Л.Н. Толстой. Повесть "Детство". Анализ избранных глав

Об­лож­ка книги "Детство. Отрочество. Юность"

Рис. 1. Об­лож­ка книги

Чте­ние и ана­лиз главы «Клас­сы».

Глав­ную роль в этой главе иг­ра­ет учи­тель Карл Ива­но­вич, с ним мы уже по­зна­ко­ми­лись в главе «Maman». Но, без­услов­но, осо­бен­но­стью про­из­ве­де­ния яв­ля­ет­ся то, как ма­лень­кий маль­чик Ни­ко­лень­ка Ир­те­ньев, ко­то­ро­му 10 лет, вос­при­ни­ма­ет жизнь, взрос­лых и сво­е­го учи­те­ля Карла Ива­но­ви­ча. Глава на­чи­на­ет­ся так:

«Карл Ива­ныч был очень не в духе».

Да­вай­те по­на­блю­да­ем за ре­ак­ци­ей взрос­лых в этой главе, за ре­ак­ци­ей ре­бен­ка, за его мыс­ля­ми, за его по­ни­ма­ни­ем жизни.

«Это было за­мет­но по его сдви­ну­тым бро­вям и по тому, как он швыр­нул свой сюр­тук в комод, и как сер­ди­то под­по­я­сал­ся, и как силь­но черк­нул ног­тем по книге диа­ло­гов, чтобы озна­чить то место, до ко­то­ро­го мы долж­ны были вы­твер­дить. Во­ло­дя учил­ся по­ря­доч­но; я же так был рас­стро­ен, что ре­ши­тель­но ни­че­го не мог де­лать».

Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Л. Н. Тол­сто­го «Дет­ство»

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Л. Н. Тол­сто­го «Дет­ство»

Как мы знаем, Ни­ко­лень­ка был рас­стро­ен от из­ве­стия о том, что их те­перь уво­зят в Моск­ву, и учи­тель Карл Ива­но­вич учить боль­ше не будет.

«Долго бес­смыс­лен­но смот­рел я в книгу диа­ло­гов, но от слез, на­би­рав­ших­ся мне в глаза при мысли о пред­сто­я­щей раз­лу­ке, не мог чи­тать...» «Когда дошло дело до чи­сто­пи­са­ния, я от слез, па­дав­ших на бу­ма­гу, на­де­лал таких клякс, как будто писал водой на обер­точ­ной бу­ма­ге».

 На­сколь­ко остро чув­ству­ет маль­чик от­но­ше­ние к себе?

«Карл Ива­ныч рас­сер­дил­ся, по­ста­вил меня на ко­ле­ни, твер­дил, что это упрям­ство, ку­коль­ная ко­ме­дия (это было лю­би­мое его слово), угро­жал ли­ней­кой и тре­бо­вал, чтобы я про­сил про­ще­нья, тогда как я от слез не мог слова вы­мол­вить; на­ко­нец, долж­но быть, чув­ствуя свою неспра­вед­ли­вость, он ушел в ком­на­ту Ни­ко­лая и хлоп­нул две­рью».

Несмот­ря на то, что Ни­ко­лень­ка еще ре­бе­нок, он пре­крас­но видит и по­ни­ма­ет по­ступ­ки взрос­лых. Ни­ко­лень­ка слы­шит раз­го­вор в ком­на­те Ни­ко­лая, где Карл Ива­но­вич жа­лу­ет­ся на неспра­вед­ли­вость хо­зя­и­на, ко­то­рый уво­зит детей учить­ся и ли­ша­ет его ра­бо­ты.

«- Я две­на­дцать лет живу в этом доме и могу ска­зать перед Богом, Ни­ко­лай, - про­дол­жал Карл Ива­ныч, под­ни­мая глаза и та­ба­кер­ку к по­тол­ку, - что я их любил и за­ни­мал­ся ими боль­ше, чем ежели бы это были мои соб­ствен­ные дети. Ты пом­нишь, Ни­ко­лай, когда у Во­ло­день­ки была го­ряч­ка, пом­нишь, как я де­вять дней, не смы­кая глаз, сидел у его по­сте­ли. Да! тогда я был доб­рый, милый Карл Ива­ныч, тогда я был нужен; а те­перь, - при­ба­вил он, иро­ни­че­ски улы­ба­ясь, - те­перь дети боль­шие стали: им надо се­рьез­но учить­ся. Точно они здесь не учат­ся, Ни­ко­лай?»

 И, ко­неч­но, Ни­ко­лень­ка со­чув­ство­вал тому горю, ко­то­рые ис­пы­ты­вал Карл Ива­но­вич. Вот, как об этом пишет Тол­стой:

«Я со­чув­ство­вал его горю, и мне боль­но было, что отец и Карл Ива­ныч, ко­то­рых я почти оди­на­ко­во любил, не по­ня­ли друг друга; я опять от­пра­вил­ся в угол, сел на пятки и рас­суж­дал о том, как бы вос­ста­но­вить между ними со­гла­сие».

Та­ко­вы­ми были чув­ства ре­бен­ка, но по­смот­рим, как про­яв­ля­ет­ся обида Карла Ива­но­ви­ча во время урока.  

«Несколь­ко раз, с раз­лич­ны­ми ин­то­на­ци­я­ми и с вы­ра­же­ни­ем ве­ли­чай­ше­го удо­воль­ствия, про­чел он это из­ре­че­ние, вы­ра­жав­шее его за­ду­шев­ную мысль». А из­ре­че­ние было такое: «Из всех по­ро­ков самый тяж­кий есть Небла­го­дар­ность».

Как же вос­при­ни­ма­ет Ни­ко­лень­ка по­ве­де­ние сво­е­го учи­те­ля?

«Лицо его не было угрю­мо, как пре­жде; оно вы­ра­жа­ло до­воль­ство че­ло­ве­ка, до­стой­но от­мстив­ше­го за на­не­сен­ную ему обиду».

Ни­ко­лень­ка по­ни­ма­ет по­ве­де­ние Карла Ива­но­ви­ча и вос­при­ни­ма­ет его как че­ло­ве­ка, чуть-чуть не усле­див­ше­го за сво­и­ми чув­ства­ми.

«Было без чет­вер­ти час; но Карл Ива­ныч, ка­за­лось, и не думал о том, чтобы от­пу­стить нас: он то и дело за­да­вал новые уроки. Скука и ап­пе­тит уве­ли­чи­ва­лись в оди­на­ко­вой мере. Я с силь­ным нетер­пе­ни­ем сле­дил за всеми при­зна­ка­ми, до­ка­зы­вав­ши­ми бли­зость обеда. Вот дво­ро­вая жен­щи­на с мо­чал­кой идет мыть та­рел­ки, вот слыш­но, как шумят по­су­дой в бу­фе­те...»

Но Карл Ива­но­вич был неумо­лим. Так за­кан­чи­ва­ет­ся глава «Карл Ива­но­вич».

Чте­ние и ана­лиз главы  «На­та­лья Са­виш­на».

Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Л. Н. Тол­сто­го «Дет­ство»

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Л. Н. Тол­сто­го «Дет­ство»

«В по­ло­вине про­шло­го сто­ле­тия по дво­рам села Ха­ба­ров­ки бе­га­ла в за­тра­пез­ном пла­тье бо­со­но­гая, но ве­се­лая, тол­стая и крас­но­ще­кая девка На­таш­ка. По за­слу­гам и прось­бе отца ее, клар­не­ти­ста Саввы, дед мой взял ее вверх - на­хо­дить­ся в числе жен­ской при­слу­ги ба­буш­ки. Гор­нич­ная На­таш­ка от­ли­ча­лась в этой долж­но­сти кро­то­стью нрава и усер­ди­ем. Когда ро­ди­лась ма­туш­ка и по­на­до­би­лась няня, эту обя­зан­ность воз­ло­жи­ли на На­таш­ку. И на этом новом по­при­ще она за­слу­жи­ла по­хва­лы и на­гра­ды за свою де­я­тель­ность, вер­ность и при­вя­зан­ность к мо­ло­дой гос­по­же. Но на­пуд­рен­ная го­ло­ва и чулки с пряж­ка­ми мо­ло­до­го бой­ко­го офи­ци­ан­та Фоки, имев­ше­го по служ­бе ча­стые сно­ше­ния с На­та­льей, пле­ни­ли ее гру­бое, но лю­бя­щее серд­це. Она даже сама ре­ши­лась идти к де­душ­ке про­сить поз­во­ле­нья выйти за Фоку замуж. Де­душ­ка при­нял ее же­ла­ние за небла­го­дар­ность, про­гне­вал­ся и со­слал бед­ную На­та­лью за на­ка­за­ние на скот­ный двор в степ­ную де­рев­ню. Через шесть ме­ся­цев, од­на­ко, так как никто не мог за­ме­нить На­та­лью, она была воз­вра­ще­на в двор и в преж­нюю долж­ность. Воз­вра­тив­шись в за­тра­пез­ке из из­гна­ния, она яви­лась к де­душ­ке, упала ему в ноги и про­си­ла воз­вра­тить ей ми­лость, ласку и за­быть ту дурь, ко­то­рая на нее нашла было и ко­то­рая, она кля­лась, уже боль­ше не воз­вра­тит­ся. И дей­стви­тель­но, она сдер­жа­ла свое слово.

С тех пор На­таш­ка сде­ла­лась На­та­льей Са­виш­ной и на­де­ла чепец: весь запас любви, ко­то­рый в ней хра­нил­ся, она пе­ре­нес­ла на ба­рыш­ню свою».

«Когда maman вышла замуж, желая чем-ни­будь от­бла­го­да­рить На­та­лью Са­виш­ну за ее два­дца­ти­лет­ние труды и при­вя­зан­ность, она по­зва­ла ее к себе и, вы­ра­зив в самых лест­ных сло­вах всю свою к ней при­зна­тель­ность и лю­бовь, вру­чи­ла ей лист гер­бо­вой бу­ма­ги, на ко­то­ром была на­пи­са­на воль­ная На­та­лье Са­вишне, и ска­за­ла, что, несмот­ря на то, будет ли она или нет про­дол­жать слу­жить в нашем доме, она все­гда будет по­лу­чать еже­год­ную пен­сию в три­ста руб­лей. На­та­лья Са­виш­на молча вы­слу­ша­ла все это, потом, взяв в руки до­ку­мент, злоб­но взгля­ну­ла на него, про­бор­мо­та­ла что-то сквозь зубы и вы­бе­жа­ла из ком­на­ты, хлоп­нув две­рью. Не по­ни­мая при­чи­ны та­ко­го стран­но­го по­ступ­ка, maman немно­го по­го­дя вошла в ком­на­ту На­та­льи Са­виш­ны. Она си­де­ла с за­пла­кан­ны­ми гла­за­ми на сун­ду­ке, пе­ре­би­рая паль­ца­ми но­со­вой пла­ток, и при­сталь­но смот­ре­ла на ва­ляв­ши­е­ся на полу перед ней клоч­ки изо­рван­ной воль­ной».

 «С тех пор как я себя помню, помню я и На­та­лью Са­виш­ну, ее лю­бовь и ласки; но те­перь толь­ко умею це­нить их...»

И опять-та­ки это тот взгляд взрос­ло­го че­ло­ве­ка на то, что с ним было в дет­стве, взгляд с по­зи­ции вре­ме­ни, с по­зи­ции муд­ро­сти.  

«...тогда же мне и в го­ло­ву не при­хо­ди­ло, какое ред­кое, чу­дес­ное со­зда­ние была эта ста­руш­ка. Она не толь­ко ни­ко­гда не го­во­ри­ла, но и не ду­ма­ла, ка­жет­ся, о себе: вся жизнь ее была лю­бовь и са­мо­по­жерт­во­ва­ние. Я так при­вык к ее бес­ко­рыст­ной, неж­ной любви к нам, что и не во­об­ра­жал, чтобы это могло быть иначе, ни­сколь­ко не был бла­го­да­рен ей и ни­ко­гда не за­да­вал себе во­про­сов: а что, счаст­ли­ва ли она? до­воль­на ли?»

И ин­те­рес­ный слу­чай встре­ча­ет­ся нам в главе «На­та­лья Са­виш­на».

По­ду­май­те, как в этой сцене про­явит­ся че­ло­ве­че­ский ха­рак­тер и ха­рак­тер глав­но­го героя.

«Вот как это было. За обе­дом, на­ли­вая себе квасу, я уро­нил гра­фин и облил ска­терть.

- По­зо­ви­те-ка На­та­лью Са­виш­ну, чтобы она по­ра­до­ва­лась на сво­е­го лю­бим­чи­ка, - ска­за­ла maman.

На­та­лья Са­виш­на вошла и, уви­дав лужу, ко­то­рую я сде­лал, по­ка­ча­ла го­ло­вой; потом maman ска­за­ла ей что-то на ухо, и она, по­гро­зив­шись на меня, вышла.

После обеда я, в самом ве­се­лом рас­по­ло­же­нии духа, при­пры­ги­вая, от­пра­вил­ся в залу, как вдруг из-за двери вы­ско­чи­ла На­та­лья Са­виш­на с ска­тер­тью в руке, пой­ма­ла меня и, несмот­ря на от­ча­ян­ное со­про­тив­ле­ние с моей сто­ро­ны, на­ча­ла те­реть меня мок­рым по лицу, при­го­ва­ри­вая: "Не пач­кай ска­тер­тей, не пач­кай ска­тер­тей!" Меня так это оби­де­ло, что я раз­ре­вел­ся от зло­сти».

Пер­вое чув­ство, ко­то­рое воз­ни­ка­ет у героя, это чув­ство обиды и чув­ство зло­сти.

«"Как! - го­во­рил я сам себе, про­ха­жи­ва­ясь по зале и за­хле­бы­ва­ясь от слез. - На­та­лья Са­виш­на, про­сто На­та­лья, го­во­рит мне ты, и еще бьет меня по лицу мок­рой ска­тер­тью, как дво­ро­во­го маль­чиш­ку. Нет, это ужас­но!"»

Вот в этой сцене Ни­ко­лень­ка вос­при­ни­ма­ет все те тра­ди­ции, ко­то­рые были ха­рак­тер­ны для дво­рян­ских семей, тот уро­вень по­ни­ма­ния, что они с На­та­льей на­хо­дят­ся не  на оди­на­ко­вых уров­нях со­ци­аль­ной лест­ни­цы, он уже по­ня­тен Ни­ко­лень­ке.

Од­на­ко, это чув­ство зло­сти, чув­ство обиды усту­па­ет дру­гим более нрав­ствен­ным ка­те­го­ри­ям.

«Когда На­та­лья Са­виш­на уви­да­ла, что я рас­пу­стил слюни, она тот­час же убе­жа­ла, а я, про­дол­жая про­ха­жи­вать­ся, рас­суж­дал о том, как бы от­пла­тить дерз­кой На­та­лье за на­не­сен­ное мне оскорб­ле­ние».

По­смот­ри­те, как раз­ви­ва­ют­ся чув­ства: обида, злость и за­та­ен­ная злость.

«Через несколь­ко минут На­та­лья Са­виш­на вер­ну­лась, робко по­до­шла ко мне и на­ча­ла уве­ще­вать:

- Пол­но­те, мой ба­тюш­ка, не плачь­те... про­сти­те меня, дуру... я ви­но­ва­та... уж вы меня про­сти­те, мой го­луб­чик... вот вам.

Она вы­ну­ла из-под плат­ка кор­нет, сде­лан­ный из крас­ной бу­ма­ги, в ко­то­ром были две ка­ра­мель­ки и одна вин­ная ягода, и дро­жа­щей рукой по­да­ла его мне. У меня недо­ста­ва­ло сил взгля­нуть в лицо доб­рой ста­руш­ке: я, от­вер­нув­шись, при­нял по­да­рок, и слезы по­тек­ли еще обиль­нее, но уже не от зло­сти, а от любви и стыда».

Чте­ние и ана­лиз главы «Дет­ство»

Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Л. Н. Тол­сто­го «Дет­ство»

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Л. Н. Тол­сто­го «Дет­ство»

Глава «Дет­ство» на­чи­на­ет­ся за­ме­ча­тель­ны­ми сло­ва­ми, ко­то­рые могли бы стать эпи­гра­фом ко всей по­ве­сти:

«Счаст­ли­вая, счаст­ли­вая, невоз­вра­ти­мая пора дет­ства! Как не лю­бить, не ле­ле­ять вос­по­ми­на­ний о ней? Вос­по­ми­на­ния эти осве­жа­ют, воз­вы­ша­ют мою душу и слу­жат для меня ис­точ­ни­ком луч­ших на­сла­жде­ний».

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на лек­си­ку, ис­поль­зо­ван­ную в главе. Сколь­ко хо­ро­ших, теп­лых слов! По­ста­рай­тесь уви­деть самые глав­ные из них, клю­че­вые слова.

«...Си­дишь и слу­ша­ешь. И как не слу­шать? Maman го­во­рит с кем-ни­будь, и звуки го­ло­са ее так слад­ки, так при­вет­ли­вы. Одни звуки эти так много го­во­рят моему серд­цу!».

«Ничьи рав­но­душ­ные взоры не стес­ня­ют ее: она не бо­ит­ся из­лить на меня всю свою неж­ность и лю­бовь. Я не ше­ве­люсь, но еще креп­че целую ее руку».

«Слезы любви и вос­тор­га».

«...Лю­бовь к ней и лю­бовь к Богу как-то стран­но сли­ва­лись в одно чув­ство.

После мо­лит­вы за­вер­нешь­ся, бы­ва­ло, в оде­яль­це; на душе легко, свет­ло и от­рад­но; одни мечты гонят дру­гие, - но о чем они? Они неуло­ви­мы, но ис­пол­не­ны чи­стой лю­бо­вью и на­деж­да­ми на свет­лое сча­стие».

Сколь­ко теп­лых слов мы уви­де­ли: серд­це, неж­ность, лю­бовь. Слово «лю­бовь» по­вто­ря­ет­ся в те­че­ние главы несколь­ко раз. Лю­бовь, лю­бо­вью, люблю, слезы любви и вос­тор­га, свет­лое сча­стье, лю­бовь и на­деж­да, на душе легко, свет­ло, от­рад­но - вот те ощу­ще­ния дет­ства, ко­то­рые про­нес Ни­ко­лень­ка.

«Вер­нут­ся ли ко­гда-ни­будь та све­жесть, без­за­бот­ность, по­треб­ность любви и сила веры, ко­то­ры­ми об­ла­да­ешь в дет­стве? Какое время может быть лучше того, когда две луч­шие доб­ро­де­те­ли - невин­ная ве­се­лость и бес­пре­дель­ная по­треб­ность любви - были един­ствен­ны­ми по­буж­де­ни­я­ми в жизни?» «Неуже­ли оста­лись одни вос­по­ми­на­ния?»

Вот таким во­про­сом за­кан­чи­ва­ет­ся глава «Дет­ство». И Тол­стой ста­вит этот во­прос перед чи­та­те­лем, вер­нуть­ся ли ко­гда-ни­будь та све­жесть и без­за­бот­ность? Какое время может быть лучше того, чем время дет­ства? На­вер­ное, нужно лю­бить, це­нить свое дет­ство, с лю­бо­вью от­но­сить­ся и к маме, и к папе.  

Вывод.

Осо­бен­но­стью героя по­ве­сти «Дет­ство» яв­ля­ет­ся то, что он по­сто­ян­но про­яв­ля­ет свои чув­ства и часто бы­ва­ет бес­по­щад­ным по от­но­ше­нию к себе, часто корит себя за ка­кие-то по­ступ­ки, за ко­то­рые са­мо­му ста­но­вит­ся потом стыд­но.   

Ни­ко­лень­ка вспо­ми­на­ет счаст­ли­вое время, про­ве­ден­ное в де­ревне. Он вспо­ми­на­ет людей, ко­то­рые были без­за­вет­но пре­да­ны их се­мей­ству, он вспо­ми­на­ет свое дет­ство.

Боль­шое место в по­ве­сти за­ни­ма­ет опи­са­ние чув­ства любви к людям, спо­соб­ность лю­бить са­мо­му. Это те чув­ства, ко­то­рые вос­хи­ща­ют са­мо­го Тол­сто­го. Но в то же время, Тол­стой по­ка­зы­ва­ет, как очень часто мир взрос­лых людей может раз­ру­шить дет­ское по­ни­ма­ние жизни.

По­весть «Дет­ство» за­кан­чи­ва­ет­ся смер­тью ма­те­ри. И на­сту­па­ет дру­гая, со­всем иная пора, ко­то­рую ни­ко­гда уже Ни­ко­лень­ка не на­зо­вет счаст­ли­вой, невоз­вра­ти­мой порой дет­ства. 

Вопросы к конспектам

Какой эпи­зод по­ве­сти про­из­вел на вас самое силь­ное впе­чат­ле­ние? По­че­му?

Чему учит по­весть Тол­сто­го «Дет­ство»? О чем за­став­ля­ет за­ду­мать­ся?

Как вы ду­ма­е­те, по­лез­но эту по­весть чи­тать не толь­ко детям, но и взрос­лым? По­че­му?

Вспом­ни­те яркий эпи­зод сво­е­го дет­ства. По­про­буй­те рас­ска­зать о нем или опи­сать в тол­стов­ской ма­не­ре. По­пы­тай­тесь не толь­ко из­ло­жить ход со­бы­тия, но и пе­ре­дать чув­ства, пе­ре­жи­ва­ния, мысли по по­во­ду людей и со­бы­тий.

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 00:38