Стихи о родной природе поэтов XX века
Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!
И.С. Никитин.
Зима, весна, лето, осень – четыре времени года. Сменяя друг друга, они дарят нам радость жизни. Они все прекрасны!
Зима чудесна в своём белоснежном одеянии, расписных серебристых узорах. Она полна таинственных сказок, мандариновых запахов, возвращающих нас в детство, новогодних подарков и протяжных песен вьюги.
Весна окутывает нас бело-розовой пеной цветущих деревьев, очарованием пробуждающейся природы, звонкими серенадами птиц, улыбкой ясного солнышка и множеством прелестниц, появляющихся на улицах.
Лето – это радость общения, путешествий, это море, солнце, изумрудная зелень и пёстрый ковёр цветов, разостланный по земле. При слове «лето» мы ощущаем сладость спелых ягод на губах, аромат лугов.
Сказка осени вне всяких похвал! Огненно-рыжей плутовкой мечется она по лесам и полям. Словно большая пёстрая птица машет крылами, сбрасывая на землю свой яркий нарядный перистый узор.
Красоту природы можно передать красками на холсте. Природа вдохновляет музыкантов и композиторов. Поэты тоже передают красоту природы, но через словесные образы, а вместо красок используют средства художественной выразительности.
Рис. 1. Фото. В. Брюсов
Брюсов Валерий Яковлевич (рис. 1) — русский поэт начала ХХ века, а также прозаик, драматург.
Писать Брюсов начал очень рано, еще ребенком, сочиняя стихи, рассказы и научные статьи. Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. В пору обучения в гимназии Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. Более регулярно Брюсов стал печатать свои произведения с 20 лет.
К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», — вспоминает Брюсов.
Рис. 2. Первый снег. Худ. Д. Левин
Первый снег (рис. 2)
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
В этом стихотворении поэт рисует удивительную картину преображения природы. Еще вчера мир был прозаичен: чернели голые стволы берез, по серым улицам передвигались пешеходы и экипажи. Но вот выпал первый снег – и произошло чудо преображения:
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Природа, как ювелир, украсила все вокруг серебром и жемчугом. Какими цветами поэт рисует картину? Это серебряный, жемчужно-белый, лазоревый. Основной цвет – серебряный. И мир искрится, переливается блестками! Жизнь наполнилась очарованием, волшебством, мечтой. Она обрела смысл.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении преобладает метафора:
«Мир из серебра»
«В жемчугах горят березки»
«Волшебством озарены»
«Жизни с грезою игра»
Лирический герой стихотворения Брюсова «Первый снег» счастлив, ведь волшебный сон стал явью, а жизнь наполнилась красотой.
Тема природы в русской поэзии неразрывна с темой любви к родине, к местам, где человек родился, познавал мир вокруг, учился видеть и ценить красоту в самых простых вещах: в первом подснежнике, в пении соловья, в шелесте травы.
Рис. 3. Фото. Сергей Есенин
Русский поэт Сергей Есенин (рис. 3) о своей родине писал:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.
Родился поэт в селе Константиново в Рязанской губернии (рис. 4). Село расположено на живописном высоком берегу Оки. Русская красота тех мест завораживает. Поэт в будущем много путешествовал, побывал и в Европе, и в Азии, и даже в Америке. Но сердцем он всегда оставался со своей родиной. Его друзья вспоминали момент, когда Есенин вернулся из-за границы: «Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья... Уверял, что все, даже небо и луна, другие, чем там, у них».
Тема природы является одной из главных в поэзии Есенина. О себе он сказал: «Я последний поэт деревни».
Рис. 4. Фото. Рязанщина. р. Ока
Топи да болота
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
Стихотворение насыщено цветом, запахом, звуком родины. Есенин рисует поэтическую картину синим, зеленым, золотым цветом.
Анализ красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом в поэзии Есенина оказался «синий».
Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он пишет: «Россия! Какое хорошее слово…
И «роса», и «сила», и синее» что-то!»
Читая стихотворение «Топи да болота», мы слышим треньканье синиц, гомон косарей, скрип телеги, свист ветра. Мы чувствуем запах хвойного леса, луговых трав, липы.
В поэзии Есенина природа оживает. Излюбленное средство художественной выразительности – олицетворение:
«Елям снится»;
«Слухают ракиты»;
«Посвист ветряной».
Метафоры:
«Плат небес» (платок);
«Меж лесных кудрей».
В каждом слове, в каждом образе чувствуется любовь поэта к родной природе. И даже топи да болота кажутся привлекательными. Так талантливо создал поэт прекрасный образ своей родины.
Рис. 5. Фото. Н. Заболоцкий
Также как и Есенин, о незатейливой, но милой сердцу красоте своей родины пишет Николай Заболоцкий (рис. 5) в стихотворении «Я воспитан природой суровой».
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
Рис. 6. Фото. Полевые цветы
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
1953
Средства художественной выразительности
Эпитеты: суровой, пуховой, твердый, простое, весеннего, светящейся, туманные, очарованных, беспредельных.
Метафоры: шарик одуванчика, клинок подорожника, в государстве ромашек, запрокинув лицо в небосвод, жизнь текла, заливая лучами кусты.
Олицетворения: воспитан природой; ручей, задыхаясь, поет; думу полей и дубрав.
Смысл названия.
Почему автор называет природу суровой?
Синонимы к эпитету суровый: простой, скромный; неброский, сдержанный.
Эти синонимы помогут вам определить главную идею стихотворения. Она в том, что Заболоцкий ценит природу своего родного края за простоту, скромность, сдержанность, искренность. В себе автор также подразумевает эти черты, ведь он воспитан природой и думает с ней одну думу.