Обычаи Казахского народа
В 16-17 вв. в казахских степях хорошо развивалась устная и письменная литература. Акыны представляли собой поэтов-импровизаторов, а жырау были сказителями. Казахская культура богата народными песнями, поговорками и пословицами. Имена жырау дошли до нас благодаря народным преданиям и немногим песням, дошедшим до нашего времени. Нередко жырау являлись видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.
Известный казахский жырау того периода – Асан Кайгы. Асан в своих песнях призывал народ к единству, верности заветам предков, жил во время правления Жанибек хана.
Казтуган Суюншиулы - его песни образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.
Доспанбет жырау - воспевал о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под городом Астрахань.
Актамберды жырау – он был известен уже с юных лет в казахской степи. Участвовал в войне против джунгар и воспевал подвиги казахских батыров.
Умбетей Тулеулы - участвовал в войне против джунгар и воспевал подвиги казахских батыров, о жизни простого казахского народа. Большую часть своего творчества посвятил Богенбай батыру.
Бухар жырау Калкаманулы – жил во время правления Тауке хана. Так же он был советником хана Абылая и главным идеологом его борьбы за укрепление Казахского ханства. Большинство его трудов посвящены единству государства, защите его от внешних врагов.
Жизнь казахского народа отражена в музыкальном искусстве. Использовались струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты, среди которых особенно популярны были домбра, қобыз, сыбызғы.
Так же использовали шертер, сазген, данғыра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, уiлдек, керней, дудыға, тоқылдык:, асатаяқ, туяқтас, адырна, сырнай, ауыз сырнай, үшқуруқ, жетiген.
В период позднего средневековья, в XVI-XVII веках, сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.