Северная Америка накануне европейского вторжения

 История индейских племен

До того как на тер­ри­то­рии США стали по­яв­лять­ся пер­вые ев­ро­пей­ские по­се­ле­ния, там про­жи­ва­ли мно­го­чис­лен­ные ин­дей­ские и эс­ки­мос­ские пле­ме­на. Таких пле­мен было несколь­ко сотен. На­при­мер, на-дене, ал­гон­ки­ны, сиу, шо­шо­ны (рис. 1). Все они го­во­ри­ли на раз­ных язы­ках, при­над­ле­жа­ли к раз­ным эт­ни­че­ским груп­пам, а также по-раз­но­му об­ща­лись друг с дру­гом.

Племя шо­шо­ны

Рис. 1. Племя шо­шо­ны

Че­ло­век по­явил­ся на тер­ри­то­рии Се­вер­ной Аме­ри­ки, как ми­ни­мум, 20–25 тысяч лет назад. Люди при­шли из Азии через су­хо­пут­ный мост, су­ще­ство­вав­ший на месте се­го­дняш­не­го Бе­рин­го­ва про­ли­ва. Этот про­лив су­ще­ство­вал не все­гда. Когда уро­вень воды в ми­ро­вом оке­ане по­ни­жал­ся, между Азией и Аме­ри­кой воз­ни­ка­ла Бе­рин­гия, через ко­то­рую пер­во­быт­ные люди по­па­ли на аме­ри­кан­ский кон­ти­нент. Это объ­яс­ня­ет, по­че­му ин­дей­цы и эс­ки­мо­сы при­над­ле­жат к мон­го­ло­ид­ной расе (эта раса пре­об­ла­да­ет на тер­ри­то­рии Азии). По­лу­ча­ет­ся, что они род­ствен­ни­ки. Но волн таких пе­ре­се­ле­ний за много тысяч лет было несколь­ко, по­это­му они пе­ре­ме­ша­лись между собой и даже со­сед­ние пле­ме­на могли ока­зать­ся не род­ствен­ны­ми друг другу.

От пре­бы­ва­ния пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка на тер­ри­то­рии Аме­ри­ки оста­лось много сле­дов. На­при­мер, пет­ро­гли­фы (рис. 2) – ри­сун­ки на камне. Мно­гие ин­дей­ские пле­ме­на к мо­мен­ту при­хо­да ев­ро­пей­цев уже до­стиг­ли той ста­дии, на ко­то­рой у них могло по­явить­ся го­су­дар­ство. На­при­мер, племя иро­ке­зов об­ра­зо­ва­ло целый во­ен­ный союз, ко­то­рый уче­ные на­зы­ва­ют кон­фе­де­ра­ци­ей (объ­еди­не­ние неза­ви­си­мых го­су­дарств или пле­мен для до­сти­же­ния опре­де­лен­ных целей). Иро­кез­ские роды и се­мей­ства объ­еди­ня­лись для того, чтобы по­ко­рять со­сед­ние пле­ме­на. Из­вест­но, что со своих по­вер­жен­ных вра­гов ин­дей­цы сни­ма­ли скаль­пы, так на­зы­ва­ют кожу го­ло­вы вме­сте с во­ло­са­ми. Но эта тра­ди­ция была не все­об­щей. Племя иро­ке­зов сни­ма­ли скаль­пы, они счи­та­ли, что это до­ка­за­тель­ство того, что про­тив­ник погиб. Бы­ва­ло даже так, что скаль­пы сни­ма­ли с живых людей. Ин­дей­цы ве­ри­ли, что жиз­нен­ная сила че­ло­ве­ка за­клю­че­на в во­ло­сах, и, лишая воина волос, они тем самым ли­ша­ли его удачи и силы.

Пет­ро­гли­фы

Рис. 2. Пет­ро­гли­фы

На юго-за­па­де со­вре­мен­ных Со­еди­нен­ных Шта­тов Аме­ри­ки по сей день живут ин­дей­цы-пу­эб­ло. Свое на­зва­ние они по­лу­чи­ли от ис­пан­ско­го слова, в пе­ре­во­де озна­ча­ю­ще­го «по­се­ле­ние». До при­хо­да ев­ро­пей­цев ин­дей­цы пу­эб­ло стро­и­ли го­ро­да с мно­го­этаж­ны­ми гли­ня­ны­ми зда­ни­я­ми (рис. 3). Одно из таких по­се­ле­ний – по­се­лок Та­ос-Пу­эб­ло (рис. 4) – вклю­чен в спи­сок все­мир­но­го на­сле­дия ЮНЕ­СКО (меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция по во­про­сам об­ра­зо­ва­ния, науки и куль­ту­ры). В таких по­се­ле­ни­ях, окру­жен­ных сте­на­ми, про­жи­ва­ло по несколь­ко тысяч че­ло­век. Их быт оста­вал­ся неиз­мен­ным на про­тя­же­нии как ми­ни­мум пя­ти­сот лет.

Мно­го­этаж­ные гли­ня­ные зда­ния

Рис. 3. Мно­го­этаж­ные гли­ня­ные зда­ния

По­се­лок Та­ос-Пу­эб­ло

Рис. 4. По­се­лок Та­ос-Пу­эб­ло

 Занятия индейцев

Ин­дей­цы, как пра­ви­ло, за­ни­ма­лись охо­той и со­би­ра­тель­ством. Неко­то­рые из ин­дей­ских пле­мен были уже хо­ро­шо зна­ко­мы с зем­ле­де­ли­ем и ско­то­вод­ством. Ос­но­вой хо­зяй­ствен­ной жизни ин­дей­цев была охота на би­зо­нов (рис. 5). Мясо би­зо­на шло в пищу, а из его шкуры де­ла­ли одеж­ду и жи­ли­ща. Ис­поль­зо­вал­ся даже би­зо­ний помет в ка­че­стве топ­ли­ва. Он хо­ро­шо горел и давал много тепла.

Охота на би­зо­нов

Рис. 5. Охота на би­зо­нов

Ору­жие, с ко­то­рым ин­дей­цы охо­ти­лись на би­зо­нов, были про­сты­ми: лук и стре­лы. Это не могло се­рьез­но по­вли­ять на чис­лен­ность жи­вот­ных. Толь­ко когда в Аме­ри­ке по­яви­лись ев­ро­пей­цы и ог­не­стрель­ное ору­жие, чис­лен­ность би­зо­нов стала очень быст­ро со­кра­щать­ся. На се­го­дняш­ний день этих жи­вот­ных в Аме­ри­ке нет, они пол­но­стью вы­мер­ли.

 Индейские ремесла

Мно­гие ин­дей­ские пле­ме­на имели со­вер­шен­ную си­сте­му ре­мес­ла. Они из­го­тав­ли­ва­ли гон­чар­ные со­су­ды, одеж­ду, ору­жие и пред­ме­ты, свя­зан­ные с укра­ше­ни­я­ми. Так, кол­лек­ция ин­дей­ской ке­ра­ми­ки на­хо­дит­ся во мно­же­стве со­вре­мен­ных аме­ри­кан­ских му­зеев (рис. 6).

Ин­дей­ская ке­ра­ми­ка

Рис. 6. Ин­дей­ская ке­ра­ми­ка

 Индейские верования

Ин­дей­цы ве­ри­ли в то, что каж­дое племя про­ис­хо­дит от ка­ко­го-ни­будь  жи­вот­но­го, ко­то­рое счи­та­лось свя­щен­ным. Эта вера в свя­щен­но­го пред­ка в виде жи­вот­но­го или рас­те­ния на­зы­ва­лась то­те­мизм. На­при­мер, пле­ме­на на­зы­ва­ли себя: племя мед­ве­дя, племя волка, племя во­ро­на и даже племя бе­ше­ной со­ба­ки (рис. 7). Члены каж­до­го пле­ме­ни но­си­ли по­хо­жие го­лов­ные уборы. Для их из­го­тов­ле­ния нужно было брать перья толь­ко кон­крет­ных птиц, при этом перья долж­ны были быть опре­де­лен­ной длины и цвета (рис. 8). Такие го­лов­ные уборы но­си­ли не для кра­со­ты, а для того чтобы все ви­де­ли, с кем имеют дело. Но на­де­ва­ли такие уборы не каж­дый день. В таком виде было неудоб­но охо­тить­ся или за­ни­мать­ся по­все­днев­ны­ми де­ла­ми. Такие го­лов­ные уборы ин­дей­цы на­де­ва­ли во время круп­ных ре­ли­ги­оз­ных празд­ни­ков.

Ин­де­ец из пле­ме­ни вол­ков

Рис. 7. Ин­де­ец из пле­ме­ни вол­ков

Го­лов­ной убор ин­дей­ца

Рис. 8. Го­лов­ной убор ин­дей­ца

 Индейцы – храбрые воины

Ин­дей­цы были храб­ры­ми во­и­на­ми. Чтобы на­пу­гать врага, они на­но­си­ли крас­ку на свои тела и лица. До сих пор су­ще­ству­ет пред­став­ле­ние о том, что бо­е­вая рас­крас­ка ин­дей­цев была, чуть ли не глав­ным фак­то­ром, ко­то­рый от­пу­ги­вал ев­ро­пей­цев.

Ин­дей­ско­му воину нужно было учить­ся гром­ко и прон­зи­тель­но кри­чать, для того чтобы на­пу­гать врага. Ле­ген­да гла­сит, что один ин­дей­ский охот­ник мог крик­нуть так, что бизон падал за­мерт­во, а мед­ведь мог от неожи­дан­но­сти сва­лить­ся с де­ре­ва. Од­на­ко под­лин­ность этой ле­ген­ды неиз­вест­на. Фак­том оста­ет­ся то, что ев­ро­пей­ские ко­ло­ни­за­то­ры бо­я­лись ин­дей­цев и не до­ве­ря­ли им.

 Подведение итогов

На се­го­дняш­ний день боль­шая часть Аме­ри­ки ин­дей­цам уже не при­над­ле­жит. Но для того чтобы ин­дей­цы могли со­хра­нить свой быт на тер­ри­то­рии мно­гих шта­тов Аме­ри­ки, для них от­ве­де­ны спе­ци­аль­ные рай­о­ны, ко­то­рые на­хо­дят­ся под управ­ле­ни­ем ин­дей­ских во­ждей. Такие тер­ри­то­рии на­зы­ва­ют­ся ин­дей­ски­ми ре­зер­ва­ци­я­ми. Но таких тер­ри­то­рий очень мало, они за­ни­ма­ют чуть боль­ше 2 % всей тер­ри­то­рии США.

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 15:47