Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

 1. Введение

Ма­ши­но­стро­и­тель­ный ком­плекс – это со­во­куп­ность от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся  про­из­вод­ством и ре­мон­том раз­но­об­раз­ных машин и обо­ру­до­ва­ния, а также про­из­вод­ством раз­лич­ных ме­тал­ли­че­ских из­де­лий и кон­струк­ций

 2. Состав машиностроительного комплекса

Ма­ши­но­стро­и­тель­ный ком­плекс слож­ный по своей струк­ту­ре. В его со­став вхо­дит более 70 от­рас­лей, ко­то­рые обыч­но объ­еди­ня­ют в груп­пы в за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния про­из­во­ди­мой про­дук­ции, сход­ной тех­но­ло­гии и ис­поль­зу­е­мо­го сырья.

Со­став ма­ши­но­стро­и­тель­но­го ком­плек­са

Рис. 1. Со­став ма­ши­но­стро­и­тель­но­го ком­плек­са

В со­став ма­ши­но­стро­е­ния вхо­дят:

1. Тя­же­лое и энер­ге­ти­че­ское (про­из­вод­ство энер­ге­ти­че­ско­го, гор­но­го и подъ­ем­но-транс­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния, теп­ло­во­зо­стро­е­ние, ва­го­но­стро­е­ние, тур­би­но­стро­е­ние, атом­ное и по­ли­гра­фи­че­ское)

2. Стан­ко­стро­е­ние. Про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных стан­ков.

3. Транс­порт­ное (ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние, су­до­стро­е­ние, авиа­ци­он­ная и ра­кет­но-кос­ми­че­ская от­рас­ли)

4. Сель­ско­хо­зяй­ствен­ное ма­ши­но­стро­е­ние и трак­то­ро­стро­е­ние

5. Ма­ши­но­стро­е­ние для лег­кой и пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти

6. Точ­ное ма­ши­но­стро­е­ние (при­бо­ро­стро­е­ние, элек­тро­ни­ка, элек­тро­тех­ни­ка)

 

3. Значение машиностроения

Ма­ши­но­стро­е­ние иг­ра­ет очень боль­шую роль в жизни стра­ны.

1.  Оно обес­пе­чи­ва­ет обо­ру­до­ва­ни­ем все дру­гие ком­плек­сы стра­ны

2.  От уров­ня раз­ви­тия ма­ши­но­стро­е­ния за­ви­сит раз­ви­тие всех от­рас­лей эко­но­ми­ки

3.  Здесь в первую оче­редь внед­ря­ют­ся все до­сти­же­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са

4.  Оно обес­пе­чи­ва­ет обо­ро­но­спо­соб­ность стра­ны

5.  Это самый круп­ный ком­плекс в про­мыш­лен­но­сти Рос­сии

6.  В на­сто­я­щее время на ма­ши­но­стро­е­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ку при­хо­дит­ся:

7.  20% про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства,

8.  1\3 за­ня­тых в про­мыш­лен­но­сти.

9.  Дей­ству­ет более 50 тыс. ма­ши­но­стро­и­тель­ных пред­при­я­тий, что со­став­ля­ет при­мер­но 1\3 всех про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий Рос­сии.

Тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс в ма­ши­но­стро­е­ния вклю­ча­ет три ста­дии: за­го­тов­ку, ме­ха­ни­че­скую об­ра­бот­ку, сбор­ку.

Тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс в ма­ши­но­стро­е­нии

Рис. 2. Тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс в ма­ши­но­стро­е­нии

При этом ко­неч­ная про­дук­ция со­сто­ит из боль­шо­го числа от­дель­ных де­та­лей и ком­плек­ту­ю­щих, ко­то­рые невоз­мож­но про­из­ве­сти в рам­ках од­но­го пред­при­я­тия. По­это­му в ма­ши­но­стро­е­нии ши­ро­ко раз­ви­ты  спе­ци­а­ли­за­ция и ко­опе­ри­ро­ва­ние.

 4. Технологические особенности

Спе­ци­а­ли­за­ция – про­из­вод­ство на пред­при­я­тии ка­ко­го-ли­бо од­но­го про­дук­та, от­дель­ных ча­стей и де­та­лей

Виды спе­ци­а­ли­за­ции

Рис. 3. Виды спе­ци­а­ли­за­ции

Спе­ци­а­ли­за­ция бы­ва­ет:

1.  пред­мет­ная – про­из­вод­ство го­то­вых из­де­лий, (про­из­вод­ство ав­то­мо­би­лей, са­мо­ле­тов, ком­пью­те­ров)

2.  по­де­таль­ная – про­из­вод­ство от­дель­ных ча­стей  и де­та­лей, (про­из­вод­ство ав­то­мо­биль­ных дви­га­те­лей или ме­тал­ли­че­ских из­де­лий (ме­ти­зов)

3.  тех­но­ло­ги­че­ская – про­из­вод­ство по­лу­фаб­ри­ка­тов , вы­пол­не­ние от­дель­ных опе­ра­ций тех­но­ло­ги­че­ско­го цикла, (сбо­роч­ное про­из­вод­ство)

4.  функ­ци­о­наль­ная – про­из­вод­ство  и предо­став­ле­ние услуг (про­да­жа ав­то­мо­би­лей за­во­дом про­из­во­ди­те­лем)

На круп­ных ма­ши­но­стро­и­тель­ных за­во­дах спе­ци­а­ли­за­ция на­блю­да­ет­ся на уровне от­дель­ных цехов, даже такое пред­при­я­тие не вы­пус­ка­ет всего объ­е­ма необ­хо­ди­мых ком­плек­ту­ю­щих.Неболь­шие пред­при­я­тия обыч­но бы­ва­ют уз­ко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­ны и их ра­бо­та за­ви­сит от ра­бо­ты пред­при­я­тий смеж­ни­ков. По­это­му так важно ко­опе­ри­ро­ва­ние.

Ко­опе­ри­ро­ва­ние –это уста­нов­ле­ние про­из­вод­ствен­ных свя­зей между пред­при­я­ти­я­ми сов­мест­но участ­ву­ю­щи­ми в из­го­тов­ле­нии ко­неч­ной про­дук­ции.

Ко­опе­ри­ро­ва­ние

Рис. 4. Ко­опе­ри­ро­ва­ние

Ко­опе­ри­ро­ва­ние бы­ва­ет внут­ри­о­т­рас­ле­вое, когда вза­и­мо­дей­ству­ют пред­при­я­тия одной от­рас­ли, од­но­го меж­от­рас­ле­во­го ком­плек­са.

Меж­от­рас­ле­вое, когда вза­и­мо­дей­ству­ют про­из­вод­ства раз­ных от­рас­лей, раз­ных ком­плек­сов.

Ма­ши­но­стро­и­тель­ные, элек­тро­тех­ни­че­ские, ин­стру­мен­таль­ные, ме­тиз­ные за­во­ды, по­став­ля­ю­щие свою про­дук­цию на ав­то­сбо­роч­ный завод – это пред­при­я­тия ма­ши­но­стро­е­ния и ко­опе­ри­ро­ва­ние с ними носит внут­ри­о­т­рас­ле­вой ха­рак­тер,  пред­при­я­тия чер­ной и цвет­ной ме­тал­лур­гии, хи­ми­че­ские, ко­же­вен­ные, сте­коль­ные за­во­ды, тек­стиль­ные фаб­ри­ки – это пред­при­я­тия дру­гих меж­от­рас­ле­вых ком­плек­сов. Ко­опе­ри­ро­ва­ние с ними это при­мер меж­от­рас­ле­во­го ко­опе­ри­ро­ва­ния.

 5. Проблемы машиностроительного комплекса России

За 90-е годы зна­че­ние ма­ши­но­стро­и­тель­но­го ком­плек­са в эко­но­ми­ке Рос­сии умень­ши­лось. Ряд пред­при­я­тий были за­кры­ты, на дру­гих со­кра­тил­ся объем про­из­вод­ства.

Осо­бен­но силь­но со­кра­ти­лись объ­е­мы про­из­вод­ства сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ки, стан­ков, мно­гих видов точ­но­го ма­ши­но­стро­е­ния.

Глав­ной при­чи­ной этого яв­ля­лось низ­кое ка­че­ство  про­из­во­ди­мой про­дук­ции по срав­не­нию с им­порт­ной и раз­рыв после рас­па­да СССР про­из­вод­ствен­ных свя­зей с пред­при­я­ти­я­ми быв­ших рес­пуб­лик.

В на­сто­я­щее время по­ло­же­ние несколь­ко улуч­ши­лось бла­го­да­ря ин­ве­сти­ци­ям. По­стро­е­ны и стро­ят­ся новые за­во­ды, про­ве­де­ны ре­кон­струк­ция мно­гих ста­рых пред­при­я­тий, на­ла­же­ны новые и вос­ста­нов­ле­ны ста­рые про­из­вод­ствен­ные связи.

Последнее изменение: Понедельник, 1 Май 2017, 22:09