «Ва­си­лий Тер­кин», «Ва­си­лий Тер­кин на том свете», «За далью даль», его  сти­хо­тво­ре­ния – это те про­из­ве­де­ния, ко­то­рые от­ра­жа­ют самые слож­ные вехи ис­то­рии стра­ны, наи­бо­лее тра­ги­че­ские ее пе­ри­о­ды.

Судь­ба этого поэта и че­ло­ве­ка глу­бо­ко тра­гич­на. Пер­вые ли­те­ра­тур­ные опыты можно от­не­сти к 20-ым годам ХХ века. В ран­нем своем твор­че­стве поэт вос­пе­вал де­ре­вен­скую жизнь.

Семья Твар­дов­ских (отец, мать, бра­тья, сест­ра)

Рис. 2. Семья Твар­дов­ских (отец, мать, бра­тья, сест­ра)

Ро­дил­ся поэт в семье де­ре­вен­ско­го куз­не­ца (рис. 2). Отец Твар­дов­ско­го, Три­фон Гор­де­е­вич Твар­дов­ский, со­брав неболь­шую сумму, взял кре­дит в банке. На этот кре­дит был куп­лен неболь­шой уча­сток земли. Земли бо­ло­ти­стой, земли непло­до­нос­ной. Имен­но к этой земле при­вил он лю­бовь сы­но­вей, учил це­нить каж­дую тра­вин­ку, каж­дую бы­лин­ку, рож­ден­ную на этой земле.

В этот пе­ри­од семью на­стиг­ла беда. Семья была рас­ку­ла­че­на и со­сла­на на Север. О нелег­кой судь­бе этой семьи, ти­пич­ной и тра­ги­че­ской, можно про­чи­тать в вос­по­ми­на­ни­ях брата Твар­дов­ско­го Ивана. Позже Твар­дов­ский вер­нет­ся к этой теме и осве­тит ее в двух своих про­из­ве­де­ни­ях «По праву па­мя­ти» и в цикле сти­хов «Па­мя­ти ма­те­ри». На при­ме­ре судь­бе ма­те­ри он рас­ска­жет о нелег­кой судь­бе це­ло­го по­ко­ле­ния.

В 1939 году Твар­дов­ский окон­чил МИФЛИ (Мос­ков­ский ин­сти­тут фи­ло­со­фии, ли­те­ра­ту­ры, ис­то­рии). В этот мо­мент его по­э­ти­че­ские опыты были го­ря­чо под­дер­жа­ны уже из­вест­ным по­этом, зем­ля­ком Твар­дов­ско­го, Ми­ха­и­лом Ис­а­ков­ским. С этого вре­ме­ни, с осени 1939 года, на­чи­на­ет­ся ра­бо­та Твар­дов­ско­го в ка­че­стве фрон­то­во­го кор­ре­спон­ден­та во фрон­то­вых га­зе­тах на гра­ни­це с Фин­лян­ди­ей. В это время Твар­дов­ский ра­бо­та­ет в га­зе­те «На стра­же Ро­ди­ны».

Твар­дов­ский А.Т. Во­ен­ный пе­ри­од

Рис. 3. Твар­дов­ский А.Т. Во­ен­ный пе­ри­од

На­чи­на­ет­ся Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная война. И вновь Твар­дов­ский вы­сту­па­ет во­ен­ным кор­ре­спон­ден­том. В это время со­зда­ют­ся его очер­ки, пуб­ли­ци­сти­че­ские ста­тьи, сти­хо­тво­ре­ния и поэма «Ва­си­лий Тер­кин» (рис. 3).   

В во­ен­ном твор­че­стве во мно­гом по-но­во­му Твар­дов­ский пе­ре­смат­ри­ва­ет со­бы­тия ис­то­рии нашей стра­ны. Он пишет «Ва­си­лий Тер­кин на том свете», «По праву па­мя­ти», поэму «Дом у до­ро­ги» 1946 года, сти­хо­тво­ре­ния «Я убит подо Рже­вом», «Же­сто­кая па­мять».  

С 1950 по 1954, а затем с 1958 по 1970 годы Твар­дов­ский яв­ля­ет­ся ре­дак­то­ром жур­на­ла «Новый мир». «Новый мир» при ру­ко­вод­стве Твар­дов­ско­го яв­ля­ет­ся одним из самых про­грес­сив­ных жур­на­лов, и имен­но в это время, к при­ме­ру, пе­ча­та­ет­ся рас­сказ А.И. Сол­же­ни­цы­на «Один день Ивана Де­ни­со­ви­ча». Это был тот рас­сказ, ко­то­рый по­тряс со­вре­мен­ни­ков своей те­ма­ти­кой, по­сколь­ку никто об этом не го­во­рил. Вла­ди­мир Лак­шин пишет: «Твар­дов­ский ис­то­во верил, что любое зло нена­дол­го, любая беда минет, что надо ждать от жизни доб­рых пе­ре­мен, от людей – хо­ро­ших ве­стей».

Сти­хо­тво­ре­ние «Бра­тья»

Сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но в 1933 году. Это сти­хо­тво­ре­ние – вос­по­ми­на­ние поэта о до­ро­гих ему дет­ских годах, но в то же время в сти­хо­тво­ре­нии мы услы­шим боль о том, какую тра­ге­дию пе­ре­нес­ла семья.

Лет сем­на­дцать тому назад

Были малые мы ре­бя­тиш­ки.

Мы лю­би­ли свой хутор,

Свой сад,

Свой ко­ло­дец,

Свой ель­ник и шишки.

Нас отец,за ухват­ку любя,

На­зы­вал не детьми, а сы­на­ми.

Он сажал нас оба­пол себя

И о жизни бе­се­до­вал с нами.

- Ну, сыны?

Что, сыны?

Как, сыны?-

И си­де­ли мы, вы­пя­тив груди,-

Я с одной сто­ро­ны,

Брат с дру­гой сто­ро­ны,

Как боль­шие, же­на­тые люди. 

Но в сарае своем по ночам

Мы вдво­ем за­сы­па­ли несме­ло.

Оди­но­кий куз­не­чик свер­чал,

И го­ря­чее сено шу­ме­ло...

Мы, бы­ва­ло, кор­зин­ки гри­бов,

От дождя по­бе­лев­ших, но­си­ли.

Ели же­лу­ди с наших дубов -

В дет­стве вкус­ные же­лу­ди были!..

Лет сем­на­дцать тому назад

Мы друг друга лю­би­ли и знали.

Что ж ты, брат?

Как ты, брат?

Где ты, брат?

На каком Бе­ло­мор­ском ка­на­ле?

С теп­лым чув­ством вспо­ми­на­ет­ся дет­ство. Но, без­услов­но, чув­ству­ет­ся боль, боль ав­то­ра о по­те­рян­ном дет­ском сча­стье. За­кан­чи­ва­ет­ся сти­хо­тво­ре­ние во­про­са­ми: Что ж ты, брат? Как ты, брат? Где ты, брат?

На каком Бе­ло­мор­ском ка­на­ле?

Вот здесь вспом­ним со­бы­тия, ко­то­рые по­стиг­ли семью. Семья была ре­прес­си­ро­ва­на, со­сла­на в Си­бирь. И если об­ра­тим­ся к снос­ке, по­ме­щен­ной в учеб­ни­ке, мы узна­ем о том, что среди стро­ек, где ра­бо­та­ли за­клю­чен­ные, был и Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский канал, по­это­му он упо­ми­на­ет­ся в сти­хо­тво­ре­нии как вос­по­ми­на­ние о тра­ги­че­ских со­бы­ти­ях в семье.

Сти­хо­тво­ре­ние «Бра­тья» пе­ре­да­ет счаст­ли­вую, но по­те­рян­ную ат­мо­сфе­ру дет­ства. И в то же время мы чув­ству­ем боль и го­речь о тех со­бы­ти­ях, что про­изо­шли в семье.

Сти­хо­тво­ре­ние «Снега по­тем­не­ют синие»

Об­ра­тим­ся к сти­хо­тво­ре­ни­ям Твар­дов­ско­го, по­свя­щен­ным теме при­ро­ды. Одно из них на­чи­на­ет­ся строч­кой: «Снега по­тем­не­ют синие» (рис. 4).

Ран­няя весна

Рис. 4. Ран­няя весна

Снега по­тем­не­ют синие

Вдоль за­го­род­ных дорог,

И воды зай­дут ни­зи­на­ми

В про­зрач­ный еще лесок,

Недви­жи­мой гла­дью при­ки­нут­ся

И разом - в сырой ночи

В поход ото­всю­ду ри­нут­ся,

Из русел выбив ручьи.

И, сон­ная, талая,

Земля об­вя­нет едва,

Лист­ву про­ши­вая ста­рую,

Пой­дет стро­чить трава,

И с вет­ром неж­но-зе­ле­ная

Оль­хо­вая пыль­ца,

Из дет­ских лет до­не­сен­ная,

Как тень, кос­нет­ся лица. 

И серд­це по­чу­ет за­но­во,

Что све­жесть поры любой

Не толь­ко была да ка­ну­ла,

А есть и будет с тобой.

Пер­вая стро­фа, от­кры­ва­ю­щая сти­хо­тво­ре­ние, ри­су­ет нам, как поэт при­сталь­но вгля­ды­ва­ет­ся в при­ро­ду. Это при­ро­да, ко­то­рая ожи­ва­ет вес­ной.  

Твар­дов­ский пе­ре­да­ет ощу­ще­ния, ко­то­рые на­пол­ня­ют че­ло­ве­ка вес­ной. И в дан­ной си­ту­а­ции вера Твар­дов­ско­го в то, что зав­тра будет лучше, чем вчера, ве­ли­ка.

Сти­хо­тво­ре­ние «Июль – ма­куш­ка лета» (рис. 5)

Июль

Рис. 5. Июль

Сти­хо­тво­ре­ние де­мон­стри­ру­ет нам вни­ма­тель­но­го, на­блю­да­тель­но­го че­ло­ве­ка, че­ло­ве­ка, лю­бя­ще­го при­ро­ду.

 Июль - ма­куш­ка лета, -

 На­пом­ни­ла га­зе­та,

 Но пре­жде всех газет -

 Днев­но­го убыль света;

 Но пре­жде малой этой,

 Скрыт­ней­шей из при­мет, -

 Ку-ку, ку-ку, - ма­куш­ка, -

 От­сту­ка­ла ку­куш­ка        

 Про­щаль­ный свой при­вет.

 А с ли­по­во­го цвета

 Счи­тай, что песня спета,

 Счи­тай, пол-ле­та нет, -

 Июль - ма­куш­ка лета.

Вни­ма­тель­ный к при­ро­де поэт рас­ска­зы­ва­ет нам о тех при­ме­тах, ко­то­рые го­во­рят о се­ре­дине лета. Лето идет на убыль, когда «от­сту­ка­ет ку­куш­ка», когда от­цве­та­ет липа, когда умень­ша­ет­ся све­то­вой день.  

Ду­шев­ный мир Твар­дов­ский уна­сле­до­вал от своей ма­те­ри. По его вос­по­ми­на­ни­ям, она тро­га­тель­но от­но­си­лась к лю­бо­му ду­но­ве­нию ве­тер­ка, к звуку пас­ту­шье­го рожка, была вни­ма­тель­на и тонко вос­при­им­чи­ва к про­яв­ле­ни­ям род­ной при­ро­ды.

Сти­хо­тво­ре­ние «На дне моей жизни»

По­смот­рим, как поэт видит, ощу­ща­ет и пе­ре­да­ет чи­та­те­лю неуло­ви­мые за­па­хи земли, лист­вы, звук леса, как он по­ни­ма­ет кра­со­ту мира, каким видит свое место в этой жизни.

На дне моей жизни,

 на самом до­ныш­ке

 За­хо­чет­ся мне

 по­си­деть на сол­ныш­ке,

 На теп­лом пе­нуш­ке.

 И чтобы листва

 кра­со­ва­лась палая

 В на­клон­ных лучах

 неда­ле­ко­го ве­че­ра.

 И пусть оно так,

 что мо­ро­ка нема­лая -

 Твой век це­ли­ком,

 да об этом уж нече­го.

 Я думу свою

 без по­ме­хи под­слу­шаю,

 Черту под­ве­ду

 ста­ри­ков­скою па­лоч­кой:

 Нет, все-та­ки нет,

 ни­че­го, что по слу­чаю

 Я здесь по­бы­вал

 и от­ме­тил­ся га­лоч­кой.

Из вос­по­ми­на­ний о поэте

Ху­дож­ник Ве­рей­ский пишет:

«Твор­че­ская кухня поэта была скры­та от по­сто­рон­них глаз. И толь­ко од­на­ж­ды, во время гриб­ной про­гул­ки по лесу, я ока­зал­ся слу­чай­ным сви­де­те­лем этого про­цес­са. Слу­чай опи­сан мною в очер­ке «К двум порт­ре­там». Поз­воль­те про­ци­ти­ро­вать его кон­цов­ку: «Про­ди­ра­ясь сквозь за­рос­ли, я время от вре­ме­ни видел Алек­сандра Три­фо­но­ви­ча, ко­то­рый, к моему удив­ле­нию, смот­рел не под ноги, а прямо перед собой и что-то бор­мо­тал невнят­но, на­рас­пев. Я ото­шел, чтобы не ме­шать, но мой спут­ник меня уже не за­ме­чал. Он го­во­рил все гром­че, все от­чет­ли­вее... «И чью-то душу от­пу­сти­ла боль». И снова и снова одну и ту же фразу. И потом: «И чье-то серд­це от­пу­сти­ла боль»... Через несколь­ко дней я услы­шал все сти­хо­тво­ре­ние:

К оби­дам горь­ким соб­ствен­ной пер­со­ны

Не при­зы­вать уча­стья доб­рых душ.

Жить, как жи­вешь, своей стра­дой бес­сон­ной,

Взял­ся за гуж — не го­во­ри: не дюж.

С тропы своей ни в чем не со­сту­пая,

Не от­сту­пая — быть самим собой.

Так со своей упра­вить­ся судь­бой,

Чтоб в ней себя нашла судь­ба любая

И чью-то душу от­пу­сти­ла боль».

Эти стро­ки, одни из по­след­них, могли бы стать эпи­гра­фом ко всей судь­бе Алек­сандра Три­фо­но­ви­ча Твар­дов­ско­го, могли бы стать эпи­та­фи­ей на его па­мят­ни­ке (рис. 6).

Па­мят­ник Твар­дов­ско­му и его ли­те­ра­тур­но­му герою. Г. Смо­ленск.

Рис. 6. Па­мят­ник Твар­дов­ско­му и его ли­те­ра­тур­но­му герою. Г. Смо­ленск.

Вопросы к конспектам

Что в био­гра­фии А.Т. Твар­дов­ско­го, на ваш взгляд, было самым труд­ным, ярким, за­по­ми­на­ю­щим­ся?

Най­ди­те сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти в сти­хо­тво­ре­нии «Снега по­тем­не­ют синие».

Вни­ма­тель­но пе­ре­чи­тай­те сти­хо­тво­ре­ния «Июль – ма­куш­ка лета». А какие на­род­ные при­ме­ты вы зна­е­те?

Ка­ко­во зна­че­ние твор­че­ства А.Т. Твар­дов­ско­го?

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 00:44