Инфраструктурный комплекс состав, значение. Виды транспорта
Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения. |
Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему, в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство – предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).
Услуги. Их виды
Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.
Услуга – это особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. |
По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) инематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда(здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).
Характер услуг |
Виды услуг |
|
Материальные |
Материализуемые в предметах своего воздействия |
Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание |
Нематериализуемые в предметах своего воздействия |
Транспорт и связь |
|
Нематериальные |
Необходимые |
Образование, культура, здравоохранение, физическая культура |
Вынужденно необходимые |
Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка |
|
Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам
Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.
Транспорт. Транспортная система
Основная задача транспорта – обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.
Транспортный узел – это центр, в котором сходятся несколько видов транспорта, и происходит обмен грузов между ними. |
Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).
Рис. 2. Крупные транспортные узлы России
Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, а также особый вид транспорта – трубопроводный. Единая транспортная система России – это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот – экономический показатель работы транспорта (показатель объема перевозки грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. |
Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.
Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажирокилометрах, который исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозки по каждому виду транспорта. |
В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).
Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый – морской.
Скорость перевозок. Самый быстрый – авиационный транспорт, самый медленный – морской и речной.
Надежность
Комфортность
Влияние природных условий. Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.