Сухопутный транспорт
Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров в широтном направлении. Преимущества железнодорожного транспорта состоят в высокой грузоподъемности, низкой себестоимости перевозок и всепогодности. По протяженности железных дорог Россия уступает только США и Канаде, длина железных дорог России составляет 86 тыс. км. А по протяженности электрифицированных железных дорог, длина которых 38,5 тыс. км, занимает первое место в мире. В европейской части России наибольшая густота железнодорожной сети, ее конфигурация напоминает колесо. Центр – Москва, от которой во все стороны расходятся 11 железных дорог. Дороги радиальные пересекаются кольцевыми. На восток страны протянулись широтные магистрали. И на востоке их мало (рис. 1).
Рис. 1. Железнодорожная сеть европейской России
К крупным железнодорожным магистралям относятся:
скоростная железная дорога Москва – Санкт-Петербург;
дорога к незамерзающему порту Москва – Мурманск;
Печорская магистраль: Коноша (ударение на первый слог) – Котлас – Воркута;
самая длинная в мире дорога – Транссибирская магистраль (рис. 2): Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Владивосток;
Рис. 2. Транссибирская магистраль
Байкало–Амурская магистраль: Усть-Кут – Тында – Комсомольск-на-Амуре.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт по себестоимости перевозок – один из самых дорогих. Его преимущество в скорости перевозок, большой маневренности и доставке груза непосредственно потребителю. Но грузооборот автомобильного транспорта составляет всего 0,6% от всего российского грузооборота. Среднее расстояние перевозок – 40 км.
Недостатки и проблемы автомобильного транспорта заключаются в плохих дорогах и невысоком качестве отечественных автомобилей. Протяженность автодорог – 580 тысяч км. Только 1/10 – грунтовые, 1/6 часть дорог имеет покрытие низкого качества.
34% сельских населенных пунктов не имеют выходов к дорогам с твердым покрытием. География автодорог повторяет географию железных дорог. От Москвы расходятся 12 автомагистралей по всем направлениям. В Сибири и на Дальнем Востоке резко уменьшается число автодорог. А от Читы до Хабаровска до недавнего времени не было автодороги. Огромные пространства севера Сибири не имеют автодорог или только так называемые «зимники». Автомобильный транспорт оказывает сильное загрязнение атмосферы выбросами выхлопных газов. Каждый автомобиль на 1000 литров топлива выбрасывает 200 кг окиси углерода, 20 кг окиси азота, 25 кг углеводородов и 1 кг сажи. Выхлопные газы карбюраторных (бензиновых) двигателей содержат еще и тяжелые металлы. Например, свинец (рис. 3).
Рис. 3. Выхлопные газы, выбрасываемые автомобилями
При строительстве автодорог отторгаются сельскохозяйственные угодья. Вдоль автомагистрали нельзя вести сбор грибов и ягод, вести выпас скота, заготовлять сено, т. к. на расстоянии 500 м от дороги повышено содержание свинца.
Царскосельская железная дорога
Царскосельская железная дорога – первая в России железная дорога, до 1851 единственная в стране и 6-я в мире, построена в 1836–1838 гг. между Петербургом и Павловском. День открытия движения на участке Петербург – Царское Село (ныне г. Пушкин), 30 октября 1837, считается началом регулярных железнодорожных сообщений в России. Царскосельская железная дорога строилась с мая 1836 г. на средства акционерной компании Царскосельской железной дороги, учредителями которой были Франц Герстнер (рис. 4) и др. представители русского, а также немецкого и американского капитала.
Рис. 4. Франц Герстнер – учредитель Царскосельской железной дороги
Среди пайщиков (186 человек) были крупные промышленники и купцы, придворные, высшие сановники. Длина дороги составила 25 вёрст (26,3 км) и была одноколейной. Вначале поезда по ней ходили на конной тяге, и только по воскресеньям и праздникам на паровой. Полностью на паровую тягу перешли в 1838 г. после открытия линии Петербург – Павловск. В том же 1838 в Петербургском технологическом институте создан для Царскосельской железной дороги паровоз «Проворный». На Царскосельской железной дороге построены вокзалы: Павловский, Витебский в Петербурге, Царскосельский.
Рис. 5. Открытие Царскосельской железной дороги
Байкало-Амурская магистраль
Протяженность магистрали – 7000 км с запада на восток – от Челябинска до Владивостока. Магистраль соединяет европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком (рис. 6).
В районе БАМа реобладает равнинный рельеф, но низкие температуры зимой, снежные заносы, наледи; в восточной части магистраль проходит по гористой местности, поэтому здесь снижают эффективность работы магистрали сейсмичность, горный рельеф, вечная мерзлота.
Рис. 6. Байкало-Амурская магистраль
По сибирской магистрали с запада на восток везут машины, оборудование, продукты питания. С востока на запад – лес, полезные ископаемые (руду и уголь), рыбу.
Крупными транспортными узлами данной магистрали являются: Омск, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск и Владивосток (рис. 7).
Рис. 7. Основные транспортные узлы Байкало-Амурской магистрали
Зимник
Для многих регионов России зимние дороги, или зимники, являются единственным средством сообщения с удаленными населенными пунктами. Связанно это с тем, что тундра и заболоченное редколесье российского Севера в теплый сезон является непреодолимым препятствием для колесной техники.
Обычно зимники начинают функционировать в ноябре, и движение на них продолжается вплоть до мая, пока почва окончательно не отмерзает.
Часть зимников ведомственные, строятся и обслуживаются такие дороги силами частных компаний (обычно нефтяными или газовыми). Передвигаться по снежным магистралям под силу только внедорожникам. Дело в том, что, как бы хорошо ни следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья. Поверхность зимника обычно находится ниже уровня окружающего снежного покрова. И снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают дорогу, делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в основном это трактора К-700 (Кировец), они тащат за собой специальные волокуши, которые в зависимости от формы расчищают либо трамбуют снег, а также дорога маркируется светоотражающими лентами.
Длина зимних дорог варьируется от десятков до сотен километров. На протяженных зимниках через каждые пятьдесят – сто километров сооружаются базы дорожной техники, из которых машины ежедневно выходят на работы по поддержанию зимника. Нередко на таких базах устраиваются пункты отдыха водителей, состоящие из нескольких теплушек. Там можно переночевать, поесть и произвести легкий текущий ремонт. Также на этих базах имеется радиосвязь, и водители автомобилей, передвигающихся по зимнику, отмечаются в специальных журналах учета движения транспорта, также аналогичные журналы в обязательном порядке имеются на пропускных пунктах расположенных на въездах – выездах зимников. Северный край суров, непогода и морозы, постоянные спутники суровой зимы, иногда в считанные минуты способны превратить спокойное передвижение по зимнику в битву за жизнь, а посему очень важно знать местоположение участников движения в любой момент времени. Чем больше на трассе автобаз и пунктов отдыха, тем легче вычислить местоположения автомобиля попавшего в беду.
Движение по зимникам обычно осуществляется в темное время суток. В свете фар белая дорога обретает рельеф за счет игры света и тени, днем же, напротив, дорога сливается с окружающим снегом, и можно легко сползти на рыхлую обочину.
Рис. 8. Ледовая переправа через протоку Амура