Земельный закон братьев Гракхов
40-е гг. II века стали временем относительно мирного существования Рима. Карфаген был разрушен. Большинство государств Средиземноморья стали римскими провинциями. Однако в самом Риме назревал конфликт. Легионеры – владельцы небольших земельных участков – не могли в годы военных походов заниматься ведением хозяйства, поэтому их участки зарастали травой, дом и амбар ветшали, орудия труда разворовывались. Единственным выходом была продажа за бесценок земли богатому соседу. Земледелец с семьей перебирался в Рим, пополняя ряды местной бедноты.
Один знатный юноша, объезжая однажды окрестности Рима, пришел в ужас, увидев, что на полях богатых землевладельцев трудятся тысячи рабов, в Риме практически не осталось свободных земледельцев. Звали этого наблюдательного юношу Тиберий Семпроний Гракх. Он был внуком выдающегося римского полководца Сципиона Африканского. Сципион славился в Риме не только своими военными успехами, но и считался образованнейшим человеком. Его дочь Корнелия была одной из самых умных женщин своей эпохи. Своим сыновьям Тиберию и Гаю Гракхам (рис. 1) Корнелия привила любовь к знаниям, оба ее сына были выдающимися ораторами.
Рис. 1. Тиберий и Гай Гракхи
На сходках граждан Тиберий не раз произносил речи, не оставлявшие никого равнодушными. «Даже дикие звери имеют норы и логова, – говорил он, – а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света!» Тиберия избрали народным трибуном. В 133 г. до н. э. Тиберий предложил принять закон о переделе земли: ни одна семья не должна пользоваться более чем тысячью югеров (около 250 га) государственной земли. Излишки следует отобрать и небольшими участками без права продажи раздать бедным гражданам. Не только сенат, но и народный трибун Октавий выступили против принятия закона. Тогда Тиберий, обращаясь к Народному собранию, задал вопрос: «Может ли трибун, действующий не в интересах народа, оставаться в своей должности?» Собрание отстранило Октавия и утвердило закон (рис. 2).
Рис. 2. Земельный закон
Тиберий хотел быть избранным трибуном на новый срок, чтобы довести свой замысел до конца. Выборы проходили в разгар лета, когда большинство земледельцев трудились на полях. Недовольные деятельностью Тиберия сенаторы организовали заговор. Были убиты более трехсот граждан. Погиб и сам Тиберий Гракх – народный трибун.
Спустя девять лет после гибели Тиберия его брат Гай Гракх был избран народным трибуном. С необычайной энергией он продолжил передел земли. Тысячи земледельцев получили участки. Богачи возненавидели Гая. По приказу сената в Рим были введены войска. Погибли три тысячи сторонников Гая Гракха. Не желая отдаться в руки врагов, он кончил жизнь самоубийством (рис. 3).
Рис. 3. Смерть Гая Гракха, Жан-Батист Топино-Лебрен, 1792
Спустя несколько лет был отменен запрет на продажу земельных участков. Богачи стали скупать земли у бедняков. Разорение земледельцев Италии продолжалось.