Земельный закон братьев Гракхов

40-е гг. II века стали вре­ме­нем от­но­си­тель­но мир­но­го су­ще­ство­ва­ния Рима. Кар­фа­ген был раз­ру­шен. Боль­шин­ство го­су­дарств Сре­ди­зем­но­мо­рья стали рим­ски­ми про­вин­ци­я­ми. Од­на­ко в самом Риме на­зре­вал кон­фликт. Ле­ги­о­не­ры – вла­дель­цы неболь­ших зе­мель­ных участ­ков – не могли в годы во­ен­ных по­хо­дов за­ни­мать­ся ве­де­ни­ем хо­зяй­ства, по­это­му их участ­ки за­рас­та­ли тра­вой, дом и амбар вет­ша­ли, ору­дия труда раз­во­ро­вы­ва­лись. Един­ствен­ным вы­хо­дом была про­да­жа за бес­це­нок земли бо­га­то­му со­се­ду. Зем­ле­де­лец с се­мьей пе­ре­би­рал­ся в Рим, по­пол­няя ряды мест­ной бед­но­ты.

Один знат­ный юноша, объ­ез­жая од­на­ж­ды окрест­но­сти Рима, при­шел в ужас, уви­дев, что на полях бо­га­тых зем­ле­вла­дель­цев тру­дят­ся ты­ся­чи рабов, в Риме прак­ти­че­ски не оста­лось сво­бод­ных зем­ле­дель­цев. Звали этого на­блю­да­тель­но­го юношу Ти­бе­рий Сем­про­ний Гракх. Он был вну­ком вы­да­ю­ще­го­ся рим­ско­го пол­ко­вод­ца Сци­пи­о­на Аф­ри­кан­ско­го. Сци­пи­он сла­вил­ся в Риме не толь­ко сво­и­ми во­ен­ны­ми успе­ха­ми, но и счи­тал­ся об­ра­зо­ван­ней­шим че­ло­ве­ком. Его дочь Кор­не­лия была одной из самых умных жен­щин своей эпохи. Своим сы­но­вьям Ти­бе­рию и Гаю Грак­хам (рис. 1) Кор­не­лия при­ви­ла лю­бовь к зна­ни­ям, оба ее сына были вы­да­ю­щи­ми­ся ора­то­ра­ми.

Ти­бе­рий и Гай Грак­хи

Рис. 1. Ти­бе­рий и Гай Грак­хи

На сход­ках граж­дан Ти­бе­рий не раз про­из­но­сил речи, не остав­ляв­шие ни­ко­го рав­но­душ­ны­ми. «Даже дикие звери имеют норы и ло­го­ва, – го­во­рил он, – а у тех, кто сра­жал­ся и уми­рал за Рим, нет ни­че­го, кроме воз­ду­ха и света!» Ти­бе­рия из­бра­ли на­род­ным три­бу­ном. В 133 г. до н. э. Ти­бе­рий пред­ло­жил при­нять закон о пе­ре­де­ле земли: ни одна семья не долж­на поль­зо­вать­ся более чем ты­ся­чью юге­ров (около 250 га) го­су­дар­ствен­ной земли. Из­лиш­ки сле­ду­ет отобрать и неболь­ши­ми участ­ка­ми без права про­да­жи раз­дать бед­ным граж­да­нам. Не толь­ко сенат, но и на­род­ный три­бун Ок­та­вий вы­сту­пи­ли про­тив при­ня­тия за­ко­на. Тогда Ти­бе­рий, об­ра­ща­ясь к На­род­но­му со­бра­нию, задал во­прос: «Может ли три­бун, дей­ству­ю­щий не в ин­те­ре­сах на­ро­да, оста­вать­ся в своей долж­но­сти?» Со­бра­ние от­стра­ни­ло Ок­та­вия и утвер­ди­ло закон (рис. 2).

Зе­мель­ный закон

Рис. 2. Зе­мель­ный закон

Ти­бе­рий хотел быть из­бран­ным три­бу­ном на новый срок, чтобы до­ве­сти свой за­мы­сел до конца. Вы­бо­ры про­хо­ди­ли в раз­гар лета, когда боль­шин­ство зем­ле­дель­цев тру­ди­лись на полях. Недо­воль­ные де­я­тель­но­стью Ти­бе­рия се­на­то­ры ор­га­ни­зо­ва­ли за­го­вор. Были убиты более трех­сот граж­дан. Погиб и сам Ти­бе­рий Гракх – на­род­ный три­бун.

Спу­стя де­вять лет после ги­бе­ли Ти­бе­рия его брат Гай Гракх был из­бран на­род­ным три­бу­ном. С необы­чай­ной энер­ги­ей он про­дол­жил пе­ре­дел земли. Ты­ся­чи зем­ле­дель­цев по­лу­чи­ли участ­ки. Бо­га­чи воз­не­на­ви­де­ли Гая. По при­ка­зу се­на­та в Рим были вве­де­ны вой­ска. По­гиб­ли три ты­ся­чи сто­рон­ни­ков Гая Грак­ха. Не желая от­дать­ся в руки вра­гов, он кон­чил жизнь са­мо­убий­ством (рис. 3).

Смерть Гая Грак­ха, Жан-Ба­тист То­пи­но-Леб­рен, 1792

Рис. 3. Смерть Гая Грак­ха, Жан-Ба­тист То­пи­но-Леб­рен, 1792

Спу­стя несколь­ко лет был от­ме­нен за­прет на про­да­жу зе­мель­ных участ­ков. Бо­га­чи стали ску­пать земли у бед­ня­ков. Ра­зо­ре­ние зем­ле­дель­цев Ита­лии про­дол­жа­лось.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 20:30