Япония в эпоху правления династии Токугава

 4 сословия эпохи Токугава

XVII–XIX вв. в ис­то­рии Япо­нии при­ня­то на­зы­вать пе­ри­о­дом Эдо. На­зва­ние этого пе­ри­о­да дала сто­ли­ца го­су­дар­ства в это время – город Эдо (рис. 1) (со­вре­мен­ный Токио). XVII–XIX века – это эпоха, когда Япо­ни­ей управ­ля­ла фе­о­даль­ная во­ен­ная вер­хуш­ка, воз­главля­е­мая ди­на­сти­ей То­ку­га­ва. В 1603 году пред­ста­ви­тель ди­на­стии Иэясу То­ку­га­ва смог по­бе­дить своих оп­по­нен­тов и при­нять титул сё­гу­на. Сегун – это во­ен­ный и по­ли­ти­че­ский лидер стра­ны, ру­ко­во­ди­тель. Од­на­ко при се­гу­нах со­хра­нял­ся и титул им­пе­ра­то­ра. Им­пе­ра­то­ры в это время яв­ля­лись ско­рее пер­во­свя­щен­ни­ка­ми, неже­ли ре­аль­ны­ми пра­ви­те­ля­ми Япо­нии. Несмот­ря на это ди­на­стия То­ку­га­ва смог­ла про­дер­жать­ся у вла­сти вплоть до 1868 года.

Город Эдо – сто­ли­ца Япо­нии

Рис. 1. Город Эдо – сто­ли­ца Япо­нии

Для пе­ри­о­да Эдо ха­рак­тер­но чет­кое де­ле­ние об­ще­ства на клас­сы. Клас­со­вая си­сте­ма того вре­ме­ни пред­став­ля­ла собой 4 со­сло­вия (со­сло­вие – это со­ци­аль­ная груп­па людей, на­де­лен­ная опре­де­лен­ны­ми пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми, пе­ре­да­ю­щи­ми­ся по на­след­ству): са­му­раи, кре­стьяне, ре­мес­лен­ни­ки и купцы. Для каж­до­го из этих со­сло­вий четко опре­де­ля­лось по­ло­же­ние, воз­мож­но­сти, каж­дая часть жизни япон­ца этого пе­ри­о­да была за­ко­но­да­тель­но про­пи­са­на.

Ве­ду­щим со­сло­ви­ем было со­сло­вие са­му­ра­ев (так в Япо­нии на­зы­ва­ли во­и­нов) (рис. 2). Са­му­раи об­ла­да­ли огром­ным ко­ли­че­ством при­ви­ле­гий. Толь­ко они имели воз­мож­ность но­сить с собой в мир­ное время 2 меча: длин­ный и ко­рот­кий (рис. 3). Это по­ка­зы­ва­ло, что са­му­раи имеют право ка­рать по сво­е­му усмот­ре­нию. Если кто-то из пред­ста­ви­те­лей ниж­них со­сло­вий вел себя непо­до­ба­ю­ще в при­сут­ствии са­му­рая, то он имел право каз­нить про­ви­нив­ше­го­ся. Са­му­раи со­став­ля­ли 10-ю часть на­се­ле­ния Япо­нии и пред­став­ля­ли собой гроз­ную силу. Когда за­кан­чи­ва­ют­ся кро­во­про­лит­ные войны, са­му­ра­ям ока­зы­ва­ет­ся нече­го де­лать. Са­му­раи – воины и к мир­ной жизни они не при­спо­соб­ле­ны, ведь де­лать ни­че­го мир­но­го они не умеют. Встал во­прос: чем же за­ни­мать­ся са­му­ра­ям в усло­ви­ях мира? Часть са­му­ра­ев ста­но­ви­лась на­ем­ни­ка­ми. Дру­гие от­кры­ва­ли школы бо­е­вых ис­кусств и ста­но­ви­лись ма­сте­ра­ми сво­е­го дела, на­при­мер фех­то­ва­ния (рис. 4). Часть са­му­ра­ев стала чи­нов­ни­ка­ми, а неко­то­рая пы­та­лась пе­ре­вер­нуть ход раз­ви­тия го­су­дар­ства и вновь при­зы­ва­ла к вой­нам. Не раз сё­гу­нам при­хо­ди­лось по­дав­лять са­му­рай­ские вос­ста­ния.

Япон­ские са­му­раи

Рис. 2. Япон­ские са­му­раи

Са­му­рай­ские мечи

Рис. 3. Са­му­рай­ские мечи

Япон­ские са­му­раи

Рис. 4. Япон­ские са­му­раи

По­ло­же­ние куп­цов (рис. 5) и ре­мес­лен­ни­ков (рис. 6) было еще хуже. Боль­шин­ство го­ро­дов при­над­ле­жа­ло либо сё­гу­нам, либо кня­зьям. В таких го­ро­дах са­мо­управ­ство чи­нов­ни­ков-са­му­ра­ев не имело ни­ка­ких огра­ни­че­ний. Боль­ших сё­гун­ских го­ро­дов, где по­ло­же­ние куп­цов и ре­мес­лен­ни­ков было снос­ным, было немно­го, на­при­мер Осака, Ха­ка­та, Киото.

Япон­ский купец (спра­ва)

Рис. 5. Япон­ский купец (спра­ва)

Япон­ские ре­мес­лен­ни­ки

Рис. 6. Япон­ские ре­мес­лен­ни­ки

Но самым худ­шим было по­ло­же­ние кре­стьян­ства (рис. 7), ведь кре­стья­нин не имел ни­ка­ких прав. Они яв­ля­лись ос­нов­ной ча­стью на­ло­го­пла­тель­щи­ков, и фе­о­да­лы-са­му­раи об­ра­ща­лись с ними, как им хо­те­лось.

Япон­ские кре­стьяне

Рис. 7. Япон­ские кре­стьяне

 Период японской изоляции

Как и дру­гим на­ро­дам Ти­хо­оке­ан­ско­го ре­ги­о­на, в XVII – XIX вв. япон­цам при­ш­лось столк­нуть­ся с воз­рос­шей ак­тив­но­стью ев­ро­пей­цев в дан­ном ре­ги­оне. Пер­вый сёгун, Иэясу То­ку­га­ва (рис. 8), от­но­сил­ся к ино­стран­цам с по­до­зре­ни­ем, но все же поз­во­лял тор­го­вать и се­лить­ся на тер­ри­то­рии япон­ских ост­ро­вов. Но с те­че­ни­ем вре­ме­ни от­но­ше­ния между япон­ца­ми и ев­ро­пей­ца­ми стали ухуд­шать­ся. При­чи­ной этому яв­ля­ет­ся во мно­гом то, что вос­ста­ния, ко­то­рые под­ни­ма­лись про­тив сё­гу­нов То­ку­га­ва, часто имели имен­но хри­сти­ан­ский ха­рак­тер. В 1612 году вышел указ, ко­то­рый за­пре­щал под­дан­ным То­ку­га­ва при­ни­мать хри­сти­ан­ство. Сё­гу­ны по­тре­бо­ва­ли, чтобы все их под­дан­ные от­рек­лись от этой ре­ли­гии. Вско­ре на­ча­лись ре­прес­сии про­тив хри­сти­ан на ост­ро­вах. Тор­гов­ля с за­пад­ны­ми дер­жа­ва­ми на­ча­ла резко со­кра­щать­ся.

Япон­ский сёгун Иэясу То­ку­га­ва

Рис. 8. Япон­ский сёгун Иэясу То­ку­га­ва

В 1635 году вышел указ, за­пре­щав­ший япон­цам по­ки­дать тер­ри­то­рию го­су­дар­ства. Тем япон­цам, ко­то­рые на мо­мент из­да­ния указа на­хо­ди­лись за пре­де­ла­ми стра­ны, воз­вра­ще­ние было за­пре­ще­но.

Во вто­рой по­ло­вине XVII века за­ко­но­мер­ным ито­гом дан­ной по­ли­ти­ки стал за­прет под стра­хом смерт­ной казни ино­стран­цам бы­вать на тер­ри­то­рии Япо­нии. Стра­на была пол­но­стью изо­ли­ро­ва­на от воз­мож­но­сти кон­так­та с за­пад­ным миром. По­доб­ная по­ли­ти­ка при­ве­ла к про­ти­во­ре­чи­вым ре­зуль­та­там. С одной сто­ро­ны, Япо­ния смог­ла успеш­но за­щи­щать­ся от ев­ро­пей­ско­го вли­я­ния. До­ми­ни­ру­ю­щи­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми в стране были буд­дизм и син­то­изм. С дру­гой сто­ро­ны, Япо­ния не могла таким об­ра­зом по­зна­вать те на­уч­ные до­сти­же­ния, ко­то­рые при­нес­ла Ев­ро­па на тер­ри­то­рию Азии. В ис­то­ри­че­ской науке есть раз­ные оцен­ки «за­кры­тия Япо­нии», од­на­ко фак­том оста­ет­ся то, что Япо­ния смог­ла выйти из пе­ри­о­да XVII–XIX вв. стра­ной со своей тра­ди­ци­ей, куль­ту­рой и своим ви­де­ни­ем внеш­ней по­ли­ти­ки.

Осо­бен­ной по­пу­ляр­но­стью вре­мен То­ку­га­ва поль­зо­ва­лись те ре­ли­ги­оз­ные на­прав­ле­ния и уче­ния, ко­то­рые под­дер­жи­ва­ли власть сё­гу­на. Так, из­вест­но было уче­ние Чжу Си (рис. 9). Это уче­ние от­ста­и­ва­ло иде­а­лы под­чи­не­ния млад­ших стар­шим, незыб­ле­мость тра­ди­ций. По­доб­ные уче­ния спо­соб­ство­ва­ли на­рас­та­нию на­ци­о­на­ли­сти­че­ской ат­мо­сфе­ры в стране. Япон­цы про­воз­гла­ша­лись ве­ду­щей на­ци­ей и счи­та­ли, что имен­но их путь наи­бо­лее вер­ный и пра­виль­ный во всем мире.

Чжу Си

Рис. 9. Чжу Си

 Начало открытия японских границ и реставрация Мэйдзи

Ди­на­стия То­ку­га­ва про­дер­жа­лась у вла­сти до­ста­точ­но долго, около 250 лет. Од­на­ко со вре­ме­нем, а имен­но в XIX веке, про­изо­шла зна­ме­ни­тая ре­во­лю­ция Мэйд­зи, в ходе ко­то­рой власть в Япо­нии вер­ну­лась в руки им­пе­ра­то­ров. Им­пе­ра­тор Япо­нии Му­цу­хи­то (рис. 10) сде­лал много важ­ных но­во­вве­де­ний, на­при­мер от­крыл Япо­нию для внеш­ней тор­гов­ли, при нем в Япо­нии снова стали по­яв­лять­ся ино­стран­цы, он повел Япо­нию по пути мо­дер­ни­за­ции. Имен­но при им­пе­ра­то­ре Му­цу­хи­то Япо­ния вновь вышла на ми­ро­вую арену.

Им­пе­ра­тор Япо­нии Му­цу­хи­то

Рис. 10. Им­пе­ра­тор Япо­нии Му­цу­хи­то

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 15:49