Водный и другие виды транспорта
К водному транспорту относят морской и речной. Морской транспорт обычно обслуживает внешнюю торговлю. А плавание по внутренним портам страны называют каботажным. Его доля в перевозках обычно невелика. Морской транспорт обладает рядом особенностей: во-первых, он дешевый из-за высокой грузоподъёмности, во-вторых, обладает прямыми бесплатными морскими путями, но, к сожалению, зависит от погодных условий: ветер, шторм. Большая часть морей России в северной части замерзает. В морской транспорт входит: флот, порты и судоверфи. По числу торговых судов (около 5000 шт) Россия входит в пятерку стран-лидеров мира. Но более 60% судов имеют возраст более 15 лет и не могут заходить во многие иностранные порты. Доля молодых судов в возрасте до пяти лет всего 10%. В составе морского флота России есть рыболовные суда – траулеры, сейнеры (45%), специальные суда – ледоколы, буксиры (24%), сухогрузы – контейнеровозы, лесовозы (23%), наливные суда – танкеры (5%), пассажирские суда (3%). Крупные порты России: Санкт-Петербург, Новороссийск, Мурманск, Архангельск, Владивосток. Нефтеналивные грузы идут через Новороссийск, Туапсе, Махачкалу, Астрахань (рис. 1).
Рис. 1. Порты, через которые идут нефтеналивные грузы
Лесные грузы идут через Игарку, Архангельск, Выборг (рис. 2).
Рис. 2. Порты, через которые идут лесные грузы
Разные грузы идут через Санкт-Петербург, Владивосток, Находку, Восточный. 60% портов мелководны и не могут принимать крупные суда. Необходима реконструкция действующих портов и строительство новых. Роль бассейнов в морском транспорте неодинакова. 1-е место по грузоподъемности занимают порты Тихого океана: Владивосток, Восточный, Находка, но они удалены от развитых регионов России, то есть от центра. На втором месте порты Балтийского бассейна. Они имеют выгодное географическое положение и расположены недалеко от центра страны. Среди этих портов Санкт-Петербург – второй по значимости город России, крупнейший порт Балтики.
Через порты Черного моря (Новороссийск, Туапсе) проходит основной экспорт нефти из России, Азербайджана и Казахстана. По морям Северного Ледовитого океана проходит Северный Морской путь – это кратчайшая дорога между Европой и Азией. Проходит он через Мурманск, Диксон, Тикси, бухту Певек, Берингов пролив, Петропавловск-Камчатский, Владивосток. Это единственная дорога для снабжения населения Крайнего Севера продовольствием, стройматериалами, топливом и другими товарами (рис. 3).
Рис. 3. Северный Морской путь
Речной транспорт
Речной транспорт – это дешевый вид водного транспорта, который обслуживает, в основном, внутренние перевозки. Судоходными реками России являются: Волга с Камой, Обь, Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Амур (рис. 4).
Рис. 4. Судоходные реки России
В северной части страны реки иногда являются единственной возможностью переправить грузы. Причем, это должны быть такие грузы, которые не требуют быстрой доставки, например: лес, руды, топливо, строительные материалы. Главные проблемы речного транспорта – это обмеление рек, большой срок эксплуатации шлюзов, каналов, плотин.
Основной водный путь России – Волго-Камский (рис. 5). Из Волги по системе каналов движение проходит в Белое, Балтийское, Черное и Азовское моря.
Рис. 5. Основной водный путь в России – Волго-Камский
Авиационный (воздушный) транспорт
К другим видам транспорта относится авиационный. Это один из самых дорогих видов транспорта. На самолетах и вертолетах можно доставить грузы в любую точку страны. Авиационным транспортом обычно отправляют грузы в труднодоступные места, а также скоропортящиеся и срочные грузы. Специализируется авиационный транспорт на перевозке пассажиров на дальние расстояния. В России действуют 800 аэропортов, их них 50 считаются международными. Главная проблема авиационного транспорта – это большой срок эксплуатации самолетов. Необходимо обновить парк самолетов. К тому же, воздушный транспорт является серьезным загрязнителем атмосферы. За 1 час полета самолет сжигает 15 тонн топлива, для этого расходуется 625 тонн воздуха, и выброс продуктов сгорания при этом составляет 66 тонн. К тому же, в районах аэропортов жители страдают еще и от шумового загрязнения.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт по грузообороту вышел на 1-е место. Прокладка трубопровода в несколько раз дешевле, чем строительство железной дороги (рис. 6).
Рис. 6. Строительство трубопровода
Отправка нефти или газа по трубопроводу обходится в 2–3 раза дешевле, чем железнодорожным транспортом. По трубопроводному транспорту насосные станции переправляют газ, нефть, бензин, керосин, то есть жидкие или газообразные продукты. Самые длинные нефте- и газопроводы проложены из Западной Сибири в Европейскую часть России, а также за пределы государства.
В России по нефтепроводам переправляют 95% нефти, по газопроводам почти весь добываемый газ. Работа трубопроводов контролируется автоматами, которые управляются несколькими людьми. Трубопроводный транспорт не имеет выбросов в атмосферу, не загрязняет природу. Но 50% трубопроводов имеют высокую степень износа. В стране ежегодно происходит около 700 разрывов трубопроводов. Если происходит утечка нефти на таком разрыве, то, естественно, загрязняется окружающая среда: почва, вода (рис. 7).
Рис. 7. Ликвидация аварии на нефтепроводе
Если происходит утечка газа, то возможно возникновение взрывов, пожаров и даже гибели людей.