Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Город, куда мы от­пра­вим­ся, рас­по­ла­гал­ся в очень удоб­ном месте, в самом цен­тре Дву­ре­чья на левом бе­ре­гу реки Ев­фра­та, и на­зы­вал­ся он Ва­ви­лон. Имея такое вы­год­ное рас­по­ло­же­ние, Ва­ви­лон был круп­ным тор­го­вым цен­тром. По реке купцы до­став­ля­ли то­ва­ры из раз­ных стран. Город был за­щи­щен сте­на­ми, длина ко­то­рых со­став­ля­ла 12 км (рис. 1).

Древ­ний Ва­ви­лон

Рис. 1. Древ­ний Ва­ви­лон

Перед нами во­ро­та Иштар — цен­траль­ные во­ро­та в город. Вда­ле­ке храм Мар­ду­ка. Там было со­зда­но 7-е чудо света — ви­ся­чие сады, они были по­стро­е­ны для жены царя На­ву­хо­до­но­со­ра в VI в. до н. э. Сады раз­ме­ща­лись на об­шир­ных тер­ра­сах че­ты­рехъ­ярус­ной башни. Ярусы садов под­ни­ма­лись усту­па­ми, со­еди­ня­ясь между собой лест­ни­ца­ми. Для по­лив­ки садов сотни рабов целый день ка­ча­ли воду из Ев­фра­та, вра­щая гро­мад­ное во­до­подъ­ем­ное ко­ле­со. Их аро­мат, тень и про­хла­да в без­лес­ной и плос­кой Ва­ви­ло­нии ка­за­лись чудом (рис. 2).

Ви­ся­чие сады Се­ми­ра­ми­ды

Рис. 2. Ви­ся­чие сады Се­ми­ра­ми­ды

Ва­ви­лон из неболь­шо­го го­род­ка пре­вра­ща­ет­ся в ве­ду­щую дер­жа­ву Ме­со­по­та­мии. И самым мо­гу­ще­ствен­ным царем ва­ви­лон­ско­го цар­ства был Хам­му­ра­пи. Хам­му­ра­пи, ше­стой царь пер­вой ди­на­стии Ва­ви­ло­нии, пра­вил в 1792–1750 гг. до н. э. Он был вы­да­ю­щим­ся го­су­дар­ствен­ным де­я­те­лем, из­во­рот­ли­вым и хит­рым ди­пло­ма­том, круп­ным пол­ко­вод­цем, муд­рым за­ко­но­да­те­лем, рас­чет­ли­вым и уме­лым ор­га­ни­за­то­ром.

За 35 лет сво­е­го прав­ле­ния ему уда­лось со­здать об­шир­ную ва­ви­лон­скую дер­жа­ву, рас­ки­нув­шу­ю­ся по всей тер­ри­то­рии Ме­со­по­та­мии. Как и еги­пет­ский фа­ра­он, ва­ви­лон­ский царь об­ла­дал неогра­ни­чен­ной вла­стью. Царь вла­дел об­шир­ны­ми зем­ля­ми, ко­то­рые раз­да­вал за го­су­дар­ствен­ную служ­бу вель­мо­жам, сбор­щи­кам на­ло­гов, во­и­нам, пас­ту­хам цар­ских стад. Бу­дучи вер­хов­ным пра­ви­те­лем го­су­дар­ства, царь Хам­му­ра­пи со­ста­вил за­ко­ны, по ко­то­рым долж­ны были жить в его го­су­дар­стве. Стела с за­ко­на­ми Хам­му­ра­пи пред­став­ля­ет собой двух­мет­ро­вый столб из чер­но­го ба­заль­та. В верх­ней части его ли­це­вой сто­ро­ны вы­ре­за­ны две ре­льеф­ные фи­гу­ры, изоб­ра­жа­ю­щие царя Хам­му­ра­пи, сто­я­ще­го перед богом солн­ца Ша­ма­шем, вос­се­да­ю­щем на троне. Шамаш, по­кро­ви­тель пра­во­су­дия, вру­ча­ет царю су­дей­ский жезл и коль­цо — знак вла­сти над лю­дь­ми. Вся осталь­ная по­верх­ность стол­ба с двух сто­рон по­кры­та кли­но­пис­ным тек­стом (рис. 3). Копии за­ко­нов име­лись во всех го­ро­дах Ва­ви­лон­ско­го цар­ства. Зна­че­ние за­ко­нов Хам­му­ра­пи вы­хо­дит да­ле­ко за пре­де­лы прав­ле­ния са­мо­го царя. Они стали свое­об­раз­ной эн­цик­ло­пе­ди­ей ва­ви­лон­ской жизни, по ко­то­рой можно узнать, как жили древ­ние ва­ви­ло­няне, и легли в ос­но­ву ва­ви­лон­ско­го права на мно­гие сто­ле­тия.

За­ко­ны Хам­му­ра­пи

Рис. 3. За­ко­ны Хам­му­ра­пи

По за­ко­нам царя Хам­му­ра­пи, судьи долж­ны были раз­би­рать споры между лю­дь­ми. И жи­те­ли Ва­ви­ло­на знали, что за на­ру­ше­ние за­ко­нов их по­стиг­нет су­ро­вое на­ка­за­ние. В над­пи­си на камне царь угро­жа­ет бу­ду­щим пра­ви­те­лям, ко­то­рые по­сме­ют вы­скоб­лить или из­ме­нить за­ко­ны. Боги тогда на­шлют на всю стра­ну вра­гов, голод и потоп, и за­раз­ные бо­лез­ни. Ведь цар­ские за­ко­ны — это воля богов.

Порою су­дьям при­хо­ди­лось прямо спра­ши­вать у богов, как ре­шить то или иное дело. Ведь не все­гда уда­ва­лось найти сви­де­те­лей пре­ступ­ле­ния. Об­ви­ня­е­мо­го тогда вели к реке и за­став­ля­ли по­гру­зить­ся в воду. Если он тонул, зна­чит, бог реки за­брал его к себе как ви­но­ва­то­го. Если же ему уда­ва­лось вы­плыть, то он чист перед бо­га­ми и неви­но­вен.

В Древ­ней Ва­ви­ло­нии пре­ступ­ни­ков обыч­но за­став­ля­ли ис­пы­тать то же самое, что они при­чи­ня­ли своей жерт­ве, — «око за око, зуб за зуб» (рис. 4). Но не все в Ва­ви­лоне были равны перед за­ко­ном. Когда в за­ко­нах Хам­му­ра­пи го­во­ри­лось «че­ло­век», то име­лись в виду лишь сво­бод­ные люди. Если раб оскорб­лял сво­бод­но­го че­ло­ве­ка, то ему от­ре­за­ли ухо, чтобы не ли­шить раба воз­мож­но­сти тру­дить­ся, и чтобы все знали, что это строп­ти­вый раб. Рабов по­ку­па­ли и про­да­ва­ли, как до­маш­нюю ско­ти­ну и вся­кое иное иму­ще­ство. А если по чьей-ли­бо вине раб по­те­рял жизнь, то ви­нов­ный дол­жен был за­пла­тить цену раба или от­дать сво­е­го раба.

Из за­ко­нов царя Хам­му­ра­пи

Рис. 4. Из за­ко­нов царя Хам­му­ра­пи

В Ва­ви­лоне было рас­про­стра­не­но дол­го­вое раб­ство. Бо­га­тые люди да­ва­ли в долг бед­ня­кам зерно с тем усло­ви­ем, что через опре­де­лен­ное время долг дол­жен быть воз­вра­щен с из­лиш­ком. Неко­то­рые люди на­жи­ва­лись на том, что да­ва­ли иму­ще­ство «в рост». Их на­зы­ва­ли ро­стов­щи­ка­ми. Порою при­хо­дил срок воз­вра­та дол­гов, а пла­тить бед­ня­ку было нечем. Тогда при­хо­ди­лось долж­ни­ку от­да­вать бо­га­чу своих детей или жену в счет упла­ты долга. По за­ко­нам Хам­му­ра­пи, «ра­бо­тать на хо­зя­и­на они долж­ны лишь три года, а потом их сле­ду­ет от­пу­стить на сво­бо­ду». Так царь Хам­му­ра­пи за­щи­щал своих под­дан­ных от об­ра­ще­ния в раб­ство.

Последнее изменение: Вторник, 1 Май 2018, 17:27