Сухопутный транспорт

 

Же­лез­но­до­рож­ный транс­порт иг­ра­ет важ­ную роль в пе­ре­воз­ках гру­зов и пас­са­жи­ров в ши­рот­ном на­прав­ле­нии. Пре­иму­ще­ства же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та со­сто­ят в вы­со­кой гру­зо­подъ­ем­но­сти, низ­кой се­бе­сто­и­мо­сти пе­ре­во­зок и все­по­год­но­сти. По про­тя­жен­но­сти же­лез­ных дорог Рос­сия усту­па­ет толь­ко США и Ка­на­де, длина же­лез­ных дорог Рос­сии со­став­ля­ет 86 тыс. км. А по про­тя­жен­но­сти элек­три­фи­ци­ро­ван­ных же­лез­ных дорог, длина ко­то­рых 38,5 тыс. км, за­ни­ма­ет пер­вое место в мире. В ев­ро­пей­ской части Рос­сии наи­боль­шая гу­сто­та же­лез­но­до­рож­ной сети, ее кон­фи­гу­ра­ция на­по­ми­на­ет ко­ле­со. Центр – Москва, от ко­то­рой во все сто­ро­ны рас­хо­дят­ся 11 же­лез­ных дорог. До­ро­ги ра­ди­аль­ные пе­ре­се­ка­ют­ся коль­це­вы­ми. На во­сток стра­ны про­тя­ну­лись ши­рот­ные ма­ги­стра­ли. И на во­сто­ке их мало (рис. 1).

Же­лез­но­до­рож­ная сеть ев­ро­пей­ской Рос­сии

Рис. 1. Же­лез­но­до­рож­ная сеть ев­ро­пей­ской Рос­сии

К круп­ным же­лез­но­до­рож­ным ма­ги­стра­лям от­но­сят­ся:

ско­рост­ная же­лез­ная до­ро­га Москва – Санкт-Пе­тер­бург;

до­ро­га к неза­мер­за­ю­ще­му порту Москва – Мур­манск;

Пе­чор­ская ма­ги­страль: Ко­но­ша (уда­ре­ние на пер­вый слог) – Кот­лас – Вор­ку­та;

самая длин­ная в мире до­ро­га – Транс­си­бир­ская ма­ги­страль (рис. 2): Че­ля­бинск – Но­во­си­бирск – Ир­кутск – Вла­ди­во­сток;
Транс­си­бир­ская ма­ги­страль
Рис. 2. Транс­си­бир­ская ма­ги­страль

Бай­ка­ло–Амур­ская ма­ги­страль: Усть-Кут – Тында – Ком­со­мольск-на-Аму­ре.

Ав­то­мо­биль­ный транс­порт

Ав­то­мо­биль­ный транс­порт по се­бе­сто­и­мо­сти пе­ре­во­зок – один из самых до­ро­гих. Его пре­иму­ще­ство в ско­ро­сти пе­ре­во­зок, боль­шой ма­нев­рен­но­сти и до­став­ке груза непо­сред­ствен­но по­тре­би­те­лю. Но гру­зо­обо­рот ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та со­став­ля­ет всего 0,6% от всего рос­сий­ско­го гру­зо­обо­ро­та. Сред­нее рас­сто­я­ние пе­ре­во­зок – 40 км.

Недо­стат­ки и про­бле­мы ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та за­клю­ча­ют­ся в пло­хих до­ро­гах и невы­со­ком ка­че­стве оте­че­ствен­ных ав­то­мо­би­лей. Про­тя­жен­ность ав­то­до­рог – 580 тысяч км. Толь­ко 1/10 – грун­то­вые, 1/6 часть дорог имеет по­кры­тие низ­ко­го ка­че­ства.

34% сель­ских на­се­лен­ных пунк­тов не имеют вы­хо­дов к до­ро­гам с твер­дым по­кры­ти­ем. Гео­гра­фия ав­то­до­рог по­вто­ря­ет гео­гра­фию же­лез­ных дорог. От Моск­вы рас­хо­дят­ся 12 ав­то­ма­ги­стра­лей по всем на­прав­ле­ни­ям. В Си­би­ри и на Даль­нем Во­сто­ке резко умень­ша­ет­ся число ав­то­до­рог. А от Читы до Ха­ба­ров­ска до недав­не­го вре­ме­ни не было ав­то­до­ро­ги. Огром­ные про­стран­ства се­ве­ра Си­би­ри не имеют ав­то­до­рог или толь­ко так на­зы­ва­е­мые «зим­ни­ки». Ав­то­мо­биль­ный транс­порт ока­зы­ва­ет силь­ное за­гряз­не­ние ат­мо­сфе­ры вы­бро­са­ми вы­хлоп­ных газов. Каж­дый ав­то­мо­биль на 1000 лит­ров топ­ли­ва вы­бра­сы­ва­ет 200 кг окиси уг­ле­ро­да, 20 кг окиси азота, 25 кг уг­ле­во­до­ро­дов и 1 кг сажи. Вы­хлоп­ные газы кар­бю­ра­тор­ных (бен­зи­но­вых) дви­га­те­лей со­дер­жат еще и тя­же­лые ме­тал­лы. На­при­мер, сви­нец (рис. 3).

Вы­хлоп­ные газы, вы­бра­сы­ва­е­мые ав­то­мо­би­ля­ми

Рис. 3. Вы­хлоп­ные газы, вы­бра­сы­ва­е­мые ав­то­мо­би­ля­ми

При стро­и­тель­стве ав­то­до­рог от­тор­га­ют­ся сель­ско­хо­зяй­ствен­ные уго­дья. Вдоль ав­то­ма­ги­стра­ли нель­зя вести сбор гри­бов и ягод, вести выпас скота, за­го­тов­лять сено, т. к. на рас­сто­я­нии 500 м от до­ро­ги по­вы­ше­но со­дер­жа­ние свин­ца.

Цар­ско­сель­ская же­лез­ная до­ро­га

Цар­ско­сель­ская же­лез­ная до­ро­га – пер­вая в Рос­сии же­лез­ная до­ро­га, до 1851 един­ствен­ная в стране и 6-я в мире, по­стро­е­на в 1836–1838 гг. между Пе­тер­бур­гом и Пав­лов­ском. День от­кры­тия дви­же­ния на участ­ке Пе­тер­бург – Цар­ское Село (ныне г. Пуш­кин), 30 ок­тяб­ря 1837, счи­та­ет­ся на­ча­лом ре­гу­ляр­ных же­лез­но­до­рож­ных со­об­ще­ний в Рос­сии. Цар­ско­сель­ская же­лез­ная до­ро­га стро­и­лась с мая 1836 г. на сред­ства ак­ци­о­нер­ной ком­па­нии Цар­ско­сель­ской же­лез­ной до­ро­ги, учре­ди­те­ля­ми ко­то­рой были Франц Герст­нер (рис. 4) и др. пред­ста­ви­те­ли рус­ско­го, а также немец­ко­го и аме­ри­кан­ско­го ка­пи­та­ла.

Франц Герст­нер – учре­ди­тель Цар­ско­сель­ской же­лез­ной до­ро­ги

Рис. 4. Франц Герст­нер – учре­ди­тель Цар­ско­сель­ской же­лез­ной до­ро­ги

Среди пай­щи­ков (186 че­ло­век) были круп­ные про­мыш­лен­ни­ки и купцы, при­двор­ные, выс­шие са­нов­ни­ки. Длина до­ро­ги со­ста­ви­ла 25 вёрст (26,3 км) и была од­но­ко­лей­ной. Вна­ча­ле по­ез­да по ней хо­ди­ли на кон­ной тяге, и толь­ко по вос­кре­се­ньям и празд­ни­кам на па­ро­вой. Пол­но­стью на па­ро­вую тягу пе­ре­шли в 1838 г. после от­кры­тия линии Пе­тер­бург – Пав­ловск. В том же 1838 в Пе­тер­бург­ском тех­но­ло­ги­че­ском ин­сти­ту­те со­здан для Цар­ско­сель­ской же­лез­ной до­ро­ги па­ро­воз «Про­вор­ный». На Цар­ско­сель­ской же­лез­ной до­ро­ге по­стро­е­ны вок­за­лы: Пав­лов­ский, Ви­теб­ский в Пе­тер­бур­ге, Цар­ско­сель­ский.

От­кры­тие Цар­ско­сель­ской же­лез­ной до­ро­ги

Рис. 5. От­кры­тие Цар­ско­сель­ской же­лез­ной до­ро­ги

Бай­ка­ло-Амур­ская ма­ги­страль

Про­тя­жен­ность ма­ги­стра­ли – 7000 км с за­па­да на во­сток – от Че­ля­бин­ска до Вла­ди­во­сто­ка. Ма­ги­страль со­еди­ня­ет ев­ро­пей­скую часть Рос­сии с Си­би­рью и Даль­ним Во­сто­ком (рис. 6).

В рай­оне БАМа ре­об­ла­да­ет рав­нин­ный ре­льеф, но низ­кие тем­пе­ра­ту­ры зимой, снеж­ные за­но­сы, на­ле­ди; в во­сточ­ной части ма­ги­страль про­хо­дит по го­ри­стой мест­но­сти, по­это­му здесь сни­жа­ют эф­фек­тив­ность ра­бо­ты ма­ги­стра­ли сей­смич­ность, гор­ный ре­льеф, веч­ная мерз­ло­та.

Бай­ка­ло-Амур­ская ма­ги­страль

Рис. 6. Бай­ка­ло-Амур­ская ма­ги­страль

По си­бир­ской ма­ги­стра­ли с за­па­да на во­сток везут ма­ши­ны, обо­ру­до­ва­ние, про­дук­ты пи­та­ния. С во­сто­ка на запад – лес, по­лез­ные ис­ко­па­е­мые (руду и уголь), рыбу.

Круп­ны­ми транс­порт­ны­ми уз­ла­ми дан­ной ма­ги­стра­ли яв­ля­ют­ся: Омск, Но­во­си­бирск, Крас­но­ярск, Ха­ба­ровск и Вла­ди­во­сток (рис. 7).

Ос­нов­ные транс­порт­ные узлы Бай­ка­ло-Амур­ской ма­ги­стра­ли

Рис. 7. Ос­нов­ные транс­порт­ные узлы Бай­ка­ло-Амур­ской ма­ги­стра­ли

Зим­ник

Для мно­гих ре­ги­о­нов Рос­сии зим­ние до­ро­ги, или зим­ни­ки, яв­ля­ют­ся един­ствен­ным сред­ством со­об­ще­ния с уда­лен­ны­ми на­се­лен­ны­ми пунк­та­ми. Свя­зан­но это с тем, что тунд­ра и за­бо­ло­чен­ное ред­ко­ле­сье рос­сий­ско­го Се­ве­ра в теп­лый сезон яв­ля­ет­ся непре­одо­ли­мым пре­пят­стви­ем для ко­лес­ной тех­ни­ки. 
Обыч
­но зим­ни­ки на­чи­на­ют функ­ци­о­ни­ро­вать в но­яб­ре, и дви­же­ние на них про­дол­жа­ет­ся вплоть до мая, пока почва окон­ча­тель­но не от­мер­за­ет. 
Часть зим
­ни­ков ве­дом­ствен­ные, стро­ят­ся и об­слу­жи­ва­ют­ся такие до­ро­ги си­ла­ми част­ных ком­па­ний (обыч­но неф­тя­ны­ми или га­зо­вы­ми). Пе­ре­дви­гать­ся по снеж­ным ма­ги­стра­лям под силу толь­ко вне­до­рож­ни­кам. Дело в том, что, как бы хо­ро­шо ни сле­ди­ли за со­сто­я­ни­ем зим­ни­ка, после каж­до­го сне­го­па­да хо­ро­шо утрам­бо­ван­ная до­ро­га пре­вра­ща­ет­ся в уча­сток спор­тив­но­го без­до­ро­жья. По­верх­ность зим­ни­ка обыч­но на­хо­дит­ся ниже уров­ня окру­жа­ю­ще­го снеж­но­го по­кро­ва. И сне­го­па­ды или силь­ный ветер очень быст­ро за­сы­па­ют до­ро­гу, делая ее со­вер­шен­но неот­ли­чи­мой от окру­жа­ю­щих снеж­ных полей. После каж­до­го сне­го­па­да на зим­ни­ки вы­хо­дит боль­шое ко­ли­че­ство до­рож­ной тех­ни­ки, в ос­нов­ном это трак­то­ра К-700 (Ки­ро­вец), они тащат за собой спе­ци­аль­ные во­ло­ку­ши, ко­то­рые в за­ви­си­мо­сти от формы рас­чи­ща­ют либо трам­бу­ют снег, а также до­ро­га мар­ки­ру­ет­ся све­то­от­ра­жа­ю­щи­ми лен­та­ми.
Длина зим
­них дорог ва­рьи­ру­ет­ся от де­сят­ков до сотен ки­ло­мет­ров. На про­тя­жен­ных зим­ни­ках через каж­дые пять­де­сят – сто ки­ло­мет­ров со­ору­жа­ют­ся базы до­рож­ной тех­ни­ки, из ко­то­рых ма­ши­ны еже­днев­но вы­хо­дят на ра­бо­ты по под­дер­жа­нию зим­ни­ка. Неред­ко на таких базах устра­и­ва­ют­ся пунк­ты от­ды­ха во­ди­те­лей, со­сто­я­щие из несколь­ких теп­лу­шек. Там можно пе­ре­но­че­вать, по­есть и про­из­ве­сти лег­кий те­ку­щий ре­монт. Также на этих базах име­ет­ся ра­дио­связь, и во­ди­те­ли ав­то­мо­би­лей, пе­ре­дви­га­ю­щих­ся по зим­ни­ку, от­ме­ча­ют­ся в спе­ци­аль­ных жур­на­лах учета дви­же­ния транс­пор­та, также ана­ло­гич­ные жур­на­лы в обя­за­тель­ном по­ряд­ке име­ют­ся на про­пуск­ных пунк­тах рас­по­ло­жен­ных на въез­дах – вы­ез­дах зим­ни­ков. Се­вер­ный край суров, непо­го­да и мо­ро­зы, по­сто­ян­ные спут­ни­ки су­ро­вой зимы, ино­гда в счи­тан­ные ми­ну­ты спо­соб­ны пре­вра­тить спо­кой­ное пе­ре­дви­же­ние по зим­ни­ку в битву за жизнь, а по­се­му очень важно знать ме­сто­по­ло­же­ние участ­ни­ков дви­же­ния в любой мо­мент вре­ме­ни. Чем боль­ше на трас­се ав­то­баз и пунк­тов от­ды­ха, тем легче вы­чис­лить ме­сто­по­ло­же­ния ав­то­мо­би­ля по­пав­ше­го в беду. 


Дви
­же­ние по зим­ни­кам обыч­но осу­ществ­ля­ет­ся в тем­ное время суток. В свете фар белая до­ро­га об­ре­та­ет ре­льеф за счет игры света и тени, днем же, на­про­тив, до­ро­га сли­ва­ет­ся с окру­жа­ю­щим сне­гом, и можно легко сполз­ти на рых­лую обо­чи­ну.

Ле­до­вая пе­ре­пра­ва через про­то­ку Амура

Рис. 8. Ле­до­вая пе­ре­пра­ва через про­то­ку Амура

Последнее изменение: Понедельник, 1 Май 2017, 22:16