Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества


Ис­пан­ские и пор­ту­галь­ские вла­де­ния в Южной Аме­ри­ке

Рис. 1. Ис­пан­ские и пор­ту­галь­ские вла­де­ния в Южной Аме­ри­ке

За­во­е­вав об­шир­ные ко­ло­ни­аль­ные вла­де­ния (рис. 1), ис­пан­цы со­зда­ли там си­сте­му управ­ле­ния такую же, как у себя на ро­дине. В Ис­па­нии су­ще­ство­ва­ла аб­со­лют­ная мо­нар­хия. Как и в мет­ро­по­лии, в каж­дой ко­ло­нии выс­шая власть при­над­ле­жа­ла ви­це-ко­ро­лю. Ему под­чи­ня­лись гу­бер­на­то­ры про­вин­ций, на­зна­ча­е­мые ко­ро­лем Ис­па­нии. Го­ро­да­ми и сель­ски­ми окру­га­ми пра­ви­ли кор­ре­хи­до­ры (ко­ро­лев­ские чи­нов­ни­ки) и аль­каль­ды (судьи). Ви­це-ко­ро­ли имели ши­ро­кие права – на­зна­ча­ли гу­бер­на­то­ров и дру­гих чи­нов­ни­ков, ве­да­ли каз­ной и во­ору­жен­ны­ми си­ла­ми, из­да­ва­ли раз­лич­ные рас­по­ря­же­ния. Кроме того, ви­це-ко­роль ис­пан­ских ко­ло­ний от имени ис­пан­ско­го мо­нар­ха утвер­ждал на­зна­че­ние свя­щен­ни­ков.

Все эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие ко­ло­ний было под­чи­не­но ин­те­ре­сам Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии. Из ко­ло­ний мет­ро­по­лии вы­во­зи­ли сахар, кофе, какао, хло­пок, кожи, зо­ло­то, се­реб­ро, дра­го­цен­ные ме­тал­лы. Счи­та­ют, что за три­ста лет ко­ло­ни­аль­но­го гос­под­ства Ис­па­ния вы­вез­ла из Аме­ри­ки толь­ко зо­ло­та и се­реб­ра на огром­ную по тем вре­ме­нам сумму – 6 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. А ведь эти день­ги можно было вло­жить в раз­ви­тие стран Ла­тин­ской Аме­ри­ки. Но ко­ло­ни­аль­ные вла­сти не со­зда­ва­ли усло­вий для раз­ви­тия мест­ной про­мыш­лен­но­сти, ме­ша­ли стро­и­тель­ству ма­ну­фак­тур.

В ко­ло­ни­ях стес­ня­лось или за­пре­ща­лось раз­ви­тие тех от­рас­лей хо­зяй­ства, ко­то­рые могли угро­жать со­пер­ни­че­ству Ис­па­нии. Так, ис­пан­ские вла­сти за­пре­ти­ли воз­де­лы­вать в ко­ло­ни­ях ви­но­град и оливы, раз­во­дить шел­ко­вич­ных чер­вей, кор­мом для ко­то­рых слу­жи­ли ли­стья ту­то­во­го де­ре­ва. Дело дошло до того, что по при­ка­зу вла­стей ви­но­град­ни­ки уни­что­жа­лись, а олив­ко­вые и ту­то­вые рощи вы­ру­ба­лись.

Ос­нов­ная масса на­се­ле­ния в ко­ло­ни­ях была очень бедна. Мно­го­чис­лен­ные на­ло­ги в поль­зу ко­ро­ля, церк­ви не остав­ля­ли денег для по­куп­ки самых необ­хо­ди­мых то­ва­ров. А если нет денег, чтобы ку­пить товар, то и ма­ну­фак­ту­ры не стро­ят. Кроме того, в ко­ло­ни­ях нель­зя было без раз­ре­ше­ния Ис­па­нии про­да­вать спирт­ные на­пит­ки, та­бач­ные из­де­лия, соль, бу­ма­гу, порох.

Ко­ло­ни­ям не раз­ре­ша­лось тор­го­вать ни с одной стра­ной, кроме Ис­па­нии. Ко­ро­ли Ис­па­нии в те­че­ние трех сто­ле­тий пы­та­лись за­крыть свои ко­ло­нии на замок перед ино­стран­ца­ми, чтобы ни с кем не де­лить­ся и малой долей ко­ло­ни­аль­ной до­бы­чи. До конца XVIII века за­пре­ща­лась тор­гов­ля между ко­ло­ни­я­ми. Об­ме­ни­вать­ся то­ва­ра­ми они могли толь­ко через ис­пан­ские порты. В ре­зуль­та­те сло­жил­ся такой по­ря­док, когда то­ва­ры из Бра­зи­лии, пред­на­зна­чен­ные для Мек­си­ки, на­прав­ля­лись в Ис­па­нию, а затем из Ис­па­нии до­став­ля­лись в Мек­си­ку, и их два­жды пе­ре­во­зи­ли через океан.

При­ви­ле­ги­ро­ван­ную вер­хуш­ку ко­ло­ни­аль­но­го об­ще­ства со­став­ля­ли белые уро­жен­цы Ис­па­нии – пред­ста­ви­те­ли ро­до­ви­то­го дво­рян­ства и бо­га­тые купцы. Они за­ни­ма­ли почти все выс­шие ад­ми­ни­стра­тив­ные, во­ен­ные и цер­ков­ные долж­но­сти, вла­де­ли круп­ны­ми по­ме­стья­ми и руд­ни­ка­ми. Это была самая ма­ло­чис­лен­ная груп­па на­се­ле­ния.

Сту­пень­кой ниже на­хо­ди­лись кре­о­лы – так на­зы­ва­ли ро­див­ших­ся в ко­ло­ни­ях по­том­ков ев­ро­пей­цев. Они были круп­ны­ми зем­ле­вла­дель­ца­ми, за­ни­ма­ли вто­ро­сте­пен­ные долж­но­сти в ад­ми­ни­стра­ции и армии, за­ни­ма­лись тор­гов­лей, вла­де­ли ма­ну­фак­ту­ра­ми. На выс­шие посты в си­сте­ме управ­ле­ния кре­о­лов не до­пус­ка­ли.

Еще более низ­кое по­ло­же­ние за­ни­ма­ла мно­го­чис­лен­ная груп­па на­се­ле­ния, воз­ник­шая в ре­зуль­та­те сме­шан­ных бра­ков: ме­ти­сы, му­ла­ты, самбо. А так же ко­рен­ные жи­те­ли Аме­ри­ки – ин­дей­цы. Они были ли­ше­ны граж­дан­ских прав, не могли за­ни­мать долж­но­сти чи­нов­ни­ков и офи­це­ров.

Самая мно­го­чис­лен­ная и самая угне­та­е­мая груп­па на­се­ле­ния в ко­ло­ни­ях – это ра­бы-негры, при­ве­зен­ные из Аф­ри­ки. Они ра­бо­та­ли на план­та­ци­ях са­хар­но­го трост­ни­ка и хлоп­ка по 18–20 часов (рис. 2). Для того чтобы они не убе­жа­ли, их за­ко­вы­ва­ли в кан­да­лы. За про­вин­но­сти же­сто­ко на­ка­зы­ва­ли. За­став­ля­ли счи­тать удары пле­тью. Для особо про­ви­нив­ших­ся при­ме­ня­лась смерт­ная казнь.

Негры-ра­бы со­би­ра­ют кофе на план­та­ции

Рис. 2. Негры-ра­бы со­би­ра­ют кофе на план­та­ции

Рабы не хо­те­ли ми­рить­ся со своим бес­прав­ным по­ло­же­ни­ем и, на­чи­ная с XVI века, под­ни­ма­лись на борь­бу за неза­ви­си­мость, за сво­бо­ду.

Одно из круп­ных вос­ста­ний рабов про­изо­шло на Гаити в 1791 году. На Гаити (фран­цуз­ская ко­ло­ния) про­жи­ва­ло 500 тысяч рабов на 4 ты­ся­чи план­та­то­ров. Во главе вос­ста­ния встал Тус­сен Лу­вер­тюр (рис. 3).

Тус­сен Лу­вер­тюр

Рис. 3. Тус­сен Лу­вер­тюр

Тус­сен со­здал пре­крас­ную армию, сра­жав­шу­ю­ся под ло­зун­гом «Сво­бо­да для всех!». Вос­став­шим уда­лось раз­гро­мить ко­ло­ни­аль­ные фран­цуз­ские вой­ска. Рабы по­лу­чи­ли сво­бо­ду и землю план­та­то­ров.

В 1801 году на ост­ро­ве была при­ня­та Кон­сти­ту­ция, под­твер­ждав­шая от­ме­ну раб­ства и рав­но­пра­вие всех граж­дан ко­ло­ний перед за­ко­ном. Тус­сен Лу­вер­тюр был объ­яв­лен по­жиз­нен­ным пра­ви­те­лем Гаити. Но Фран­ция не хо­те­ла ми­рить­ся с по­те­рей одной из самых бо­га­тых ко­ло­ний. Фран­цу­зам уда­лось об­ма­ном за­ма­нить Тус­се­на в ло­вуш­ку, он был схва­чен и умер во Фран­ции в 1803 году. Несмот­ря на смерть Тус­се­на Лу­вер­тю­ра, Гаити остал­ся неза­ви­си­мым. При­мер Гаити ста­нет пу­те­вод­ной звез­дой для дру­гих ла­ти­но­аме­ри­кан­ских го­су­дарств, ко­то­рые будут бо­роть­ся за свою неза­ви­си­мость.

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 16:32