К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей
Введение
Репутация у Рылеева как поэта неоднозначна. Среди его современников было немало людей, которые оценивали его стихи не очень высоко. Нужно понимать, что его репутация определяется не только его писательскими способностями, но и его гражданской позицией. Для многих Рылеев был человеком огромных достоинств, героем и праведником, в силу того что он стал одним из участников декабристского движения.
Рылеев был первым русским поэтом, которого казнили за его убеждения и общественную деятельность. Он прожил всего 30 лет. За этот небольшой период он успел многое сделать. Как и многие русские дворяне, поэт служил. Рылеев бы из мелкопоместной семьи, его отец следил за чужим имением и находился под властью более крупного помещика. Сначала Рылеев служил по военному делу, а позже по гражданскому, в качестве заседателя в Гражданской палате, а в конце жизни состоял на службе в Российско-американской компании.
Рылеев и дуэли
Институт дуэли играл огромную роль в русской дворянской жизни. Многие писатели стрелялись на дуэлях, многие были секундантами. Кроме таких известных дуэлей, как те, на которых были убиты Пушкин и Лермонтов, в истории русской литературы есть много других, известных и драматичных (рис. 1). Рис. 1. А.А Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом Рылеев тоже участвовал в дуэлях, и некоторые из них весьма известны. Одной из таких знаменитых дуэлей была дуэль между Черновым и Новосильцевым, на которой Рылеев был секундантом. Чернов был другом Рылеева, небогатым дворянином, а Новосильцев – аристократом и богачом. Как это часто бывает, дуэль случилась из-за женщины. У Чернова была сестра, и к ней посватался Новосильцев, они были помолвлены, но через какое-то время под влиянием матери Новосильцев «дал задний ход». Помолвка была расторгнута. Такие ситуации встречались довольно часто, но в данном случае острота заключалась в том, что Чернов был «мелкой сошкой», а Новосильцев – аристократом. С точки зрения Рылеева и других будущих декабристов, это было жестокое оскорбление: сильный и богатый оскорбил бедных и слабых. Дело закончилось дуэлью. Как секундант Рылеев сделал все, чтобы дуэль состоялась и была как можно более кровавой (это противоречит устоям: обычно обязанностью секундантов является примерить дуэлянтов или смягчить условия дуэли). Рылеев и его товарищи повели дело так, что дуэль оказалась ужасной. Они поставили дуэлянтов на таком расстоянии, с которого промахнуться практически невозможно, и в результате погибли оба. Похороны Чернова вылились в демонстрацию. Декабристы сделали все, чтобы выставить эту ситуацию в свете политического разлада внутри высшего общества. Этот случай показывает нам, насколько Рылеев был жестким в вопросах, которые касались чести и достоинства человека. Он был готов жертвовать не только своей, но и чужой жизнью ради того, чтобы отстоять свои убеждения. |
Творчество Рылеева
Рылеев не только писал стихи, но и издавал альманах «Полярная звезда». Намного позже, в 1850-е годы, именно так назвал свой журнал А.И. Герцен (рис. 2).
Рис. 2. Альманах «Полярная звезда»
В русской литературе слово «полярный» относилось к северу. Издавать такой альманах в Петербурге – совершенно естественное дело. Издавал Рылеев его не один, а вместе со своим единомышленником А. Бестужевым.
В своем творчестве декабристы ориентировались на Гавриила Романовича Державина. Имя этого писателя связано с классицизмом, с высоким штилем и одой как любимым жанром. Это поэзия, ориентированная на серьезные, возвышенные темы. Будущие декабристы были достаточно сурово настроенными людьми не только в своей частной жизни, но и в сфере литературы и искусства. Поэзия как украшение жизни или поэзия легких тем им была совершенно чужда. Если мы посмотрим литературную карту России того времени, то основная полемика была между державинцами и карамзинистами. Сторонники сентиментальной эстетики Карамзина считали, что поэзия может быть легкой по слогу, словарю, выбору тем. Суровые декабристы были за старый стиль, чеканный стиль Ломоносова и Державина, и именно в таком ключе пытался писать Рылеев. Декабристы также были людьми, ориентированными на подвиги и свершения. И за геройством они обращались к древнеримской истории.
Все эти особенности литературного вкуса и выбора декабристов и Рылеева хорошо видны в одном из его произведений, в «Оде к временщику».
Временщик – человек, по воле сильного покровителя (обычно монарха) на время оказавшийся у власти, достигший высокого положения, почестей.
«Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец;
Из уст твоих хула – достойных хвал венец»!
Рылеев ругает и поносит временщика очень грубо и яростно, но использует для этого высокий слог. Далее автор переходит к угрозам. Посмотрим, как он обращается к временщику.
«Тиран, вострепещи! родиться может он,
Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон!
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество мое кто от тебя избавит»!
Кассий, Брут и Катон – герои древнеримской истории.
Рылеев не хотел просто подражать Державину, он пытался найти свой слог и стиль. Думы – это большие произведения с героями – русскими и украинскими историческими деятелями. Герои дум обычно размышляли о судьбе Отечества, и все они так или иначе пожертвовали собой ради народного блага. Например, Иван Сусанин, хорошо известный нам из истории, отдал свою жизнь за царя и Россию.
И снова мы убеждаемся, что поэзия Рылеева – поэзия серьезных, трагических тем, и в центре всегда гражданский интерес, общее дело. Идейно-художественный парадокс произведений Рылеева состоял в том, что он изображал антиромантических героев посредством романтических приемов. Одним из таких героев является Ермак из думы «Смерть Ермака» (рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрация к думе «Смерть Ермака»
Ермак
Атаман Ермак Тимофеевич – один из самых известных казаков в истории Руси. Он стоит в одном ряду с такими персонажами, как Булавин, Пугачев и Разин. Но эти люди – бунтовщики, которые выступили против власти, против государства. Ермак немного другой персонаж, он тоже представитель вольной антигосударственной силы, грабитель и разбойник, который решил послужить Отечеству. Но Ермак в нападении на Сибирское ханство преследовал корыстные цели. Сразу понятно, что нападение позволило бы ему много награбить, да и в случае победы он получил бы награду от государя. Но грабеж за пределами государства, который оно же и поддерживает, уже не является злодеянием, а становится воинским подвигом. Успех Ермака был одним из положительных событий времен Ивана Грозного. Ермак одновременно является и воплощением разгульной вольной силы, и слугой государевым. Это привлекло не только Рылеева, А.К. Толстой вывел Ермака в романе «Князь Серебряный», но сделал это довольно необычным образом. Сам Ермак ни разу не появляется на страницах романа, о нем рассказывают другие. У Толстого Ермак является спасительным лучом на фоне описанной в романе опричнины, образом светлого будущего. |
Ермак является реальным персонажем русской истории XVI века. Он был казацким атаманом, который пошел завоевывать Сибирь, находящуюся под властью хана Кучума. Ермак погиб, утонув в реке, при внезапном нападении татар. Именно с похода Ермака на Сибирь началось присоединение этих земель к территории Российского государства.
Уже из названия думы читателям становится известен ее исход.
«Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой».
Описание романтическое: герой представлен нам в окружении природы и в полном одиночестве. Далее мы читаем обращение казака к его дружине.
«Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, – мнил герой, –
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!
Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит».
Здесь мы понимаем, что скоро начнутся драматические события. Важно отметить, что Ермак обращается к спящим, надеясь, что они его услышат. У читателей рылеевского времени при прочтении этого отрывка сразу возникала ассоциация с молением о чаше в Гефсиманском саду из Евангелия (рис. 4).
Рис. 4. В. Перов. «Моление Иисуса в Гефсиманском саду»
Перед казнью Иисус молится, а рядом спят его ученики-апостолы. И мы предчувствуем трагедию. Эта параллель неслучайна.
Далее Ермак говорит о своих идеалах и идеалах своих товарищей.
«Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны,–
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы – не праздно в мире жили!»
Ермак говорит о том, что в прошлом они все согрешили, но теперь у них есть возможность искупить свои грехи. И мы видим подтекст: вот она, именно та жертва, принесенная ради Отечества. И этот подвиг может искупить все, и вчерашний грешник может стать святым.
Далее после этой возвышенной речи начинается трагическая часть: казак встречает свою судьбу.
«Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали».
Бурная природа теперь выступает не безмолвным свидетелем, а становится воплощением судьбы, ополчается против героя.
«Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег, козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала»!
Ермак спит, и его судьба приближается к нему вплотную – мы понимаем, что он обречен. Это вписывается в рамки христианской веры. Важна не победа, а жертва, подвиг. Затем следуют строки о нападении врагов.
«Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках –
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина...»
Происходит нечестный бой, и татары истребляют казаков. Ермак обращается в бегство.
«Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней –
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает...»
В этих строках мы наблюдаем борьбу Ермака с природой, как и в античной трагедии, здесь природа выступает в роли злого рока. Персонаж продолжает бороться с несправедливостью и снова показан в роли романтического героя. Но, как и у самого могущественного греческого героя Ахилла, у Ермака есть уязвимое место. Для него это дар Ивана Грозного, тяжелые доспехи, которые утягивают его на дно.
«Плывет... уж близко челнока –
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь – дар царя
Стал гибели его виною»
В этом фрагменте видна поэтическая условность думы Рылеева. Дело не в реалиях, а в какой-то поэтической стороне вещей. Далее автор показывает нам мертвого, но в каком-то смысле не побежденного Ермака.
«Ревела буря... вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали».
В финале Рылеев мастерски использует уже знакомые нам строчки, но теперь они уже имеют другой оттенок. Если подумать, то финальная картина напоминает нам почетные похороны военного, только в этой процессии участвует одна лишь природа.
Заключение
Прошло три года после создания думы «Смерть Ермака», произошло выступление на Сенатской площади. Это был венец политической и гражданской жизни Рылеева. Этот темпераментный человек был душой и мотором этого восстания. Восстание декабристов было подавлено, Рылеев арестован и последние месяцы провел в тюрьме. Он был приговорен к смертной казне и вместе с четырьмя товарищами повешен. Поэт в точности предсказал свою судьбу в думе «Наливайко».
«Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода»?
Рылеев в тюрьме
Непреклонный Кондратий Рылеев мог быть терпеливым и мягким. Он был христианином (рис. 5). Рис. 5. К. Рылеев
Особенно его христианская позиция была видна в конце жизни. Рылеев принял приговор без гнева и протеста. Сохранилось письмо, которое он написал жене в последние часы. Обычно предсмертное письмо писали перед дуэлью, где исход был неизвестен. У Рылеева сомнений не было. Интересно, что он пишет жене. Он просит ее примириться с происходящим и не гневаться ни на Бога, ни на государя, которые вынесли ему приговор. «Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе». Рылеев умер примиренным, простился с женой. Он принял смерть как смиренный человек, а не как бунтарь, каким он помнится нам в первую очередь. |
Как он и хотел, как и мечтал, пострадал за правое дело. И выходит, что был он настоящим романтиком. Он на деле исповедовал романтический принцип: живи, как пишешь, пиши, как живешь. Так и получилось: что Кондратий Рылеев жил, писал и умер как романтик.
Вопросы к конспектам
Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя-Ермака параллельны?»