Франция в XVIII в. Начало Великой Французской Революции

Фран­ция в XVIII веке была мо­нар­хи­ей, опи­рав­шей­ся на бю­ро­кра­ти­че­скую цен­тра­ли­за­цию и по­сто­ян­ную армию. Су­ще­ство­вав­ший в стране со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский и по­ли­ти­че­ский режим сло­жил­ся в ре­зуль­та­те слож­ных ком­про­мис­сов, вы­ра­бо­тан­ных в ходе дли­тель­но­го по­ли­ти­че­ско­го про­ти­во­сто­я­ния и граж­дан­ских войн XIV–XVI вв. Один из таких ком­про­мис­сов су­ще­ство­вал между ко­ро­лев­ской вла­стью и при­ви­ле­ги­ро­ван­ны­ми со­сло­ви­я­ми – за отказ ду­хо­вен­ства и дво­рян­ства от по­ли­ти­че­ских прав го­су­дар­ствен­ная власть всеми быв­ши­ми в её рас­по­ря­же­нии сред­ства­ми охра­ня­ла со­ци­аль­ные при­ви­ле­гии этих двух со­сло­вий. Дру­гой ком­про­мисс су­ще­ство­вал по от­но­ше­нию к кре­стьян­ству – в те­че­ние дли­тель­ной серии кре­стьян­ских войн XIV–XVI вв. кре­стьяне до­би­лись от­ме­ны по­дав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства де­неж­ных на­ло­гов и пе­ре­хо­да к на­ту­раль­ным от­но­ше­ни­ям в сель­ском хо­зяй­стве.

Тре­тий ком­про­мисс су­ще­ство­вал в от­но­ше­нии бур­жу­а­зии, в ин­те­ре­сах ко­то­рой пра­ви­тель­ство тоже де­ла­ло нема­ло, со­хра­няя ряд при­ви­ле­гий бур­жу­а­зии по от­но­ше­нию к ос­нов­ной массе на­се­ле­ния (кре­стьян­ству) и под­дер­жи­вая су­ще­ство­ва­ние де­сят­ков тысяч мел­ких пред­при­я­тий, вла­дель­цы ко­то­рых и со­став­ля­ли слой фран­цуз­ских бур­жуа. Од­на­ко сло­жив­ший­ся в ре­зуль­та­те этих слож­ных ком­про­мис­сов режим не обес­пе­чи­вал нор­маль­но­го раз­ви­тия Фран­ции, ко­то­рая в XVIII в. на­ча­ла от­ста­вать от своих со­се­дей, пре­жде всего от Ан­глии. Кроме того, чрез­мер­ная экс­плу­а­та­ция все боль­ше во­ору­жа­ла про­тив себя на­род­ные массы, ин­те­ре­сы ко­то­рых со­вер­шен­но иг­но­ри­ро­ва­лись го­су­дар­ством.

Лю­до­вик XVI

Рис. 1. Лю­до­вик XVI

После це­ло­го ряда неудач­ных по­пы­ток выйти из за­труд­ни­тель­но­го фи­нан­со­во­го по­ло­же­ния Лю­до­вик XVI (рис. 1) в 1787 года при­нял ре­ше­ние со­брать со­бра­ние но­таб­лей – вли­я­тель­ных пред­ста­ви­те­лей трех со­сло­вий. Но но­таб­ли неожи­дан­но от­верг­ли пред­ло­же­ние ко­ро­ля, за­явив, что во­прос о на­ло­гах может ре­шить толь­ко выс­шее со­бра­ние со­сло­вий – Ге­не­раль­ные штаты – ко­то­рое через пять лет со­зо­вут го­су­дар­ствен­ные чины Фран­ции. Когда Жак Нек­кер вто­рич­но стал пар­ла­мен­тё­ром, он на­сто­ял на том, чтобы Ге­не­раль­ные штаты были со­зва­ны в 1789 году. У пра­ви­тель­ства не было, од­на­ко, ни­ка­кой опре­де­лён­ной про­грам­мы.

Ко­ро­лев­ский ре­гла­мент 24 ян­ва­ря 1789 года, по­ста­но­вив со­звать 27 ап­ре­ля Ге­не­раль­ные штаты, ука­зы­вал целью бу­ду­ще­го со­бра­ния «уста­нов­ле­ние по­сто­ян­но­го и неиз­мен­но­го по­ряд­ка во всех ча­стях управ­ле­ния, ка­са­ю­щих­ся сча­стья под­дан­ных и бла­го­со­сто­я­ния ко­ро­лев­ства, наи­ско­рей­шее по воз­мож­но­сти вра­че­ва­ние бо­лез­ней го­су­дар­ства и уни­что­же­ние вся­ких зло­упо­треб­ле­ний»; при этом ко­роль вы­ра­жал же­ла­ние, чтобы «и на край­них пре­де­лах его ко­ро­лев­ства, и в на­и­ме­нее из­вест­ных се­ле­ни­ях за каж­дым была обес­пе­че­на воз­мож­ность до­ве­сти до его све­де­ния свои же­ла­ния и свои жа­ло­бы». Из­би­ра­тель­ное право дано было всем фран­цу­зам, до­стиг­шим два­дца­ти­пя­ти­лет­не­го воз­рас­та, имев­шим по­сто­ян­ное место жи­тель­ства и за­не­сён­ным в спис­ки на­ло­гов (по­след­нее огра­ни­че­ние ис­клю­ча­ло из из­би­ра­тель­но­го права зна­чи­тель­ное число бед­ных граж­дан). Вы­бо­ры были двух­сте­пен­ные (и далее ино­гда трёх­сте­пен­ные), то есть вы­би­ра­лись де­пу­та­ты не самим на­се­ле­ни­ем, а вы­бран­ны­ми им упол­но­мо­чен­ны­ми.

5 мая 1789 года в Вер­са­ле от­кры­лись за­се­да­ния Ге­не­раль­ных шта­тов. На­ча­лись пре­ре­ка­ния о по­ряд­ке ве­де­ния за­се­да­ний. Тре­тье со­сло­вие тре­бо­ва­ло себе боль­ше прав, объ­явив себя пред­ста­ви­те­лем 96 % нации. 17 июня де­пу­та­ты тре­тье­го со­сло­вия, под­дер­жан­ные низ­ши­ми сло­я­ми ду­хо­вен­ства и дво­рян­ства про­воз­гла­си­ли себя На­ци­о­наль­ным со­бра­ни­ем, при­гла­сив осталь­ных де­пу­та­тов при­со­еди­нить­ся к ним. 20 июня де­пу­та­ты тре­тье­го со­сло­вия со­бра­лись в зале для игры в мяч и дали клят­ву не рас­хо­дить­ся, пока не будет вы­ра­бо­та­на Кон­сти­ту­ция. По пред­ло­же­нию Оноре Га­б­ри­е­ля Ми­ра­бо лич­ность де­пу­та­тов про­воз­гла­ша­лась непри­кос­но­вен­ной. Де­пу­та­ты тре­тье­го со­сло­вия про­дол­жа­ли свои за­се­да­ния и при­влек­ли на свою сто­ро­ну зна­чи­тель­ную часть пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ства и неко­то­рую часть пред­ста­ви­те­лей дво­рян­ства.

9 июля 1789 года На­ци­о­наль­ное со­бра­ние объ­яви­ло себя Учре­ди­тель­ным со­бра­ни­ем – выс­шим пред­ста­ви­тель­ным и за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном на­ро­да. 11 июля Лю­до­вик дал от­став­ку Нек­ке­ру и при­ка­зал ему немед­лен­но по­ки­нуть Париж.

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 16:43