М.Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М.Ю. Лер­мон­тов. Ав­то­порт­рет

Рис. 1. М.Ю. Лер­мон­тов. Ав­то­порт­рет

28 ян­ва­ря 1838 года по Пе­тер­бур­гу раз­нес­ся слух о том, что Пуш­кин (рис. 2) стре­лял­ся с Дан­те­сом. По­лу­чил Пуш­кин смер­тель­ное ра­не­ние. И в это же время по сто­ли­це рас­про­стра­ни­лось сти­хо­тво­ре­ние без под­пи­си с на­зва­ни­ем «Смерть поэта».

А. С. Пуш­кин

Рис. 2. А. С. Пуш­кин

От­ры­вок

Погиб поэт! — неволь­ник чести, —

Пал, окле­ве­тан­ный мол­вой,

С свин­цом в груди и жаж­дой мести,

По­ник­нув гор­дой го­ло­вой!..

Не вы­нес­ла душа поэта

По­зо­ра ме­лоч­ных обид,

Вос­стал он про­тив мне­ний света

Один, как пре­жде... и убит!

Убит!.. К чему те­перь ры­да­нья,

Пу­стых по­хвал ненуж­ный хор

И жал­кий лепет оправ­да­нья?

Судь­бы свер­шил­ся при­го­вор!

Не вы ль спер­ва так злоб­но гнали

Его сво­бод­ный, сме­лый дар

И для по­те­хи раз­ду­ва­ли

Чуть за­та­ив­ший­ся пожар?

Что ж? Ве­се­ли­тесь... он му­че­ний

По­след­них вы­не­сти не мог:

Угас, как све­точ, див­ный гений,

Увял тор­же­ствен­ный венок.

Его убий­ца хлад­но­кров­но

Навел удар... спа­се­нья нет:

Пу­стое серд­це бьет­ся ровно,

В руке не дрог­нул пи­сто­лет.

И что за диво?.. Из­да­лё­ка,

По­доб­ный сот­ням бег­ле­цов,

На ловлю сча­стья и чинов

За­бро­шен к нам по воле рока.

Сме­ясь, он дерз­ко пре­зи­рал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог ща­дить он нашей славы,

Не мог по­нять в сей миг кро­ва­вый,

На что он руку под­ни­мал!..

И он убит — и взят мо­ги­лой,

Как тот певец, неве­до­мый, но милый,

До­бы­ча рев­но­сти глу­хой,

Вос­пе­тый им с такою чуд­ной силой,

Сра­жен­ный, как и он, без­жа­лост­ной рукой.

Зачем от мир­ных нег и друж­бы про­сто­душ­ной

Всту­пил он в этот свет за­вист­ли­вый и душ­ный

Для серд­ца воль­но­го и пла­мен­ных стра­стей?

Зачем он руку дал кле­вет­ни­кам ни­чтож­ным,

Зачем по­ве­рил он сло­вам и лас­кам лож­ным,

Он, с юных лет по­стиг­нув­ший людей?..

Ми­ха­ил Юрье­вич Лер­мон­тов (1814-1841) (рис. 1) – поэт, пре­ем­ник А. С. Пуш­ки­на. Поэт с такой же тра­ги­че­ской судь­бой, го­ни­мый над­мен­ны­ми по­том­ка­ми, сто­я­щи­ми у трона все­силь­но­го мо­нар­ха, не сме­ю­щи­ми ослу­шать­ся его, вы­пол­ня­ю­щие любые его на­ка­зы.  

Лер­мон­тов про­жил очень ко­рот­кую жизнь, но оста­вил после себя мно­же­ство ве­ли­ко­леп­ных сти­хо­тво­ре­ний, поэм, дра­ма­ти­че­ских про­из­ве­де­ний. И со­здал целую эпоху нашей ли­те­ра­ту­ры.

Миша Лер­мон­тов

Рис. 3. Миша Лер­мон­тов

Дет­ство ма­лень­ко­го Ми­ше­ля (рис. 3) было омра­че­но смер­тью ма­те­ри, далее ссо­рой отца с ба­буш­кой и, по ве­ле­нию ба­буш­ки, раз­лу­кой сына с отцом. Уже в дет­стве про­яви­лись недю­жин­ные спо­соб­но­сти у ре­бен­ка. Ми­ха­ил Юрье­вич ве­ли­ко­леп­но вла­дел несколь­ки­ми ино­стран­ны­ми язы­ка­ми, ри­со­вал, писал стихи.

С 14 лет он учил­ся в Бла­го­род­ном пан­си­оне при Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те. Для того чтобы по­лу­чить за­кон­чен­ное об­ра­зо­ва­ние, М. Ю. Лер­мон­тов по­сту­па­ет в Школу гвар­дей­ских пра­пор­щи­ков, и в эти годы он много пишет. По­яв­ля­ет­ся сти­хо­тво­ре­ние «Смерть поэта», за ним сле­ду­ет ссыл­ка на Кав­каз. Из ссыл­ки он воз­вра­ща­ет­ся уже окон­ча­тель­но сло­жив­шим­ся по­этом со своим сти­лем и име­ю­щим свое место в ли­те­ра­ту­ре.

В 1838-1840 годах по­яв­ля­ют­ся про­из­ве­де­ния, ко­то­рые со­став­ля­ют Зо­ло­тую со­кро­вищ­ни­цу нашей рус­ской ли­те­ра­ту­ры. И вот снова ссыл­ка на Кав­каз из-за дуэли с фран­цуз­ским по­слан­ни­ком, и эта ссыл­ка ока­зы­ва­ет­ся по­след­ней. В 1841 году поэт на дуэли по­ги­ба­ет на Кав­ка­зе.  

Мысль о все­силь­но­сти и неспра­вед­ли­во­сти царя вы­ра­же­на Лер­мон­то­вым в про­из­ве­де­нии «Песня про царя Ивана Ва­си­лье­ви­ча, мо­ло­до­го оприч­ни­ка и уда­ло­го купца Ка­лаш­ни­ко­ва».

Читая про­из­ве­де­ние, мы ока­зы­ва­ем­ся в да­ле­ком ХV веке, в те вре­ме­на, когда пра­вил царь Иван ІV, за же­сто­кость и су­ро­вость про­зван­ный Гроз­ным. Об­ра­тив­шись к да­ле­ко­му про­шло­му Руси, Лер­мон­тов на­хо­дит в его прав­ле­нии черты до­стой­но­го по­ве­де­ния, но и вме­сте с тем горь­кие по­след­ствия са­мо­вла­стия.

Ха­рак­те­ры пер­со­на­жей рас­кры­ва­ют­ся в по­ступ­ках и диа­ло­гах.

Чте­ние и ана­лиз І части

Гус­ля­ры-ска­зи­те­ли

Рис. 4. Гус­ля­ры-ска­зи­те­ли

Рас­сказ ведут гус­ля­ры (рис. 4), ко­то­рые как бы со­би­ра­ют­ся по­те­шить бо­яри­на и бо­яры­ню.

«Ох, ты, гой еси, царь Иван Ва­си­лье­вич!

Про тебя Нашу песню сло­жи­ли мы,

Про твово лю­би­мо­го оприч­ни­ка

Да про сме­ло­го купца, про Ка­лаш­ни­ко­ва;

Мы сло­жи­ли её на ста­рин­ный лад,

Мы пе­ва­ли её под гус­ляр­ский звон

И при­чи­ты­ва­ли да при­ска­зы­ва­ли.

Пра­во­слав­ный народ ею те­шил­ся,

А бо­ярин Мат­вей Ро­мо­да­нов­ский

Нам чарку под­нёс мёду пен­но­го,

А бо­яры­ня его бе­ло­ли­цая

Под­нес­ла нам на блюде се­реб­ря­ном

По­ло­тен­це новое, шёл­ком шитое.

Уго­ща­ли нас три дни. Три ночи

И всё слу­ша­ли не на­слу­ша­лись.

                            I

Не сияет на небе солн­це крас­ное,

Не лю­бу­ют­ся им тучки синие:

То за тра­пе­зой сидит во зла­том венце,

Сидит гроз­ный царь Иван Ва­си­лье­вич.

По­за­ди его стоят столь­ни­ки,

Су­про­тив его всё бояре да кня­зья,

И пи­ру­ет царь во славу божию,

В удо­воль­ствие своё и ве­се­лие.

Улы­ба­ясь, царь по­ве­лел тогда

Вина слад­ко­го за­мор­ско­го

На­це­дить в свой зо­ло­чё­ный ковш

И под­несть его оприч­ни­кам.

- И все пили, царя сла­ви­ли.

Лишь один из них, из оприч­ни­ков,

Уда­лой боец, буй­ный мо­ло­дец,

в зо­ло­том ковше не мочил усов;

Опу­стил он в землю очи тём­ные,

Опу­стил го­ло­вуш­ку на ши­ро­ку грудь -

А в груди его была дума креп­кая»

Воз­мож­но, мы за­да­ем­ся во­про­сом: ка­ко­ва же при­чи­на гру­сти оприч­ни­ка?

Лишь одна не гля­дит не лю­бу­ет­ся,

По­ло­са­той фатой за­кры­ва­ет­ся....

На свя­той Руси, нашей ма­туш­ке,

Не найти, не сыс­кать такой кра­са­ви­цы:

 Ходит плав­но — будто ле­бё­душ­ка,

Смот­рит слад­ко — как го­лу­буш­ка,

 Мол­вит слово — со­ло­вей поет,

 Горят щеки ее ру­мя­ные

 Как заря на небе бо­жи­им;

 Косы русые, зо­ло­ти­стые,

 В ленты яркие за­пле­тен­ные,

 По пле­чам бегут, из­ви­ва­ют­ся,

 С гру­дью белою ца­лу­ют­ся.

 Во семье ро­ди­лась она ку­пе­че­ской, —

 Про­зы­ва­ет­ся Але­ной Дмит­рев­ной».

Оприч­ник охва­чен стра­стью.

«Серд­ца жар­ко­го не за­лить вином,

 Думу чер­ную — не за­пот­че­вать!»

Что же пред­ла­га­ет ему царь?

«И ска­зал сме­ясь Иван Ва­си­лье­вич:

 «Ну, мой вер­ный слуга! я твоей беде,

 Тво­е­му горю по­со­бить по­ста­ра­ю­ся.

 Вот возь­ми пер­сте­нек ты мой яхон­то­вый

 Да возь­ми оже­ре­лье жем­чуж­ное.

 Пре­жде свахе смыш­ле­ной по­кла­няй­ся

 И пошли дары дра­го­цен­ные

 Ты своей Алене Дмит­ревне:

 Как по­лю­бишь­ся — празд­нуй сва­деб­ку,

 Не по­лю­бишь­ся — не про­гне­вай­ся»

Не от­ка­зы­ва­ют гус­ля­ры оприч­ни­ку в му­же­стве, сме­ло­сти, от­ва­ге. Он готов уме­реть на чуж­бине, в смерт­ном бою с вра­га­ми сло­жить го­ло­ву. Но ино­гда герой ка­жет­ся из­лишне хваст­ли­вым.

«— Не ро­ди­лась та рука за­кол­до­ван­ная

 Ни в бо­яр­ском роду, ни в ку­пе­че­ском;

 Ар­га­мак мой степ­ной ходит ве­се­ло;

 Как стек­ло горит сабля вост­рая;

 А на празд­нич­ный день твоей ми­ло­стью

 Мы не хуже дру­го­го на­ря­дим­ся.

 Как я сяду поеду на лихом коне

 За Моск­ву-ре­ку по­ка­та­ти­ся,

 Ку­шач­ком под­тя­ну­ся шол­ко­вым,

 За­лом­лю на бочек шапку бар­хат­ную,

 Чер­ным со­бо­лем ото­ро­чен­ную»

Всю ли прав­ду ска­зал он царю?

«Об­ма­нул тебя твой лу­ка­вый раб,

 Не ска­зал тебе прав­ды ис­тин­ной,

 Не по­ве­дал тебе, что кра­са­ви­ца

 В церк­ви бо­жи­ей пе­ре­вен­ча­на».

Он скрыл прав­ду, боясь осуж­де­ния. Про­тив се­мей­ных усто­ев, про­тив норм бес­си­лен даже сам царь. Есть ка­кие-то пре­де­лы и его вла­сти.

«Вот на­хму­рил царь брови чер­ные

 И навел на него очи зор­кие,

 Слов­но яст­реб взгля­нул с вы­со­ты небес

 На мла­до­го го­лу­бя си­зо­кры­ло­го, —

 Да не под­нял глаз мо­ло­дой боец.

 — Вот об землю царь стук­нул пал­кою,

 И ду­бо­вый пол на пол­чет­вер­ти

 Он же­лез­ным про­бил око­неч­ни­ком —

 Да не вздрог­нул и тут мо­ло­дой боец.

 — Вот про­мол­вил царь слово гроз­ное, —

 И оч­нул­ся тогда доб­рый мо­ло­дец.

«Гей ты, вер­ный наш слуга, Ки­ри­бе­е­вич,

 Аль ты думу за­та­ил нече­сти­вую?

 Али славе нашей за­ви­ду­ешь?

 Али служ­ба тебе чест­ная при­ску­чи­ла?

 Когда всхо­дит месяц — звез­ды ра­ду­ют­ся,

 Что свет­лей им гу­лять по под­не­бе­сью;

А ко­то­рая в тучку пря­чет­ся,

 Та стре­мглав на землю па­да­ет...

 Непри­лич­но же тебе, Ки­ри­бе­е­вич,

 Цар­ской ра­до­стью гну­ша­ти­ся; —

 А из роду ты ведь Ску­ра­то­вых,

 И се­мьею ты вскорм­лен Ма­лю­ти­ной!»

В дан­ном от­рыв­ке рас­кры­ва­ет­ся мысль о гневе царя на оприч­ни­ка Ки­ри­бе­е­ви­ча. Царь го­во­рит о том, что долж­но ве­се­лить­ся радом с царем толь­ко вер­ным его слу­гам. И в то же время он угро­жа­ет, что па­да­ю­щая звез­да есть невер­ный слуга. На­стро­е­ние царя дано в раз­ви­тии. Недо­воль­ство Ки­ри­бе­е­ви­ча по­сте­пен­но на­рас­та­ет.

Автор ис­поль­зу­ет такие эпи­те­ты, как «слово гроз­ное», «очки зор­кие», «заря алая». Речь со­от­вет­ству­ет об­ра­зу гроз­но­го царя, она очень гнев­ная по на­стро­е­нию.

Чте­ние и ана­лиз ІІ части

Что пред­ве­ща­ет несча­стье для семьи купца Ка­лаш­ни­ко­ва?

Да недоб­рый день за­дал­ся ему:

Ходют мимо баре бо­га­тые,

В его ла­воч­ку не за­гля­ды­ва­ют.

Что же услы­ша­ли мы из уст Алены Дмит­ри­ев­ны? Если в пер­вой части мы ис­пы­ты­ва­ли со­чув­ствие к оприч­ни­ку, то после рас­ска­за жены мы смот­рим на оприч­ни­ка Ки­ри­бе­е­ви­ча уже со­вер­шен­но дру­ги­ми гла­за­ми, как на ви­нов­ни­ка бес­че­стия. Чув­ство Ки­ри­бе­е­ви­ча эго­и­стич­но, нера­зум­но.

Какое ре­ше­ние при­ни­ма­ет Ка­лаш­ни­ков?

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция

Какое ре­ше­ние при­ни­ма­ет Ка­лаш­ни­ков? (рис. 5)

«И я выду тогда на оприч­ни­ка,

Буду на́ смерть бить­ся, до по­след­них сил;

 А по­бьет он меня — вы­хо­ди­те вы

 За свя­тую прав­ду-ма­туш­ку.

 Не сро­бей­те, брат­цы лю­без­ные!»

Он за­щи­ща­ет семью.

«Опо­зо­рил семью нашу чест­ную

 Злой оприч­ник цар­ский Ки­ри­бе­е­вич».

Бра­тья по­ни­ма­ют, какую от­вет­ствен­ность берет на себя Ка­лаш­ни­ков. Он готов сло­жить го­ло­ву, и они в этом го­то­вы под­дер­жать его, даже по­жерт­во­вать соб­ствен­ной жиз­нью.

Итак, под по­кро­вом су­ро­во­сти и угрю­мо­сти мы видим в Ка­лаш­ни­ко­ве черты доб­ро­ты и гу­ман­но­сти. Но при­дет час и, не за­ду­мы­ва­ясь, ни на ми­ну­ту не оста­но­вясь, от­даст он жизнь и ис­пол­нит свой долг.

Чте­ние и ана­лиз ІІІ части

Bдет под­го­тов­ка к бою между Ка­лаш­ни­ко­вым и Ки­ри­бе­е­ви­чем.

«Оце­пи­ли место в 25 са­жень,

 Для охот­ниц­ко­го бою, оди­ноч­но­го»

Здесь разыг­ры­ва­ет­ся по­еди­нок чести с бес­че­стьем, прав­ды с неправ­дой, че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства с про­из­во­лом.  

Ки­ри­бе­е­вич, выйдя, кла­ня­ет­ся царю. Он не скры­ва­ет, что хочет толь­ко по­те­шить его. А Ка­лаш­ни­ков кла­ня­ет­ся царю, Крем­лю и всей Рус­ской земле, всему рус­ско­му на­ро­ду.

Вот строч­ки, опи­сы­ва­ю­щие внут­рен­нее со­сто­я­ние Ки­ри­бе­е­ви­ча:

«По­блед­нел в лице как осен­ний снег;

 Бойки очи его за­ту­ма­ни­лись,

 Между силь­ных плеч про­бе­жал мороз,

 На рас­кры­тых устах слово за­мер­ло...»

Он изум­лен, он рас­те­рян.

Что за­пре­ща­ли пра­ви­ла ку­лач­но­го боя? Они за­пре­ща­ли уби­вать про­тив­ни­ка, уби­вать че­ло­ве­ка. Зна­чит, прав был царь, когда каз­нил Ка­лаш­ни­ко­ва? У купца не было иного вы­хо­да, как толь­ко убить про­тив­ни­ка и пре­вра­тить это зре­ли­ще в суд чести. Он не скры­вал, что не будет шу­тить, что со­би­ра­ет­ся ото­мстить. Он не про­сто мстит, а вы­сту­па­ет про­тив про­из­во­ла. Ка­лаш­ни­ков потом каз­нен без суда и след­ствия. Что же обе­щал царь ему?

Ка­лаш­ни­ков потом каз­нен без суда и след­ствия.

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция

«Хо­ро­шо тебе, де­ти­нуш­ка,

 Уда­лой боец, сын ку­пе­че­ский,

 Что ответ дер­жал ты по со­ве­сти.

 Мо­ло­дую жену и сирот твоих

 Из казны моей я по­жа­лую,

 Твоим бра­тьям велю от сего же дня

 По всему цар­ству рус­ско­му ши­ро­ко­му

 Тор­го­вать без­дан­но, бес­по­шлин­но,

 А ты сам сту­пай, де­ти­нуш­ка,

 На вы­со­кое место лоб­ное,

 Сложи свою буй­ную го­ло­вуш­ку.

 Я топор велю на­то­чить-на­вост­рить,

 Па­ла­ча велю одеть-на­ря­дить,

 В боль­шой ко­ло­кол при­ка­жу зво­нить,

 Чтобы знали все люди мос­ков­ские,

 Что и ты не остав­лен моей ми­ло­стью...»

А кого же под­дер­жи­ва­ет народ? Кому он сим­па­ти­зи­ру­ет?

«Схо­ро­ни­ли его за Моск­вой-ре­кой

 На чи­стом поле про­меж трех дорог,

 Про­меж Туль­ской, Ря­зан­ской, Вла­ди­мир­ской

 И бугор земли сырой тут на­сы­па­ли,

 И кле­но­вый крест тут по­ста­ви­ли.

 И гу­ля­ют шумят ветры буй­ные

 Над его безы­мян­ной мо­гил­кою;

 И про­хо­дят мимо люди доб­рые, —

 Прой­дет стар че­ло­век — пе­ре­кре­стит­ся,

 Прой­дет мо­ло­дец — при­оса­нит­ся,

 Прой­дет де­ви­ца — при­го­рю­нит­ся,

 А прой­дут гус­ля­ры — споют пе­сен­ку»

Бы­лин­ные черты

Бы­лин­ное об­ра­ще­ние («ох, ты, гой еси»).

Ис­поль­зо­ва­ние ис­то­риз­мов – кня­зья, бояре, оприч­ник.

Боль­шое ко­ли­че­ство эпи­те­тов, ха­рак­тер­ных для фольк­ло­ра – заря алая, тучи синие, венец зла­той.

Бы­лин­ная  сим­во­ли­ка – алая заря (в на­род­ном фольк­ло­ре пред­ве­ща­ла беду).

Ме­та­фо­ры, ин­вер­сии и оли­це­тво­ре­ния.

Вывод:

«Песня про царя Ивана Ва­си­лье­ви­ча, мо­ло­до­го оприч­ни­ка и уда­ло­го купца Ка­лаш­ни­ко­ва» сло­же­на в на­зи­да­ние людям, на­де­лен­ным вла­стью и мо­гу­ще­ством, пра­вом ре­шать судь­бы дру­гих людей.

Ирак­лий Ан­д­ро­ни­ков, ис­сле­до­ва­тель твор­че­ства М.Ю. Лер­мон­то­ва писал:

«Хотя Лер­мон­тов об­ра­тил­ся к эпохе Гроз­но­го, про­из­ве­де­ние про­зву­ча­ло глу­бо­ко со­вре­мен­но. Толь­ко что на дуэли с цар­ским «оприч­ни­ком» погиб Пуш­кин, ко­то­рый вышел на по­еди­нок, чтобы за­щи­тить честь жены и своё бла­го­род­ное имя. Поэма за­став­ля­ет за­ду­мать­ся над во­про­са­ми о судь­бе и нра­вах че­ло­ве­че­ской лич­но­сти».

Вопросы к конспектам

Вспом­ни­те, что такое бы­ли­на. Най­ди­те в про­из­ве­де­нии Лер­мон­то­ва черты бы­лин­но­го стиля.

Под­бе­ри­те ци­та­ты, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют Ивана Гроз­но­го, купца Ка­лаш­ни­ко­ва, оприч­ни­ка.

Как можно объ­яс­нить ре­ше­ние Ивана Гроз­но­го? Со­чув­ству­ет ли он Ка­лаш­ни­ко­ву?

Как вы ду­ма­е­те, по­че­му это про­из­ве­де­ние было за­пре­ще­но цен­зу­рой?

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 22:50