Культура саков
В сакском обществе был распространен «звериный стиль». Саки об этом стиле узнали во время похода в Переднюю Азию и Иран. «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.
Звериный стиль был распространен на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги с 8 века до н.э.
У этого стиля было две особенности:
- В нем изображали рисунки зверей и животных;
- Звери были изображены во время движения; Рисунки наносились на одежду, украшения, оружия др.
Саки видели в образе льва символ «древа жизни». В результате этого вместо льва саки начали изображать других местных животных и зверей. Например: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
Они считали что изображения зверей защитить и они носили их как амулеты или тумары. В сакской мифологии коней связывали с солнцем и огнем. Страбон писал: «Богом они считают только одно солнце и ему приносят в жертву коней».
В 8-5 вв. до н.э. в Центральном Казахстане параллельно с «звериным стилем» хорошо развивался полихромный стиль. Кочевники делали украшения из зерна и драгоценных камней.
Со временем религиозное понимание людей изменились. Саки верили что боги перевоплощались в различных животных и мир состоял из трех составляющих: небесный мир, подземный мир и земной мир.
О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича найденного в Иссыкском кургане.
Саки верили что царь был избранником богов на Земле. Он являлся посредником между небом и землёй и процветание народа зависит от царя.
Покойных хоронили на родовых кладбищах вблизи поселения. Вместе с ними ложили все необходимые предметы человеческого обихода, так необходимые покойному в потустороннем мире. Саки также использовали бальзамирование.
В сакских погребениях археологи нашли красную краску. Она была символом огня и солнца. Саки поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь – бог солнца и огня; кабан – бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена – священной земле.
Самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в. до н.э. Ученые считают, что археологические памятники саков Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, знатных вождей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы.
Самое большое количество курганных могильников, периода раннего железа сосредоточена в районах зимних пастбищ.