Римская империя при Константине

Став пол­но­власт­ным пра­ви­те­лем им­пе­рии (312), Кон­стан­тин (рис. 1) про­дол­жил по­ли­ти­ку своих пред­ше­ствен­ни­ков по за­креп­ле­нию ко­ло­нов за их зем­лёй, при этом силь­но воз­рос­ли на­ло­ги, так как го­су­дар­ству нужны были сред­ства на вос­ста­нов­ле­ние им­пе­рии после 20 лет граж­дан­ских войн, также Кон­стан­тин раз­вил бур­ную стро­и­тель­ную де­я­тель­ность, что также тре­бо­ва­ло до­пол­ни­тель­ных за­трат. Для удоб­ства сбора на­ло­гов он ввел еди­ную де­неж­ную еди­ни­цу. При Кон­стан­тине про­дол­жи­лась даль­ней­шая вар­ва­ри­за­ция армии, в рим­ской армии те­перь слу­жи­ли гер­ман­цы, сла­вяне, пред­ста­ви­те­ли дру­гих на­ро­дов, по­лу­чав­шие рим­ское граж­дан­ство, а вме­сте с ним и до­ступ к важ­ней­шим долж­но­стям в им­пе­рии. Кон­стан­тин про­вел ад­ми­ни­стра­тив­ную ре­фор­му: вся тер­ри­то­рия огром­ной им­пе­рии была раз­де­ле­на на че­ты­ре части – Во­сток, Ил­ли­рию, Ита­лию и Гал­лию, ко­то­рые де­ли­лись на более мел­кие ад­ми­ни­стра­тив­ные еди­ни­цы.

Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин

Рис. 1. Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин

При Кон­стан­тине хри­сти­ан­ство стало об­ре­тать ста­тус го­су­дар­ствен­ной ре­ли­гии: ми­лан­ским эдик­том 313 года хри­сти­а­нам было раз­ре­ше­но стро­ить храмы и от­кры­то мо­лить­ся. Сам Кон­стан­тин стал хри­сти­а­ни­ном толь­ко на смерт­ном одре. В 325 году на Ни­кей­ском со­бо­ре (рис. 2) епи­ско­пы раз­ных го­ро­дов до­го­во­ри­лись о еди­ных пра­ви­лах для всех хри­сти­ан: как пра­виль­но мо­лить­ся Богу, когда от­ме­чать хри­сти­ан­ские празд­ни­ки Рож­де­ство Хри­сто­во и Пасху, опре­де­ли­ли, какие книги, на­пи­сан­ные об Иису­се счи­тать свя­щен­ны­ми. Эти книги со­став­ля­ют вто­рую часть Биб­лии – Новый Завет. Епи­ско­па го­ро­да Рима стали ти­ту­ло­вать папой (от гре­че­ско­го – отец), пер­вым епи­ско­пом Рима был апо­стол Петр.

Ни­кей­ский собор

Рис. 2. Ни­кей­ский собор

Самым без­опас­ным ме­стом им­пе­рии была ее во­сточ­ная часть. Сюда, на место древ­ней гре­че­ской ко­ло­нии Ви­зан­тий, рас­по­ло­жен­ной на бе­ре­гу про­ли­ва Бос­фор, в 330 году была пе­ре­не­се­на сто­ли­ца им­пе­рии, на­зван­ная в честь им­пе­ра­то­ра – Кон­стан­ти­но­поль (рис. 3).

Ста­рые по­строй­ки по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра снес­ли, а вме­сто них по­стро­и­ли жилые дома и двор­цы, во­до­про­во­ды, термы, те­ат­ры, цирк. В новой сто­ли­це воз­во­ди­лись хри­сти­ан­ские храмы. Для укра­ше­ния новой сто­ли­цы Кон­стан­тин не по­стес­нял­ся огра­бить Рим, Афины и дру­гие го­ро­да им­пе­рии. От­ту­да вы­вез­ли кра­си­вей­шие ста­туи и ко­лон­ны, вы­ло­мав их из пор­ти­ков и хра­мов.

Кон­стан­ти­но­поль

Рис. 3. Кон­стан­ти­но­поль

Кон­стан­ти­на можно на­звать пер­вым хри­сти­ан­ским им­пе­ра­то­ром, при ко­то­ром про­изо­шёл пе­ре­лом в жизни хри­сти­ан. Язы­че­ство ото­шло на вто­рой план. Ис­то­ри­ки хри­сти­ан­ства, вос­хи­щав­ши­е­ся его де­я­ни­я­ми, на­зы­ва­ют его Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким, но, как бы ни был мо­гу­ще­стве­нен им­пе­ра­тор, он не мог оста­но­вить упа­док им­пе­рии. Даль­ней­шая ис­то­рия Рим­ской им­пе­рии рас­смат­ри­ва­ет­ся как «хри­сти­ан­ская».

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 20:58