Мир в начале XX века

К на­ча­лу ХХ века самые раз­ви­тые по эко­но­ми­че­ско­му по­тен­ци­а­лу дер­жа­вы стали всту­пать в эпоху ин­ду­стри­аль­ной ци­ви­ли­за­ции, от­ка­зы­ва­ясь от тра­ди­ци­он­ной – аг­рар­ной. Это было свя­за­но со всё более на­би­рав­шей обо­ро­ты про­мыш­лен­но­стью, ко­то­рой тре­бо­ва­лись новые рынки сбыта, уве­ли­че­ние ма­те­ри­аль­но-ре­сурс­ной базы и проч. Ка­пи­та­лизм всту­пил в свою наи­выс­шую ста­дию – им­пе­ри­а­лизм. Ин­ду­стри­аль­ная ци­ви­ли­за­ция поз­во­ли­ла людям со­здать ма­шин­ное про­из­вод­ство, что об­лег­ча­ло труд ра­бо­че­го и уве­ли­чи­ва­ло про­из­вод­ство то­ва­ра в разы, при­ве­ла к со­зда­нию новых, более быст­рых средств пе­ре­дви­же­ния – аэро­пла­нов, ав­то­мо­би­лей, новых быст­ро­ход­ных ко­раб­лей.

Уве­ли­чи­ва­ю­щей еже­днев­но свой по­тен­ци­ал про­мыш­лен­но­сти по­сто­ян­но тре­бо­ва­лись сво­бод­ные руки, люди, ко­то­рые могли бы встать за ста­нок и ра­бо­тать на про­из­вод­стве (см. Рис. 1).

Вме­сте с тем, в об­ще­стве стал на­блю­дать­ся де­мо­гра­фи­че­ский рост, что при­ве­ло к по­яв­ле­нию боль­шой без­ра­бо­ти­цы, эко­но­ми­че­ские кри­зи­сы стали пла­той за ин­тен­сив­ность раз­ви­тия.

На­ли­чие толп без­ра­бот­ных, го­то­вых в любой мо­мент за­нять место вы­быв­ше­го по раз­лич­ным при­чи­нам ра­бо­че­го, поз­во­лил круп­ной бур­жу­а­зии пре­не­бре­гать своей ра­бо­чей силой. Стра­хов­ки, со­ци­аль­ные вы­пла­ты, улуч­ше­ние усло­вий труда и т. д. были меч­той ра­бо­че­го че­ло­ве­ка – про­ле­та­рия. Из-за тя­жё­лых усло­вий труда и несо­блю­де­ния ос­нов­ных норм и пра­вил по от­но­ше­нию к че­ло­ве­ку в на­ча­ле ХХ века стали на­би­рать силу про­фес­си­о­наль­ные союзы (проф­со­ю­зы) – ор­га­ни­за­ции, за­щи­ща­ю­щие права ра­бо­чих. В такой среде по­пу­ляр­ны­ми ста­но­ви­лись идеи со­ци­ал-де­мо­кра­тии. Со­ци­а­лизм ви­дел­ся мно­гим несбы­точ­ной меч­той, но, видя тя­же­лую еже­днев­ную ра­бо­ту, всё боль­ше и боль­ше людей стали со­чув­ство­вать идеям со­ци­а­лиз­ма и спра­вед­ли­во­сти.

Ра­бо­чие на за­во­де Генри Форда

Рис. 1. Ра­бо­чие на за­во­де Генри Форда

Но важно пом­нить, что ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство, со всеми его ми­ну­са­ми и плю­са­ми, было рас­про­стра­не­но толь­ко в стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы и Се­вер­ной Аме­ри­ки. По­дав­ля­ю­щее число осталь­ных стран или толь­ко пе­ре­хо­ди­ли к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству, или были пол­но­стью аг­рар­ны­ми, где сель­ское хо­зяй­ство со­став­ля­ло ве­ду­щую роль в эко­но­ми­ке го­су­дар­ства.

На­ча­ло ХХ века ха­рак­те­ри­зу­ет собой т. н. тех­но­ло­ги­че­ский рывок. По­яв­ле­ние радио, те­ле­гра­фа, те­ле­фо­на, элек­три­че­ства, са­мо­лё­та и проч. поз­во­ли­ло че­ло­ве­ку пе­ре­смот­реть своё от­но­ше­ние к миру (см. Рис. 2). Он стал на­мно­го ближе. Ин­же­не­ры круп­ных за­пад­ных ком­па­ний раз­ра­ба­ты­ва­ли новые типы пас­са­жир­ских ко­раб­лей, более быст­ро­ход­ных и мощ­ных. По дну Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на был про­ло­жен те­ле­граф­ный ка­бель, ко­то­рый со­еди­нил США и Ев­ро­пу. Про­кла­ды­ва­лись новые мор­ские пути. Со­зда­ва­лись транс­на­ци­о­наль­ные ком­па­нии.

Аэро­план

Рис. 2. Аэро­план

Как ка­за­лось мно­гим, вер­ши­ной на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са был по­стро­ен­ный ан­глий­ской ком­па­ни­ей рос­кош­ный лай­нер – «Ти­та­ник» (см. Рис. 3). Он ка­зал­ся непо­топ­ля­е­мым, но за­то­нул в пер­вом же рейсе, на­по­ров­шись на айс­берг.

Ти­та­ник

Рис. 3. Ти­та­ник

Мир че­ло­ве­ка ХХ века был ин­те­ре­сен и вме­сте с тем опа­сен. Ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство толь­ко стало в от­кры­тую за­яв­лять о себе. ХХ век на­чи­на­ет­ся…

Последнее изменение: Суббота, 5 Май 2018, 09:53