Е.Н. Носов «Кукла»

ему же ты на­учишь, какой кра­со­те,

ка­ко­му добру, если ты слеп, душа твоя глуха!

Е. Носов «Кукла».

Рас­сказ Е.И. Но­со­ва (рис. 1) «Кукла» по­вест­ву­ет о про­бле­мах важ­ных для любой об­ла­сти, рай­о­на, школы. Без­раз­лич­ное от­но­ше­ние людей друг к другу, к вещам, же­сто­кость по от­но­ше­нию к при­ро­де, к со­жа­ле­нию, не ста­но­вят­ся мень­ше, а, на­про­тив, рас­тут.

По­вест­во­ва­ние в рас­ска­зе идет от пер­во­го лица. Дей­ствие про­ис­хо­дит в де­ревне, рас­по­ло­жив­шей­ся на бе­ре­гу жи­во­пис­ной реки Сейм. Ко­гда-то до­во­ди­лось рас­сказ­чи­ку бы­вать в этих ме­стах, ко­то­рые сла­ви­лись знат­ной ры­бал­кой. И вот автор вновь при­ез­жа­ет сюда. Его ужа­са­ют пе­ре­ме­ны в при­ро­де, про­изо­шед­шие за несколь­ко лет.

 

Река в преж­ние вре­ме­на

Река через несколь­ко лет

«В самый раз про­тив древ­не­го обез­глав­лен­но­го кур­га­на, над ко­то­рым в зной­ные дни за­все­гда па­ри­ли кор­шу­ны, была одна за­вет­ная яма. В этом месте река, упер­шись в несо­кру­ши­мую де­вон­скую глину, де­ла­ет по­во­рот с таким но­ро­вом, что на­чи­на­ет кру­тить це­ли­ком весь омут, со­зда­вая об­рат­но - кру­го­вое те­че­ние».

 

«… и денно и нощно урчат, буль­ка­ют и всхли­пы­ва­ют страш­но­ва­тые во­рон­ки, ко­то­рых из­бе­га­ют даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко об­ру­шит­ся под­мы­тый берег или по­лос­нет по воде плос­ким хво­стом, будто до­с­кой, под­няв­ший­ся из ямы ма­те­рый хо­зя­ин-сом».

«Русло сузи­лось, за­тра­ве­не­ло, чи­стые пески на из­лу­чи­нах за­тя­ну­ло дур­ниш­ни­ком и жест­ким бе­ло­ко­пыт­ни­ком, объ­яви­лось много незна­ко­мых мелей и кос. Не стало при­глу­бых тя­гу­нов быст­рин, где пре­жде на ве­чер­ней зорь­ке бу­ра­ви­ли реч­ную гладь литые, за­брон­зо­ве­лые язи».

 

«… там, где ко­гда-то страш­но кру­ти­ло и во­до­во­ро­ти­ло, гор­бом выпер гряз­ный серый меляк, по­хо­жий на боль­шую око­лев­шую ры­би­ну, и на том ме­ля­ке - ста­рый гусак. Стоял он этак небреж­но, на одной лапе, охо­ра­ши­ва­ясь, клю­вом из­го­няя блох из-под от­то­пы­рен­но­го крыла. И невдо­мек глу­по­му, что еще недав­но под ним было шесть-семь мет­ров чер­ной ки­пу­чей глу­би­ны, ко­то­рую он же сам, воз­глав­ляя вы­во­док, бо­яз­ли­во оплы­вал сто­рон­кою».

Со­гла­си­тесь, пе­ре­ме­на ра­зи­тель­ная. Мощ­ная, бур­ная река пре­вра­ти­лась в за­бо­ло­чен­ную ре­чуш­ку. Что же про­изо­шло? Кто во всем ви­но­ват? Та­ки­ми во­про­са­ми на­чи­на­ет за­да­вать­ся чи­та­тель и пы­та­ет­ся найти в рас­ска­зе ответ.

Глав­ный герой рас­ска­за

Это Аки­мыч, мест­ный пе­ре­воз­чик, т. е. быв­ший, по­сколь­ку река об­ме­ле­ла. Те­перь Аки­мыч слу­жит сто­ро­жем в мест­ной школе. С ав­то­ром их свя­зы­ва­ет во­ен­ное про­шлое.

Фото. Е.И. Носов

Рис. 1. Фото. Е.И. Носов

Здесь необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что сам пи­са­тель ушел на фронт во­сем­на­дца­ти­лет­ним па­рень­ком, сра­жал­ся в со­ста­ве про­ти­во­тан­ко­вой бри­га­ды, был тя­же­ло ранен. Позже все пе­ре­жи­тое, уви­ден­ное, за­пом­нив­ше­е­ся ожи­ва­ло в его кни­гах. В своих про­из­ве­де­ни­ях Носов ни­ко­гда не опи­сы­вал непо­сред­ствен­но во­ен­ные дей­ствия.  

«Война в про­из­ве­де­ни­ях  Но­со­ва зву­чит неред­ко, хотя и от­ры­воч­но, фраг­мен­тар­но – то в вос­по­ми­на­ни­ях фрон­то­ви­ков, то в об­сто­я­тель­ствах их се­го­дняш­ней жизни, как бы за пре­де­ла­ми сю­же­та». По­доб­ное вос­по­ми­на­ние за­ни­ма­ет в рас­ска­зе «Кукла» несколь­ко строк: «Тогда же вы­яс­ни­лось, что мы с Аки­мы­чем, ока­зы­ва­ет­ся, во­е­ва­ли в одной и той же гор­ба­тов­ской тре­тьей армии, участ­во­ва­ли в "Баг­ра­ти­оне", вме­сте лик­ви­ди­ро­ва­ли Боб­руй­ский, а затем и Мин­ский котлы, брали одни и те же бе­ло­рус­ские и поль­ские го­ро­да. И даже вы­бы­ли из войны в одном и том же ме­ся­це. Прав­да, гос­пи­та­ля нам вы­па­ли раз­ные: я попал в Сер­пу­хов, а он - в Углич».

Аки­мыч был тя­же­ло ранен: кон­ту­жен. Кон­ту­зия  или сна­ряд­ный шок — это общее по­ра­же­ние ор­га­низ­ма вслед­ствие воз­дей­ствия воз­душ­ной, во­дя­ной или зву­ко­вой волны. По­след­ствия кон­ту­зии раз­но­об­раз­ны — от вре­мен­ной утра­ты слуха, зре­ния, речи до тя­жё­лых на­ру­ше­ний пси­хи­че­ской де­я­тель­но­сти.

Вот и для Аки­мы­ча кон­ту­зия не про­шла бес­след­но. В ми­ну­ты силь­но­го вол­не­ния, стрес­са, он те­ря­ет спо­соб­ность го­во­рить. Имен­но в такой мо­мент встре­тил рас­сказ­чик Аки­мы­ча. Что же за­ста­ви­ло сто­ро­жа так раз­вол­но­вать­ся? Объ­яс­нить Аки­мыч ни­че­го не мог, но при­вел рас­сказ­чи­ка к школь­ной огра­де. «В гряз­ном при­до­рож­ном кю­ве­те ва­ля­лась кукла. Она ле­жа­ла на­вз­ничь, рас­ки­нув руки и ноги. Боль­шая и все еще ми­ло­вид­ная лицом, с лег­кой, едва обо­зна­чен­ной улыб­кой на при­пух­лых по-дет­ски губах. Но свет­лые шел­ко­ви­стые во­ло­сы на го­ло­ве были ме­ста­ми обо­жже­ны, глаза вы­дав­ле­ны, а на месте носа зияла дыра, про­жжен­ная, долж­но быть, си­га­ре­той».

Кар­ти­на дей­стви­тель­но ужас­ная, тем более, от­то­го, что мы по­ни­ма­ем: это не про­сто слу­чай­но по­ло­ман­ная ре­бен­ком кукла. Она была изуро­до­ва­на на­ме­рен­но и уже да­ле­ко не детьми. 

Читая рас­сказ, ис­пы­ты­ва­ешь чув­ства стра­ха и жа­ло­сти. Ведь кукла так по­хо­жа на че­ло­ве­ка, что мы на­чи­на­ем по­ни­мать: если кто-то так изуро­до­вал куклу, то он также без­жа­лост­но по­сту­пит и с че­ло­ве­ком.

Можно найти нема­ло при­ме­ров того, что кукла для нас яв­ля­ет­ся отож­деств­ле­ни­ем с че­ло­ве­ком. В ваших учеб­ни­ках по ли­те­ра­ту­ре вы мо­же­те найти сти­хо­тво­ре­ние К. Слу­чев­ско­го «Кукла».

Куклу бро­сил ре­бе­нок. Кукла быст­ро сва­ли­лась,

Стук­ну­лась глухо о землю и на­вз­ничь упала...

Бед­ная кукла! Ты так непо­движ­но ле­жа­ла

Скорб­ной фи­гур­кой своей, так по­кор­но сло­ми­лась,

Руки рас­ки­ну­ла, ясные очи за­кры­ла...

На че­ло­ве­ка ты, кукла, вполне по­хо­ди­ла!

Вме­сте с Аки­мы­чем мы раз­де­ля­ем его него­до­ва­ние, боль, от­ча­я­ние: «Вроде и по­ни­ма­ешь: кукла. Да, ведь об­лик-то че­ло­ве­че­ский. Иную так сде­ла­ют, что и от жи­во­го дитя не от­ли­чишь. И пла­чет по-люд­ски. И когда это по­до­бие ва­ля­ет­ся рас­тер­зан­ное у до­ро­ги - не могу ви­деть. Ко­ло­тит меня всего».

Фото. Кук­ла-обе­рег

Рис. 2. Фото. Кук­ла-обе­рег

Сей­час мно­гие ду­ма­ют, что иг­рать в куклы – за­ня­тие дет­ское. Но много веков назад от­но­ше­ние к кукле было очень се­рьез­ным. Древ­ние люди счи­та­ли, что кукла с на­ри­со­ван­ным лицом по­хо­дит на че­ло­ве­ка, она живая, сле­до­ва­тель­но, у нее есть душа. На Руси куклы были, пре­жде всего, обе­ре­га­ми, участ­ни­ка­ми язы­че­ских об­ря­дов (рис. 2). По­сте­пен­но кукла пре­вра­ти­лась в про­стую дет­скую иг­руш­ку, хотя и оста­лась эс­те­ти­че­ски при­вле­ка­тель­ной. Кукла, со­здан­ная нежи­вой, по­сред­ством игры «ожи­ва­ет» в руках ре­бен­ка, ко­то­рый через игру по­сти­га­ет жизнь. Ре­бе­нок  учит­ся лю­бить, за­бо­тить­ся, обе­ре­гать. Для него кукла живая.

Кукла на­пом­ни­ла Аки­мы­чу пе­ре­жи­тое во время войны. «На всю жизнь на­гля­дел­ся я че­ло­ве­чи­ны», – при­зна­ет­ся он.

Война на­учи­ла Аки­мы­ча це­нить жизнь и все, что с ней свя­за­но: пре­крас­ную при­ро­ду, лю­би­мое дело, че­ло­ве­че­ские по­ступ­ки. Война давно за­кон­чи­лась. И ви­деть смерть реки, куклы, че­ло­ве­ка  Аки­мы­чу невы­но­си­мо.  Боль­ше всего воз­му­ща­ет Аки­мы­ча, что никто во­круг не бьет тре­во­гу:  «А люди идут мимо - каж­дый по своим делам, - и ни­че­го... Про­хо­дят па­роч­ки, за руки дер­жат­ся, про лю­бовь го­во­рят, о дет­ках меч­та­ют. Везут ма­лы­шей в ко­ляс­ках - бро­вью не по­ве­дут. Де­тиш­ки бе­га­ют - при­вы­ка­ют к та­ко­му свя­то­тат­ству. Вот и тут: сколь­ко мимо про­шло уче­ни­ков! Утром - в школу, ве­че­ром - из школы. А глав­ное - учи­те­ля: они ведь тоже мимо про­хо­дят. Вот чего не по­ни­маю. Как же так?! Чему же ты на­учишь, какой кра­со­те, ка­ко­му добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!...».

В конце рас­ска­за Аки­мыч хо­ро­нит куклу, как че­ло­ве­ка. По­след­няя фраза остав­ля­ет нас на­едине со своей со­ве­стью: «Всего не за­ко­пать», – с го­ре­чью про­из­но­сит Аки­мыч. Дей­стви­тель­но, спря­тать, за­ко­пать, убрать с глаз – это ли ре­ше­ние про­бле­мы?

Вывод. Ев­ге­ний Ива­но­вич Носов в своем рас­ска­зе пы­та­ет­ся бо­роть­ся не толь­ко с же­сто­ко­стью, но и с рав­но­ду­ши­ем людей. Поль­ский пи­са­тель Бруно Ясен­ский уди­ви­тель­но точно за­ме­тил: «Не бойся врага сво­е­го, в худ­шем слу­чае он может убить. Не бойся друга сво­е­го, в худ­шем слу­чае он может пре­дать. Бойся рав­но­душ­ных, они не уби­ва­ют и не пре­да­ют, но толь­ко с их мол­ча­ли­во­го со­гла­сия су­ще­ству­ют на земле пре­да­тель­ство и убий­ство».

Рав­но­ду­шие стало при­чи­ной не толь­ко нрав­ствен­ной, но и эко­ло­ги­че­ской про­бле­мы, ко­то­рую за­тро­нул автор в на­ча­ле рас­ска­за. Пи­са­тель хотел на­пом­нить каж­до­му из нас об от­вет­ствен­но­сти за все, что есть жи­во­го на земле.

Вопросы к конспектам

Про­чи­тай­те рас­сказ Е.И. Но­со­ва «Кукла». Со­ставь­те план рас­ска­за.

Какой мо­мент рас­ска­за яв­ля­ет­ся куль­ми­на­ци­ей?

Недав­но вы пи­са­ли со­чи­не­ние на тему: «Нужны ли людям со­чув­ствие и со­стра­да­ние?». Можно ли рас­сказ Но­со­ва «Кукла» вклю­чить в рас­суж­де­ние на эту тему?

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 01:31