Искусство Древнего Египта

Бо­га­то и уди­ви­тель­но раз­но­об­раз­но ис­кус­ство Древ­не­го Егип­та, до нас дошли ри­сун­ки на па­пи­ру­се, ве­ли­че­ствен­ные ста­туи, пре­крас­ные юве­лир­ные укра­ше­ния… Од­на­ко Древ­ний Еги­пет — это в первую оче­редь пи­ра­ми­ды. Эти со­ору­же­ния, где под­лин­ное ис­кус­ство со­че­та­ет­ся с тон­ким на­уч­ным рас­че­том, по­ра­жа­ют во­об­ра­же­ние до сих пор. Как стро­и­лись пи­ра­ми­ды? Что оли­це­тво­рял собой сфинкс? Чем зна­ме­ни­та гроб­ни­ца Ту­тан­ха­мо­на? Об этом вы узна­е­те на нашем се­го­дняш­нем за­ня­тии.

На за­пад­ном бе­ре­гу Нила воз­вы­ша­ют­ся ве­ли­че­ствен­ные ка­мен­ные пи­ра­ми­ды (рис. 1). Это огром­ные гроб­ни­цы фа­ра­о­нов. Самая вы­со­кая пи­ра­ми­да — пи­ра­ми­да Хео­пса — была по­стро­е­на около 2600 г. до н. э. Ее вы­со­та — почти 150 м. Самая древ­няя пи­ра­ми­да — пи­ра­ми­да Джо­се­ра. Пи­ра­ми­ды — един­ствен­ное из чудес света, со­хра­нив­ше­е­ся до наших дней. До­ли­ну пи­ра­мид  охра­ня­ет Боль­шой сфинкс, вы­се­чен­ный из целой скалы. У него тело льва и го­ло­ва че­ло­ве­ка. Неко­гда свя­щен­ный для егип­тян город мерт­вых пре­вра­щен в наши дни в центр ту­ри­сти­че­ско­го па­лом­ни­че­ства.  

Пи­ра­ми­ды в Гизе

Рис. 1. Пи­ра­ми­ды в Гизе

Пер­вые пись­мен­ные све­де­ния о пи­ра­ми­дах от­но­сят­ся к се­ре­дине V века до н. э. Гре­че­ский ис­то­рик Ге­род­от, пу­те­ше­ствуя по Егип­ту, со­ста­вил опи­са­ния пи­ра­мид в Гизе. Ге­род­от об­щал­ся с егип­тя­на­ми через пе­ре­вод­чи­ков, по­это­му све­де­ния, по­лу­чен­ные им, не все­гда до­сто­вер­ны.

Ге­род­от рас­ска­зы­ва­ет, что 100 000 че­ло­век вы­пол­ня­ли ра­бо­ту непре­рыв­но, сме­ня­ясь каж­дые три ме­ся­ца. Ка­мень до­бы­ва­ли в ка­ме­но­лом­нях. Гро­мад­ные плиты пе­ре­тас­ки­ва­лись на во­ло­ку­шах к  месту по­строй­ки пи­ра­мид, во­круг де­ла­ли на­сыпь, по ко­то­рой из­вест­ня­ко­вые блоки за­тас­ки­ва­ли на­верх. Для со­ору­же­ния пи­ра­мид тре­бо­ва­лись годы, а ино­гда и де­ся­ти­ле­тия. Народ из­не­мо­гал от непо­силь­но­го труда и тех ли­ше­ний, на ко­то­рые об­ре­ка­ли его фа­ра­о­ны — вла­ды­ки Егип­та (рис. 2).  

Стро­и­тель­ство пи­ра­ми­ды

Рис. 2. Стро­и­тель­ство пи­ра­ми­ды

Во II ты­ся­че­ле­тии до н. э. егип­тяне пе­ре­ста­ли стро­ить пи­ра­ми­ды — они хо­ро­ни­ли своих фа­ра­о­нов в ска­лах и под­зе­ме­льях. Мно­гие за­хо­ро­не­ния были раз­граб­ле­ны. Лишь одну гроб­ни­цу ар­хео­ло­ги нашли нетро­ну­той. Это была гроб­ни­ца Ту­тан­ха­мо­на. По­сре­ди пер­вой ком­на­ты стоял трон на зве­ри­ных лапах, по­кры­тый зо­ло­том и укра­шен­ный сло­но­вой ко­стью. Здесь же были сотни пред­ме­тов, ко­то­рые могли при­го­дить­ся фа­ра­о­ну в цар­стве мерт­вых. В глав­ной ком­на­те на­хо­дил­ся ка­мен­ный сар­ко­фаг, в нем — вто­рой сар­ко­фаг, во вто­ром — тре­тий. Лишь в по­след­нем, чет­вер­том сар­ко­фа­ге, сде­лан­ном из чи­сто­го зо­ло­та, по­ко­и­лась мумия юного фа­ра­о­на (рис. 3).

Сар­ко­фаг Ту­тан­ха­мо­на

Рис. 3. Сар­ко­фаг Ту­тан­ха­мо­на

Най­ден­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ства хра­нят­ся в музее. Па­мят­ни­ки ис­кус­ства Древ­не­го Егип­та ни с чем не спу­та­ешь, так как вы­пол­не­ны они по осо­бым пра­ви­лам, ка­но­нам. Так, скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния богов все­гда выше скульп­тур фа­ра­о­нов, а фа­ра­о­ны изоб­ра­жа­лись выше своих под­дан­ных. Муж­чин изоб­ра­жа­ли с кожей тем­но­го цвета, жен­щин — свет­ло­го. Ху­дож­ни­ки все­гда изоб­ра­жа­ли богов, фа­ра­о­нов и вель­мож в оди­на­ко­вых позах. Верх­няя часть тела раз­вер­ну­та впе­ред, го­ло­ва и ноги по­вер­ну­ты боком. Боль­шин­ство ста­туй на­хо­ди­лись в гроб­ни­цах. Егип­тяне ве­ри­ли, что после смер­ти душа — Ка — обя­за­тель­но вер­нет­ся в тело, и если мумия не со­хра­нит­ся, все­лит­ся в ста­тую, ко­то­рой пре­да­ва­лись порт­рет­ные черты сход­ства с умер­шим.

Чтобы по­зна­ко­мить­ся с ис­кус­ством Древ­не­го Егип­та, вам не обя­за­тель­но ехать в Еги­пет. В Москве в Музее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств им. А. С. Пуш­ки­на на­хо­дит­ся Еги­пет­ский зал, в ко­то­ром хра­нят­ся под­лин­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ства еги­пет­ских ма­сте­ров. В Санкт-Пе­тер­бур­ге вы мо­же­те по­се­тить Эр­ми­таж, а на Уни­вер­си­тет­ской на­бе­реж­ной стоят сфинк­сы, ко­то­рым более 3000 лет (рис. 4).

Сфинкс на Уни­вер­си­тет­ской на­бе­реж­ной в Санкт-Пе­тер­бур­ге

Рис. 4. Сфинкс на Уни­вер­си­тет­ской на­бе­реж­ной в Санкт-Пе­тер­бур­ге

Последнее изменение: Вторник, 1 Май 2018, 17:13